Влияние особенностей групповой структуры современного общества на процессы социализации

Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мо­бильности (разделение труда, проницаемость социальных границ). Здесь имеется два аспекта:

1. В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «пред­ва­рительной социализации». В современном обществе социальная мо­бильность носит вероятностный характер – с каждой стартовой по­зиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых груп­пах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться);

2. Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным – множественность и взаимонезависи­мость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, дей­ствующие в разных агентах социализации, более согласованны. Так, цех подчинялся городской общине; нормы сельской и городской об­щины согласовывались на уровне лендлорда. Для современного об­щества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.

Проблемы социализации в современном российском обществе свя­заны с тремя обстоятельствами:

1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;

2) коренным и очень быстрым изменением социальной структу­ры общества; неспособностью многих новых социальных групп обес­пе­чить воспроизводство своих рядов;

3) ослаблением системы формального и неформального социаль­ного контроля как фактора социализации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 5

1. Дайте определение социализации. В чем состоит основное от­ли­чие личности от индивида, в чем вы видите смысл введения по­доб­ных различий? Укажите, из каких основных отделов состоит пси­хика человека в концепции Фрейда. Считал ли Фрейд, что наличие у чело­века психологических комплексов всегда является признаком анома­лии? Что означает понятие «обобщенного другого» в концепции Ми­да? Сравните концепции Фрейда и Мида, укажите, в чем они схожи, в чем – различны. Как связана концепция социализации Мида с ролевой теорией? Укажите основные принципы концепций Пиаже и Леонтьева–Рубинштейна.

2. Укажите, как взаимосвязаны социализация и социальный конт­роль? Согласитесь ли вы с утверждением, что в идеале социа­ли­зация иск­лючает девиацию? Почему?

Какова роль референтных групп в про­­цессе социализации? В чем состоит основное отличие социа­лиза­ции в традиционном и совре­мен­ном обществах? Чем отличаются со­циализирующие агенты в тради­ционном и современных об­щест­вах? Дайте определение первичной и вторичной социализации. Ка­ко­во их соотношение в традиционном и современном обществах?

Основные термины и понятия

Группа референтная – социальная группа, на нормы и ценности ко­торой ориентируется индивид в своем социальном поведении.

Социализация– совокупность способов формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.

Социализация вторичная – социализация, происходящая во взрос­лом состоянии и выражающаяся главным образом в изменении внеш­него поведения человека.

Социализация первичная– социализация, происходящая в дет­стве и совпадающая с процессом формирования человеческого Я.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 67–78.

2. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 360–379.

Популярная:

3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 58–69.

4. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. Изд. 3-е. – М., 2010.

Дополнительная:

5. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 5. С. 54–73.

6. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 94–130.

Глава 6. Межгрупповое взаимо­дей­ст­вие и межгрупповые конфликты

Понятие конфликта

«Конфликт – открытая борьба между индивидуумами или груп­па­ми в обществе или между государствами (нациями). Конфликт часто возникает из-за конкуренции за доступ (к) или контроль над недос­та­точными ресурсами или возможностями» [7,I, 128].

Если попытаться более строго определить конфликт, то можно вы­делить следующие его компоненты:

1) две или более сторон, каждая из которых стремится обладать каким-то ресурсом (или ресурсами) в возможно большем количестве;

2) определенный ограниченный ресурс, в обладании которым заин­тересована каждая из сторон;

3) правила взаимодействия, согласно которым увеличение коли­чества ресурса в распоряжении одной из сторон ведет к уменьшению его в ведении другой стороны (или других сторон);

4) наконец, возможности для каждой из сторон вести необходи­мые действия для достижения своих целей или защиты интересов.

Таким образом, конфликт – это открытые активные действия, ко­торые, как правило, вырастают на базе скрытого напряжения. Конфликты, рассматриваемые в социологии, делятся на внутри­груп­повые и межгрупповые. Причины внутригрупповых конфликтов могут лежать как внутри, так и вне группы.

Внутригрупповыми факторами вызываются:

– личностный конфликт между индивидами или индивида с груп­пой;

– конфликт принадлежности, когда внутри группы образуются подгруппы.

Внешними по отношению к группе факторами вызывается кон­фликт, когда некоторые члены группы яв­ляются одновременно чле­на­ми других групп, имеющих противоположные интересы.

Групповая динамика – это процесс, посредством которого взаимо­действие между индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению.

Групповая дина­мика находит выражение в разрешении конфлик­тов. Основные стратегии разрешения внутригрупповых конфлик­тов:

– образование нескольких подгрупп и принятие своеобразной кон­венции о взаимоотношениях между ними;

– удаление инакомыслящих членов группы;

– выбор «козла отпущения», то есть члена группы, которому при­пи­сывается вина за все ее неудачи, приведшие к конфликту;

– организационные изменения в группе (фиксация общей цели или изменение групповой цели; изменение в плане действий; выбор но­вых средств для достижения целей; реформа структуры – центра­ли­зация-децентрализация);

– появление или смена руководителя, изменение способа управ­ле­ния группой;

– распад группы.

Наши рекомендации