Классификация групповых норм
Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам. Назовем наиболее важные из них.
Модальность нормы
Нормы могут быть предписывающими и запрещающими.
Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения (поведенческий образец – «behavioral pattern», англ.) считается желательным или обязательным в той или иной ситуации.
Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми или нежелательными в данной социальной группе.
Примером данной классификации социальных норм могут быть дорожные знаки.
Степень обязательности норм
С этой точки зрения можно выделить:
– нормы-правила – основные («жесткие») нормы, обязательные для членов какой-либо группы;
– нормы-ожидания – «мягкие» нормы, которые предписывают (или наоборот ограничивают) какие-либо формы поведения, но не определяют их как абсолютно недопустимые или наоборот строго обязательные. Примером норможиданий являются ограничивающие нормы, указывающие на то, какие способы поведения считаются допустимыми, но нежелательными в той или иной ситуации.
За нарушение норм-правил обычно полагаются более строгие санкции, чем за нарушение норм-ожиданий.
Степень формализации норм
Нормы бывают формальные и неформальные.
К формальным нормам относятся нормы, которые четко зафиксированы в письменной форме, максимально однозначны и предписаны данной группе более широкими социальными общностями, составной частью которых они являются или которые ими управляют.
Неформальные нормы – правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой.
Наконец, можно предложить еще одну классификацию социальных норм, которая редко упоминается в учебной литературе, но которая тем не менее имеет очень большое значение в повседневной жизни.
Все нормы можно поделить на количественные и качественные. Дело в том, что нормы всегда определяют допустимое поведение человека по отношению к какому-нибудь социально значимому параметру. А каждый параметр является либо количественным, либо качественным. Так, норма поведения может состоять в том, что мужчинам следует пропускать женщин перед собой, входя в какую-либо дверь. Здесь нормативный параметр качественный и имеет всего два значения – пропускать или не пропускать.
С другой стороны, социальная норма может состоять в том, что неудобно опаздывать более чем на пять минут. В данном случае нормативный параметр – количественный (время). Различие между количественными и качественными нормами имеет большое значение при определении отклоняющегося поведения.
В современном обществе все большее значение приобретают количественные нормы, так как устойчивость общества требует все более точного соблюдения правил.
Конформизм
Конформизм – стремление индивида (подгруппы) соответствовать ценностям и нормам доминантной или референтной группы.
Если консенсус есть характеристика группы, то конформизм – характеристика поведения индивида или подгруппы по отношению к группе. Конформизм, так же как и консенсус, может проявляться на когнитивном, аффективном и поведенческом уровне. И так же как в случае с консенсусом, эти три формы совсем не обязательно разделяются каждым членом группы.
Начало экспериментальному исследованию явления конформизма положили американские исследователи. В 1930–40-х гг. XX в. С.Эш и М.Шериф провели ряд исследований влияния большинства группы на индивидуальное мнение испытуемых. Около трети испытуемых, попадая в окружение «подставных» лиц, дающих заведомо неверные ответы относительно восприятия какого-либо объекта, присоединяются к этим показаниям, несмотря на их очевидную ложность. Исследования американских психологов изначально были направлены на выявление того, как мнение большинства влияет на установки меньшинства. Внимание европейских исследователей, наоборот, было сосредоточено на группе как целостном образовании, а также на проблеме лидерства. Было показано, что индивиды, входящие в группы, обладают разным статусом. В зависимости от статуса, а также от особенностей своего поведения меньшинство может не только не подчиниться нормам большинства, но и заставить последнее изменить свои нормы.
В частности, английский исследователь Г.Таджфел показал в серии экспериментов, что: 1) стремление принадлежать к группе является фундаментальным свойством человеческой натуры; 2) люди стремятся поддерживать «своих», даже если это не сулит им явной личной выгоды; 3) групповая идентичность сохраняется, даже когда прекратилась совместная групповая деятельность, ради которой эта группа возникла (была создана); 4) многие важные для человека социальные группы и квазигруппы не выбираются и не создаются им в процессе самостоятельной деятельности; они существуют независимо от воли отдельного конкретного человека, и он оказывается их членом помимо собственного желания (родительская семья, класс в школе, дворовая компания, подразделение в армии, этнос и т.д.); 5) активное меньшинство зачастую значительно сильнее влияет на мнения отдельного рядового члена, чем пассивное большинство, и нередко именно его мнение утверждается в группе как общепринятое.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 3
1. Дайте определение социальной роли. Почему именно группа, а не индивид является носителем социальных ролей? Вспомните, какие социальные роли вам приходилось играть в течение сегодняшнего дня. Кто при этом выполнял роль лидера? В чем состоят основные различия между инструментальным и экспрессивным лидерами? В группах какого типа существует подобный дуализм лидерства? Приведите собственные примеры одновременного существования инструментального и экспрессивного лидеров. Доводилось ли вам быть свидетелями конфликтов между ними? Подумайте, какие ситуации стимулируют возникновение этих конфликтов, какие, напротив, их сглаживают и устраняют? Какие группы, с точки зрения современной науки, являются наиболее устойчивыми? Почему?
2. Дайте определение ролевого напряжения. Всегда ли в его возникновении виноват сам человек? Каким образом в теории ролевых напряжений проявляется принцип, согласно которому носителем роли является группа, а не индивид? Назовите основные причины возникновения внутриролевых напряжений. Внутриролевое напряжение какого типа оказывается наиболее трудно устранимым? Дайте определение межролевого напряжения. Всегда ли его возникновение вызвано включенностью человека в две и более групп, или же оно может быть вызвано причинами, находящимися в одной группе? Приведите конкретные примеры из жизни, иллюстрирующие различные причины возникновения внутриролевых и межролевых напряжений. Всегда ли межролевое напряжение ведет к возникновению внутриролевого напряжения?
3. Дайте определения социальных ценностей и социальных норм. Укажите, чем близки эти понятия, в чем состоят их основные различия. В любой ли социальной группе должны существовать нормы и ценности? Укажите, какова связь групповых норм и ролевых ожиданий. Дайте определение аномии, приведите из истории России примеры ситуаций, когда аномия была определяющим состоянием общественного сознания. Какое общество – традиционное или индустриальное – в большей степени подвержено опасности возникновения состояния аномии? Дайте определение конформизма. В чем состоит основное отличие обыденного и социологического значения этого слова?
Основные термины и понятия
Аномия – это утрата значительной частью общества или социальной группы центральных для системы ценностных ориентаций.
Нормы– правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между ролями в группе, а также между членами той или иной группы и их ролевыми функциями.
Межролевое напряжение – это явление, при котором человек вынужден играть две или более социальных ролей, основные требования которых по существенным параметрам не согласуются или даже противоречат друг другу. Роль (социальная) – поведение, которое ожидается от человека, являющегося членом данной группы.
Ролевое напряжение – это результат несоответствия между личностными характеристиками и установками личности, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями по отношению к личности со стороны группы, в которую она входит, – с другой.
Ценности– разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 50–59.
Популярная:
2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 4.
3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 52–59.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 2003.
Дополнительная:
5. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 72–79, 145–146.
Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ