Основные подходы к исследованию социальных изменений.
Социальное изменение – переход социального объекта из одного состояния в другое; любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения.
1. Классический подход к социальным изменениям(эволюционизм (от лат. evolutio – развертывание) – представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях, согласно которому состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле – представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции).
Основоположниками эволюционизма в социологии являются О. Конт и Г. Спенсер.
Главный закон социального прогресса у Конта – это «закон трех стадий». Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.
1. Теологическая стадия (древность и раннее средневековье) характеризуется господством религиозно-мифологического сознания. Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская – военным.
2. Метафизическая стадия (ок. 1300-1800) характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности. Конт рассматривал эту стадию как переходную. Для нее характерно разрушение старых верований. Важнейшими вехами этой эпохи Конт считает Реформацию, философию Просвещения, Великую французскую революцию. Негативная критическая философия привела к упадку всех авторитетов (религии, государства, семьи и др.). Люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках.
Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.
3. Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское – «индустриалами». Основным видом деятельности становится промышленность, которая носит мирный характер. В эту эпоху большой вес приобретают науки. Военный строй сменяется промышленным. Характерными чертами позитивной эпохи Конт считает победу альтруизма над эгоизмом, рост социальных чувств, быстрое развитие материальной культуры, обеспечивающей все более легкую и приятную жизнь, справедливость и мир.
Г. Спенсер сравнивал развитие общества с развитием биологического организма. Он выделил следующие сходства между обществом и организмом:
1) общество, как и биологический организм, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме;
2) количественному росту как общества, так и организма, сопутствует прогрессирующая дифференциация структуры;
3) дифференциация структуры и в обществе, и в организме сопровождается дифференциацией функций. Общественное разделение труда отчасти подобно специализации органических функций;
4) в обоих случаях существует органическая взаимозависимость частей: ни одна из них не может нормально функционировать без функционирования остальных;
5) и там и тут для жизни целого необходимо поддержание определенных функций, а не вечная жизнь исполняющих их единиц: люди в социальных институтах сменяют друг друга подобно тому, как обновляются клетки в органах живого тела;
6) после смерти живого организма, также, как и после гибели общества, отдельные их части продолжают функционировать в течение некоторого времени.
Однако Спенсер не уподобляет общество живому организму. Английский ученый помимо вышеозначенных сходств между обществом и организмом выделяет и ряд «крайних несходств» между этими сущностями:
1) организм представляет собой конкретное целое, он слит в одно сплошное физическое тело, подчиняется центральной нервной системе; общество – дискретное «чувственно-множественное» целое, состоящее из пространственно отделенных друг от друга частей.
2) если в живом организме сознание концентрировано в одной его части, то в обществе «сознание разлито по всему агрегату: все его единицы способны чувствовать наслаждение и страдание, если не в равной степени, то приблизительно одинаково».
3) в биологическом организме элементы живут ради целого, в обществе – наоборот.
Г. Спенсер полагает, что эволюция есть постепенный переход от военного общества к промышленному. Военное общество – это распространение армейской организации на все сферы общественной жизни. Здесь действует запретительное право, существует прямая регламентация того, что следует делать. Военное общество характеризуется господством «статусных», наследуемых отношений при военной организации, когда каждый член общества занимает предназначенное ему положение, будучи пожизненно приписан к определенной позиции в организационной иерархии. Вознаграждения за труд и почести распределяются здесь, как правило, не по его качеству и квалификации, а согласно позиции и рангу в иерархии. Право охраняет не интересы индивидов, личности, а в первую очередь незыблемость статусной иерархии и власти.
Соответственно, структура обществ военного типа жесткая, малоподвижная и сопротивляется всяким изменениям. Люди в них консервативны и малоинициативны, плохо приспособляются к новым условиям, как и общество в целом. Среди обществ, наиболее приближающихся к военному типу, Спенсер называет древний Египет, Спарту, Россию и другие, замечая, что этот тип пока еще преобладает.
Промышленный тип общества описан в основном по контрасту с военным. Это почти полный аналог понятию «современное общество». В обществе, длительно живущем в условиях мира, неизбежно слабеет принуждение, возрастает гибкость и подвижность социальной организации. Индивиды не прикованы соответственно статусу к одному месту или занятию и свободно меняют свои общественные позиции, вступая в новые отношения без ущерба для сплоченности общества. Сплачивающими силами вместо примитивного принуждения становятся знание и приобретенная психологическая гибкость, уживчивость людей. Отношения в промышленном обществе – это воображаемые идеальные условия, которые социальная эволюция должна создать для самой себя, дабы ничто в дальнейшем не мешало ее естественному ходу.
Среди этих условий названы: 1) децентрализация; 2) разрешительное право («разрешено все, что не запрещено законом»), культ прав человека вместо культа власти; 3) веротерпимость, разнообразие убеждений и мнений; 4) независимость и новаторство как общественно одобряемые черты личности вместо конформизма и консерватизма; 5) международное сотрудничество вместо военной изоляции и т.д. Этот идеал нигде не реализован полностью. Даже англосаксонским странам, наиболее приблизившимся к нему, угрожает откат назад в виде ремилитаризации, социализма и т.п.
Еще один представитель эволюционизма американский антрополог Л. Морган выделяет в развитии человечества три стадии: дикость, варварство и цивилизацию. Границы между ними определяются крупными научными открытиями и изобретениями. В эпоху дикости переломными моментами были: умение добывать огонь, изобретение лука, гончарного круга; в эпоху варварства – начало скотоводства, земледелия, обработка железа; в эпоху цивилизации – изобретение алфавита, письменности. Этот ход развития человечества Морган представлял как универсальный процесс, от которого возможны лишь незначительные отклонения. Он полагал, что двигателем истории было развитие техники, которое обусловливало остальные изменения в обществе.
Американский социолог Л. Уорд полемизирует со Спенсером. Он критикует британского социолога за «обезличенность» процесса социальной эволюции, в котором не находится места сознательной и целенаправленной деятельности людей. Социальная эволюция, считает Уорд, не может быть явлением чисто природным, биологическим (как ее трактует Спенсер), поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, основой социальной эволюции являются психологические, а не биологические принципы.
По мнению Л. Уорда, социальная эволюция включает в себя два элемента – природное, спонтанное развитие (генезис), и осознанные, целенаправленные действия человека в обществе (телезис). Генезис и телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса. Генезис – источник «естественного прогресса», телезис – «искусственного».
Современный польский социологП. Штомпкавыделяет следующие характеристики классического эволюционизма:
- детерминизм, т.е. каждое состояние общества представляется как этап более широкого процесса. Каждый этап предопределен ранними стадиями этого процесса;
- фатализм, т.е. социальное развитие рассматривается как неизбежный, неотвратимый и неуклонный процесс. Люди своими действиями не могут повлиять на него. Они не в состоянии ни остановить его, ни изменить его направления. Единственное, что могут сделать люди, - это попытаться понять данный процесс.
- финализм, т.е. социальное развитие идет к определенной конечной цели;
- прогрессивизм, т.е. каждое последующее состояние общества лучше предыдущего, а завершающее состояние будет являться абсолютным воплощением добра и счастья;
- униформизм, т.е. объектом развития является все человечество. Существующие закономерности обязательны для всех народов и стран;
- однолинейность, т.е. развитие всегда идет одним и тем же путем, проходит одни и те же стадии. Никто не может перескочить через какую-либо стадию. В истории «сокращенных путей» не существует.
Социология, согласно этому подходу, по аналогии с биологией делится на две части: социальную статику, изучающую анатомию человеческого общества, и социальную динамику, сосредотачивающую внимание на физиологии общества, т.е. процессах, протекающих внутри социума. Сторонники этого подхода убеждены, что структуру общества можно рассматривать отдельно от его деятельности.
Неоэволюционизм в социологии представляет собой направление, связанное с классической концепцией эволюцией, но существенным образом изменившее эту концепцию. Данное направление развивается после Второй мировой войны. Его цель – стать настоящей научной концепцией, столь же достоверной и обоснованной, как и естественнонаучные теории. Неэволюционисты стремятся обосновать представление об эволюции общества эмпирическими данными. Кроме того, ряд важных постулатов классического эволюционизма подвергается пересмотру.
Вместо принципа детерминизма получает развитие тезис о возможном, вероятном влиянии более ранних фаз эволюции на более поздние. Принцип фатализма также несколько смягчается. Неоэволюционисты подчеркивают роль людей и их осознанных действий. Принцип финализма отвергается. Выдвигается идея альтернативных сценариев развития, открытого поля возможностей. Прогрессивизм также пересматривается. Более поздние фазы эволюции не рассматриваются как более лучшие по сравнению с предыдущими. Модифицируется и принцип униформизма. Делается акцент на плюрализм культур, цивилизаций. Отбрасывается тезис об однолинейности эволюции. Развитие рассматривается как разнонаправленное, многолинейное. Это значит, что разные культуры могут иметь свои собственные траектории развития.
Теория модернизации становится популярной в 1950-60-х годах. Ее появление связано с обретением свободы бывшими колониями – странами т.н. третьего мира. Она стремится установить закономерности этого процесса и составить прогнозы на будущее.
К основным положениям данной теории относятся следующие:
1. Постколониальные государства находятся на раннем этапе той самой траектории развития, на другом конце которой находятся наиболее развитые страны Западной Европы и США (положение об однолинейном развитии).
2. Развитие проходит типичные стадии: от традиционного общества (в котором доминируют консервативные тенденции, семейные институты, предписанные статусы и т.п.) через средние звенья к современному обществу, для которого характерны готовность к переменам, преобладание профессиональных, внесемейных связей, обретение общественного статуса путем личных достижений и успехов, способность к инновациям, предприимчивость, ориентация на будущее (положение о направленном развитии).
3. Страны третьего мира представляют собой традиционные общества, они запоздали в своем развитии и должны подтянуться до уровня западных стран (прогрессивизм и этноцентризм).
4. Основной механизм модернизации – это дифференциация структур и функций при одновременном обеспечении интеграции, координации разрозненных элементов (положение о дифференциации и интеграции).
Историческая ситуация, возникшая в середине ХХ века, по мнению сторонников теории модернизации, характеризуется тем, что высокоразвитые и отсталые страны сосуществуют. Мир делится на центр (метрополию) и периферию. Современность из Западного мира распространяется на остальные его части. Таким образом, развитие постколониальных стран имеет экзогенный характер. Это процесс движения вслед, стремление догнать передовые страны. В этом процесс участвуют наиболее развитые страны.
Итак, модернизация – это приближение общества через осознанное осуществление определенных намерений, целей и планов к признанной модели современности, чаще всего к образцу какого-нибудь существующего общества, признанного современным.
Теория постиндустриального общества представляет собой, по сути, созданный в русле эволюционизма прогноз развития современного индустриального общества. Данный прогноз возможен в силу обязательности и закономерности эволюции. Это значит, что можно экстраполировать существующие тенденции на будущее и создать тем самым его образ. Теория постиндустриального общества пытается представить то, что произойдет после полной реализации возможностей индустриального общества.
Понятие постиндустриального общества стало популярным благодаря Даниелу Беллу и его работе «Грядущее постиндустриальное общество» (1974). Белл делит историю человечества на три фазы: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. К концу ХХ века, по его мнению, передовые в экономическом плане мировые державы (США, Япония, страны Западной Европы) должны вступить в третью фазу развития. Основные черты постиндустриального общества:
1. Перемещение значения разных экономических секторов; растущее преобладание сектора услуг (управление, финансы, торговля, транспорт, здравоохранение, образование, наука, СМИ) при значительном снижении значения промышленного сектора и сильном ограничении значения сельскохозяйственного сектора.
2. Изменение господствующей технологии, переход от энергетической технологии к информационной (автоматизация, роботизация, развитие коммуникаций).
3. Рост значения планирования, прогнозирования развития, контролирования технологий; господством прагматических и технократических критериев при снижении роли идеологических и этических критериев.
4. Расцвет «интеллектуальной технологии», т.е. целевого использования науки для нужд практики (новые устройства, сырье, материалы).
5. Преобразование классовой структуры. Новым господствующим классом вместо собственников (буржуазии) станут высококвалифицированные специалисты (экономисты, инженеры, менеджеры).
2. Марксизм. Свой взгляд на исторический процесс предложил К. Маркс. Он первым в истории разработал развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено в его понятии «общественно-экономическая формация». Общественная формация, по Марксу, – это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. В ее основании лежит способ производства материальных благ, т.е. экономическая подсистема.
Способ производства имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения.
К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение. Главной производительной силой Маркс считал человека. Важную роль, по Марксу, играет также промышленность.
Производственные отношения – это отношения людей по поводу производства материальных благ. Производственные отношения выражаются, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.
Способ производства составляет системообразующий компонент социальной системы, определяющий остальные ее компоненты. Он создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой.
Способ производства образует «реальный базис» общества. Помимо базиса, общественная формация включает в себя надстройку. В нее Маркс включает прежде всего юридические и политические отношения и институты (т.к. право и политика находятся ближе всего к экономике), а также все остальные сферы общественного сознания: мораль, религию, искусство, науку и т.д.
Помимо базиса и надстройки Маркс включал в формацию определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая, так же как и надстройка, выражает способ производства, базис. Также в общественную формацию входят такие компоненты, как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная деятельность людей.
На основе значительного историко-статистического материала Маркс в своей работе «Капитал» дает классификацию общественных формаций: 1) первобытная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) буржуазная; 5) коммунистическая. В основу этой классификации положены различия в способе производства. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровнородственных отношениях. Следующие три формации базируются на частной собственности на средства производства, а потому отношения носят в них антагонистический характер. Чертам будущей коммунистической формации Маркс уделяет значительное внимание в работе «Критика Готской программы», где выделяются следующие характеристики коммунистической формации:
1) исчезновение подчинения человека порабощающему его разделению труда;
2) исчезновение противоположности умственного и физического труда;
3) превращение труда из средства жизни в первую потребность жизни;
4) всестороннее развитие индивидов;
5) небывалый рост п.с. и общественного богатства;
6) реализация принципа «каждый по способностям, каждому по потребностям».
Для Маркса общественные формации – не просто социальные системы той или иной сложности. Это этапы общественного прогресса, ведущие от «предыстории» к «подлинной» истории человечества.
Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями, – с другой. В свою очередь, производственные отношения (экономический базис общества) постоянно оказываются - с другой. оны, и п.о.,зникающим противоречием между развивающимися п.с., как способ выйти за рамкисредств конфликте с надстройкой и различными способами осознания этого базиса в обществе. Развитие производительных сил для Маркса – это закон; они не могут не развиваться. Это развитие тождественно самой жизни.
В течение определенного времени между производительными силами и производственными отношениями существует неустойчивое равновесие. Т.е. «уровень развития производительных сил соответствует характеру производственных отношений». Затем это равновесие нарушается, и производственные отношения из фактора развития производительных сил общества превращаются в тормоз развития этих сил. Производственные отношения становятся оковами производительных сил. Тогда производственные отношения подвергаются революционному преобразованию. Этот процесс выражается в различного рода столкновениях, конфликтах (классовых, экономических, политических). В результате происходит смена общественных формаций, т.е. социальная революция, после которой формируются новые производственные отношения, соответствующие достигнутому уровню развития производительных сил.
Маркс отмечает, что даже после революции элементы прежних формаций сохраняются в качестве постепенно отмирающих пережитков.
Социальная революция для Маркса – это не просто переход от одной, менее прогрессивной формации, к другой, более прогрессивной, но и определенный способ и содержание такого преобразования. Революция, по Марксу, – это быстрый, резкий, конфликтный и всеобщий сдвиг в общественных отношениях. Революция не только неизбежна, но и желательна, т.к. позволяет ускорить социальный прогресс. («Революции – локомотивы истории». «Насилие является повивальной бабкой старого общества, когда оно беременно новым».)
Социальные реформы Маркс рассматривает как искусственный тормоз в социальном развитии, как вынужденные уступки (или обман) со стороны господствующих классов либо слабости и нерешительность угнетаемых классов. Идеалом социального развития для Маркса была «непрерывная революция», которая необходима для скорейшего наступления «подлинной» истории, коммунизма.
3. Системный подход. Если классический подход отождествляет социальные изменения с функционированием организма, то системный подход понимает под социальными изменениями перемены в социальной системе, рассматриваемой как совокупность отдельных элементов, находящихся между собой в определенных отношениях. Понимая социальные изменения таким образом, можно предложить следующую классификацию. Критерий – сфера проявления социальных изменений.
Итак, социальные изменения могут наблюдаться:
– в составе элементов (миграция из одной группы в другую, депопуляция, распад группы, движения);
– в структуре элементов (возникновение неравенства, образование дружественных связей);
– в функциях (специализация и дифференциация труда, изменение роли семьи, образования);
– в границах (слияние групп или конкуренция между ними);
– в отношениях подсистем (победа политики над экономикой, управление семьей и всей частной жизнью тоталитарным правительством);
– в окружении (ухудшение экологической обстановки, землетрясения).
3. Комплексный подход к социальным изменениям близок к системному подходу тем, что понимает социальные изменения как трансформацию социальной системы. Особое внимание сторонники комплексного подхода уделяют понятию «социальный процесс».
П.А. Сорокин определил процесс как любой вид движения, модификации, преобразование, перестройка, или «эволюция», любое изменение данного логического субъекта во времени, касается ли оно изменения его места в пространстве, или речь идет о модификации его количественных или качественных аспектов.
Комплексный подход к социальным изменениям весьма продуктивен при анализе взаимосвязи между микро- и макропроцессами. Он позволяет исследователю единовременно держать в поле зрения такие процессы, как индустриализация, урбанизация, глобализация, секуляризация, демократизация, мобилизация социальных движений, ликвидация фирм, исчезновение добровольных ассоциаций, кристаллизацию дружеских отношений, кризис в семье.
4. Модель динамического социального поля возникла в качестве альтернативы системному и органицистскому подходам к социальным изменениям. Основная идея этой концепции заключается в отказе рассматривать общество и происходящие в нем процессы отдельно. Общество должно изучаться не как некое статичное, стабильное состояние, а как процесс, не как жесткий объект, а как бесконечный поток событий.
Само понятие общества переосмысливается. Это больше не набор подсистем с определенными связями между ними. Теперь это «мягкое» поле взаимоотношений, которое находится в постоянном изменении, это, по сути, и есть социальные изменения. Те структурные элементы человеческого общества, которые кажутся нам реальными (группы, организации, государства), на самом деле не существуют. Это всего лишь плод нашего сознания, которое материализовало вышеназванные «узлы», «сгустки», комплексы, социальных отношений, принципиально важных для жизни людей.
П. Штомпка отмечает, что реальны постоянные процессы группировки и перегруппировки, а не стабильные протяженности, именуемые группами; процессы организации и реорганизации, а не стабильные организации; процессы «структурирования», а не структуры; формирование, а не формы; изменчивые фигуры, а не жесткие модели.
Таким образом, истинной реальностью наделены не жесткие, статичные структуры, а динамические, постоянно изменяющиеся события. Под событием при этом понимается любое моментальное состояние социального поля (либо его сегмента). Социальные изменения представляют собой последовательность социальных событий.
Типы социальных процессов.
Существует множество вариантов классификации социальных процессов. Критериями выступают: форма процесса; результат процесса; осведомленность населения о процессе; движущие силы процесса; уровень социальной реальности, на котором разворачивается процесс; временной аспект процесса.
По форме проявления выделяют:
1) однонаправленный процесс: а) прогрессивный, б) регрессивный;
Такие процессы линейны, т.е. развиваются постепенно. Однонаправленные (однолинейные) процессы следуют по одной траектории или проходят через определенную последовательность необходимых стадий. Например, существует такое направление в культурологии, как социальный эволюционизм, сторонники которого считают, что все человеческие культуры должны пройти определенные этапы в своем развитии. Скорость прохождения этих этапов может различаться, но последовательность стадий изменить нельзя.
2) разнонаправленный процесс;
Разнонаправленные процессы также линейны, но следуют не по одной, а по нескольким альтернативным траекториям. Например, к капиталистической экономике можно придти разными путями. Историки выделяют западную, восточную и другие модели.
3) скачкообразный: а) прогрессивный, б) регрессивный;
Скачкообразные процессы нелинейны. Они предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста. Например, согласно теории общественно-экономических формаций, определенный общественный строй может существовать до тех пор, пока производственные отношения позволяют развиваться производительным силам. Когда же производственные отношения начинают существенно тормозить развитие производительных сил, происходит революционная смена общественного строя.
4) циклический: а) регулярный (равные фазы), б) ускоряющийся (укорачивающиеся фазы); в) замедляющийся (удлиняющиеся фазы);
Течение циклических процессов происходит согласно определенным моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие. В качестве примера циклических процессов можно привести типичный рабочий день секретаря, сезонную работа фермера, экономические циклы и т.п.
5) спиралевидный: а) прогрессивный, б) регрессивный;
Спиралевидные процессы похожи на циклические. Здесь последующие стадии также схожи с предыдущими. Но при этом изменяется уровень сложности. Примером спиралевидного процесса может служить последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс университета, когда занятия, лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но всякий раз на все более высоком уровне образования.
6) стагнация (застой): а) на более высоком уровне, б) на более низком уровне;
Данный процесс означает отсутствие любых изменений, «топтание на одном месте». В качестве примера можно привести ситуацию в экономической и социальной жизни СССР в 60-70-е годы прошлого века.
7) неупорядоченный (случайный) процесс.
Изменения происходят случайным образом, не следуя никаким закономерностям.
По результату выделяют:
1) созидательные (морфогенетические) процессы приводят к возникновению новых социальных условий, состояний общества, социальных структур (например, образование новых групп, ассоциаций, организаций, партий; основание новых городов; принятие конституции нового государства и т.д).
2) процессы воспроизводства, в результате которых ничего нового не возникает, а происходит лишь репродуцирование уже существующего (например, социализация – передача культурного наследия – норм, ценностей, верований, знаний – от одного поколения другому, социальный контроль и т.д.).
3) процессы расширения/сокращения приводят к количественному увеличению/уменьшению без фундаментальных качественных изменений (например, демографический рост, увеличение числа студентов в университете; депопуляция, истощение природных ресурсов).
4) процессы трансформации ведут не только к количественным, но и к базовым качественным изменениям (к примеру, появление лидерства, иерархии в группе, бюрократизация социального движения).
По степени осознания процессов населением выделяют:
1) явные процессы, которые можно распознать, предсказать и у которых можно выявить цель. Например, реформа ПДД снижает число аварий, легализация валютного обмена уничтожает черный рынок и т.д.
2) скрытые (латентные) процессы, которые невозможно распознать и предсказать. Так, люди долго не осознавали, что индустриализация наносит ущерб окружающей среде.
3) процессы, которые можно распознать, но невозможно предсказать. К примеру, пропагандистская кампания может усилить то отношение, против которого была направлена.
По причинным факторам (движущим силам) выделяют:
1) эндогенные процессы, когда причина лежит внутри социума. Такие процессы раскрывают потенциальные возможности, свойства или тенденции, заключенные внутри социальной реальности.
2) экзогенные процессы, когда причина изменений внешняя. Экзогенные процессы реактивны и адаптивны и являются ответом на стимул извне.
Иногда различить эндогенные и экзогенные процессы очень сложно. Это разделение зависит от уровня анализа процесса. Если взять за основу разделение природы и общества, то социальные процессы, обусловленные природными изменениями (например, потепление климата способствовала расселению человека по Земле, а обнаружение вируса СПИДа привело к изменению модели сексуального поведения людей), являются экзогенными.
Если же опуститься на уровень ниже и провести разделение не между природой и обществом, а внутри самого общества, т.е. между его подсистемами и сегментами, то в данном случае социальные процессы в одной подсистеме социума, инициированные изменениями в другом сегменте общества, являются экзогенными. Например, экономические изменения могут повлиять на политический режим, который, в свою очередь, способен стать источником секуляризации общественной жизни.
По уровню действия социальные процессы делятся на:
1) макропроцессы, которые осуществляются на уровне мирового сообщества, национальных государств, регионов, этнических групп (глобализация, ухудшение окружающей среды, рост социальных движений).
2) мезопроцессы охватывают большие группы, сообщества, ассоциации, политические партии, армии.
3) микропроцессы протекают в повседневной жизни людей: в малых группах, семьях, школах, дружеских кружках.
По временному диапазону выделяют процессы от крайне коротких, мгновенных, быстротекущих до долговременных, растягивающихся на целые исторические эпохи.