Влияние особенностей групповой структуры современного общества на процессы социализации
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ). Здесь имеется два аспекта:
1. В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер – с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться);
2. Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным – множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованны. Так, цех подчинялся городской общине; нормы сельской и городской общины согласовывались на уровне лендлорда. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.
Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами:
1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;
2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов;
3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля как фактора социализации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 5
1. Дайте определение социализации. В чем состоит основное отличие личности от индивида, в чем вы видите смысл введения подобных различий? Укажите, из каких основных отделов состоит психика человека в концепции Фрейда. Считал ли Фрейд, что наличие у человека психологических комплексов всегда является признаком аномалии? Что означает понятие «обобщенного другого» в концепции Мида? Сравните концепции Фрейда и Мида, укажите, в чем они схожи, в чем – различны. Как связана концепция социализации Мида с ролевой теорией? Укажите основные принципы концепций Пиаже и Леонтьева–Рубинштейна.
2. Укажите, как взаимосвязаны социализация и социальный контроль? Согласитесь ли вы с утверждением, что в идеале социализация исключает девиацию? Почему?
Какова роль референтных групп в процессе социализации? В чем состоит основное отличие социализации в традиционном и современном обществах? Чем отличаются социализирующие агенты в традиционном и современных обществах? Дайте определение первичной и вторичной социализации. Каково их соотношение в традиционном и современном обществах?
Основные термины и понятия
Группа референтная – социальная группа, на нормы и ценности которой ориентируется индивид в своем социальном поведении.
Социализация– совокупность способов формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.
Социализация вторичная – социализация, происходящая во взрослом состоянии и выражающаяся главным образом в изменении внешнего поведения человека.
Социализация первичная– социализация, происходящая в детстве и совпадающая с процессом формирования человеческого Я.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 67–78.
2. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 360–379.
Популярная:
3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 58–69.
4. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. Изд. 3-е. – М., 2010.
Дополнительная:
5. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 5. С. 54–73.
6. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 94–130.
Глава 6. Межгрупповое взаимодействие и межгрупповые конфликты
Понятие конфликта
«Конфликт – открытая борьба между индивидуумами или группами в обществе или между государствами (нациями). Конфликт часто возникает из-за конкуренции за доступ (к) или контроль над недостаточными ресурсами или возможностями» [7,I, 128].
Если попытаться более строго определить конфликт, то можно выделить следующие его компоненты:
1) две или более сторон, каждая из которых стремится обладать каким-то ресурсом (или ресурсами) в возможно большем количестве;
2) определенный ограниченный ресурс, в обладании которым заинтересована каждая из сторон;
3) правила взаимодействия, согласно которым увеличение количества ресурса в распоряжении одной из сторон ведет к уменьшению его в ведении другой стороны (или других сторон);
4) наконец, возможности для каждой из сторон вести необходимые действия для достижения своих целей или защиты интересов.
Таким образом, конфликт – это открытые активные действия, которые, как правило, вырастают на базе скрытого напряжения. Конфликты, рассматриваемые в социологии, делятся на внутригрупповые и межгрупповые. Причины внутригрупповых конфликтов могут лежать как внутри, так и вне группы.
Внутригрупповыми факторами вызываются:
– личностный конфликт между индивидами или индивида с группой;
– конфликт принадлежности, когда внутри группы образуются подгруппы.
Внешними по отношению к группе факторами вызывается конфликт, когда некоторые члены группы являются одновременно членами других групп, имеющих противоположные интересы.
Групповая динамика – это процесс, посредством которого взаимодействие между индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению.
Групповая динамика находит выражение в разрешении конфликтов. Основные стратегии разрешения внутригрупповых конфликтов:
– образование нескольких подгрупп и принятие своеобразной конвенции о взаимоотношениях между ними;
– удаление инакомыслящих членов группы;
– выбор «козла отпущения», то есть члена группы, которому приписывается вина за все ее неудачи, приведшие к конфликту;
– организационные изменения в группе (фиксация общей цели или изменение групповой цели; изменение в плане действий; выбор новых средств для достижения целей; реформа структуры – централизация-децентрализация);
– появление или смена руководителя, изменение способа управления группой;
– распад группы.