Кризисные точки социализации
На графике, выражающем процесс социализации (рис. 6.2), были выделены три кризисные точки: А, С, В. Коротко о них было сказано. Сейчас рассмотрим их подробнее.
В разделе «Статусный портрет человека и его изменение» (Тема 4) достаточно подробно говорилось о социальном времени, жизненном цикле индивида и кризисе середины его жизни, о накоплении статусов в первой половине жизни и утрате их во второй, реальной и ожидаемой траектории жизни. Поскольку кризисная точка (возраст 45 лет) была уже рассмотрена, нам остается поговорить о двух других точках жизненного кризиса – в 18 и 60 лет.
Под кризисом надо понимать любую точку перелома в социальном процессе, где старые механизмы или способы решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы или способы решения еще не действуют. Кризис – это по существу то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теряются в проблемной ситуации. Привычный образ жизни заканчивается, а каков будет новый образ жизни, неизвестно.
Кризисная ситуация – это всегда мучительный (в социально-психологическом и экономическом плане) процесс перехода от одного стабильного периода жизни к другому, например, от школьной жизни к студенческой, от доармейской к армейской, от учебы к трудовой деятельности. Чем длительнее пауза между двумя периодами, тем в целом глубже кризис, поскольку неопределенность переходного периода ведет к накоплению большего потенциала негативной мотивации и связанной с ней фрустрации.
Кризисные, или проблемные ситуации – это уход в армию, окончание средней школы и вступление во взрослую жизнь, окончание вуза и поиск места работы, женитьба и др. В такие моменты люди ощущают растерянность. Растерянность – это психологический индикатор социальной проблемы. Молодой человек знает, что армия требует нового образа жизни, изменения прежних привычек, уклада и ритма жизни. Но каким будет новый образ жизни, как сложится дальнейшая судьба, он не знает. Неизвестность выступает как социальная озабоченность. Она свидетельствует о томлении перед неизвестностью, о сильной негативной мотивации. Такая мотивация в случае перехода к армейской службе связана с негативным отношением большинства к армейской реальности, с пристрастным общественным мнением.
Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Позже начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время это самый незащищенный ее этап. Социализация – кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. Если накопления знаний, главным образом благодаря обучению в школе, в детстве не происходит, то во взрослой жизни возможен такой глубокий кризис и такие проблемы, решить которые уже будет нельзя. Бросившие школу ученики – это носители будущего кризиса. Возможно, многие из них спохватятся в тот период, когда уже поздно переучиваться или доучиваться, когда учиться, когда ухудшились острота восприятия и память, в несколько раз сложнее, чем в детском.
Первая кризисная точка (16–18 лет), которая приходит на время окончания школы и самоопределения человека, является переломной в его жизни: старая модель социально и экономически несамостоятельной жизни (под опекой родителей) разрушилась, а новая модель самостоятельного поведения и образа жизни еще не сложилась. Человек перестал быть ребенком, но не успел еще стать взрослым. Он уже понимает, что необходимо выбрать профессиональную карьеру и начинать трудовую деятельность, но еще не знает, какую именно сферу деятельности предпочесть. Формально в этот период человек становится трудоактивным.
В традиционном обществе подростки начинали трудиться на заводе, в поле, на шахте в 14–16 лет, зарабатывая на жизнь самостоятельно. Часто они уже уезжали от родителей, устраивались в рабочее общежитие, высылая часть денег в помощь родителям. В постиндустриальном обществе, требующем более продолжительного обучения, социальная, и экономическая зависимость повзрослевших детей продолжается до 22–23 лет. Они обучаются в вузе, и только часть из них одновременно с учебой работает в фирме или на предприятии. Но в том и другом случае студенческая молодежь продолжает жить в одном доме с родителями. Исключение представляют иногородние, которым вуз предоставляет общежитие. Но и они существуют за счет денежной помощи родителей. Подработки чаще всего идут на удовлетворение вторичных потребностей (духовных, культурных, развлекательных), а на удовлетворение первичных жизненных потребностей они получают деньги от родителей.
Окончание средней школы связано с негативной мотивацией, но последняя возникает потому, что юноши и девушки не желают покидать школу: за долгие годы у них выработался свод привычек, сложился круг друзей и знакомых, режим и ритм труда, образ жизни. В школе у них было определенное экономическое положение: родители обеспечивали их средствами к жизни, и детям оставалось тратить время на учебу и досуг, а не на поиск работы или каждодневный труд. Молодые люди утомляются от 11-летнего пребывания в школе психологически, но социально они чаще всего рады задержать свое беззаботное детство. Переломный момент, неизвестность перед изменением жизненной траектории, ностальгия по школе и друзьям вызывают всплеск негативной мотивации.
Возраст 16 лет – самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальными профессиями, о них он знает только понаслышке. Другое дело, человек, которому не 16, а 61 год (рис. 6.2, точка С). Он уже достаточно пожил и много видел, знает по собственному опыту мир производства и множество профессий. Вот когда бы выбирать будущую профессию. Здесь риск принять неправильное решение сведен к минимуму.
Но жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их ему спешат пожилые люди – дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь. В отличие от молодых, которые могут, но не умеют, пожилые умеют и знают, но уже не могут. Они не могут начать жизнь сначала, не могут физически выдерживать требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Молодежь ничего толком не знает и не умеет, но имеет возможность выбрать будущую карьеру. Так несправедливо распоряжается с нашей жизнью судьба.
Вторая кризисная точка именуется кризисом середины жизни (45 лет), когда человек, давно избрав профессию, оглядывается на пройденный путь и оценивает его. В этом возрасте еще можно, но психологически крайне трудно изменить уклад жизни, профессию и место работы.
В 45 лет человек пересматривает старые ценности; он соизмеряет идеальную траекторию жизни с реальной ее траекторией. Чем больше между ними расхождение, тем больше неудовлетворенность своей жизнью. В нашем обществе считается, что семью, как и карьеру, человек должен построить до 40 лет.
Оказывается кризисным может быть даже самый благополучный с виду период жизни, выпадающий на середину трудовой деятельности. В стабильном обществе, не знающем экономических потрясений, люди среднего возраста, как правило, не испытывают кризисных ощущений. Однако в переходном обществе, в частности российском, переживающем разрушение социалистического уклада и формирование капиталистического, негативные последствия экономического кризиса выпадают в большей степени на тех, кому от 30 до 50. И в гораздо меньшей степени они касаются молодежи, быстро адаптирующейся к новым условиям.
Социологи выяснили, что, вопреки ожиданиям, низкая адаптация к рыночным условиям, к которым Россия перешла в конце 80-х годов, характерна для наиболее активного возраста – от 30 до 50 лет. Решая эту загадку, ученые пришли к выводу о том, что лица моложе 30 лет в социальном плане более мобильны, менее зависимы от сложившегося образа жизни, привычек и стереотипов, а также от должности и профессии. К тому же многих все еще опекают родители, а они – самый сильный агент социализации. А почему люди старше 50 лет легче адаптируются? Оказывается потому, что к этому времени у них уже взрослые дети, которые сами могут позаботиться о себе, имеются определенные материальные ценности (квартира, дача, машина), есть устойчивое социальное положение (хорошая профессия или высокая должность). Все это, несомненно, облегчает им вхождение в рынок. А человек в 30–50 лет – это всем озабоченный индивид: как утвердиться в выбранной профессии, сделать карьеру, как обеспечить детей и поставить их на ноги, как решить жилищную проблему и т.п. Именно на этот возраст родителей приходится самый «затратный» возраст детей (от 7 до 17 лет), когда они быстро вырастают из одежды, много едят и вообще все требуют с родителей.
Итак, в 16 (±2) лет еще незрелая личность должна решить свою судьбу, выбрать будущую профессию. Появляются советчики, которые компенсируют недостаток жизненной мудрости (родственники, родители), они – агенты социализации. Выбор профессии после окончания средней школы всегда или чаще всего происходит при покровительстве старших членов семьи, старших по возрасту родственников или знакомых. Именно они, полагаясь на собственный жизненный опыт, советуют выбрать одну специальность и отговаривают от других. Соединясь, юноши и старики, компенсируют недостатки друг друга. Юные получают совет от пожилых и стараются сделать правильный выбор. Пожилые, наставляя на путь, выполняют функцию агентов социализации. Возможно, сами они в свое время выбрали не ту специальность и стараются в лице молодого поколения как бы исправить свои ошибки. Старшие социализаторы объясняют недостатки своей профессии, ориентируя молодежь на более оплачиваемую и престижную работу. Либо напротив, передают удачный опыт своей социализации, рекомендуя молодому человеку идти по своим стопам, агитируя его за выбор той же самой профессии.
Проблемная ситуация (рис. 6.2, точка А) обостряется при следующих обстоятельствах:
1. • юноша долгое время не может выбрать подходящую профессию;
2. • в его окружении отсутствуют нужные ему агенты социализации, способные дать оптимальный совет;
3. • у него отсутствует мотивация на достижение, например на поступление в вуз, и он «плывет по течению волн»;
4. • перед ним остро стоит проблема выбора между учебой, к которой он стремится, и работой, которую ему приходится предпочесть ради помощи семье;
5. • у семьи отсутствуют деньги на обучение ребенка в вузе.
Соответствующая постиндустриальному обществу модель пролонгированного обучения (средняя школа–вуз–аспирантура–защита диссертации) вынуждает большинство людей, независимо от материального достатка и социального происхождения, тратить гораздо больше времени и денег на обучение, чем это происходило в доиндустриальном и индустриальном обществе. Ныне стареющим родителям приходится ожидать своего кормильца гораздо дольше, чем раньше. В 23 года он только еще заканчивает вуз, в 26 лет он еще выходит на защиту диссертации.
Если первое место работы он находит после получения ученой степени, то первые годы этот уже не очень молодой человек тратит на формирование карьеры, часто начиная ее с непристижной и малооплачиваемой работы. К этому времени у него образуется собственная семья, а затем рождаются дети. В результате родители, так и не дождавшись материальной отдачи от повзрослевших детей, сами вынуждены помогать молодой семье.
Если они откладывали деньги на образование детей, отказывая себе в удовлетворении вторичных (а порой, если говорить о нижнем слое среднего класса, и первичных) потребностей, то этот процесс продолжается и с наступлением активного трудового возраста детей. Помогая молодой семье, родители продолжают отказывать себе, ожидая, что по-настоящему отдохнуть и попутешествовать по миру они смогут тогда, когда выйдут на пенсию. Но и пенсия в России – не выход из ситуации. Сокращение продолжительности жизни для большинства населения, крайне низкая пенсия не позволяют осуществиться мечтам.
Наконец, третья кризисная точка указывает на завершение трудовой карьеры и выход на пенсию, который у женщин происходит в 55 лет, а у мужчин в 60. И она является кризисной, поскольку пенсионер, по крайней мере в нашей стране, часто – существо экономически и социально зависящее от помощи государства и родных.
В Европе для обозначения старости используется термин «третий возраст». Успехи медицины, удлинение жизни и снижение пенсионного возраста в промышленно развитых странах привели к тому, что произошло расширение «третьего возраста». Он стал охватывать два поколения мужчин и три поколения женщин в возрасте от 60 до 90 лет и старше. Но в России в 2000 г. средняя продолжительность жизни мужчины составляла 58 лет, а женщины – 72 года, в результате чего «третий возраст» сократился до столь малозаметной величины, что на фоне двух других возрастов – первого и третьего – его сложно именовать «возрастом».
В конце жизненного пути человек приобретает опыт, понимание жизни и мудрость, но одновременно теряет силы, функциональную подвижность нервной и мышечной ткани и внешнюю привлекательность.
Жизнь на пенсии имеет свои преимущества и недостатки. Можно больше времени уделять семье, отдыхать, гулять, следить за своим здоровьем, заниматься тем, что вызывает особый интерес. Однако при этом, как правило, ухудшается здоровье, уменьшаются доходы, появляется или обостряется чувство одиночества, ощущение своей ненужности. Как показывает современная наука, к старости человеку приходится готовиться чуть ли не всю жизнь, формируя такой характер и такие личные качества, которые помогли бы успешно адаптироваться к ней.
С выходом на пенсию резко изменяется не только образ жизни человека, но и его социальный статус, положение в обществе. Чем более высокого социального положения достиг человек до выхода на пенсию, тем труднее ему будет смириться с неизбежными материальными ограничениями, наступающими в старости.
Увеличение свободного времени в пожилом возрасте для одних становится благом, для других – сущим наказанием. Многие изнывают от праздности и незнания, куда себя деть. Но в этом виновата не старость, а отсутствие самостоятельности, незнание самого себя и своих интересов, страх перед одиночеством. Многие нужные в старости качества формируются в ранние годы. Если их нет, то есть пропущена какая-то важная фаза социализации, не решены задачи предшествующей стадии жизненного цикла, наступает неизбежная расплата.
Продвижение к зрелости связано с приобретениями. Продвижение к старости – с потерями (рис. 6.3).
Многим из нас, прежде всего молодежи, старость кажется безотрадным периодом жизни. Еще не успев состариться, люди начинают бояться старости. В зрелом возрасте начинается определенная подготовка к ней, но не духовная, а главным образом материальная. С приближением пенсии люди стараются перейти на высокооплачиваемую работу с тем, чтобы повысился размер пенсии. Они больше обращают внимание на свое здоровье, склоняются к более здоровому образу жизни, откладывают деньги, думают о социальном страховании, жилище и т.п.
Как уже говорилось ранее (Тема 4). Сужение статусного диапазона в старости вступает в противоречие с расширением жизненного опыта. На склоне лет человек стал мудрее и спокойнее, научился реально оценивать свои возможности и достижения, лучше понимать людей и налаживать с ними взаимоотношения. Возможно, что к 65 годам мы становимся почти идеальными руководителями, знающими мир и тонкости человеческой психологии, но физические силы нас уже покинули. По своему внутреннему состоянию мы готовы трудиться на «отлично», но кадровики предпочитают нам более молодых.
Иными словами, пожилой человек умеет, но не может управлять страной. Молодой человек может, но не умеет. Поэтому идеальный резерв для управленческих кадров это люди в возрасте от 30 до 40 лет. Но, как показывает исторический опыт, революционерами, переделывавшими основы общества, были люди гораздо моложе. Революционер – очень молодой, очень энергичный и горячий, мало что глубоко знающий, мало что боящийся и мало что ценящий индивидуум.