Понятие и сущность культуры.
Слово «культура» происходит от лат. colere – возделывание почвы. Уже в Древнем Риме понятие «культура» начинает использоваться как характеристика человека. Одним из первых это сделал Цицерон, когда противопоставил культурного эллина некультурному варвару. В эпоху средневековья и Просвещения слово «культура» часто заменялось такими словами, как «образование», «цивилизация», «просвещение», «мораль», «нравственность». К концу XVIII века слово «культура» прочно входит в европейские языки, но только к XIX веку стали говорить не только о культуре, но и о культурах.
В 1952 году американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон выпустили книгу «Культура: критический обзор определений». На основе анализа более 200 определений культуры ученые разбили их на несколько основных групп:
1) описательные (культура рассматривается как совокупность составляющих ее элементов – знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и т.д.);
2) исторические (культура понимается как передающийся от одного поколения другому комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих социальную ткань нашей жизни);
3) нормативные (культура определяется как совокупность норм и ценностей, разделяемых группой людей);
4) психологические (культура рассматривается как результат научения, как способ поведения и адаптации к окружающей среде);
5) структурные (культура понимается как система определенных признаков, различным образом связанных между собой);
6) генетические (основное внимание уделяется происхождению культуры).
Выдающийся российско-американский социолог П.А. Сорокин определял культуру как некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведением.
Современный российский ученый Л.Г. Ионин считает, что культура – это то, что отличает человека от животного, характеристика человеческого общества, которая не наследуется биологически, а прививается в процессе обучения и воспитания. Культура связана с идеями общества, которые существуют и передаются в определенной символической форме (посредством языка).
В 1965 году Дж. Мердок пришел к выводу, что во многих культурах есть элементы, имеющие примерно одинаковое значение. Для обозначения таких элементов Мердок ввел понятие «культурные универсалии» – определенные черты, свойственные всем культурам. Мердок выделил более 60 культурных универсалий, в числе которых спорт, нательные украшения, танцы, совместный труд, подарки, язык, религиозные обряды.
Таким образом, несмотря на все многообразие культуры, можно выделить ее основные свойства:
1) культура передается посредством научения;
2) культура прививается воспитанием;
3) культура социальна, т.е. все культурные привычки разделяются членами общества;
4) культура обеспечивает удовлетворение первичных и вторичных потребностей человека;
5) культура адаптивна, т.е. она приспосабливается к окружающей географической среде, потребностям человека и т.д.;
6) культура интегративна, она представляет собой единое целое.
При исследовании культуры другой страны можно выделить два основных подхода к ее изучению: этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм предполагает осмысление чужой культуры, исходя из своей собственной, которая рассматривается как эталон. Этноцентризм связан с ксенофобией – страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Культурный релятивизм, напротив, предполагает изучение чужой культуры на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является.
Структура культуры.
Изучение структуры культуры началось с 1949 года, когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить мельчайшую единицу культуры – «культурный элемент». По определению Хобеля, культурным элементом считается далее неделимая единица поведенческого образца или материального продукта. Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как гвоздь, карандаш, отвертка, носовой платок и т.д. Элементами нематериальной культуры может явиться пожатие руки или приподнимание шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги.
Когда культурные элементы комбинируются, они образуют т.н. культурный комплекс. В качестве примера культурного комплекса можно назвать танец, включающий в себя такие элементы, как определенный ритм, танцевальные шаги, смысловую нагрузку (религиозный танец, танец ухаживания, праздничный танец и т.д.).
Основные компоненты культуры:
1) ценности – разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, ценности отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Существуют материальные (богатство, материальный комфорт) и духовные (свобода, любовь), положительные (честность) и отрицательные (подлость) ценности.
2) нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества. Нормы бывают запретительными и предписательными. Запретительные нормы говорят нам, чего нельзя делать (например, нельзя ругаться, нельзя грабить, нельзя врать), а предписательные говорят нам, что мы должны делать (например, надо уважать старших, надо жить честно).
Выделяют также моральные и правовые нормы. Моральные нормы являются неписаными правилами поведения. Нарушение таких норм влечет за собой общественное порицание. Правовые нормы существуют в форме писаных правил, или законов, за нарушение которых предусмотрена определенная юридическая ответственность. Существуют также политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные нормы, обычаи и традиции, правила этикета и т.д.
Для того, чтобы социальные нормы соблюдались, существует особый механизм наказаний и поощрений. Эти наказания и поощрения называют негативными и позитивными санкциями. К негативным санкциям относятся наказания, сдерживающие людей от определенных поступков (например, штраф, тюремное заключение, выговор и т.д.). К позитивным санкциям относятся поощрения, стимулирующие соблюдение норм (напр., денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж).
3) обычаи – передающиеся от поколения поколению образцы поведения, позволяющие людям взаимодействовать друг с другом и окружающей средой. Обычаи можно рассматривать как менее важные социальные нормы, за нарушение которых следует либо мягкое наказание, либо наказания нет вообще. Например: отношение к старшим, женщинам, гостеприимство, ухаживание за девушками, поведение за столом.
4) символы, смыслы, значения, знаки. Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Значение – содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. Символ (греч. symbolon – знак, сигнал, признак), знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.
5) язык – система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык очень тесно связан с культурой и служит основным средством ее передачи (трансляции). Язык тесно связан с речью, но это не одно и то же. Язык объективен, он принадлежит всем. Речь субъективна, носит индивидуальный характер.
Виды культуры.
Существует множество классификаций культур.
Так, например, выделяют духовную культуру (литература, искусство, нормы, обычаи, язык, верования, идеи и т.д.) и материальную культуру (материальные предметы, произведенные человеком: мебель, автомобили, здания и др.). Эти виды культуры связаны между собой. Материальная культура есть воплощение идей, результат человеческого мышления. Нематериальная культура не может существовать независимо от материальной, которая является ее носителем.
Выделяют также народную (массовую) и элитарную, современную и традиционную, доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми членами данного общества. Такие культурные комплексы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультура – это система деятельности, ценностей и норм, отличающих культуру определенной социальной общности (группы) от культуры большинства общества. Например, армейская субкультура, молодежная субкультура, субкультура богемы и т.д.
Иногда субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. В этом случае субкультура трансформируются в контркультуру, которая не только отличается от господствующей культуры, но и бросает ей вызов. Примерами контркультур могут быть бандитские шайки.
Вопросы и задания по теме
1. Черты, свойственные всем культурам, несмотря на их многообразие Дж. Мердок назвал:
а) этноцентризм;
б) субкультура;
в) культурные универсалии;
г) культурный релятивизм.