Социология и социальная философия
Соотношение социологии и социальной философии определяется прежде всего тем, что социология не является философской наукой и изучает поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. И социология, и социальная философия рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Это их общая черта, определяющая особенно тесную взаимосвязь этих наук. Но при всем этом социальная философия рассматривает общество в наиболее широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, законов. Социальная философия анализирует развитие общества под углом зрения специфического проявления в этом процессе общефилософских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.
Наиболее наглядными примерами законов социальной философии могут служить законы соотношения общественного бытия и общественного сознания, а также законы, характеризующие источник самодвижения общественной жизни. Все это отражает специфику социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой.
Но этим далеко не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами, категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии. Ясно, что и объект и предмет социологии обладают большей конкретностью, менее абстрактны по сравнению с объектом и предметом социальной философии, характеризующей общественное развитие в абстракциях наивысшего уровня. Если сериальная философия в своем развитии непосредственно опирается на достижения специальных наук об обществе, то социологические исследования, используя результаты других общественных наук, непосредственно базируются на сборе и анализе эмпирически проверяемых социальных фактов, на обобщении соответствующих эмпирических данных, добытых в рамках этой науки.
Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Совершенно очевидно, например, что ни социальная структура общества, ни ее отдельные элементы не могут глубоко и успешно изучаться вне понимания сути общества в целом, взаимодействия его различных сфер и т.д., как не могут быть поняты части целого вне этого целого. С другой стороны, социология, давая конкретный анализ общественной жизни во всем ее сложном многообразии, способствует обогащению понятийного аппарата и предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации ее положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с реальной жизнью, практикой.
Все сказанное о разграничении социологии и социальной философии не должно приводить ни к их абсолютному разъединению, ни к их отождествлению. Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной философии и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой оказываются органично включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление социологии с социальной философией ставит под вопрос само существование социологической науки. Как показывает исторический опыт, это способно стать серьезным препятствием на пути развития обеих наук, ибо ведет к неправомерной подмене проблематики одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке собственной тематики каждой из них.
Социология и история
Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают все общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук так или иначе базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.
Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение — это соотношение теории и истории, теории общественного развития и его истории. Известный российско-американский социолог П.А.Сорокин, вслед за основателями баденской школы неокантианства В.Виндельбандом и Г.Риккертом, называл социологию «генерализирующей наукой» (т.е. обобщающей наукой) в отличие от истории как «индивидуализирующей науки». История по самой своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий, от четкого и разностороннего отображения конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразия. В отличие от этого главное в социологии как «теоретической» науки — это обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. Конечно, было бы ошибочно сводить историю только к голой фактологии, фактографии, поскольку и она не может обойтись без необходимого анализа исторических фактов и их научного обобщения. Но нельзя не видеть качественного отличия исторического обобщения от социологического как по характеру, так и по уровню.
Далее. Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология, как показано выше, только «социальное» в обществе. И в этом плане непосредственный объект социологии уже объекта истории. Отметим еще, что историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.
Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических исследований — важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно – фактологический подход к отражению исторического процесса, глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений. Вместе с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.
Социология и политология
Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее об-щностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики.
Тем не менее социология и политология — это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая — политическую действительность, политическую жизнь общества. Вполне естественно, что каждая из этих наук, следуя своему предмету и методу, по-своему подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Так, гражданское общество — важнейший объект рассмотрения и социологии и политологии. Но социология подходит к гражданскому обществу с позиций анализа его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.д. В отличие от этого политологию интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура политической системы и политические отношения как отношения по поводу политической (государственной) власти, место, роль и функции политических институтов и организаций и т.д.
Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широких Социологических обобщений.