Классификация групповых норм

Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам. Назовем наиболее важные из них.

Модальность нормы

Нормы могут быть предписывающими и за­прещающими.

Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения (пове­ден­ческий образец – «behavioral pattern», англ.) считается желатель­ным или обязательным в той или иной ситуации.

Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считаю­щие­ся недопустимыми или нежелательными в данной социальной груп­пе.

Примером данной классификации социальных норм могут быть дорожные знаки.

Степень обязательности норм

С этой точки зрения можно выде­лить:

– нормы-правила – основные («жесткие») нормы, обязательные для членов какой-либо группы;

– нормы-ожидания – «мягкие» нормы, которые предписывают (или наоборот ограничивают) какие-либо формы поведения, но не оп­ределяют их как абсолютно недопустимые или наоборот строго обя­зательные. Примером норможиданий являются ограничивающие нормы, указывающие на то, какие способы поведения считаются до­пустимыми, но нежелательными в той или иной ситуации.

За нарушение норм-правил обычно полагаются более строгие санкции, чем за нарушение норм-ожиданий.

Степень формализации норм

Нормы бывают формальные и не­формальные.

К формальным нормам относятся нормы, которые четко за­фикси­ро­ваны в письменной форме, максимально однозначны и пред­писаны данной группе более широкими социальными общностя­ми, составной частью которых они являются или которые ими управ­ляют.

Неформальные нормы – правила повседневного общения, соблю­де­ние которых обеспечивается обычаями и привычкой.

Наконец, можно предложить еще одну классификацию социаль­ных норм, которая редко упоминается в учебной литературе, но кото­рая тем не менее имеет очень большое значение в повседневной жизни.

Все нормы можно поделить на количественные и качест­вен­ные. Дело в том, что нормы всегда определяют допустимое поведение че­ло­века по отношению к какому-нибудь социально значимому па­ра­метру. А каждый параметр является либо количественным, либо ка­че­ственным. Так, норма поведения может состоять в том, что мужчи­нам следует пропускать женщин перед собой, входя в какую-либо дверь. Здесь нормативный параметр качественный и имеет всего два значения – пропускать или не пропускать.

С другой стороны, социальная норма может состоять в том, что не­удобно опаздывать более чем на пять минут. В данном случае нор­мативный параметр – количественный (время). Различие между количественными и качественными нормами имеет большое зна­че­ние при определении отклоняющегося поведения.

В современном обществе все большее значение приобретают количественные нормы, так как устойчивость общества требует все более точного соблюдения правил.

Конформизм

Конформизм – стремление индивида (подгруппы) соответство­вать ценностям и нормам доминантной или референтной группы.

Если консенсус есть характеристика группы, то конформизм – характеристика поведения индивида или подгруппы по отношению к группе. Конформизм, так же как и консенсус, может проявляться на когнитивном, аффективном и поведенческом уровне. И так же как в случае с консенсусом, эти три формы совсем не обязательно разде­ляют­ся каждым членом группы.

Начало экспериментальному исследованию явления конформиз­ма положили американские исследователи. В 1930–40-х гг. XX в. С.Эш и М.Шериф провели ряд исследований влияния большинства группы на индивидуальное мнение испытуемых. Около трети ис­пытуе­мых, попадая в окружение «подставных» лиц, дающих заведомо не­верные ответы относительно восприятия какого-либо объекта, присоединяются к этим показаниям, несмотря на их очевидную ложность. Исследования американских психологов изначально были на­прав­лены на выявление того, как мнение большинства влияет на установ­ки меньшинства. Внимание европейских исследователей, наоборот, было сосредоточено на группе как целостном образовании, а также на проблеме лидерства. Было показано, что индивиды, входящие в груп­пы, обладают разным статусом. В зависимости от статуса, а также от особенностей своего поведения меньшинство может не только не подчиниться нормам большинства, но и заставить последнее изме­нить свои нормы.

В частности, английский исследователь Г.Таджфел показал в се­рии экспериментов, что: 1) стремление принадлежать к группе яв­ляет­ся фундаментальным свойством человеческой натуры; 2) люди стре­мятся поддерживать «своих», даже если это не сулит им явной лич­ной выгоды; 3) групповая идентичность сохраняется, даже когда прекратилась совместная групповая деятельность, ради которой эта группа возникла (была создана); 4) многие важные для человека со­циальные группы и квази­груп­пы не выбираются и не создаются им в процессе самостоятельной дея­тельности; они существуют независимо от воли отдельного конкрет­ного человека, и он оказывается их членом помимо собственного желания (родительская семья, класс в школе, дворовая компания, под­разделение в армии, этнос и т.д.); 5) актив­ное меньшинство зачастую значительно сильнее влияет на мнения отдель­ного рядового члена, чем пассивное большинство, и нередко имен­но его мнение утверждается в группе как общепринятое.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 3

1. Дайте определение социальной роли. Почему именно группа, а не индивид является носителем со­ци­аль­ных ролей? Вспомните, ка­кие социальные роли вам прихо­ди­лось играть в течение сегодняшнего дня. Кто при этом выполнял роль ли­де­ра? В чем состоят основные различия между инструментальным и экспрессивным лидерами? В группах какого типа существует по­доб­ный дуализм лидерства? Приведите собственные примеры одно­вре­мен­ного существования инструментального и экспрессивного ли­деров. Доводилось ли вам быть свидетелями конфликтов между ни­ми? Подумайте, какие ситуа­ции стимулируют возникновение этих кон­фликтов, какие, напротив, их сглаживают и устраняют? Какие группы, с точки зрения совре­мен­ной науки, являются наиболее ус­той­чивыми? Почему?

2. Дайте определение ролевого напряжения. Всегда ли в его воз­никновении виноват сам человек? Каким образом в теории ролевых напряжений проявляется принцип, согласно которому носителем роли является группа, а не индивид? Назовите основные причины воз­никновения внутриролевых напряжений. Внутри­ролевое напря­же­ние какого типа оказывается наиболее трудно устра­ни­мым? Дайте опре­деление межролевого напряжения. Всегда ли его возникновение вызвано включенностью человека в две и более групп, или же оно мо­жет быть вызвано причинами, находящимися в одной группе? Приве­дите конкретные примеры из жизни, иллюстрирующие различные причины возникновения внутриролевых и межролевых нап­ряжений. Всегда ли межролевое напряжение ведет к возник­но­ве­нию внутриро­левого напряжения?

3. Дайте определения социальных ценностей и социальных норм. Укажите, чем близки эти понятия, в чем состоят их основные разли­чия. В любой ли социальной группе должны существовать нормы и цен­нос­ти? Укажите, какова связь групповых норм и ролевых ожида­ний. Дайте определение аномии, приведите из истории России при­ме­ры ситуаций, когда аномия была определяющим состоянием об­ществен­ного сознания. Какое общество – тради­ционное или индустриальное – в большей степени подвержено опас­­ности возникновения состояния аномии? Дайте определение кон­фор­мизма. В чем состоит основное отличие обы­денного и социологического значения этого слова?

Основные термины и понятия

Аномия – это утрата значительной частью общества или со­циаль­ной группы центральных для системы ценностных ориентаций.

Нормы– правила поведения, ожидания и стандарты, регули­рую­щие взаимодействие между ролями в группе, а также между членами той или иной группы и их ролевыми функциями.

Межролевое напряжение – это явление, при котором человек вы­нужден играть две или более социальных ролей, основные требо­вания которых по существенным параметрам не согласуются или даже противоречат друг другу. Роль (социальная) – поведение, которое ожи­дается от человека, являющегося членом данной группы.

Ролевое напряжение – это результат несоответствия между лич­ност­ными характеристиками и установками личности, с одной сторо­ны, и ролевыми ожиданиями по отношению к личности со стороны группы, в которую она входит, – с другой.

Ценности– разделяемые в обществе (группе) убеждения отно­си­тельно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 50–59.

Популярная:

2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 4.

3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 52–59.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 2003.

Дополнительная:

5. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 72–79, 145–146.

Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Наши рекомендации