Мобильность мобильность миграция»
NB
• Социальная структура — анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.
• Социальный статус— определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
— Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.
— Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди.
— В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.
— Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей — носителей статусов.
• Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя индентифицирует.
• Различают такжесоциальныйиличный статусы:
— Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).
— Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.
• Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой.
• Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.
• Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах:
— когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;
— когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
• Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.
• Ролевой набор описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом.
• Социальная стратификация — центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий.
• Социальная стратификация любого общества включает четыре шкалы — доход, образование, власть, престиж
• Закрытое общество — общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство, кастовый и сословный строй.
• Открытое общество — общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество).
• Классы — самый молодой и самый открытый тип стратификации.
• Стратификационный профиль — это графическое выражение положения индивидуальных статусов на четырех шкалах стратификации.
• От стратификационного профиля необходимо отличать другое понятие —профиль стратификации. Иначе его именуют профилем экономического неравенства.
• Стратификация постсоветского общества характеризуется учеными двумя терминами —социальная поляризация и «бразилификация».
• Понятие«правящий класс», которым пользовались и пользуются сегодня многие социологи, соединяет две несоединимые вещи: слово «правящий» относится к политической стратификации, а слово «класс» — к экономической.
• Политический класс — это, по существу, часть правящего класса, отвечающая за текущее управление страной.
• Элита общества — узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и не меньшими деньгами, обитает на вершине социальной пирамиды.
•Колигархамв России относят тех, кто финансировал ключевые институты власти, прикармливал сотни чиновников, оплачивал голоса депутатов при прохождении важных законов, кто ставил своих министров; кто, владея средствами массовой информации, формировал общественное сознание.
• Бизнес-слой можно определить как совокупность объектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли, автономно принимающих экономические решения и несущих за них личную ответственность. Распадается на ряд групп:
— собственно предприниматели (11%),
— самозанятые (11%),
— бизнесмены-менеджеры (7%),
— менеджеры-совладельцы (7%),
— «классические менеджеры» (18%),
— полупредприниматели (46%).
• Предприниматели — это собственники капитала, лично руководящие предприятиями или бизнесом.
• Менеджер — это человек, вникающий во все детали, он изменяет окружение и делает его лучше таким образом, что не выходит за рамки установленных организацией норм и правил.
•Ксреднему классу принято относить врачей, преподавателей и учителей, инженерно-техническую интеллигенцию (включая всех служащих), среднюю и мелкую буржуазию (предпринимателей), высококвалифицированных рабочих, руководителей (менеджеров).
• В группуновых бедных вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не относились к низшим слоям.
• Социологи под«маргинальностью» понимают промежуточность положения индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование.
• «Социальное дно» включает: нищих, просящих подаяния, бомжей, лишившихся жилья, беспризорных детей, потерявших родителей либо убежавших из дома, алкоголиков, наркоманов и проституток (включая детей), ведущих антисоциальный образ жизни.
• Неравенство и бедность — понятия, тесно связанные ссоциальной стратификацией. Неравенство характеризуетнеравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа —между различными стратами или слоями населения. Бедность — это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.
• Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты, или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».
• Порог бедности — это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье.
• Приличествующий уровень жизни — это количество материальных благ, позволяющее человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности.
• Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называетсясоциальной мобильностью.
• Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.
• Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой.
• Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.
Приложение. Социологический практикум
В этом разделе вам придется не просто читать материал, но работать самостоятельно, подбирая и анализируя дополнительную литературу, опрашивая респондентов, изучая статистику. Вопросы и задания подобраны с таким расчетом, чтобы охватить все основные темы учебника. Пройдя это испытание, вы почувствуете себя более уверенными в социологии, способными применять теоретические знания к практическим ситуациям. Даются типы текста для самостоятельной работы и вопросы к ним
1.
К некоторым понятиям в учебнике даются четкие определения, а другие их не имеют, хотя играют важную роль в познании. Часто они даже выделяются специальным шрифтом. Хотя четкими дефинициями они не обеспечены, смысл их ясен из содержания параграфа. Такой способ называетсяконтекстуальным определением.
Сейчас мы с вами поупражняемся в том, как переводить последние в первые. Итак, в таблице слева даны понятия, для которых необходимо сформулировать четкое определение и записать его в левый столбец. Что надо делать? На листочек выпишите все ключевые фразы, относящиеся к данному понятию. Они могут быть разбросаны по учебнику. Соберите их. Затем выделите главное и отбросьте второстепенное. В главных фразах наведите логический порядок — от общих свойств переходите к более конкретным. Определение не должно быть чрезмерно большим. Примеров предостаточно в главе о личности и обществе. Итак, приступайте к делу:
Таблица 1
2. Согласны ли вы с этими рассуждениями?
Свою позицию обоснуйте.
• Кроме среднего класса Аристотель выделял также еще два — богатую плутократию и лишенный собственности пролетариат.
• Т. Гоббс утверждал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов.
• Ш.-Л. Монтескье разработал своеобразную географическую карту культурной жизни человечества.
• Общество людей является прямым продолжением биологического сообщества зверей.
3. Прочтите следующую фразу:
«Ясно, что если социологи будут смотреть на мир с позиций своего личного уникального опыта, они вряд ли придут к единому мнению относительно предмета исследования, основных понятий и измерений, техники сбора данных, процедуры анализа» (Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для вузов. М., 1995. С, 27)
Вам надо доказать или опровергнуть правильность данного положения.
4. Почему?
• Высшей формой теоретического познания выступает философское постижение мира.
• Именно в рамках философии достигли своего совершенства приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, движения от простого к сложному и от явлений к сущности.
• В античности общество и государство не различали.
• Высший класс у Платона был наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью.
• К управлению государством, согласно Платону, следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых.
5.
Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.
Объясните, почему социолог обязан владеть техническим языком для общения с коллегами и обыденным языком — для общения с другими людьми (заказчиком, общественностью) ?
6.
Некоторые философские и социологические понятия используются в обыденной речи в качестве всего лишь технических терминов. Скажем, «материя» обозначает не пространственную субстанцию, а кусок ткани. Это относится и к понятию «общество», например, «Общество любителей словесности». Приведите еще 5—6 случаев похожего употребления слова «общество».
7. Объясните, почему?
• В сложных обществах неравенство очень сильное.
• После 6 лет совместной жизни муж отстраняется от семьи, жена важна ему в качестве хозяйки и друга.
• Приличествующий уровень жизни точных величин не имеет.
• Развод не отрицает института брака.
• Относительная бедность является сравнительной характеристикой.
8. Социологический практикум
Составьте простенькую анкету на несколько вопросов, посвященных какой-либо одной понятной вам теме, например проведению свободного времени, подготовке к семинарам, отношениям между студентами. В качестве респондентов могут выступить ваши сокурсники. Они же явятся и вашими критиками, когда результаты исследования вы обсудите коллективно.
9.
Чем различается общество в узком и широком значениях? Дайте свой анализ. Можно ли считать первое социологическим, а второе — философским подходами к обществу?
10.
Познакомьтесь с фрагментом из произведения П. Сорокина и ответьте на помещенные после него вопросы.