Анкета как инструмент социологического исследования

Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневниковых наблюдений и т.п. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?

Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования.Составление анкеты - дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при соблюдении определенных требований при ее составлении возможно получить объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования.

Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.

Вопросы не должны:

- превышать возможности памяти и компетенции

опрашиваемых;

- вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие

респондентов;

- навязывать мнение социолога;

- быть перегружены вариантами ответов.

Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов.

1. Вопросы по содержанию:а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б) о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); в) о личности респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику личности респондента).

2. Вопросы, различающие по форме:а) вопросызакрытые (к ним дается перечень вариантов ответов); б) открытые (варианты ответов не прилагаются, респондент сам должен сформулировать ответ и вписать его); в) полуоткрытые(в данном случае сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными.

Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.

Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: "Из каких источников Вы получаете политическую информацию - телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?"

Имеют место вопросыпрямые и косвенные. Прямые вопросы - это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.

Косвенные вопросы - в которых преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: "Что мешает Вам хорошо учиться?" Пример косвенного вопроса: "Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что..."

Вопросы различаются такие по своим функциям: это- основные и неосновные вопросы.Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

Вопросы-фильтрыиспользуются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов.

При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.

В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

В конце анкеты, как правило, имеется "паспортичка"и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т.д.

В социологическом исследовании используются понятия: индикатор и шкала измерения. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т.д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т.д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости.

После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30 %, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.

Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, большое - на персональных компьютерах. В последнем случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др.

После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы.

Выводы

1.Процесс социологического исследования в общем виде есть не что иное, как применение субъектом определенных средств для получения нового знания об объекте и практического овладения им.

2.Разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования.

3.По мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации, проблема научной интерпретации данных.

4.Плохо обоснованное, плохо подготовленное социологическое исследование приводит к ничтожным теоретическим выводам, к малоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех, часто значительных материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования.

5. Социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. И вместе с тем это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельность.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под социологическим исследованием?

2. Чем вызвана необходимость составления программы в научном исследовании? Почему так важно составление программы в начале исследовательской работы?

3. Есть ли особенности разработки программы прикладного социологического исследования в сравнении с исследованиями в других отраслях науки? Если да, то в чем они состоят?

4. Какие функции выполняет программа в социологическом исследовании? Какие нормативные требования предъявляются в ходе разработки программы?

5. Какие существуют способы и логические схемы доказательства гипотез? Как осуществляется проверка каждого вида гипотез в прикладном социологическом исследовании?

6. Попытайтесь дать развернутую характеристику каждого вида социологического исследования: его назначение, характер решаемых задач, особенности организации.

7. Каковы методологические принципы применения метода опроса в прикладном социологическом исследовании?

8. Чем отличается использование метода наблюдения в естественных и общественных науках?

9. Каковы отличия экспериментов, проводимых в социологии, психологии, в педагогике, в экономических и правовых науках?

10. Что измеряется с помощью социометрического метода? Назовите единицу измерения. Обоснуйте научную достоверность его данных.

Список литература

1.Астафьева Е.Н., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю., Нуркова В.В.Биографическое интервью: Учеб.-метод. пособие / Е.Н. Астафьева [и др.] (Под ред. В.Г.Безрогова). – М.: Изд-во УРАО, 2001.

2.Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований./ Г.С. Батыгин.- М.: Аспект Пресс, 1995.

3.Белановский С.А. Метод фокус-групп. / С.А. БЕлановский.. - М.: Магистр, 1996.

4.Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. – М.: Высш. шк., 1989.

5.Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. / И.А. Бутенко.- М.: Тривола, 1998.

6.Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. /

Е. Дмитриева.- М.: Центр, 1998.

7.Загоруйко Н.Г.Прикладные методы анализа данных и знаний./ Н.Г. Загоруйко.- Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 1999.

8.Лукина М.Технология интервью: Учебное пособие. / М. Лукина.– М.: Аспект Пресс, 2003.

9.Морено Я.Л.Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе /Пер. с англ.Я.Л. Морено.- М.: Академический проект, 2001.

10.Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. /

Э. НОэль. - М.: АВА-Экстра, 1993.

11.Степанов А.С.Метод контент-анализа. / А.С. Степанов.- М.: МГУ, 1994.

12.Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение)./ Г.Г. Татарова.- М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998.

13.Толстова Ю.Н. Измерения в социологии: Курс лекций. / Ю.Н. Толстова.- М.: ИНФРА-М, 1998.

14.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы./ В.А. Ядов.- Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

15.Ядов В.А.Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание, социальной реальности./ В.А. Ядов. - М.: Академкнига, Добросвет, 2003.

Наши рекомендации