Понятие личности. Ее развитие.
Личность – одно из центральных понятий социологии. Сторонники каждого направления предлагают свой взгляд на то, что такое личность, какими свойствами она обладает. На наш взгляд, наиболее удачным определением данного термина является дефиниция, предложенная российским социологом В.А. Ядовым. Он считает, что личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. Можно предложить и более простое определение: личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других).
Человек не является личностью с момента рождения. Он приобретает социально значимые черты, делающие его личностью, в течение всей жизни. Особенно интенсивно этот процесс идет в детские и юношеские годы.
Процесс «вхождения» человека в общество и становления его личности называется социализацией. Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Этот процесс включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.
Формирование личности обусловлено целым рядом факторов:
1. Биологическая наследственность. Люди не равны между собой физически, обладают разными способностями, имеют разные типы темперамента. Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Основные компоненты темперамента:
- общая активность индивида (инертность, пассивность, спокойствие, инициативность, активность, стремительность);
- его моторика (двигательные проявления – темп, ритм, общее количество движений);
- эмоциональность (впечатлительность, чувствительность, импульсивность).
Выделяют четыре основных типа темперамента личности: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.
1) Меланхолик – человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики: замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.
2) Холерик сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил у него хватает ненадолго. Ему свойственны спады и подъемы настроения. В общении холерики часто вспыльчивы и нетерпеливы.
3) Сангвиник в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как общительность, открытость, доступность, разговорчивость, инициативность, активность, работоспособность, оптимистичность, В общении с другими сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений.
4) Флегматик сочетает в большей степени свойства интроверта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.
2. Физическое окружение. Роль физических факторов развития личности отмечалась Э. Хантигтоном, Г.В. Плехановым, Л.Н. Гумилевым и др. Согласно их мнению, на становление личностных черт влияют климатические условия жизни индивида, географические особенности, природные ресурсы.
3. Социально-психологические факторы. Ч. Кули считает, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих взаимодействий люди создают свое «зеркальное Я», т.е. моделируют отношение к себе других. «Зеркальное Я» (т.е. Я глазами других) состоит из трех элементов:
1) как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверен, что люди обращают внимание на мой новый костюм);
2) как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверен, что им нравится мой новый костюм);
3) как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду часто носить этот костюм).
Дж.Г. Мид разработал концепцию «обобщенного другого». «Обобщенный другой» – это всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы образ собственного Я. Индивид в процессе общения не только оценивает поведение других людей, но и представляет свое поведение глазами окружающих. Люди оценивают свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками их «обобщенным другим».
Социализация, по Миду, проходит в три стадии:
1) имитация (1-3 года). Дети копируют поведение взрослых, не понимая его.
2) игровая стадия (3-4 года). Дети понимают поведение как исполнение определенных ролей.
3) стадия коллективных игр (4-5 лет и далее). Ролевое поведение становится целенаправленным. Дети учатся осознавать ожидания других людей, у них формируется образ «обобщенного другого».
А. Халлер дополнил теорию Мида представлением о «значимом другом». «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается, и чьи указания он принимает.
4. Психические факторы. Австрийский врач-психиатр З. Фрейд (1856-1939) выделял три части в психической структуре личности: Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго (сверх-Я). Ид – источник энергии, направленный на получение удовольствия. Эго контролирует поведение человека, помогая ему ориентироваться в окружающем мире. Суперэго регулирует поведение человека в соответствии с общественным стандартами. Ид – это бессознательное, Эго – сознательное, Суперэго – общественная мораль.
5. Познавательные способности.Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980) в качестве основы изучения личности взял ее когнитивные (познавательные) способности. Согласно его теории, на каждой стадии развития личности формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему можно научить человека на данной стадии.
1) сенсомоторная (от рождения до двух лет). На этой стадии у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, вероятно, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят.
2) предоперациональная (от двух до семи лет). В это время дети учатся различать символы и их значения.
3) стадия конкретных операций (от семи до 11 лет). Дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками.
4) стадия формальных операций (от 12 до 15 лет). На этом этапе подростки учатся решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.
6. Нравственные факторы.Американский психолог Лоренс Колберг считает, что становление личности связано с развитием нравственности человека. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые практически не связаны с возрастом.
1-2. Первые две стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. На первой стадии они стремятся избежать наказания, а на второй – заслужить поощрение.
3. Люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Несмотря на то, что люди уже имеют собственные понятия о хорошем и плохом, они в основном ориентируются на окружающих, чтобы заслужить социальное одобрение.
4. Люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Формируется нравственное сознание. Пример: кассир дал слишком много сдачи – человек вернул лишние деньги.
5. Люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями.
6. У людей формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы.
С.С. Фролов отмечает, что социализация личности включает такие явления как идентичность и самоуважение. Идентичность – ощущение существования уникальной индивидуальности, отличной от других индивидов, или ощущение себя частью уникальной группы, отличающейся от других групп своими ценностями. Самоуважение зависит от уважения других людей. Если личность полагает, что окружающие относятся к ней с уважением, то ее самооценка также будет высокой, и, наоборот.
Как было отмечено, социализация личности продолжается на протяжении всей ее жизни. Иногда люди отказываются от ранее усвоенных ценностей и образцов поведения и принимают новые стандарты. Такое явление называется ресоциализацией.
Социальные статусы.
Позиции, которые люди занимают в обществе, различаются по многим основаниям. Люди имеют разный доход, уровень образования, профессию и т.д. Позиция человека в обществе определяется понятием «социальный статус». Классическая концепция социального статуса была разработана американским социологом Р. Линтоном.
Социальный статус – положение индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и др. специфических для данной системы признаков (пол, образование, профессия, доход и др.).
Р. Линтон предложил разделить все социальные статусы на два вида:
1) предписанные – те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей;
2) достигаемые – те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Предписанные статусы связаны:
– с происхождением человека, т.е. со статусами его родителей;
– с полом человека, т.к. в сознании большинства людей существуют гендерные (гендер – социальный пол) стереотипы, т.е. предубеждения относительно того, чем мужчины и женщины должны заниматься в жизни;
– с возрастом человека;
– с его национальностью и расовой принадлежностью.
Предписанные социальные статусы наиболее распространены в примитивных обществах, где социальное положение человека зависит от его происхождения. Такие статусы, как принц, мужчина, молодой человек, француз и т.п., являются предписанными, потому что их носители получили данные статусы либо в момент рождения (принц, мужчина, француз), либо после достижения определенного возраста (молодой человек).
Достигаемые статусы связаны со свободой и правом индивида выбирать себе то или иное занятие, с возможностью реализовать свои таланты и способности. Достигаемые статусы широко распространены в современных индустриальных обществах. Примерами достигаемых статусов могут быть следующие позиции индивида: профессор, рабочий, депутат, учитель, офицер и др.).
Статусы также могут быть формализованными и неформализованными. Формализованные статусы, как правило, лучше закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах (законах, указах, решениях и т.п.). К формализованным можно отнести статус директора школы, президента страны. Носители данных статусов обладают четко определенными правами, привилегиями, ответственностью и обязанностями. Формализованные статусы возникают в рамках формальных институтов (образование, власть, экономика и др.).
Неформализованные статусы, напротив, основаны не на законах и инструкциях, а на общественном мнении, что делает их менее устойчивыми, чем формализованные статусы. Примерами неформализованного статуса могут служить позиции «души компании», неформального лидера коллектива и др.
Статусы также могут быть временными и постоянными. Каждый человек в течение своей жизни многократно становится носителем временных статусов. В магазине индивид становится покупателем, в поезде - пассажиром, в больнице – пациентом, в кинотеатре – зрителем и т.д. Вместе с тем у данного индивида есть и постоянные статусы. Он в течение всей своей жизни или значительной ее части является мужчиной, мужем, сыном, членом демократической партии, учителем.
Г.Е. Зборовский отмечает, что важным условием реализации статуса является идентификация, т.е. отождествление себя со своим статусом. Так, например, директор завода, садясь в вагон поезда, должен помнить, что в течение следующих часов он является прежде всего пассажиром, который должен следовать определенным нормам и правилам поведения, выполнять указания проводника и машиниста.
Каждый статус предполагает наличие определенных прав и обязанностей. Данные права и обязанности являются атрибутом определенного социального статуса, они не принадлежат лично индивиду – носителю данного статуса. Это обусловлено тем, что статусы существуют объективно, независимо от конкретных людей, их занимающих. Г.Е. Зборовский при рассмотрении данной проблемы приводит в качестве примера статусные права и обязанности работников вуза. Так, преподаватель имеет такие статусные права, которых нет у студентов: оценивать их знания, руководить их обучением и др. В этом смысле его статус в учебном заведении выше по рангу. В свою очередь, различаются статусы преподавателей вуза: статус профессора выше, чем статус доцента, статус доцента выше, чем статус ассистента. Различия между этими статусами характеризуется неодинаковым объемом прав и полномочий. Так, наиболее сложную и ответственную учебно-методическую и научно-исследовательскую работу, требующую высокой квалификации, ведут профессора и доценты. Статусные различия находят свое отражение в дифференцированной оплате труда. Чем выше статус, тем больше вознаграждение.
Помимо прав, статус предполагает определенные обязанности, которые закрепляются за его носителем. Невыполнение данных обязанностей может привести к потере этого статуса человеком и передаче его другому лицу. Так, если преподаватель вуза пропускает занятия или не может обеспечить соответствующего качества преподавания, он может быть лишен этого статуса посредством определенных формальных процедур (приказ ректора вуза, решения кафедры, совета факультета и т.д.).
Реализация статусных прав и статусных обязанностей в обществе не протекает без проблем, гладко. Сложности и противоречия, возникающие в процессе реализации статусных прав и обязанностей, называют статусными коллизиями. Статусные коллизии связаны со статусными притязаниями и статусным несоответствием. А.Г. Эфендиев определяет статусные притязания как ожидания группы людей, занимающих тот или иной социальный статус, определенных материальных, моральных, эмоциональных вознаграждений, уважения, прав, привилегий. Статусные притязания позволяют данной группе вести определенных образ жизни, соответствующий престижу данного статуса. Чем выше престиж какого-либо статуса в обществе, тем выше уровень притязаний его носителей, и, наоборот.
Статусное несоответствие – это несоответствие материального, морального и других видов вознаграждения общественной значимости функций, выполняемых носителями данного статуса, и их статусным притязаниям. Примерами статусного несоответствия могут служить низкая оплата труда российских учителей и военных.
Индивид имеет, как правило, не один, а несколько статусов. Например, молодой человек может являться студентом высшего учебного заведения, членом футбольной команды, членом политической партии, членом общественной организации, сыном, братом, другом, избирателем и т.д. Американский социолог Р. Мертон предложил называть всю совокупность статусов человека статусным набором. Чем больше этот набор, тем многообразнее и разностороннее становится жизнь индивида, тем сильнее его участие в общественной жизни. И, наоборот, чем беднее статусный набор, тем однообразнее жизнь человека, тем слабее он интегрирован (включен) в систему общественных отношений.
В статусном наборе можно выделить главный статус, который является определяющим для человека, влияет на его образ жизни, манеру поведения и стиль общения. Данный статус может быть связан с основным занятием этого человека (рабочий, преподаватель, студент), с его должностью (директор, начальник отдела, контроллер). В приведенном выше примере главным для этого молодого человека статусом будет статус студента вуза.
Г.Е. Зборовский полагает, что статус человека реализуется лишь в той статусной системе, к которой он принадлежит. Так, например, статус студента будет иметь смысл и определять поведение и характер взаимодействий человека с носителями других статусов в рамках системы высшего образования (преподаватель, декан, лаборант, ректор и др.). В других системах взаимодействия на первый план будут выходить иные статусы этого человека. Например, дома, в семье главными окажутся статусы сына, брата и др. Таким образом, заключает Г.Е. Зборовский, большинство характеристик личности имеет статусный характер.
А.Г. Эфендиев отмечает, что помимо главного статуса, можно говорить об обобщенном статусе человека (индексе социальной позиции). Данный показатель позволяет произвести целостную оценку социальной позиции индивида в обществе и сравнить ее с позициями других индивидов. Индекс социальной позиции определяется на основании нескольких показателей, среди которых престиж профессии, уровень дохода, уровень образования, наличие властных полномочий.
Социальные статусы в обществе образуют иерархию, которая составляет основу социальной стратификации данного общества. Иерархия статусов обусловлена социальным престижем статусов, т.е. уважением, признанием, которым пользуются данные социальные позиции. А.Г. Эфендиев полагает, что иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов:
1) реальной значимости тех или иных функций для развития общества;
2) системы ценностей, обычаев и традиций, учитываемых в данной культуре.
Иерархия статусов в различных обществах имеет как общие, так и отличительные характеристики. Так, в любом обществе статусы, связанные с осуществлением властных полномочий, являются престижными. Именно власть дает возможность распоряжаться дефицитными ресурсами, обеспечивает порядок в обществе. Высоким престижем обладают также статусы, связанные с хорошим образованием и профессиональной подготовкой. Примером разного отношения к той или иной социальной позиции и ее оценки обществом может служить пример статуса пастуха, приведенный А.Г. Эфендиевым. В современных постиндустриальных обществах пастух – это непрестижный статус, связанный с низкоквалифицированной, малооплачиваемой работой, а в традиционных аграрных обществах пастух – это представитель героической профессии, который пользуется большим уважением за свой тяжелый труд, позволяющий людям выживать в суровых условиях, где скотоводство является единственным источником пропитания.
Общество различными способами поддерживает существующую иерархию статусов. Оно поощряет престижные статусы, стимулируя их носителей к продолжению важной для общества деятельности. Материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, не только возмещает их физические и интеллектуальные затраты, но и является количественным выражением престижности данного статуса. Моральная поддержка престижных статусов может быть выражена в почтительном, уважительном отношении общества к носителям данных статусов, в пропаганде этих социальных позиций в средствах массовой коммуникации (с помощью телевидения, художественных произведений, газет, журналов и т.п.).
Социальные роли.
Каждый человек в течение своей жизни учится «играть» различные роли: в детстве и юношестве – ребенка, сына или дочери, ученика, студента, друга; во взрослом возрасте – мужа или жены, отца или матери, работника, члена политической партии или общественной организации; в пожилом возрасте – пенсионера, дедушки или бабушки и т.д. Таким образом, вся жизнь человека – это процесс усвоения и обучения различным социальным ролям. От того, насколько успешно индивид овладеет той или иной ролью, зависит его жизненный успех.
С.С. Фролов отмечает, что ролевое обучение включает в себя два основных аспекта:
1) обучение обязанностям и правам в соответствии с данной ролью;
2) приобретение установок и ожиданий, соответствующих данной роли.
Второй аспект, по мнению С.С. Фролова, является более важным. Так, например, не составляет значительного труда научиться основным навыкам ведения домашнего хозяйства (готовить, стирать, убирать и т.д.). Однако, усвоить установки и ожидания, которые делают ведение домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием, не просто, а, порой, и невозможно.
Особое значение ролевое обучение имеет в юношеском возрасте, когда происходит вхождение индивида в общество, его включение в систему социальных связей. Успешность овладения социальными ролями в юношеском возрасте может сказаться впоследствии на жизни человека, его месте в социальной структуре общества, его умении устанавливать контакты и осуществлять взаимодействие с другими людьми.
Социальную роль следует рассматривать во взаимосвязи с социальным статусом человека. Можно сказать, что социальная роль является динамическим измерением статуса. Американский социолог Р. Линтон определил социальную роль как ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Роль существует объективно, т.е. не зависит от самой личности, ее воли и желаний. Это определенный обществом образец поведения представителя того или иного социального статуса.
Большое значение в структуре социальной роли принадлежит ролевому предписанию и ролевому ожиданию, т.е. требованиям со стороны общества либо конкретной социальной группы или организации, предъявляемым к индивиду – носителю определенной роли, и ожиданиям выполнения данных требований. Четкое выполнение ролевых предписаний позволяет человеку достигать свои жизненные цели, продвигаться по служебной лестнице, рассчитывать на материальное вознаграждение, уважение со стороны окружающих и т.д. Иными словами, общество поощряет людей, успешно выполняющих свои роли, т.к. это способствует его выживанию и эффективному функционированию.
Если индивид не справляется с ролевыми требованиями и предписаниями, к нему могут быть применены санкции. Г.В. Пушкарева отмечает, что механизм социального ролевого контроля зависит от следующих факторов:
· степень формализации роли (например, выполнение ролей, предполагающих высокую формализацию, таких как военные, врачи, контролируется более тщательно и жестко, нежели выполнение неформализованных социальных ролей, таких как сын или друг);
· важность того или иного компонента ролевого поведения;
· престижность статуса (роль, связанная с престижным статусом, подвергается более серьезному и тщательному контролю, чем непрестижная социальная роль);
· сплоченность группы, в рамках которой осуществляется ролевое поведение (чем сплоченнее группа, тем сильнее контроль);
· авторитет группы (чем большим уважением пользуется мнение группы, тем действеннее контроль).
Каждый статус включает в себя несколько ролей. Например, человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, с другими преподавателями факультета, с деканом или ректором. Статус студента также предполагает выполнение нескольких ролей, например, таких, как роли одногруппника, друга, члена факультетской команды, старосты, участника научного кружка и т.д. Американский социолог Р. Мертон назвал совокупность ролей, соответствующих данному статусу, ролевым набором.
Американский социолог Т. Парсонс полагает, что любая социальная роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Эмоциональность. Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности (например, роль врача, или медсестры). Другие, напротив, предполагают эмоции и яркие выражения чувств (например, роли членов семьи, друзей и т.п.).
2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами (например, роли ребенка, мужчины, пожилого человека, они определяются полом и возрастом индивида). Другие роли приобретаются, усваиваются человеком в течение жизни (например, роли профессора, инженера, строителя не достаются людям автоматически, а требуют приложения определенных усилий).
3. Масштаб. Каждая роль имеет определенную сферу действия. Некоторые роли ограничены четко определенными аспектами взаимодействия (например, роли учителя и ученика ограничены общением их носителей в рамках учебного процесса, а роли врача и пациента не выходят за пределы вопросов, связанных со здоровьем пациента). Существуют также роли, предполагающие взаимодействие более широкого плана (например, между маленьким ребенком и его родителями устанавливаются тесные связи, и каждого из родителей волнуют все стороны жизни малыша).
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие на основе установленных правил и инструкций (например, преподаватель в случае неудовлетворительного ответа студента на экзамене обязан поставить ему двойку и назначить дату пересдачи в течение определенного срока). Исполнение других ролей предполагает неформальные отношения, основанные на личных (родственных или дружеских) связях (например, мы с готовностью помогаем брату или сестре и не требуем за свою помощь деньги, хотя мы могли бы взять плату за аналогичную услугу у незнакомого человека).
5. Мотивация. Каждая роль предполагает определенный мотив. Так, например, предполагается, что предприниматель стремится получить максимальную прибыль, т.е. ориентирован на личный интерес, в то время как работник социальной сферы трудится ради общественного блага, а не личной выгоды.
Человек является носителем нескольких социальных статусов, которым соответствуют определенные роли. Существуют ситуации, когда между ролями одного человека возникает конфликт. Например, ученик, являющийся членом футбольной команды, делает домашнее задание. В это время проходит важный матч. С одной стороны, он ученик и должен заниматься, с другой, – он член команды и должен отстаивать ее честь. Р. Мертон назвал ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, ролевым конфликтом.
Вопросы и задания по теме