Внутреннее многообразие социологии
Социология представляет собой целостную, органическую систему знаний. Однако внутренне она является весьма сложным, многоплановым, многоуровневым образованием.
Сложность и внутреннее многообразие социологии как науки обусловливается, по крайней мере, тремя факторами. Во-первых, большим онтологическим (бытийным) разнообразием самого объекта изучения - общества, представляющего собой сложнейшее образование, которое включает в себя множество различных сторон, процессов, явлений (экономика, политика, мораль, семья, городские и сельские поселенческие общности, этносы, социальные группы и т. д.).
Во-вторых, тем, что она использует разнообразный, богатейший арсенал методологических средств, приемов, способов и философских (мировоззренческих) принципов изучения общества.
В-третьих, сложный, многоплановый характер социологии определяется также тем, что она призвана одновременно решать принципиально разные по своему характеру задачи: с одной стороны, открывать и изучать объективные законы функционирования и развития общества, а с другой, на основе знаний об этих законах вырабатывать практические рекомендации по организации, управлению и совершенствованию социальной, общественной жизни людей.
Двумя основополагающими структурными составляющими социологии являются теоретическая социология и эмпирическая социология.
Теоретическая социология - это высший уровень социологического знания. Высший, разумеется, не в смысле лучший, а в смысле уровня обобщения изучаемого социологией объекта - общества. Теоретическая социология имеет дело с категориями, понятиями, в которых фиксируется и отображается сущностное в обществе, в социальной жизни, в жизни человеческих индивидов и их различных объединений; то, что лежит не на поверхности, а скрыто за внешним, за явлением. Кстати, чем выше абстрактность понятия, тем более глубокую сущность оно «схватывает» и отражает. Это достигается за счет отвлечения от несущественного и сосредоточения внимания на существенном, главном, основном. То, что не удается «схватить» и выразить чувствами, фиксируется теорией и образующими ее понятиями. В понятиях отражается, кроме того, не единичное, частное, отдельное, а общее, типичное для самых разных обществ, сторон общества, групп людей, отдельных человеческих индивидов.
Теоретическая социология представляет собой, таким образом, систему понятий. Эти последние выступают как ее узловые моменты. Это, во-первых.
Во-вторых, теоретическая социология - это та часть социологии, которая связана с применением теоретических методов исследования и, прежде всего, общенаучных методов (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.). При помощи данных методов формулируются общие выводы и положения на основе той информации, которая уже имеется - собрана и предварительно обработана, сведена в систему, готовую к теоретическому анализу.
В-третьих, теоретическая социология связана с открытием и изучением объективных законов, которым подчиняется функционирование и изменение (развитие) общества. То есть это та часть социологии, в которой данная дисциплина представлена прежде всего как фундаментальная наука.
Эмпирическая социология конституирована в особый компонент (уровень) социологии в целом по такому критерию, как специализация на исследовании социальных фактов. Ее главной задачей является сбор первичной информации и накопление научных (социологических) фактов, что осуществляется посредством изучения реально существующих социальных процессов, явлений, а также конкретных, живых, человеческих индивидов и результатов их деятельности. Ее отличительной чертой выступает использование эмпирических методов исследования (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, социометрия).
Следует иметь в виду, что эти два уровня социологи они не только не исключают друг друга, но и тесно, органически взаимосвязаны между собой. Более того, само их существование возможно лишь в результате взаимного влияния и взаимодействия. Теоретическая и эмпирическая социология - это две стороны одной - комплексной науки об обществе. Данное удачное, во многом судьбоносное, сочетание, взаимодействие и взаимодополнение теории и эмпирии выгодно отличает социологию от философии. Именно оно делает социологию подлинной наукой, обусловливает ее как сравнительно точную науку об обществе, имеющую большое практическое значение.
Если бы социология была исключительно теоретической, она была бы слишком абстрактной и тем самым весьма далекой от практики, а если бы она была только эмпирической дисциплиной, имела дело лишь с одними фактами, она была бы лишена возможности не только быть ориентиром в практической жизни, но и не смогла бы надежно организовать сами эмпирические исследования.
Недооценка теории и переоценка эмпирической социологии, сведение социологии исключительно к собирательству фактов получило название эмпиризма. Его суть в отстаивании той мысли, что социолог должен лишь описывать факты, классифицировать, группировать их и ничего не привносить в них при помощи теории, которая якобы может лишь исказить факты. Недооценка теории обрекает социологию на утрату ею своей целостности. Она может привести к тому, что социология распадется на ряд отдельных областей исследования без общей, объединяющей методологии, без соотнесения результатов конкретно-социологических исследований с общей картиной, отражающей общество.
Можно говорить и о другой крайности - недооценке эмпирических исследований, без которых социология утратила бы характер сравнительно точной науки об обществе.
Большую роль в соединении социологической теории и эмпирии сыграл французский социолог Э. Дюркгейм. Важный вклад в решение данной проблемы внес также видный американский ученый Р. Мертон. Он впервые на должном уровне смог в своих работах органически сочетать эмпирические и теоретические исследования, в результате чего было выработано и применено в социологии такое понятие, как «теория среднего радиуса действия» или «теория среднего уровня»(1947). Оно характеризует как раз степень, меру обобщенности социологических концепций. Мертон считал при этом, что главным направлением в развитии социологического знания должно стать создание именно ТСУ. ТСУ выполняли бы, по его мнению, роль «посредников» между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных исследованиях и широкими теоретическими обобщениями.
В настоящее время, особенно в отечественной традиции, под ТСУ понимают «специальную или частную социологическую теорию» переменных (социология труда, социология культуры, социология города, социология образования и др.). Современная социология все больше становится похожей на некий комплекс таких специальных, частных, но взаимосвязанных междусобой социологических отраслей знания (отраслевых социологических наук).
В социологии как единой и одновременно внутренне весьма дифференцированной и многоплановой науки можно выделить и такую её область, как прикладная социология.
Прикладная социология - это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также специальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Если фундаментальная социология ориентирована, прежде всего, на науку, эмпирическая - на приращение знаний путем сбора первичной информации, то прикладная социология - на заказчика, на клиента; это - работа, сделанная для кого-то - государства (правительства), учреждения, частной фирмы и т.д., то есть главным здесь является ориентация на практическую пользу.
Исторически корни прикладной социологии восходят к работам ранних социологов. Важную роль сыграл в ее конституировании американский социолог А.В. Смолл (1854 - 1926), который еще в 1885 году высказал идею о необходимости прикладных работ в американской социологии. Большая заслуга в институцианализации прикладной социологии принадлежит американскому социологу П. Лазарсфельду (1901-1976). Прикладная социология особенно бурно развивается в последние годы.
В настоящее время, особенно в американской социологической науке, она дифференцирована на два направления - социальная инженерия и клиническая социология.Первая связана главным образом с маломасштабными опросами, сериями полевых экспериментов; разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (например, производственных бригад), занимается планированием. Клиническая же социология нацелена на то, чтобы ставить диагноз, предлагать альтернативы, разрабатывать «терапевтические» меры.
Внутреннее многообразие социологии проявляется также в том, что в ней различаются исследования, ведущиеся на макро- и на микроуровне. В соответствии с этим можно говорить о таких ее сферах, как макросоциология и микросоциология.Макросоциология- это изучение общества в целом, разработка его концепций, та область социологического знания, которая ориентирована на изучение крупномасштабных социальных явлений - наций, государств, социальных институтов и организаций, социальных групп и т.д. Микросоциология- это область знания, которая ориентирована на исследование сферы непосредственного социального взаимодействия, то есть на межличностные отношения и процессы социальной коммуникации в группах, на повседневную реальность, на отдельные сравнительно узкие проблемы.
Соотношение данных областей социологии трактуется сегодня неоднозначно. Одни социологи хотели бы, чтобы социология ограничивалась чуть ли не одними макросоциологическими исследованиями, а другие - микросоциологическими. Отождествляя социологию, в первом случае, с макросоциологией, сторонники данной точки зрения, а это представители таких школ, как структурный функционализм, неоэволюционизм, конфликтосоциология и др., считают, что предметом социологии должны стать общество и его структурные образования, которые не сводимы к социально-психологическому уровню, поскольку имеют свои качественные особенности. Что касается микроявлений и процессов (поведение личности, межличностные отношения и т.д.), то они рассматриваются этими социологами всего лишь как проявление законов макроуровня.
В свою очередь микросоциологи, а это представители таких школ и направлений в мировой социологической мысли, как теория социального обмена, символический интеракционизм, этнометодология, анализ социальных сетей, настаивают на приоритетном изучении социологией в качестве своей предметной области непосредственно наблюдаемого социального взаимодействия, механизмов коммуникации, сферы повседневной реальности и т.д. Это, по их мнению, то единственное, что реально существует и что достойно, следовательно, изучения в социологии. Макросоциальные же явления - всего лишь неправомерные абстракции, реальность которых якобы нельзя эмпирически доказать.
Однако это то, что хотелось бы видеть тем или иным отдельным социологам - в одном случае сторонникам макросоциологии, в другом - микросоциологии. На самом же деле для социологии как целостной, многоплановой науки об обществе важны и макро- и микросоциальные исследования. Одно другому - не только не помеха, но скорее, наоборот, одно дополняет другое.
Кстати, следует обратить внимание на то, что макро- и микросоциология - не только два компонента социологии, но и два различающиеся по своим парадигмам изучения общества направления в мировой социологической мысли.
Весьма многообразна и дифференцирована социология и как мировая мысль. В этом плане она включает в себя множество различных направлений и школ. Они выделяются в зависимости от того подхода, который избирается при изучении социальной жизни, от парадигмы, которая кладется в основу социологического анализа общества. Это - и структурный анализ, и функционализм, иконфликтосоциология, и символический интеракционизм, и теория социального обмена, неоэволюционизм, марксистская социология, неомарксизм и др.
Данное многообразие направлений и школ - форма развития социологической науки, путь познания социальной истины. Хотя в этом теоретическом и методологическом многообразии социологии есть свои минусы, в целом же оно приносит больше пользы, чем вреда.
Таким образом, социология включает в себя теорию, эмпирические исследования (КСИ), ТСУ. Ее особой, специфической областью является прикладная социология. Среди ее подразделений также макро- и микросоциологии, различные направления и школы, развивающиеся внутри этих последних. Хотя все это и усложняет социологию как науку, но в то же время делает ее весьма эффективной, полезной и ценной для общества, для человека общественной научной дисциплиной.