Шахназаров Г.Х. О концепции общественного развития // Социс.
Контрольные вопросы
Что означает и в чем конкретно проявляется социальный кризис в России?
Как характер социокультурных ценностей влияет на возникновение кризисного развития общества?
Какое воздействие на кризис в стране оказывает состояние идеологической, поведенческой и материальной культуры людей?
В чем причины обострения социальной аномии в современном российском обществе?
Как нарушения процесса социализации сказались на состоянии общества современной России?
В каких случаях декларируемые.властями идеалы представляются массам почти слившимися с реальностью?
Действительно ли революционные порывы приводят к скачку в общественном развитии?
Социальные конфликты
В свете анализа природы переходного общества в России и его кризисного, предпринятого выше, можно с большей определенностью характеризовать и природу социальных конфликтов, их происхождение и роль в общественных процессах, понять истинные причины и факторы Противостояния и противоборства различных политических и социальных сил. Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества. Наиболее острыми и опасными являются конфликты в" политической сфере, особенно в сферах власти, социально-экономических и межнациональных отношений Конфликты в современной России отличаются особой F остротой, частым применением насилия и т.д. И дело не только в отсутствии институциональных основ регулирования и легитимности принятых решений. В России исторически утвердилась «конфронтационная политическая культура», несущая в себе нетерпимость к и инакодействующим. Тоталитарная идеология и формулы типа «кто не с нами, тот против нас», «если враг ^e сдается, то его уничтожают» и др., пустили глубокие : корни в обыденном сознании. Такая политическая «куль-, "тура» как бы воспроизводится в различных структурах и . институтах общества, государственной власти, не просто затрудняя, но и делая порой невозможным стояния конфронтации к диалогу.
с Другой стороной. Именно в условиях кризиса и экономического упадка, разгула инфляции и быстрой пауперизации масс объективные противоположности быстро перерастают в субъективные противостояния. В ходе перерастания в конфликт аморфные первоначально квазигруппы, объединенные предполагаемым единством
сов, возникших на основе общих социальных позиций, трансформируются в группы интересов с осознанными целями и сформулированными программами.
Социальные конфликты в России обычно эмоционально сильно окрашены, в них много иррационального (особенно » межэтнических конфликтах), надуманного в представлениях индивида о своих интересах как противоположных интересам другой стороны. Но эти представления и составляют реальность, они двигают и обостряют конфликт. Они в любом случае реально выражают, пусть не всегда четко, полно, пусть даже деформирование, суть, главные особенности социальных противоречий, лежащих в основе данного конфликта.
Наконец, конфликты в России мы называем социальными, хотя они и формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются (а в жизни выступают) как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.д. В широком г общетеоретическом смысле все они относятся к категории социального конфликта, под которым обычно понимают любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами, группами людей, если они преследуют какие-либо социально значимые цели. Важно, чтобы индивиды, участвующие в конфликте, выражали не свои сугубо личные цели, интересы и ценности, а выступали как типичные представители большой социальной группы. Иначе конфликт носил бы не социальный, а социально-психологический, межличностный, индивидуальный характер.
Конфликты • Проблема политической власти в российского общества выступает в трех - своих важных аспектах. Во-первых, это сфер* конфликты в сфере самой власти, противоборство различных политических сил и групп за обладание реальными рычагами власти. Во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах в других сферах общества, которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования и функционирования данной власти. Наконец, в-третьих, государственная власть во многих случаях выступает в качестве посредника, арбитра.
Политические конфликты и борьба за власть — вообще вполне нормальное явление в жизни любого общества. Лидеры, партии, движения имеют свои программы, свои видения выхода из кризиса и обновления российского общества. Но они не могут их реализовать до тех пор, пока находятся вне сферы власти. Потребности, интересы, цели и притязания
Основные, конфликты в сфере власти в современной России выступают как; а) конфликты между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти на разных уровнях; б) конфликты между Государственной Думой и Советом Федерации и внутри них; в) конфликты между политическими партиями и движениями, придерживающимися разных идеологических и политических установок; г) конфликты между разными звеньями управленческого аппарата и другие. Все указанные конфликты могут развиваться то спокойно, внешне то могут вспыхнуть, разгореться с особой силой, приобретать формы ожесточенных схваток. Потенциальным источником ожесточенной борьбы за власть, способным придать новые формы указанным выше видам конфликтов в сфере власти, являются претензии новых социальных групп на растет численно, все громче заявляет о своих претензиях не только на обладание материальными благами, но и на монополию на власть, бросая таким образом вызов пока держащей в своих руках власть номенклатуре.1 ";j *"
Указанные и потенциально возможные иные конфликты в сфере власти действительно можно было бы рассматривать «нормой» в переходном кризисном обществе', если бы они развивались институционально и легитимно. Характер противоборства и применяемые методы в ходе борьбы говорят об объективном столкновении двух противоположных тенденций: с одной стороны, о потребностях общества ? укоренении демократических основ и принципов, в утверждении демократической политической культуры и уважения гражданами законов и т.д., с другой — в стремлении установить новый авторитаризм при сохранений внешних, атрибутов демократии и видимости разделения властей. Стремительное развитие второй тенденции говорит о том, что в обществе слабы реальные политические силы, способные эффективно защитить действие первой тенденции. В сентябре-октябре 1993 г. в борьбе двух
ветвей власти — исполнительной и законодательной — решался иной, можно сказать банальный, вопрос — в чьих руках сосредоточится вся полнота реальной власти? Победила исполнительная власть.
Дело в том, что борьба носила элитарный, верхушечный характер, и конфликт между элитами (разными группировками номенклатуры и близкими к ней группами) в верхних эшелонах представительной и законодательной власти разрешился не компромиссом, а силовыми методами, применение которых сопровождалось вооруженными столкновениями и кровопролитием.
Сложилась новая реальность, которую можно рассматривать в двух плоскостях. Одна из них сводится к тому, что реформы значительного масштаба, особенно в экономической области, могут проводиться лишь тогда, когда руки исполнительной власти относительно свободны. С другой стороны, неконтролируемая исполнительная власть может выбрать губительный курс, исправить который в этих условиях чрезвычайно трудно или невозможно. Поэтому очень важно внедрить в существующую систему корректирующий механизм, способный повлиять на снижение остроты потенциального политического кризиса и вероятности новой вспышки конфликта. Практика показывает, что идет, процесс неуклонного усиления авторитарного характера власти, использования силовых методов ,и аргументов во взаимоотношениях с оппонентами. В этих условиях призывы исполнительной власти к согласию и сотрудничеству, даже некоторые практические шаги в этом направлении нельзя не рассматривать как стремление легитимировать режим личной власти. История с Договором об общественном согласии подтверждает такой вывод.
Исполнительная власть все в большей степени осуществляет политику, базирующуюся главным образом на своем понимании ситуации и в интересах самосохранения. Правда, официальные теоретики именуют политический режим как «контролируемая демократия», «президентская демократия» и т.д... На самом же деле его суть можно раскрыть термином «плебисцитарный авторитаризм».
Социологические опросы показывают, что отчуждение массы людей от государственных институтов, недоверие к власти стали столь же значительными, как и накануне «перестройки». И эта тенденция носит стабильно прогрессирующий характер. Политическим партиям к концу 1994 г. доверяло, по разным данным, 4—6% россиян, парламенту — 10—12%, а президенту — 14—18%. В конституционные гарантии верил лишь каждый шестой респондент. С этими данными согласуются и показатели оценки тех, кто, по мнению , виноват в кризисной ситуации. Основными виновниками видят правительство (73% опрошенных), инициаторов реформ, мафию, развал СССР (по 66%), Президента Ельцина (64%), местные власти (59%). За ними со значительным отставанием следуют коммунисты (41%), бизнесмены (38%) и евреи (8%). То есть степень недоверия к нынешним властям не просто высока, но уже перевешивает как ответственность властей предыдущих, так и традиционные для общественного сознания стереотипы «врагов».
Социологические опросы также показывают рост национал-патриотических, шовинистических, монархических настроений. На протяжении всего 1994 г., например, наблюдался последовательный рост монархических настроений: если весной лишь 9% видели панацею в реставрации монархии, то в начале осени считали ее желательной 18% взрослого населения России. Сегодня примерно каждый десятый респондент готов поставить во главе государства военных.
. Действующими сторонами в этих конфликтах выступают прежде всего предприниматели и профсоюзы при посредничестве правительства, которые принимают в конечном счете решения с учетом интересов сторон.
Мощные забастовочные движения шахтеров, работников наземного, воздушного, железнодорожного и морского транспорта, рыболовецкого хозяйства и др. показали, что у нас водораздел борьбы идет не по линии «работники — предприниматели», а по линии «трудовые коллективы — правительство». С 1992 г. хотя и преобладали требования о повышении зарплаты, уровня жизни, ликвидации задолженности по зарплате, но неуклонно росли требования участников забастовок, связанные с отстаиванием своего права собственности на имущество предприятия.
Есть, разумеется, много других особенностей, но не они определяют основное содержание конфликтов в данной сфере. Например, некоторые конфликты носят «вторичный» характер, т.е. их основная причина — невыполнение правительством и соответствующими административными органами подписанных ранее соглашений, достигнутых договоренностей. Массовые конфликты связаны также и с тем, что нет четкой законодательной базы разрешения трудовых споров, решения многих проблем уже на начальной стадии конфликта.
Основное содержание конфликтов, формирующихся в социально-экономической сфере переходного ^ кризисного общества России, связано с, перераспределением собственности и становлением таких рыночных отношений, в которых беспрецедентное неравенство формирует бипр-лярность социальных сил, изначально обреченных на конфликтные взаимоотношения. Поскольку основным субъектом перераспределения являются органы государственной власти, а собственность сосредоточивается в руках новой элиты,, прежде всего номенклатуры, в чд.их руках фактически сосредоточена лласть, ,то социально-экономические выступления своим острием направлены против социальной и экономической политики правительства в дентре и на местах.
Конфликтные процессы развиваются в условиях углубления противоречий между микроэкономической адаптацией населения и потребностями макроэкономического прогресса. Данные социологического опроса показывают, что 80% граждан России обеспечивают свои более или менее сносные условия существования, адаптируясь к существующему рынку. Только 13% работающих в 1994 г. существовали за счет основной работы, остальные, стремясь любыми путями выжить, имели заработки еще от других видов деятельности. Однако эти микроэкономические приспособления никак нельзя характеризовать как реальный макроэкономический прогресс.
Серьезные конфликтологические потенции Содержат в себе и социально-экономические отношения между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Основными причинами являются: коррупция среди чиновников; неопределенность функций многих государственных служащих, их требований к предпринимателям; неоднозначность толкования законов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Взаимодействие между предпринимателями и чиновниками все в большей степени осуществляется через призму негативных психо-
логических образов, рождающих взаимное ожидание уг
розы, враждебности.
В конфликтологическом плане возрастает значение характера отношении по линии «предприниматели — основная масса населения». Пока на данном этапе «рядовые граждане» неоднозначно относятся к предпринимателям: 50% —благожелательно, 30% — резко отрицательно. Но есть один важный фактор, способный резко обострить ситуацию в ближайшие годы. Если взять различия доходов между самыми богатыми и самыми бедными слоями, то несколько лет назад они оценивались как 3:1. Но современные экспертные оценки фиксируют, что дифференциация по доходам групп населения в России вышла на уровень 50:1 и выше (в западных странах — 10:1). Это указывает на опасность конфликта нового качества, ибо минимально обеспеченные группы по своему уровню находятся за чертой бедности, и речь идет не только о 50-кратном различии доходов, а о том, что низшие слои оказались на грани выживания. Необходимо также учесть, что под «низшими слоями» имеются в виду не только пенсионеры, инвалиды и подобные им группы населения, но и высококвалифицированные работники — врачи, инженеры, ученые и т.д. Их искусственная люмпенизация размывает зачатки российского «среднего класса», той социальной категории, которая обычно становится основой и оплотом социальной стабильности.
Есть основания полагать, что когда закончится второй этап приватизации и государственная власть как главный субъект собственности «уйдет в тень», а новые хозяева собственности займут доминирующие позиции в экономике, указанные выше противоречия и возможные с ними конфликты выдвинутся на передний план.
.Распад СССР, казалось бы, разрешил крупные и глубокие противоречия между нациями и открыл полосу спокойного решения культурных, языковых и иных проблем в новых государствах, появившихся на территории бывшего Союза. Но этого не произошло и прежде всего потому, что государства возникли не на основе свободного, демократического самоопределения, а в результате келейного, верхушечного решения группы политических лидеров. Межэтнические противоречия усилились, существовавшие к этому времени конфликты вспыхнули с новой силой, обострились в различных регионах бывшего Союза (Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье и т.д.). Межэтнические противоречия и конфликты заняли существенное место и в общественной жизни новой России.
Какова общая этнополитическая ситуация в России сегодня? Россия — многонациональная страна, где проживают представители более 120 народов. Во многих республиках в составе РФ титульное население составляет меньшинство. Из 21 республики только в 5 титульное население превышает 50% населения данной республики (в Чувашии, Туве, Коми, Чечне, Северной Осетии). В целом во всех республиках, вместе взятых, «коренное население» составляет всего 32% населения, а в автономных округах — 10,5%. Уже этот факт говорит о том, что возможны серьезные противоречия между титульным и остальным населением в условиях провозглашенного суверенитета республик. Важным фактором, определяющим характер развития межэтнических отношений в России, является то, что русские составляют более 80% (в 1989 г. — 81,5%) населения страны.
Главная особенность межэтнических конфликтов в России обусловлена как различием соотношения русского и нерусского населения на всем этнотерриториальном пространстве федерации, так и главным образом тем, что национальная психология русских и разбуженное национальное самосознание в некоторых своих потенциях может дестабилизировать социально-политическую ситуацию и обострить межэтнические противоречия. Доминирующую роль в обществе начинают играть идеалы, ценности и установки национального сознания русского этноса, обусловив (как и сознание; гигантского перевеса своей численности) определенную переориентацию способов и методов регулирования этнических конфликтов. Не этнополитическая ситуация в России сама по, себе, не численное доминирование русского этноса порождают конфликты, а та кризисная политическая, социально-экономическая и духовная ситуация, в которой оказались все народы, в том числе, а может быть и прежде всего — русская нация. Все сферы общества охвачены противоречиями, которые своеобразно переплетаются в жизни каждой нации, деформируя их представления об интересах, потребностях и источниках их удовлетворения. Но чтобы понять, как, в каком направлении они могут развиваться, какова реальная историческая перспектива продолжающихся конфликтов, наконец, на что могут рассчитывать конфликтующие в России нерусские этносы, необходимо внимательно и серьезно относиться к проблеме нравственного самочувствия русских, психологического восприятия ими своего нынешнего положения.
Трагическая ситуация, в которой оказался русский этнос, интенсивно реанимирует содержание и символы русской идеи, возрождая не только прогрессивные, но и негативные ее аспекты. Психологический аспект чисто иррационального противопоставления «МЫ» и -«ОНИ», рассмотрение других этносов, живущих с ним рядом, новыми глазами сопровождаются обострением острого внутреннего конфликта в понимании самого себя как определенной национально-этнической общности, выявлении своей культурно-исторической роли и места как крупнейшего этноса. Впервые, пожалуй, в истории нравственное самочувствие русского народа, его самосознание испытывают такую ущемленность и страх за будущее, когда каждый другой, даже небольшой по численности этнос может предстать перед ним в образе врага.
Кризис российского общества сегодня и продолжающийся долгие годы кризис российской «бытейности» могут объяснить многое в особенностях самосознания и психологии русских, но не все. Рассредоточенность русского этноса по всем государствам бывшего Союза, их униженное положение в ряде регионов не просто стали источником многих конфликтов (в Прибалтике, Средней Азии и,др.), но и оказывают прямое и самое серьезное воздействие на самосознание русского этноса вообще, вызывая соответствующую идейно-психологическую реакцию. Именно в последние годы в русском национальном сознании возникли также и агрессивно-наступательные настроения, опирающиеся на великодержавные стереотипы, чего раньше не было. Есть основания полагать, что они усилятся в ближайшие годы. Их будут питать беженцы-русские, поток которых, видимо, усилится, особенно из Средней Азии. Во-вторых, в Россию в поисках заработка или местожительства нелегально переселяются большими потоками выходцы из других государств СНГ, создавая в разных регионах страны свои «общины» (грузинская, узбекская, азербайджанская, армянская и т.д.). Иногда своей деятельностью и поведением они становятся катализаторами таких настроений среди русских.
Выступая на рынке как носители торгово-посредниче-ских отношений, представители ряда национальностей как бы олицетворяют собой все негативное, что связано с этвм видом деятельности в жизни простых людей — дороговизна, обман, обсчет и т.д. На рынке труда земляческие общины (бригады, группы) выступают в качестве конкурентов местных строителей, ремонтников, ремесленников и т.д. Основная же их масса прямо или косвенно связана с «теневой» экономикой, куда, как известно, вовлечены люди, принадлежащие к определенным этническим группам. Иногда это преступные синдикаты с иерархической структурой, где обычаи и традиции обязывают 'рядовых членов подчиняться их лидерам — «крестным отцам». Именно такие структуры по национальному или этническому признаку приводят к взрывоопасным ситуациям в разных регионах России, порождая и усиливая стойкие негативные национальные стереотипы. На вопрос: «Есть ли национальности, к которым Вы испытываете неприязнь?», 37% москвичей в начале 1994 г. ответили «да». Среди опрошенных до 20 лет 69% испытывали национальную неприязнь.
Разумеется, каждый конкретный конфликт на межнациональной почве имеет свои особенности, свои особые причины. Сама федеративная организация государства России является почвой всевозможных конфликтов. Очень острый конфликт с Татарстаном удалось урегулировать конституционным путем, заключением особого двустороннего договора. С Чечней это не удалось, и политический конфликт вылился в военный. Все указанные межэтнические конфликты, как и другие, нуждаются в особом рассмотрении. Но одно сегодня уже вполне очевидно: все существующие и потенционально возможные межэтнические, межнациональные конфликты, прямо или косвенно затрагивающие интересы русского народа, могут быть мирно урегулированы в обоюдных интересах, если в полной мере учитываются в этих конфликтах рост самосознания русского этноса и психологические проявления русского национального характера. Чеченский кризис показал, что вопросы целостности Российского государства и нерушимости его границ приобрели приоритетное значение в способах регулирования межэтнических проблем. Местная элита и националистические силы, выступающие под знаменем суверинитета своих автономий, в полной мере должны осознать эту новую реальность этнополити-ческой ситуации российского общества.
Литература
Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. —
~^ N9 О.
Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта // Социс. — 1 993. — № 8.
Тишков В. Амбиции лидеров и надменность силы. Заметки о Чеченском кризисе // Свободная мысль. — 1 995. — № 1 .
Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социс. — 1 995. — № 3.
Контрольные вопросы
Какие общие причины обусловили резкое обострение социальных конфликтов в России?
В чем своеобразие конфликтов в сфере государственной власти?
Какие группы населения находятся в конфликтных отношениях в социально-экономической сфере?
В чем психологические особенности межнациональных, межэтниче
ских конфликтов в России?
Примерная тематика докладов и рефератов по курсу социологии
1.Роль социологии в социальном реформировании общества.
2.Что такое «социальное»?
3.Социология и социальная философия.
4.Социология и история.
5.Социология и специальные общественные науки.
6.Теоретическое и эмпирическое в социологическом исследовании.
7.Значение эмпирических социологических исследовании для раз
вития общества.
8. Главные социологические парадигмы в классической социологии
XIX—начала XX в. .
9. Возникновение социологии как самостоятельной науки (О.Конт и
Г.Спенсер).
10. Классики социологической мысли второй половины XIX—начала
XX столетия (К.Маркс, Э.Дюркгейм.М.Вебер).
11.Социологическая мысль в России XIX в.
12.П.А.Сорокин — крупнейший социолог XX в.
13.Плюрализм современной социологической мысли.
14.Современная эмпирическая социология и ее роль в общественной
жизни.
15. Роль и значение структурного функционализма в современной
социологии.
16.Конфликтологическая линия в современной социологии.
17.Общество как социальная реальность и как социальная система.
18.Социальные группы и общности в структуре общества.
19.Место и роль социальных институтов и организаций в жизни об
щества.
20.Культура и ее значение для жизнедеятельности общества.
21.Личность и общество.
22.Личностью рождаются или становятся?
23.Социализация — стержень социальной жизни.
24.Социальная стратификация и социальная мобильность.
25.Что такое социальная аномия?
26.Отклоняющееся (девиантное) поведение и пути его преодоления.
27.Место и роль социального контроля в'жизни общества.
28.Развитие общества и его источники.
29.Сущность и соотношение эволюционных и революционных форм
социального развития.
30. Есть ли объективный критерий прогресса и регресса в обществен
ном развитии?
31-. Проблема типизации обществ в современной социологии:
32. Что такое глобализация и в чем она проявляется в современном
мире?
33. Современное российское общество и социальные тенденции его
развития.
34.Переходный характер современного российского общества.
35.Социальный кризис в России и пути выхода из него.
36.Социальные конфликты в современной России и пути достиже
ния социального единства и согласия.
37. Основные общие тенденции изменения социальной структуры
российского общества на современном этапе.
Содержание
Слово к читателю... 3.
I
Предмет и основные этапы развития социологии... 4—140.
1. Социология, ее место и роль в науке и обществе ... 4—25.
§ 1.Предмет,струкгура и методы социологии ...4—14.
Что такое социальное? — 4. Объект и предмет социологии — 7. Категории и законы социологии — 7. Структура социологии — 10. Метод социологии—12.
§ 2. Соотношение и взаимодействие социологии и других общественных наук... 14—19.
Социология и социальная философия — 14. Социология и история —15. Социология и политология —17. Социология, экономическая и другие специальные науки—18.
§ 3. Значение социологии нее роль в современных условиях... 19—25.
Функции социологии — 19. Социология у нас вчера и сегодня — 21. Почему необходимо изучать социологию — 23. Литература — 25. Контрольные вопросы — 2 5.
Основные парадигмы и этапы развития социологической мысли... 25—104.