Межгрупповое взаимодействие и межгрупповой конфликт
Межгрупповой конфликт является частным случаем межгруппового взаимодействия. В главах 2–4 мы рассматривали социальную группу как самостоятельную единицу, не связанную с другими группами, все процессы в которой ограничиваются самой этой группой. Однако ни одна социальная группа не может существовать сама по себе, вне взаимодействия с другими группами. Это вытекает из самого ее определения. Два из трех признаков группы (идентичность и членство) предполагают, что существует, по крайней мере, еще одна группа, от которой члены данной группы могли бы себя отличать и представители которой, в свою очередь, могли бы их идентифицировать.
Этот факт в социологии и социальной психологии был осознан очень давно, и поэтому были предложены специальные термины «своя группа» («in-group») и «чужая (внешняя) группа» («out-group»).
Таким образом, межгрупповое взаимодействие – необходимый элемент социальной действительности, без которого нельзя понять не только общественные процессы в целом, но и многие явления в самих социальных группах. Взаимодействие между социальными группами, как и внутригрупповые процессы, проявляются на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях.
Стереотипы восприятия
В основе любого межгруппового общения лежит образ представителей внешней группы, который формируется у людей, входящих и «свою» социальную группу.
Действительно, от человека, приехавшего в Москву, нередко можно услышать: «Ну, москвичи, они такие...», и дальше приводится набор определений, который меняется в зависимости от того, насколько успешным оказался визит человека. Если успешным – то определения будут скорее положительными, а если не очень – то наоборот.
Стереотипом восприятия называется формирующееся в определенной социальной группе обобщенное и упрощенное представление о нормах, ценностях и правилах поведения представителей своей или внешней социальной группы.
Если это представление касается своей собственной группы, то такие стереотипы называются автостереотипами. Если же речь идет об образе внешней группы, то стереотип называется гетеростереотипом.
Почему же люди склонны к обобщению образа какой-либо группы, почему они не могут реагировать на поведение каждого отдельного человека, вне зависимости от его групповой принадлежности? На это есть несколько причин.
Прежде всего, мир очень сложен, а информационные возможности каждого отдельного человека ограничены. Человек просто физически не способен оценивать поступки каждого, с кем он встречается в жизни, с учетом всего многообразия его жизненных обстоятельств и психологических особенностей. Поэтому мы обычно делим людей на категории (иногда эти категории совпадают с реально существующими социальными группами) и на основании своего личного опыта или опыта других людей сами для себя выдвигаем предположения об общих нормах и ценностях, свойственных «этим» людям, принадлежащим к какой-либо категории, об их психологических качествах и манере поведения.
Потребность в выработке стереотипов имеет и чисто практический смысл. Встречаясь и общаясь с людьми, входящими в различные социальные группы, человек должен прогнозировать их поведение. Естественно, что для этого он должен иметь хотя бы предварительное представление о том, как ведут себя «эти» люди в целом. Встречаясь с фанатом «Спартака», вы вряд ли будете заводить с ним разговор о Моцарте или о котировке акций, и уж наверняка не заикнетесь о достоинствах ЦСКА. Хотя вполне может оказаться, что для данного конкретного представителя «спартачей» эти темы могут быть интересны. Но, скорее всего, такой болельщик будет исключением из общей массы. Наконец, стереотипы возникают из-за того, что люди склонны поддерживать и оправдывать цели деятельности, нормы и ценности своей группы и относиться к другим группам в зависимости от того, соответствуют ли они этим целям, нормам, ценностям.
Все перечисленные факторы составляют индивидуальные предпосылки формирования стереотипа. Однако собственно групповой стереотип возникает тогда, когда такое представление перестает быть моим личным представлением и будет разделяться всеми членами моей группы или по крайней мере их большинством.
Лишь очень редко стереотипы ограничиваются только представлением о другой группе, чаще всего они включают и ее оценку. Стереотипы могут быть положительными и отрицательными. Иными словами, стереотипы включают в себя не только когнитивный, но и аффективный, оценочный элемент.
Как правило, автостереотипы бывают положительными, а гетеростереотипы – нейтральными или более отрицательными, чем автостереотипы. Однако в ряде случаев бывает и наоборот. Например, когда значительная часть группы разочаровалась в ее ценностях, гетеростереотипы могут стать более положительными, чем автостереотипы.
Маргинальность
Очень важным элементом межгруппового взаимодействия является маргинальность – состояние социальных категорий или личностей, принадлежащих двум или более социальным группам, но не принимающих до конца нормы ни одной из них, при условии, что некоторые базовые нормы и/или ценности этих групп взаимно несовместимы.
Маргинальные индивиды и группы появляются в самых разных социальных условиях; одним из наиболее важных факторов формирования маргинальности служат межрегиональные миграции. Маргиналы часто находятся в состоянии межролевого и внутриролевого напряжения, поскольку вынуждены играть плохо совместимые или даже взаимоисключающие роли в группах, на стыке которых они находятся; им приходится также подчиняться противоречащим друг другу социальным нормам и ценностям (см. 13.4).
Маргиналы играют неоднозначную роль как в жизни групп, в которые они входят, так и в жизни всего общества. Именно среди маргиналов чаще всего наблюдается девиантное поведение, они могут выступать в качестве разрушительной силы; но одновременно именно маргиналы чаще всего оказываются движущей силой социального развития.
Групповой фаворитизм
Формированием стереотипов восприятия и маргинальности не ограничиваются виды межгруппового взаимодействия. Психологов и социологов, изучавших межгрупповые отношения, в первую очередь, интересовали два аспекта: межгрупповая дискриминация (ингрупповой фаворитизм) и межгрупповая агрессия. Под межгрупповой дискриминацией понимается явление, когда в ходе межличностного общения, при распределении различного рода ресурсов, предпочтение отдается представителям «своей» группы в ущерб «чужой». Под межгрупповой агрессией понимаются коллективные действия одной или обеих контактирующих групп, осуществляемые посредством прямого физического воздействия (избиение, убийство или угроза таковых), направленные на то, чтобы лишить противоположную группу доступа к какому-либо ресурсу, подчинить эту группу своему влиянию или физически уничтожить ее как целое.
То, что люди часто предпочитают своих чужим, известно безо всяких исследований.
Но почему возникает это явление, насколько оно устойчиво, от каких факторов зависит? Это вопросы далеко не праздные, поскольку в повседневной жизни, в политике, в экономике люди постоянно сталкиваются с дискриминацией по признаку групповой принадлежности.
К объяснению этого явления ученые пытались подойти с двух сторон; различия здесь прослеживаются по тем же линиям, что и при определении объективности существования группы. Представители североамериканской науки настаивали на том, что люди предпочитают «своих» «чужим», когда это приносит им личную выгоду или позволяет добиться общегрупповых целей. Однако более правильной оказалась позиция европейских исследователей во главе с английским психологом Генри Таджфелом (см. 1.2.4). Они показали, что стремление к идентификации с определенной группой не всегда зависит от корыстных соображений, а часто даже осуществляется вопреки последним. Таким образом, согласно результатам европейских исследователей, стремление к групповой идентичности является внутренним свойством человека, а не объясняется только ситуативными соображениями личной выгоды. Так, в экспериментах было показано, что люди склонны поддерживать «своих», даже если им лично это не несет никакой выгоды. Более того, многие люди часто испытывают гораздо более сильный стресс из-за неудачи «своих», чем из-за собственных проблем.
В экспериментах европейских исследователей было показано, что люди стремятся поддерживать представителей «своей» группы тем сильнее, чем больше она отличается по каким-либо явным признакам от другой группы (или других групп) – по внешности, одежде, символическим элементам культуры и т.д. На характер отношений влияет также опыт предыдущего общения между группами: если это опыт позитивного успешного сотрудничества, то и в последующем можно ожидать проявления дружественных или по крайней мере нейтральных отношений. Если же в прошлом группы конкурировали, если между ними были открытые конфликты, то это влияет на характер их взаимодействия даже в самой благоприятной для позитивного сотрудничества ситуации.
Лучше всего, если члены двух групп начинают воспринимать друг друга как представителей некоторой более широкой общности.
Все эти выводы имеют большое значение для понимания не только отдельных групп, но и общества в целом. Действительно, все процессы выглядят совершенно по-разному, если в них участвуют отдельные индивиды, каждый из которых действует в соответствии со своими эгоистическими интересами, и в том случае, если реальными «актерами» в театре жизни являются социальные группы.
Межгрупповые конфликты
Межгрупповой конфликт является крайней формой проявления межгруппового напряжения. Большинство социологов конца XIX – первой половины XX века рассматривало конфликт как исключительное явление, нарушающее равновесие в обществе. Однако еще в середине XIX века К.Маркс утверждал, что конфликт является не просто необходимым элементом любой социальной системы, но и движущей силой развития. Главным источником конфликта в рамках любой антагонистической формации он считал противостояние двух основных классов: эксплуататоров и эксплуатируемых. В условиях буржуазного общества – это класс буржуазии и рабочий класс (пролетариат).
Маркс полагал, что предпосылки для социальных конфликтов имеются и в бесклассовых обществах (при родовом строе, а также в условиях социализма и коммунизма). Однако в этих формациях конфликты не носят антагонистического характера, то есть, в отличие от остальных формаций, они могут разрешаться без уничтожения самих членов общества, за счет сближения позиций конфликтующих сторон.
Большинство современных социологов согласны с Марксом в том, что конфликты органичны и даже плодотворны для общества, но не разделяют его позиций относительно неизбежности уничтожения основ частной собственности, вследствие антагонистических конфликтов.
Сегодня социологи выделяют также еще два вида конфликтов:
– неинституализированные, то есть протекающие без правил и без стремления противостоящих сторон найти консенсус;
– институализированные, предполагающие наличие правил ведения конфликтов, позволяющих избежать катастрофических последствий для цивилизации и находить оптимальные пути разрешения.
Прав ли Маркс или его критики, покажет время. Несомненно, однако, что в условиях современной сверхтехнологичной цивилизации все разумные люди должны искать пути мирного pазрешения конфликтов.
К сожалению, как показывает опыт, во многих современных конфликтах всегда находятся такие участники, которые в принципе не ориентированы на поиск оптимального решения. Поскольку классовое противостояние в глобальном обществе также носит глобальный характер, многие современные межгосударственные военные конфликты фактически являются межклассовыми. Политический экстремизм представляет опасность для всего человечества.
Обычно, говоря о политическом экстремизме, имеют в виду только экстремизм бедных и угнетенных. Но основную опасность для человечества представляет именно экстремизм богатых и сильных.
В заключение скажем несколько слов о соотношении конфликтов и ролевого напряжения.
Участие человека в межгрупповом конфликте совсем не обязательно ведет к возникновению ролевого напряжения. Институализированный конфликт, в котором каждый участник хорошо исполняет свои роли, может не вызывать ролевого напряжения (например, футбольный матч, результат которого устраивает обе команды, каждый игрок которых сыграл в соответствии с требованиями тренера).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 6
1. Дайте определение социального конфликта. Чем отличается социологическое понятие конфликта от обыденных представлений о конфликте? Чем отличается социальный конфликт как таковой от конфликта межгруппового? Дайте определение групповой динамике, назовите основные стратегии разрешения внутригрупповых конфликтов. Приведите примеры из собственного опыта и из художественной литературы, где были бы использованы те или иные стратегии разрешения внутригрупповых конфликтов.
2. Дайте определение стереотипов восприятия. В чем, с вашей точки зрения, состоят причины их формирования или устойчивости? Как вы думаете, какова была их роль в прежние эпохи, как изменятся их функции в эпохи будущие? Можно ли утверждать, что в условиях информационного общества роль стереотипов восприятия уменьшается? Приведите примеры гетеро- и автостереотипов восприятия, существующих в современной российской культуре.
3. Дайте определение маргинальности. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния на развитие и функционирование общества его маргинализации. Как связана маргинализация с ролевыми и межролевыми конфликтами? Приведите примеры маргинальных героев в художественной литературы. Как вы думаете, почему именно эти персонажи привлекли внимание авторов?
Основные термины и понятия
Групповая динамика– процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению.
Конфликт социальный– открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт возникает из-за конкуренции за доступ (к) или контроль над недостаточными ресурсами или возможностями.
Маргинальность– состояние социальных категорий или индивидов, принадлежащих двум или более социальным группам, не принимающим до конца нормы ни одной из них, при условии, что нормы и/или ценности этих групп взаимно несовместимы.
Стереотип восприятия– существующее в определенной социальной группе упрощенное преставление о нормах, ценностях и правилах поведения представителей своей или внешней социальной группы.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 390–411.
Популярная:
2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 2.
3. Монсон П. Лодка на аллеях парка / Пер. с англ. – М., 1998. Гл. 8.
Дополнительная:
4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 11. С. 252–277.
РАЗДЕЛ II. Общество
Глава 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО»
В повседневной речи в понятие «общество» мы вкладываем множество смыслов и нюансов. В социологии это понятие используется в более точном значении.
В самом широком смысле говорят об обществе как обо всей совокупности человеческих отношений (например, природа и общество, общественное развитие и т.д.). В этом смысле употребляется также понятие «человечество».
В более узком и более точном смысле под обществом понимается большая социальная группа, постоянно базирующаяся на определенной территории, имеющая собственную культуру и органы управления и обеспечивающая собственное демографическое воспроизводство.
Длительность существования общества должна составлять как минимум несколько поколений. Общество – носитель целостной культуры; оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей своих членов; в рамках общества сосредоточена основная часть их социальных контактов.
В господствующем в современной социологии определении общества можно выделить 5 основных компонентов:
1. Экономический. Общество обеспечивает жизнедеятельность своих членов, удовлетворение их основных биологических потребностей – в пище, одежде, жилье и т.д.
2. Демографический. Общество – это большая группа людей (не менее нескольких сотен человек), которая обеспечивает свое собственное естественное воспроизводство, то есть включает в себя как мужчин, так и женщин, вступающих в браки преимущественно в пределах данной общности (гомогамия), причем дети от этих браков также являются членами данного общества; длительность существования этой общности должна многократно превышать длительность человеческой жизни, то есть составлять не менее 150–200 лет.
3. Географический. Группа, составляющая общество, занимает определенную территорию, имеющую четкие географические границы (политические или естественные); представители данной группы должны составлять абсолютное большинство среди постоянного населения этой территории.
4. Нормативный. Группа должна обладать собственной системой управления и социальных норм, в значительной степени независимой по отношению к системам других обществ или более широких сообществ.
5. Социально-культурный. Общность должна обладать собственной культурой, осознаваемой ее членами как общая культура всего населения; у нее должен быть общий разговорный язык (что не исключает наличия локальных языков и диалектов); члены общества должны иметь самосознание своей групповой идентичности, неотъемлемой частью которой является исторический миф (в научном смысле слова), трактующий события, связанные с формированием и развитием данного общества, а также самоназвание.
В качестве обществ рассматривается население большинства государств, племенные и отдельные племена, союзы доаграрных формаций и т.д.
По мере роста населения Земли, усложнения и развития технологий численность обществ возрастала. Их размер зависел от двух факторов:
– от технологического уровня, поскольку от этого зависит численность людей, которые могут обеспечить свое существование на данной территории;
– от развития каналов и средств информации. (С этой точки зрения можно выделить три последовательные стадии: устная традиция; возникновение письменности; развитие системы средств массовой информации и телекоммуникаций (газеты, радио, телефон, телевидение).)
Формирование в последние годы всемирной информационной сети позволяет поставить вопрос о возникновении глобального общества, включающего в себя все население Земли.
Численность обществ охотников и собирателей составляла от 300–400 до нескольких тысяч человек. Численность аграрных обществ доходила до нескольких миллионов человек. Индустриальные и постиндустриальные общества насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов человек.
Несмотря на то что в социологии сложилось достаточно четкое определение понятия «общество», ученые признают, что далеко не всегда возможно однозначно определить, является ли данный объект обществом или нет. Так, население многих суверенных государств в принципе не может обеспечить удовлетворение всех основных потребностей своих граждан в силу ограниченности природных ресурсов и наличия международного разделения труда. С введением общеевропейской валюты и усилением роли общеевропейских организаций в качестве общества может рассматриваться все население европейских стран, входящих в Евросоюз и принявших евро в качестве валюты.
Наконец, в последние 15–20 лет по мере развития процесса глобализации значительно изменился круг общения значительной части жителей Земли. Реальные связи и контакты теперь не ограничены рамками локальных общностей или территорией отдельных государств. Все больше людей, чьи родственники, знакомые и просто деловые партнеры проживают в других государствах и на других континентах, исповедуют другую религию или не исповедуют никакой религии и говорят на другом языке. Человечество представляет собой уже не совокупность больших и достаточно изолированных друг от друга групп населения, составляющих отдельные общества, а сложную сеть межличностных взаимодействий, частью локализованных, а частью выходящих далеко за границы каждого отдельного государства иохватывающих весь мир. Взаимодействие между обществами часто становится более существенным фактором их развития, чем внутренние процессы. На этом основании некоторые социологи делают вывод, что необходимо либо вообще отказаться от представления об отдельных автономных обществах, либо в корне пересмотреть концепцию общества (Чарльз Тилли, Эммануэль Уоллерстайн). Со вторым предложением, безусловно, можно согласиться; вместе с тем понятие «общество» как отражение локальных групп населения еще долго (а может быть, ивсегда) будет необходимо в социологии, поскольку подавляющее число социальных связей большинства людей все равно сосредоточено в рамках национальных государств или наднациональных образований типа СНГ или Евросоюза.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 7
1. Дайте определение общества. Как, с вашей точки зрения, соотносятся понятия «общество» и «группа»? Укажите их общие черты и различия. Можно ли определить общество как большую группу? Назовите основные сферы общественной жизни. В чем состоит специфика социологического подхода к экономической сфере жизни общества по сравнению с подходами экономической науки? Дайте определение общественных отношений. Как, по вашему мнению, взаимосвязаны понятия общества и культуры? С какого исторического момента, с вашей точки зрения, можно говорить о возникновении Российского общества?
2. Сформулируйте определение категорий движения, развития и прогресса. В чем состоит основное отличие категорий развития и прогресса? Может ли развитие происходить в сторону ухудшения? С какими критериями прогресса вы уже знакомы? В чем их основные преимущества и недостатки? Как вы понимаете термин «европоцентризм»? Почему формирование в социологии критического отношения к европоцентрическому мировоззрению с неизбежностью привело и к развитию критическою отношения к концепциям прогресса? Как вы понимаете тезис об альтернативности общественного развития?
Термины и понятия
Демография– наука о народонаселении, изучающая его численность, состав, распределение и изменение.
Конвергенция – в широком смысле слова – это теория, обосновывающая возрастание сходства по мере экономического развития традиционных обществ.
Культура массовая – форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных и классовых субкультур.
Образцы поведения – устойчивые комплексы поведенческих актов, которые не принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и/или социальную ситуацию.
Общество – большая социальная группа, постоянно базирующаяся на определенной территории, имеющая собственную культуру и органы управления и обеспечивающая собственное демографическое воспроизводство.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 90–136.
Популярная:
2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996, гл. 8.
3. Монсон П. Лодка на аллеях парка / Пер. с англ. – М., 1998. Гл. 1.
Дополнительная:
4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 2. С. 43–53.
Глава 8. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ