Тема занятия 14: Социология религии
1. Предмет социологии религии
2. Основные мировые религии: Ислам, Христианство, Буддизм
3. Система типов релизиозных структур по Р.Беллаху и М.Веберу.
4. Религиозное сознание. Религиозная деятельность. Религиозные организации. Церковь и государство. Сектанство
5. Современная религиозная ситуация в Казахстане. Социальная функция религии в обществе – 1 час.
Тема занятия 15: Этносоциология или социология наций
1. Генезис социологии наций: этнические общности, этнос, семья, род, племя, народность, нация, народ.
2. Основные понятия этносоциологии: шовинизм, национализм, расовое неравенство, этническая группа, расизм, ассимиляция, толерантность.
3. Национальный конфликт.
4. Направления этносоциологии - экономическое, социальное, духовное.
5. Современная межнациональная политика в Казахстане и феномен биллингвизма– 1 час.
7. Силлабус для студентов
Казахская головная архитектурно-строительная академия Силлабус «Социология» ФОГП для всех специальностей 2 кредита бакалавриата 2017-2018 уч. года часов: лекционных 15 практических: 15 Асс/профессор Касымова Л.Н. |
2017-2018 Cоциология КазГАСА Касымова Л.Н.
Темы лекционных занятий
Модуль I
Л 1: | Предмет социологии – 1 час | ||||
Л 2: | История развития социологии – 1 час | ||||
Л 3: | Общество как социальная система – 1 час | ||||
Л 4: | Социология социальной структуры – 1 час | ||||
Л 5: | Социология личности – 1 час | ||||
Л 6: | Социология культуры – 1 час | ||||
Л 7: | Социология коммуникации и средств массовой информации – 1 час | ||||
Л 8: | Социология девиантного поведения и социального контроля – 1 час Модуль II | ||||
Л 9: Социология семьи – 1 час | |||||
Л 10:Методика и методология социологических исследований – 1 час
Л 11: Социология труда – 1 час
Л 12: Социоогия управления – 1 час
Л 13: Социология экономики и организаций – 1 час
Л 14: Социология религий – 1 час
Л 15: Социология наций – 1 час
Темы практических занятий
Модуль I
П 1: | Предмет социологии – 1 час | ||||
П 2: | История развития социологии – 1 час | ||||
П 3: | Общество как социальная система – 1 час | ||||
П 4: | Социология социальной структуры – 1 час | ||||
П 5: | Социология личности – 1 час | ||||
П 6: | Социология культуры – 1 час | ||||
П 7: | Социология коммуникации и средств массовой информации – 1 час | ||||
П 8: | Социология девиантного поведения и социального контроля – 1 час Модуль II | ||||
П 9: Социология семьи – 1 час | |||||
П 10: Методика и методология социологических исследований – 1 час
П 11: Социология труда – 1 час
П 12: Социоогия управления – 1 час
П 13: Социология экономики и организаций – 1 час
П 14: Социология религий – 1 час
П 15: Социология наций – 1 час
График СРС и СРСП
Недели | Номера занятий по силлабусу | СРС Темы и вид задания (с указанием страниц литературы) | Сроки выдачи и приемы задания (недели) | В том числе СРСП | ||||||||||||
Темы и вид задания (с указанием страниц литературы и объема) | Сроки выдачи и приема задания (недели) | |||||||||||||||
Модуль 1 | ||||||||||||||||
Л.1 П.1 | СРС 1 (3 ч.), [1-6 (осн.), 1-3 (доп)] Опишите: 1) связь социологии с философией и политологей. 2) 3 уровня социологического знания (теоретический, теории среднего уровня, эмпирический) | СРСП 1 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Эссе на тему «Социология – наука об обществе» | ||||||||||||||
Л.2 П.2 | СРC 2 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Работа со словарем. Основные понятия: понимающая социология по Г.Зиммелю и М.Веберу, социальная динамика и социальная статика по О.Конту, макросоциология и микросоциология | СРСП 2 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Составить глоссарий по лекции № 2 | ||||||||||||||
Л.3 3 П.3 3 | СРМ 3 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Опишите ваш статус приписанный и статус приобретенный. | СРСП 3 (1 ч.). [1-3 (доп.)] Деловая игра на тему «Простое и сложное общество по Э.Дюркгейму» | ||||||||||||||
Л.4 П.4 | СРС 4 (3 ч.). [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Охарактеризуйте основные классы современного казахстанского общества. | СРСП 4 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Глоссарий на тему №4 | ||||||||||||||
Л.5 П.5 | СРС 5 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] О Опишите ваши этапы социализации: п ервичная, вторичная, ресоциализация, десоциализация | СРСП 5 (1 ч.). [1-3 (доп.)] Эссе на тему «Моя социальная природа» | ||||||||||||||
Л.6 П.6 | СРС 6 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Охарактеризуйете признаки молодёжной субкультуры: слэнг, теорию аномии стигматизации (наклеивания ярлыков и клеймения), нетрадиционную форму одежды и поведения, меломанию и др.) | СРСП 6 (1 ч.). [1-3 (доп.)] Реферат на тему «Массовая культура и её виды (кино, печать, поп-музыка, мода)» | ||||||||||||||
Л.7 П.7 | СРC 7 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Опишите систему СМИ в совре- менном Казахстанском обществе по принципу: элементы тоталитаризма (контроль всех ситуаций) и демократии | СРCП 7 (1 ч.). [1-3 (доп.)] Используя метод контент-анализа напишите эссе на темы: «Безработица среди молодёжи», «Молодежь на рынке труда» | ||||||||||||||
Л.8.П.8 | СРС 8. (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] 1) Охарактеризуйте теорию суицида Э.Дюркгейма в его работе «Самоубийство»; 2) Опишите типы девиации по Р.Мертону: конформизм, инновация, ритуализм, ретретизм, бунт. | СРСП 8 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Эссе на одну из тем «Преступность», «Алкоголизм», «Проституция», «Суицид», «Наркомания», «Социальная аномия» | ||||||||||||||
Модуль II | ||||||||||||||||
Л.9 П.9 | СРC 9 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] 1) Работа с терминами. Основные понятия: нуклеарная семья, моногамия, полигиния, полиандрия, экзогамия, эндогамия, матриархат, патриархат, 2) Опишите проблему развода в современном мире и укажите альтернативы браку и семье (сожительство, гражданский брак, материнская семья, двоеженство и т.д.). | СРCП 9 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Дайте характеристику своей семье, классифицируя членов вашей семьи, согласно социальной структуре общества | ||||||||||||||
Л10 П10 | СРC10 (3 ч. ) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Работа со словарем. Основные по- нятия: описательное исследование, аналитическое исследование, опрос, генеральная совокупность, выбо- рочная совокупность, респондент, репрезантивность, контент-анализ | СРCП 10 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Проведите исследования со студентами используя глубинные интервью, (in-depth-interview), наблюдение, эксперимент, анализ личных документов | ||||||||||||||
Л11 П11 | СРC 11 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Охарактеризуйте: 1) теорию отчуждения труда К.Маркса; 2) теорию социального конфликта Р. Дарендорфа по его работе «Аномия и конфликтная модель общества». | CРCП 11 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Опишите пункты в соответствии со спецификой Вашей будущей трудовой деятельностью: а) ваше физическое состояние: б) способности | ||||||||||||||
Л12 П12 | СРC 12 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] 1) Работа со словарем. Основные понятия: управление впечатлениями, символический интеракционизм, социальный обмен; авторитаризм, демократия, либерализм, анархизм; координация, субординация, реординация. 2) Охарактеризуйте теории: а) социального действия М.Вебера и Т.Парсонса б) управления Ф.Тейлора. | СРCП 12 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Эссе на тему «Рестрикционизм и абсентеизм» | ||||||||||||||
Л13 П13 | СРC 13 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] 1) Опишите социальные корни предпринимательства в работах М.Вебера. 2) Дайте характеристику основным моделям хозяйственной организации: бюрократизм, патернализм, фратернализм, партнерство. | СРCП 13 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Дайте определение КазГАСА как социальному институту, сделав упор на систему координации, субординации, реординации между студентами и преподавателями | ||||||||||||||
Л14 П14 | СРС14 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Охарактеризуйте систему типов релизиозных структур по Р.Беллаху и М.Веберу | СРСП 14 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Круглый стол на тему «Религиозный экстремизм и сектантство» | ||||||||||||||
Л15 П15 | СРС 15 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Работа со словарем. Основные понятия: этнос, семья, род, племя, народность, нация, народ. | СРСП 15 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Дебаты на тему «Сущность шовинизма, национализма, расизма, ассимиляции» | ||||||||||||||
Список литературы
Основная:
1. Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007.
2. Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004.
3. Кернаценский М.В., Шатина Н.В. Основы социологии и политологии. - Учебное пособие.-М.: Форум: Инфра-М, 2002*.-192 с.
4. Социология для технических вузов: Учебное пособие / Под ред.С.Н.Яременко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001*.-416 с.
2017-2018 Cоциология КазГАСА Касымова Л.Н.
5. Кравченко А.И. Социология: Учебник.-М.: ЮНИТИ, 2009.
6. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М: Проспект.- 2008.-240 с.
7. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник.-М.: ЮНИТИ, 2009.
8. Акбаева Л.Н. Акбаева Л.Н. Социология: Электронный учебник.-Алматы: КазГАСА, 2010.-165 с.
Дополнительная:
1. Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000.
2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001
3. Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002.
4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002.
5. Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000.
6. Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008.
7. Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1,2. – М., 2009.
8. Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004.
9. Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002.
10. Интернет ресурсы: www.sociology.ru
9. Контроль и оценка знаний студентов
Формула подсчёта оценки знаний студентов
Контроль учебных достижений студентов проводиться в форме текущего (ТК), рубежного (Р1 и Р2), экзамена (Е) и итогового контроля (U).
К текущему контролю относится выполнение всех заданий-рефератов, контрольных работ, тестирования согласно графика СРС в период учебного семестра.
Рубежный контроль подразделяется на первый и второй рейтинговые контроли, проводимые на 8-ой и 15-ой неделях семестра. Обучающиеся студенты, набравшие Рср. по дисциплине менее 50% к экзамену по данной дисциплине не допускаются и обязаны пройти Retake (повторное изучение и сдача).
Изучение дисциплины заканчивается письменным экзаменом (Е).- Итоговый контроль (U) – подсчитывается после сдачи экзамена (Е).
Критерии оценки. Итоговая оценка включает:
– рейтинговый контроль – 40%; – экзамен – 60%. Итоговая оценка подсчитывается по формуле ,
где P1 – цифровой эквивалент оценки первого рейтинга;
P2 – цифровой эквивалент оценки второго рейтинга
Е – цифровой эквивалент экзаменационной оценки.
Буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в балах определяются по процентному содержанию правильных ответов согласно нижеприведенной таблице.
Политика и процедуры
Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий – за 2 дня до начала экзаменационной сессии. Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.
Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Студент должен своевременно выполнять задания на СРС согласно установленного графика. За высококачественное и своевременное выполнение заданий на СРС по графику, хорошую посещаемость и активную работу на занятиях студент может
2017-2018 Cоциология КазГАСА Касымова Л.Н.
быть поощрен дополнительными баллами рейтинга, проводимого в 8-ой и 15-ой неделях
семестра или экзамена (до 10 %), оцениваемого по 100-баллной шкале (в процентах). При этом учитывается аккуратное ведение конспекта лекций.
В случае несвоевременной сдачи заданий на СРС рейтинг может быть снижен. К
экзаменам допускаются студенты, полностью выполнившие учебную программу курса.
Студенты, набравшие Рср. по дисциплине менее 50%, к экзамену по данной дисциплине не допускаются и обязаны пройти Retake (повторное изучение и сдача).
Требования, предъявляемые студентам:
1) аккуратно посещать занятия, свободное посещение предполагает посещение 5 лекций из 15 ч. и 5 семинаров из 15 ч.;
2) активно участвовать в учебном процессе, конструктивно поддерживать обратную
связь на всех занятиях;
4) на занятиях не разговаривать во время занятий, не жевать резинку, отключать сотовые
телефоны;
5) не опаздывать на занятия: 3 опоздания приравниваются к 1 пропуску;
6) отрабатывать темы пропущенных занятий во время проведения СРСП.
За высококачественное и своевременное выполнение заданий СРС по графику, хорошую посещаемость и активную работу на занятиях магистрант может быть поощрён дополнительными баллами рейтинга или экзамена (до 10%). При этом учитывается аккуратное ведение конспекта лекций, с приложением активного раздаточного материала.
За срыв срока сдачи самостоятельных работ, плохую посещаемость и пассивность на занятиях балл рейтингов будет снижен. В случае болезни на первом же после нее занятии необходимо предоставить справку.