Социология, экономические и др. специальные науки
И, наконец, рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также некоторых других наук. Как и политология, все они, в отличие от социологии, изучают не общество как целостную социальную систему, а ту или иную его часть, сферу, грань. Так, экономическая наука сосредоточивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы, как показывает жизнь, чем дальше, тем все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической наук.
Но если экономическая наука исследует закономерности только одной, пусть и очень важной сферы общественной жизни, то социология — значительно более общие, широкие закономерности, лежащие в основе развития общества как целого и специфически проявляющиеся во всех его сферах, в том числе и экономической. Одно дело изучать внутренние, специфические законы данной сферы, стороны общественной жизни, а другое — специфическое проявление более общих, социологических законов в этой сфере жизни общества. Первое — это задача экономической и других специальных общественных наук, а второе — задача социологии.
В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными общественными науками. Возьмем, к примеру, правоведение. Социология рассматривает право, правовые отношения не сами по себе, а как часть целого, всей общественной жизни; она изучает не их собственные, внутренние, свойственные именно правовой сфере закономерности, а своеобразие проявления социологических закономерностей в данной сфере. Социология ставит перед собой задачу выявить влияние социальных факторов, социальных отношений, институтов и организаций на право.
В свете сказанного ясно, что в вопросе о соотношении социологии и специальных общественных наук речь может и должна идти об их более или менее тесной взаимосвязи, а отчасти и взаимопроникновении в реальном исследовании общественной жизни при сохранении предметных границ этих наук, но не о поглощении социологией этих наук.
Значение социологии и ее роль в современных условиях
Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.
Функции социологии
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям. Только правильное и глубокое системное отражение сущности и закономерностей развития социальной реальности позволяет социологии выполнять и другие ее функции.
Практически-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития, личности. В этом плане социология — одна из теоретических основ политики и практики.
Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ сильной, действенной социальной политики и в практике управления общественными процессами — и сегодня одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства.
Несколько иначе обстоит дело с идейно-воспитательной функцией социологии. Она находит своё выражение в той роли , какую играют социологические исследования и; их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности, нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. К тому же любой социолог в социально-разделенном обществе не может в реальной жизни не выступать в качестве носителя и выразителя социальных интересов, целей и ценностей той части общества, к которой он принадлежит. А это так или иначе сказывается на выборе проблематики и постановке задач в ходе социологических разработок и тем более на анализе и истолковании их результатов, поскольку последние в той или иной мере затрагивают интересы соответствующих социальных групп.
Другое дело, что нельзя допускать крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и идеологического в реальном социологическом исследовании. Сверхидеологизация неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и правдивости изучения действительности, без чего нет и не может быть подлинной науки, в том числе и социологии. Она ведет к изоляционистскому отрыву данной социологической школы от мировой социологической мысли, серьезно затрудняет и даже исключает возможность их взаимовлияния, что не может, как показывает и наш и зарубежный опыт, не сказаться крайне отрицательно на научных достижениях и самом развитии социологии. С другой стороны, полное отрицание, игнорирование идеологического фактора в развитии социологии серьезно затрудняет понимание причин разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков столкновения и даже противоборства этих направлений. Важно, чтобы те или иные социальные пристрастия социологов не препятствовали объективному, действительно научному подходу к реальности, не приводили к искажению социологических данных.