Введение. Социология как наука.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

  УТВЕРЖДАЮ
    и. о. Первого проректора Директор Кампуса КазГАСА Адилова Д.А.
  _________________________
  ____ _____________2017 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»

для студентов всех специальностей бакалавриата КазГАСА

Алматы 2017

2017-2018 Cоциология КазГАСА Л.Н.Касымова

Рабочая программа составлена на основании ГОСО РК, утвержденного и введенного в действие приказом МОН РК от _________г. №___, и в соответствии с рабочими учебными планами специальности, утверждёнными в 20____ г.

Обсуждена и рекомендована на Методическом совете факультета Общей гуманитарной подготовки от ___________г., протокол №____

Декан ФОГП ______________ Кабилова Р.Х.

Председатель МС факультета ______________Карыбаева Г.А.

2) Методическим Советом КАЗГАСА от __________ г., протокол №___

Председатель МС Академии________________ Глаудинова М.Б.

2017-2018 Cоциология КазГАСА Л.Н.Касымова

Настоящая программа разработана в свете тенденции приближения казахстанской

социологической науки к мировым стандартамиоснована на изучении мирового опыта

и отечественной социологической щколы.

1. Данные о преподавателе. Касымова Лейла Нургазиевна, асс/профессор. Ауд. № 429, телефон 255 54 66. Консультационные часы (office – hours): по расписанию

2. Данные о дисциплине «Cоциология».

Распределение часов согласно рабочих учебных планов (РУП)

Курс Семестр Количество кредитов Общая трудоемкость в акад. Часах Контактные часы СРС(час)
Всего В том числе   Всего     в т.ч. СРСП
  Лекции Практические занятия Лабораторные занятия (студийные)
4-6

3. Цель курса.Общеобразовательный социально-гуманитарный курс «Социология» призвансформировать у студентов научно-теоретические представления о социологическом подходе к анализу общества и социальных проблем, процессе социализации и специфики деятельности социальных институтов и организаций, а также сформировать практические навыки самостоятельного проведения социологических исследований.

4. Задачи курса:

Раскрыть основополагающие проблемы социологической науки.

Ознакомить студентов с основами социологической науки, дать им представление о многообразии отраслей социологии – социологии общества, социальной структуры, культуры, личности, экономики и организаций труда и управления, коммуникации и СМИ, семьи, религии, наций, девиантного поведения и социального контроля.

Охарактеризовать основные социологические теории и концепции.

Ознакомить с основными методами и методологией социологических исследований.

Подготовить студентов к социологической практике или к самостоятельному проведению социологических исследований.

В этом контексте, в конце изучения дисциплины, студенты будут способны:

На уровне знаний:

- знать историю и теорию развития социологической мысли;

-воспроизводить ключевые понятия, определять основные категории социологической науки;

- раскрывать взаимосвязь социологии с другими науками;

- знать общесоциологические теории, теории среднего уровня и эмпирическую социологию;

- знать методы и методологию специальных социологических исследований.

На уровне понимания и применения:

2017-2018 Cоциология КазГАСА Л.Н.Касымова

- осуществлять анализ различных направлений социологической науки;

- уметь ориентироваться в социологических подходах к анализу общества, социальных

общностей и социальных групп, социальных процессов;

- осознавать и анализировать социологические подходы к личности, процесса социализации, регуляции социального поведения;

- освоить методы и методологию проведения социологических исследований;

- уметь самостоятельно проводить социологические исследования.

На уровне интеграции:

- применять теоретические знания в конкретных социальных ситуациях, имеющих место в обществе;

- разрабатывать проекты стратификационной деятельности;

- проводить исследования в области социологических наук.

Быть компетентным в:

-в выборенаиболее эффективных методов и методологии социологических исследований;

-в решении проектирования перспективы дальнейшего развития современного общества;

- в сфере социальной мобильности и стратификации, процессах социализации и ресоциализации.

5. Пререквизиты дисциплины. Данный курс базируется на занятиях, приобретённых студентами в процессе освоения таких дисциплин как «Обществознание», «Культурология», «Основы права», «Философия», «Политология».

Постреквизиты дисциплины. Знания, полученные студентами по данному курсу, позволят им освоить последующие дисциплины как «Психология», «Педагогика», «История философии и науки».

6. Syllabus (силлабус)

Модуль 1

Содержание лекционных занятий (15 часов)

Модуль II

Тема 9: Социология семьи.

Определение семьи и брака. Их история. Основные социологические аспекты изучения семьи: семья как основной социальный институт и как малая группа. Типология семейных структур и динамика их изменения. Анализ социальных функций семьи (социально-статусная, репродуктивная, воспитательная, материально-экономическая, бытовая, досуговая, психотерапевтическая, сексуальная и др.). Особенности студенческой семьи. Анализ основных проблем семьи в казахстанском обществе. Кризис семьи как традиционного института социализации. Социальные причины распада семьи. Мотивы разводов, их социальные последствия. Семья и развитие личности– 1 час.

Тема 11: Социология труда.

Труд как социальный процесс и основа жизнедеятельности человека. Труд как отношения между людьми. Стадии развития труда и человеческого общества. Социальные и технологические стороны организации коллективного труда. Основные элементы системы труда – цель, воля, затраты. Социальные факторы роста эффективности труда. Субъективная структура трудового процесса. Малая группа – основной субъект производственного процесса. Объективные и субъективные факторы отношения к труду. Категория «отношение к труду». Культура труда. Проблемы отчуждения труда. Мотивация трудового поведения. Типы и виды трудовой мотивации. Трудовая мораль как институт социальной регуляции. Интересы, ценностные ориентации, нормы в сфере труда. Занятость и рынок труда. Формирование спроса на труд. Основные факторы групп занятых. Социальные механизмы трудового найма. Поиск работы и трудовая мобильность. Самостоятельная занятость. Понятие безработицы и ее виды. Социальные проблемы безработицы– 1 час.

Тема 12. Социология управления.

Управление как социальная технология. Понятие гуманитарной технологии управления. Основные элементы гуманитарной технологии: кадровая политика, обеспечение роста квалификации и социальной мобильности, мотивация работников, их стимулирование, развитие коммуникаций и обратной связи, предупреждение конфликтов и управление ими. Установление управленческого контроля над трудовым процессом. Научная теория управления (Ф.Тейлор). Социальная философия фордизма. Концепция «человеческих отношений». Тавистокская школа и «гуманизации труда». Демократизация управления. Тойотизация управления и распространение японского опыта. Управление человеческими ресурсами. Контроль исполнителей над трудовым процессом. От

2017-2018 Cоциология КазГАСА Касымова Л.Н.

классовой борьбы к институционализации индустриального конфликта. Профсоюзные организации и забастовочные движения. Абсентеизм и другие стратегии

пассивного сопротивления и негласного контроля «снизу». Эволюция современных трудовых отношений – 1 час.

Тема 13: Экономическая социология.

Экономическая теория и экономическая социология: различие подходов. Экономическое действие как форма социального действия. Модель «экономического человека» и ее эволюция. Модель «социологического человека» и ее эволюция. Система категорий экономической социологии. Понятие экономической культуры. Понятие хозяйственной власти. Социальная ускорененность экономического действия: собственность и власть; труд и социализация; распределение и справедливость; обмен и самоутверждение; потребление и соучастие; доход и статус и т.д. Экономическое сознание и экономическое мышление: диалектика взаимосвязи. Экономическое поведение: типы и формы проявления.

Экономические подходы к теории фирмы. Общее понятие организации, ее ключевые признаки. Ключевые социологические подходы к анализу организации. Социологический портрет хозяйственной организации. Бюрократизм как форма современной хозяйственной организации. «Постмодернистская» организация. Основные виды организаций. Община, корпорация и ассоциация как идеальные типы хозяйственной организации. Стратегии построения внутрифирменных отношений. Основные модели утверждения авторитета в хозяйственной организации: бюрократизм, патернализм, фратернализм и партнерство. Соотношение «традиционных» и «современных» организационных форм – 1 час.

Содержание практических занятий – 15 часов

Модуль 1

Модуль II

Темы лекционных занятий

Модуль I

  Л 1: Предмет социологии – 1 час  
  Л 2: История развития социологии – 1 час  
  Л 3: Общество как социальная система – 1 час  
  Л 4: Социология социальной структуры – 1 час  
  Л 5: Социология личности – 1 час  
  Л 6: Социология культуры – 1 час  
  Л 7: Социология коммуникации и средств массовой информации – 1 час  
  Л 8: Социология девиантного поведения и социального контроля – 1 час Модуль II  
  Л 9: Социология семьи – 1 час  
           

Л 10:Методика и методология социологических исследований – 1 час

Л 11: Социология труда – 1 час

Л 12: Социоогия управления – 1 час

Л 13: Социология экономики и организаций – 1 час

Л 14: Социология религий – 1 час

Л 15: Социология наций – 1 час

Темы практических занятий

Модуль I

  П 1: Предмет социологии – 1 час  
  П 2: История развития социологии – 1 час  
  П 3: Общество как социальная система – 1 час  
  П 4: Социология социальной структуры – 1 час  
  П 5: Социология личности – 1 час  
  П 6: Социология культуры – 1 час  
  П 7: Социология коммуникации и средств массовой информации – 1 час  
  П 8: Социология девиантного поведения и социального контроля – 1 час Модуль II  
  П 9: Социология семьи – 1 час  
           

П 10: Методика и методология социологических исследований – 1 час

П 11: Социология труда – 1 час

П 12: Социоогия управления – 1 час

П 13: Социология экономики и организаций – 1 час

П 14: Социология религий – 1 час

П 15: Социология наций – 1 час

График СРС и СРСП

Недели   Номера занятий по силлабусу СРС     Темы и вид задания (с указанием страниц литературы)   Сроки выдачи и приемы задания (недели) В том числе СРСП  
Темы и вид задания (с указанием страниц литературы и объема) Сроки выдачи и приема задания (недели)  
Модуль 1  
Л.1   П.1 СРС 1 (3 ч.), [1-6 (осн.), 1-3 (доп)] Опишите: 1) связь социологии с философией и политологей. 2) 3 уровня социологического знания (теоретический, теории среднего уровня, эмпирический)         СРСП 1 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Эссе на тему «Социология – наука об обществе»  
    Л.2   П.2   СРC 2 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Работа со словарем. Основные понятия: понимающая социология по Г.Зиммелю и М.Веберу, социальная динамика и социальная статика по О.Конту, макросоциология и микросоциология     СРСП 2 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Составить глоссарий по лекции № 2  
Л.3 3 П.3 3   СРМ 3 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Опишите ваш статус приписанный и статус приобретенный.       СРСП 3 (1 ч.). [1-3 (доп.)] Деловая игра на тему «Простое и сложное общество по Э.Дюркгейму»  
Л.4 П.4 СРС 4 (3 ч.). [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Охарактеризуйте основные классы современного казахстанского общества. СРСП 4 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Глоссарий на тему №4  
Л.5 П.5 СРС 5 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] О Опишите ваши этапы социализации: п ервичная, вторичная, ресоциализация, десоциализация   СРСП 5 (1 ч.). [1-3 (доп.)] Эссе на тему «Моя социальная природа»  
Л.6 П.6     СРС 6 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Охарактеризуйете признаки молодёжной субкультуры: слэнг, теорию аномии стигматизации (наклеивания ярлыков и клеймения), нетрадиционную форму одежды и поведения, меломанию и др.) СРСП 6 (1 ч.). [1-3 (доп.)] Реферат на тему «Массовая культура и её виды (кино, печать, поп-музыка, мода)»
Л.7 П.7 СРC 7 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Опишите систему СМИ в совре- менном Казахстанском обществе по принципу: элементы тоталитаризма (контроль всех ситуаций) и демократии СРCП 7 (1 ч.). [1-3 (доп.)] Используя метод контент-анализа напишите эссе на темы: «Безработица среди молодёжи», «Молодежь на рынке труда»
Л.8.П.8 СРС 8. (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] 1) Охарактеризуйте теорию суицида Э.Дюркгейма в его работе «Самоубийство»; 2) Опишите типы девиации по Р.Мертону: конформизм, инновация, ритуализм, ретретизм, бунт. СРСП 8 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Эссе на одну из тем «Преступность», «Алкоголизм», «Проституция», «Суицид», «Наркомания», «Социальная аномия»
Модуль II
Л.9 П.9 СРC 9 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] 1) Работа с терминами. Основные понятия: нуклеарная семья, моногамия, полигиния, полиандрия, экзогамия, эндогамия, матриархат, патриархат, 2) Опишите проблему развода в современном мире и укажите альтернативы браку и семье (сожительство, гражданский брак, материнская семья, двоеженство и т.д.). СРCП 9 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Дайте характеристику своей семье, классифицируя членов вашей семьи, согласно социальной структуре общества
Л10 П10 СРC10 (3 ч. ) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Работа со словарем. Основные по- нятия: описательное исследование, аналитическое исследование, опрос, генеральная совокупность, выбо- рочная совокупность, респондент, репрезантивность, контент-анализ СРCП 10 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Проведите исследования со студентами используя глубинные интервью, (in-depth-interview), наблюдение, эксперимент, анализ личных документов
Л11 П11 СРC 11 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Охарактеризуйте: 1) теорию отчуждения труда К.Маркса; 2) теорию социального конфликта Р. Дарендорфа по его работе «Аномия и конфликтная модель общества». CРCП 11 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Опишите пункты в соответствии со спецификой Вашей будущей трудовой деятельностью: а) ваше физическое состояние: б) способности
Л12 П12 СРC 12 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] 1) Работа со словарем. Основные понятия: управление впечатлениями, символический интеракционизм, социальный обмен; авторитаризм, демократия, либерализм, анархизм; координация, субординация, реординация. 2) Охарактеризуйте теории: а) социального действия М.Вебера и Т.Парсонса б) управления Ф.Тейлора. СРCП 12 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Эссе на тему «Рестрикционизм и абсентеизм»    
Л13 П13 СРC 13 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] 1) Опишите социальные корни предпринимательства в работах М.Вебера. 2) Дайте характеристику основным моделям хозяйственной организации: бюрократизм, патернализм, фратернализм, партнерство. СРCП 13 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Дайте определение КазГАСА как социальному институту, сделав упор на систему координации, субординации, реординации между студентами и преподавателями
Л14 П14 СРС14 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Охарактеризуйте систему типов релизиозных структур по Р.Беллаху и М.Веберу СРСП 14 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Круглый стол на тему «Религиозный экстремизм и сектантство»
Л15 П15 СРС 15 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Работа со словарем. Основные понятия: этнос, семья, род, племя, народность, нация, народ. СРСП 15 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Дебаты на тему «Сущность шовинизма, национализма, расизма, ассимиляции»
                                 

Список литературы

Основная:

1. Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007.

2. Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004.

3. Кернаценский М.В., Шатина Н.В. Основы социологии и политологии. - Учебное пособие.-М.: Форум: Инфра-М, 2002*.-192 с.

4. Социология для технических вузов: Учебное пособие / Под ред.С.Н.Яременко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001*.-416 с.

2017-2018 Cоциология КазГАСА Касымова Л.Н.

5. Кравченко А.И. Социология: Учебник.-М.: ЮНИТИ, 2009.

6. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М: Проспект.- 2008.-240 с.

7. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник.-М.: ЮНИТИ, 2009.

8. Акбаева Л.Н. Акбаева Л.Н. Социология: Электронный учебник.-Алматы: КазГАСА, 2010.-165 с.

Дополнительная:

1. Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001

3. Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002.

4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002.

5. Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000.

6. Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008.

7. Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1,2. – М., 2009.

8. Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004.

9. Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002.

10. Интернет ресурсы: www.sociology.ru

9. Контроль и оценка знаний студентов

Формула подсчёта оценки знаний студентов

Контроль учебных достижений студентов проводиться в форме текущего (ТК), рубежного (Р1 и Р2), экзамена (Е) и итогового контроля (U).

К текущему контролю относится выполнение всех заданий-рефератов, контрольных работ, тестирования согласно графика СРС в период учебного семестра.

Рубежный контроль подразделяется на первый и второй рейтинговые контроли, проводимые на 8-ой и 15-ой неделях семестра. Обучающиеся студенты, набравшие Рср. по дисциплине менее 50% к экзамену по данной дисциплине не допускаются и обязаны пройти Retake (повторное изучение и сдача).

Изучение дисциплины заканчивается письменным экзаменом (Е).- Итоговый контроль (U) – подсчитывается после сдачи экзамена (Е).

Критерии оценки. Итоговая оценка включает:

– рейтинговый контроль – 40%; – экзамен – 60%. Итоговая оценка подсчитывается по формуле Введение. Социология как наука. - student2.ru ,

где P1 – цифровой эквивалент оценки первого рейтинга;

P2 – цифровой эквивалент оценки второго рейтинга

Е – цифровой эквивалент экзаменационной оценки.

Буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в балах определяются по процентному содержанию правильных ответов согласно нижеприведенной таблице.

Политика и процедуры

Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий – за 2 дня до начала экзаменационной сессии. Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.

Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Студент должен своевременно выполнять задания на СРС согласно установленного графика. За высококачественное и своевременное выполнение заданий на СРС по графику, хорошую посещаемость и активную работу на занятиях студент может

2017-2018 Cоциология КазГАСА Касымова Л.Н.

быть поощрен дополнительными баллами рейтинга, проводимого в 8-ой и 15-ой неделях

семестра или экзамена (до 10 %), оцениваемого по 100-баллной шкале (в процентах). При этом учитывается аккуратное ведение конспекта лекций.

В случае несвоевременной сдачи заданий на СРС рейтинг может быть снижен. К

экзаменам допускаются студенты, полностью выполнившие учебную программу курса.

Студенты, набравшие Рср. по дисциплине менее 50%, к экзамену по данной дисциплине не допускаются и обязаны пройти Retake (повторное изучение и сдача).

Требования, предъявляемые студентам:

1) аккуратно посещать занятия, свободное посещение предполагает посещение 5 лекций из 15 ч. и 5 семинаров из 15 ч.;

2) активно участвовать в учебном процессе, конструктивно поддерживать обратную

связь на всех занятиях;

4) на занятиях не разговаривать во время занятий, не жевать резинку, отключать сотовые

телефоны;

5) не опаздывать на занятия: 3 опоздания приравниваются к 1 пропуску;

6) отрабатывать темы пропущенных занятий во время проведения СРСП.

За высококачественное и своевременное выполнение заданий СРС по графику, хорошую посещаемость и активную работу на занятиях магистрант может быть поощрён дополнительными баллами рейтинга или экзамена (до 10%). При этом учитывается аккуратное ведение конспекта лекций, с приложением активного раздаточного материала.

За срыв срока сдачи самостоятельных работ, плохую посещаемость и пассивность на занятиях балл рейтингов будет снижен. В случае болезни на первом же после нее занятии необходимо предоставить справку.

Примечание

– за пропуск одного занятия снимается 5 баллов

– за одно опоздание снимается 2 балла

Итоговый контроль – экзамен (компьютерное тестирование)

Количество тестовых заданий составляет 240 вопросов (2 кредита).

На одно тестовое задание имеется 4 варианта ответов.

Трудоёмкость для ответа составляет – 1 минута на одно задание (20 экзаменац. тестов на 240 вопросов).

По всем дисциплинам проводится итоговый контроль – экзамен. Формы проведения экзамена: компьютерное тестирование, письменный экзамен, устный экзамен, комбинированный экзамен (тестирование и устная форма для языковых дисциплин),

клаузура. Обучающимся предоставляется возможность выбора языка сдачи экзамена (казахский, русский, английский). Устный экзамен проводится только по разрешению

2017-2018 Cоциология КазГАСА Касымова Л.Н.

ректора в ограниченном количестве с обязательным обоснованием. Письменный экзамен и компьютерное тестирование проводится комплексно, одновременно по двум-трём

предметам, которые имеют логическое соответствие, допускается проведение экзамена по 1 или 4 дисциплинам. Общий объём дисциплин, включённых в комплексный экзамен

должен составлять не более 6 предметов. Максимально допустимый объём 1 комплексного экзамена 7 кредитов.

Требования к АРМ

Активный раздаточный материал по дисциплине «Социология» разрабатывается в соответствии с требованиями к структуре и содержанию предъявляемых к АРМ, согласно

«Правил разработки рабочих программ, силлабусов и АРМ» /Под общей редакцией д.т.н., проф. А.А.Кусаинова.-Алматы: КазГАСА, 2005.-36 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

  УТВЕРЖДАЮ
    и. о. Первого проректора Директор Кампуса КазГАСА Адилова Д.А.
  _________________________
  ____ _____________2017 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»

для студентов всех специальностей бакалавриата КазГАСА

Алматы 2017

2017-2018 Cоциология КазГАСА Л.Н.Касымова

Рабочая программа составлена на основании ГОСО РК, утвержденного и введенного в действие приказом МОН РК от _________г. №___, и в соответствии с рабочими учебными планами специальности, утверждёнными в 20____ г.

Обсуждена и рекомендована на Методическом совете факультета Общей гуманитарной подготовки от ___________г., протокол №____

Декан ФОГП ______________ Кабилова Р.Х.

Председатель МС факультета ______________Карыбаева Г.А.

2) Методическим Советом КАЗГАСА от __________ г., протокол №___

Председатель МС Академии________________ Глаудинова М.Б.

2017-2018 Cоциология КазГАСА Л.Н.Касымова

Настоящая программа разработана в свете тенденции приближения казахстанской

социологической науки к мировым стандартамиоснована на изучении мирового опыта

и отечественной социологической щколы.

1. Данные о преподавателе. Касымова Лейла Нургазиевна, асс/профессор. Ауд. № 429, телефон 255 54 66. Консультационные часы (office – hours): по расписанию

2. Данные о дисциплине «Cоциология».

Распределение часов согласно рабочих учебных планов (РУП)

Курс Семестр Количество кредитов Общая трудоемкость в акад. Часах Контактные часы СРС(час)
Всего В том числе   Всего     в т.ч. СРСП
  Лекции Практические занятия Лабораторные занятия (студийные)
4-6

3. Цель курса.Общеобразовательный социально-гуманитарный курс «Социология» призвансформировать у студентов научно-теоретические представления о социологическом подходе к анализу общества и социальных проблем, процессе социализации и специфики деятельности социальных институтов и организаций, а также сформировать практические навыки самостоятельного проведения социологических исследований.

4. Задачи курса:

Раскрыть основополагающие проблемы социологической науки.

Ознакомить студентов с основами социологической науки, дать им представление о многообразии отраслей социологии – социологии общества, социальной структуры, культуры, личности, экономики и организаций труда и управления, коммуникации и СМИ, семьи, религии, наций, девиантного поведения и социального контроля.

Охарактеризовать основные социологические теории и концепции.

Ознакомить с основными методами и методологией социологических исследований.

Подготовить студентов к социологической практике или к самостоятельному проведению социологических исследований.

В этом контексте, в конце изучения дисциплины, студенты будут способны:

На уровне знаний:

- знать историю и теорию развития социологической мысли;

-воспроизводить ключевые понятия, определять основные категории социологической науки;

- раскрывать взаимосвязь социологии с другими науками;

- знать общесоциологические теории, теории среднего уровня и эмпирическую социологию;

- знать методы и методологию специальных социологических исследований.

На уровне понимания и применения:

2017-2018 Cоциология КазГАСА Л.Н.Касымова

- осуществлять анализ различных направлений социологической науки;

- уметь ориентироваться в социологических подходах к анализу общества, социальных

общностей и социальных групп, социальных процессов;

- осознавать и анализировать социологические подходы к личности, процесса социализации, регуляции социального поведения;

- освоить методы и методологию проведения социологических исследований;

- уметь самостоятельно проводить социологические исследования.

На уровне интеграции:

- применять теоретические знания в конкретных социальных ситуациях, имеющих место в обществе;

- разрабатывать проекты стратификационной деятельности;

- проводить исследования в области социологических наук.

Быть компетентным в:

-в выборенаиболее эффективных методов и методологии социологических исследований;

-в решении проектирования перспективы дальнейшего развития современного общества;

- в сфере социальной мобильности и стратификации, процессах социализации и ресоциализации.

5. Пререквизиты дисциплины. Данный курс базируется на занятиях, приобретённых студентами в процессе освоения таких дисциплин как «Обществознание», «Культурология», «Основы права», «Философия», «Политология».

Постреквизиты дисциплины. Знания, полученные студентами по данному курсу, позволят им освоить последующие дисциплины как «Психология», «Педагогика», «История философии и науки».

6. Syllabus (силлабус)

Модуль 1

Содержание лекционных занятий (15 часов)

Введение. Социология как наука.

Цель изучения дисциплины: заключается в том, чтобы дать основное представление о механизме взаимосвязи и взаимовлиянии экономических и социальных отношений, о социальной структуре общества и социальных институтах как факторах социально-экономического развития общества, формировании социологического мировоззрения, понимания особенностей функционирования общества как социальной системы – 1 час.

Наши рекомендации