Методологические подходы к регулированию социальной жизни. Уровни управления.

1. Данная тема имеет особое значение. На основании осмысления и исследования норм, правил поведения человека, его социального статуса, характера межличностных отношений, взаимодействия общностей различного уровня выявляются реальные проблемы регулирования и гармонизации жизнедеятельности людей, внутренние источники ее самоорганизации, возможности эффективного социального управления.

В обществе действуют два механизма регулирования общественной жизни: стихийный и сознательный. Примером стихийного регулирования, в частности экономических отношений, является рынок. Аналогичными примерами могут быть миграционные и демографические процессы, когда без включения административных, экономических или иных рычагов наблюдаются отток (приток) населения из различных регионов, падение (возрастание) рождаемости и т. д.

Сознательное регулирование отношений между людьми, а также между людьми и окружающей средой, природой всегда было необходимым условием существования, выживания и развития человека. И в этой связи на протяжении всей истории возрастало значение интеллектуального обоснования целей и средств взаимодействуя людей. Организаторская, управленческая деятельность — неотъемлемая черта сознательной, целенаправленной, преобразующей деятельности человека.

Задачи регулирования, организации жизни отдельного человека и сообществ любого уровня связаны с противоречиями и единством, с дуализмом таких процессов, как хаос и порядок; организация и дезорганизация; устойчивость, стабильность и нарушение равновесия, отклонения; дифференциация различных способов деятельности и их интеграция.

Важно отметить, что при всем многообразии способов, исторических форм процессов самоуправления и управления для них характерны две основные наиболее общие задачи: самосохранение, достижение определенной устойчивости, обеспечение качественной определенности и целостности объекта, с одной стороны, и его развитие, обновление, совершенствование — с другой.

Регулирование, управление характеризует всякую сознательную деятельность, отличающуюся целенаправленностью, согласованием действий человека, группы или общества с действиями других субъектов, выработкой соответствующих навыков, технологии решения социальных проблем.

Социальное управление можно определить как целенаправленное воздействие на социальную систему для получения заданных результатов.

На определенном этапе развития общества социальное управление превращается в относительно самостоятельную специализированную область труда. Каковы же факторы, условия обособления управления, в чем выражается специфика этого труда? Начиная с промышленной революции, и особенно в условиях научно-технической, углубляется разделение труда, его дифференциация, и в то же время повышается роль межотраслевых связей, координации функционирования и развития производства, централизации, концентрации средств и материалов, усилий больших коллективов людей. Возрастают масштабы, сложность, интенсивность, темпы технологических преобразований.

Усложнение системы общественных отношений, бурное развитие коммуникаций, интернациональных связей усиливают потребность в согласовании интересов, в организованности. «Всякое длительно существующее коллективное единство, — писал П. Сорокин, — по мере своего существования, из бесформенного становится оформленным, из нешаблонного — шаблонным, из беспорядочного — упорядоченным, короче — из неорганизованного — организованным»[40].

Возрастание роли и эффективности социального управления связано также с превращением науки в непосредственную производительную силу, с процессами информатизации общества, внедрения ЭВМ, с возникновением и развитием социологии как самостоятельной науки, имеющей целью анализ социальных процессов и их преобразование.

Наконец, содержание управленческой деятельности меняется в связи с усилением роли субъекта, личности в социальном развитии. Особенно важным оказывается вопрос о свободе самореализации человека, возможностях проявления им творческой самодеятельности, о необходимости выработки навыков согласовывать свои интересы и поведение с действиями других людей.

Таким образом, социальное управление как специфическая, относительно самостоятельная область человеческой деятельности возникает лишь на определенном историческом этапе развития общества. Оно превращается в своего рода метадеятельность, в надстройку над любыми другими формами деятельности.

Исследователи выделяют три этапа становления и развития западной управленческой мысли в XX веке.

На первом — после кризиса 1929—1933 гг. — возникла доктрина «человеческих отношений» как новая философия менеджмента. Она была направлена на преодоление классового антагонизма, достижение согласия на основе создания благоприятных условий, потребительских стимулов, гласности, учета общественного мнения, комфортного психологического климата в коллективе.

Второй этап {50—60-е годы) связан с научно-технической революцией, применением ЭВМ и других технических средств, кибернетики, электронного моделирования процессов, количественного анализа хозяйственных проблем. Осуществлялось массовое обучение новой технике, програмии-рованию для обеспечения оптимального синтеза человека и техники. Значительно возрос образовательный, интеллектуальный уровень массы работников.

Третий этап, этап «организационного гуманизма», (80—90-е годы) отразил развитие наукоемких направлений научно-технического прогресса, внедрение тонких технологий, переход к интенсивным методам деятельности. Работник нужен был не просто высокообразованный, но и материально обеспеченный, социально и психологически защищенный. Поэтому особое внимание уделялось эффективному использованию человеческого потенциала, развитию духа творчества, предпринимательства, новаторства и организации гуманных отношений.

В нашей стране «бум» в развитии управленческих идей пришелся на 60—70-е годы. Приступили к созданию автоматизированных систем управления (АСУ), разрабатывались методики и планы социального развития коллективов. Однако социальное планирование, которое в 80-е годы стало повсеместным, оказалось неэффективным и вскоре перестало существовать. Авторитарная система управления, социальное планирование, возникшее по указке сверху как паллиативное средство решения назревших проблем, ужесточение, детализация контрольных функций, монополизация функций менеджмента администрацией — все это тормозило социальный прогресс. П. Тейяр де Шарден писал, что если у человечества есть будущее, то оно в органическом примирении свободы и планирования. Свободы не было. Как было отмечено, суть управления — в упорядочении той или иной социальной системы, сохранении ее качественной определенности и дальнейшем развитии и совершенствовании. Любое управление начинается с постановки цели, определения задач, принятия решения. Оно включает организацию, технологию, взаимодействия объекта и субъекта, корректировку, контроль, оценку результатов и на основе обратной связи постановку новой цели. Отсюда можно вычленить основные функции управления.

Прежде всего это определение цели и принятие решения, или функция «решение». Уровень и масштабы решения могут быть различными: от программы и плана развития в масштабе страны, региона, отрасли до приказа, распоряжения в небольшой организации.

Существует ряд требований к решению. Оно должно быть научно обоснованным, непротиворечивым, полномочным, компетентным. Эти требования в социальной практике нередко игнорируются, в том числе на самом высоком уровне управления.

Ярким примером может служить научно не обоснованная, волюнтаристская программа построения коммунизма к 1980 г. То же можно сказать по поводу плана построения коммунизма в отдельно взятом городе (вспомним программу превращения Москвы в образцовый коммунистический город) или относительно не столь давней «Программы 500 дней».

Следующей функцией выступает функция организации, представляющая собой технологию, механизм реализации решения. Она включает кадровое и ресурсное обеспечение, распределение и согласование работ и т. д. Любое решение, не обеспеченное организационно, неизбежно «зависает», не может быть полноценно реализовано, остается декларацией. Здесь также можно привести характерные примеры. Декларативный характер носило положение Конституции СССР о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Не будучи обеспечено организационно (соответствующей законодательной базой и т. д.), оно породило массу проблем, когда практически встал вопрос о намерении ряда республик выйти из состава СССР. Педагогам особенно памятен Указ № 1 Президента России, посвященный развитию системы образования в стране. Прекрасные перспективы, обещавшие поднять учителя и всю систему образования на должную высоту, оказались не более чем миражом, быстро рассеившимся в суровых реалиях жизни.

В связи с тем, что в любой системе наряду с тенденцией к организации действует тенденция к дезорганизации (выход из строя людей, техники, стихийные бедствия и т. д.), важной функцией является функция регулирования, предполагающая введение необходимых компенсаторных механизмов, корректировку, вызванную изменением условий. К сожалению, данная функция нередко оказывается «отключенной» и реализуется порочная практика действовать по принципу «пока гром не грянет». Это, к примеру, продемонстрировало землетрясение в Армении в 1988 г.: в стране, где имелся целый ряд сейсмоопасных районов, не было предусмотрено специальной службы по ликвидации последствий катастроф.

Наконец, функции учета и контроля, необходимые для получения обратной связи на основе сбора и анализа информации, без чего управление не может быть эффективным.

В управлении общественными процессами важное значение имеют управленческие правила, или принципы управления. Под принципами управления понимают нормы, правила, на которые опираются субъекты, осуществляющие деятельность по управлению.

Важнейшим принципом управления является системный, комплексный подход к регулированию социальных процессов. Необходим учет исторического контекста, конкретных условий, особенностей объекта управления и т. д.

Один из наиболее существенных принципов, определяющих стиль управления, касается противоречия между авторитаризмом и демократизмом; единоначалием, предполагающим строгую дисциплину, подчинение частных интересов общим в процессе реализации поставленной цели, и руководством, опирающимся на инициативу мест, регионов, на выборность руководителей, гласность. Это то, что ранее формулировали как принцип демократического централизма. Одностороннее выпячивание централизма неизбежно принижает активность, инициативу, самодеятельность, свободное проявление творческой индивидуальности. Демократизм, отрицающий единоначалие, ведет к организационной расхлябанности, безответственности, недисциплинированности. Авторитарный и демократический стили управления должны дополнять друг друга. Преобладание какого-то одного стиля может привести к катастрофе, к социальному кризису, что мы неоднократно наблюдали в истории нашей страны. Обеспечение баланса этих двух стилей руководства — важнейшая задача управленцев.

Внимания заслуживают и такие принципы управления, как тщательный учет интересов, потребностей, способностей людей, принцип научной организации труда, стимулирования, единства критериев оценки деятельности.

Специальная область исследований и практики управления представлена социальной технологией, сущность которой состоит в рациональном расчленении деятельности на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией. Особенно актуальна сегодня разработка теоретических и методических основ проектирования технологий социального управления в условиях преобразования общественной жизни, перехода к рынку, расширения социальной свободы и ответственности. Рождается и новая для нашей страны специальность — социальный работник. Если принципы управленческого действия относятся больше к стратегии его осуществления, то технология, процедура, способы — к его тактике, так как они больше учитывают разнообразие ситуаций и особенности объектов управления.

Обособление управления в самостоятельную сферу деятельности выражается в его институализации, в возникновении системы органов и организаций, наделенных специфическими полномочиями определять перспективу, формулировать цель социального развития, выбирать средства, способы ее достижения.

Специальные государственные и общественные учреждения организуют социальную жизнь. Возникла отраслевая служба социального управления, сеть социологических и психологических лабораторий, отделов. Учебные заведения готовят управленцев-профессионалов, менеджеров.

Профессионализация управленческой деятельности, будучи прогрессивным процессом, способствует выработке научных норм, принципов, правил рациональной организации жизнедеятельности человека, способности намечать цели, планировать свои действия. Вместе с тем, возникает опасность заорганизованности, шаблонизации, стандартизации действий, мыслей человека, излишнего педантизма, ограничивающего свободу творчества. А за этим противоречием стоит более общее — между управлением и самоуправлением.

Управление вырастает из такого фундаментального качества общественной системы, как саморегуляция. Деление любой социальной системы на две подсистемы — управляемую и управляющую — отражает необходимость подчинения человека внешним регуляторам поведения, т. е. факторам, которые лежат вне индивида (юридическим и нравственным правилам, религиозным догматам, языку, системе воспитания, финансовой системе и пр.). Без этого не может быть социальной организации и, несмотря на ограничительный характер этих факторов, без них невозможны свобода действий личности, самоуправление. Следовательно, речь идет о диалектике управления и самоуправления. Развитие системы самоуправления особенно важно в современных условиях. Возникает большое количество самодеятельных организаций, партий, объединений, расширяется свобода действий. Однако опасно рассчитывать на спонтанные процессы становления демократии, на оздоравливающее влияние рынка, товарно-денежных отношений. Необходимо достижение оптимума в соотношении спонтанных и регулируемых социальных процессов. Более того, в условиях радикальной ломки всего спектра социальных отношений, кризисного состояния общества роль и масштабы сознательного регулирования должны объективно возрастать.

3. Возникает много нового и в понимании сути социального управления, и в организации, структуре управленческой деятельности, и в использовании таких методологических подходов к решению управленческих проблем, как кибернетический и синергетический.

Кибернетика как теория организации, теория борьбы с мировым хаосом, с роковым возрастанием энтропии стала фундаментальным вкладом в научную управленческую мысль XX в.

Кибернетическая теория управления, опираясь на память ЭВМ, способна учесть огромное количество влияний. Управленец на этой основе может просчитать самые разные варианты влияния и произвести отбор наиболее эффективных с точки зрения стратегии управления. Тем самым судьба системы, управляемого объекта решается как бы извне. Однако данный подход не может быть достаточно эффективным, когда речь идет о нелинейных системах.

Этот крен к использованию прежде всего внешних управленческих воздействий, характерный для кибернетики, как бы компенсируется иным подходом — с позиций сравнительно молодой научной дисциплины — синергетики. Здесь центральными становятся вопросы самоорганизации, самонастройки, саморегуляции. Согласно постулатам синергетики управление процессами развития открытой нелинейной системы может быть эффективным только тогда, когда внешнее управляющее воздействие согласовано с внутренними свойствами объекта и выводит его на собственные тенденции развития. Это то, что физики называют резонансным воздействием. Основной является ориентация не на силу управляющего воздействия, а на согласованность с собственными тенденциями эволюции системы. В соответствии с синергетическим м провидением эффективно управлять — это не строить и даже не перестраивать, а инициировать, выводить социальные подсистемы на собственные линии развития.

Вместе с усложнением управляемой системы усложняется и система управляющая, возрастает объем информации, необходимый для принятия обоснованного решения. И на определенной ступени сложности точный расчет необходимых команд, т. е. то, на чем основывается вся теория управления техническими системами, становится принципиально невозможным. Целесообразно говорить не об управляемом, а о направляемом развитии социальных систем. Необходимо не жесткое управление с точно поставленными целями, а направление процессов самоорганизации в желаемое русло развития, которое обеспечивает стабильность общественной жизни и ее развитие.

Таким образом, и в методологических подходах отражается двуединство процесса регулирования общественной жизни. Управление и самоуправление, централизм и демократизм, внешнее и внутреннее, свобода и необходимость не существуют друг без друга, но в конкретных исторических обстоятельствах одна из сторон двуединства может оказываться ведущей.

Новые возможности для оперативного управления в социальных системах и в структурах быстрого реагирования открывает системно-информационный подход. В рамках Международной академии информатизации создается комплексная системно-информационная поддержка руководителя, принимающего решения по управлению в нормальных и экстремальных ситуациях; разрабатывается блок реанимационной поддержки, когда управляемая система (фирма, предприятие, государство) находится на грани гибели. Этот аспект включает процессы восприятия информации, распознавания ситуации, ретроспективного анализа и прогноза событий, принятия и исполнения решений. Гомеостатическая природа социума обладает большой устойчивостью к внешним возмущениям, однако часто даже незначительные внешние влияния (например, разрыв каналов передачи информации и обратной связи) могут вызвать лавину разрушений, катастроф. Нечто похожее происходит в случае внедрения вируса в организм. Именно компьютерные модели позволяют восстановить устойчивость системы.

Социальное управление, необходимое любому обществу, осуществляется на самых разных уровнях его организации и во всех сферах жизни.

Масштабы деятельности современного человека грандиозны. Это глобальные проблемы развития человечества, реализации планетарных и космических программ, составляющих высший (глобальный) уровень управления; второй уровень — регулирование развития общества, государств, регионов; третий — управление коллективами работников, учащихся, регулирование семейных, межличностных отношений. И, наконец, четвертый уровень связан с микрокосмом отдельного человека. В этом случае речь идет как о способности человека к самоуправлению, саморефлексии, самодеятельности, так и о выработке навыков руководителя-управленца.

Глобальный уровень — это планетарные социальные проблемы, разрешаемые, в частности, с помощью Организации Объединенных Наций и различных международных организаций. Одна из острейших проблем касается экологического кризиса, следовательно, необходимо достичь согласованности «стратегии Общества» и «стратегии Природы», по выражению Н. Н. Моисеева. Это обеспечит стабильное существование общества, предотвратит опасные кризисные ситуации. Общие тенденции развития Природы и Общества с помощью «стратегии Разума» определил еще В. И. Вернадский. Достижение коэволюции человека и окружающей среды на языке теории организации означает усиление кооперативного начала в судьбах человечества, приближение к эпохе Ноосферы.

Общечеловеческая задача преодоления чреватых всемирной катастрофой кризисов не может быть решена на основе инстинкта самосохранения и на путях отказа от прогресса. Регулированию, управлению со стороны мирового сообщества подлежат международные отношения, процессы использования науки и техники, налаживания коммуникативных связей между всеми регионами мира.

Управленческая деятельность на уровне конкретного общества, государства неразрывно связана со всеми другими, условно говоря, высшими и низшими уровнями.

Предельная открытость общества к восприятию новых идей и реализации потенциальных способностей нации — вот, вероятно, та цель, к которой должно стремиться любое государство. Будет расти разнообразие культур, национальных и религиозных особенностей. Важным является сочетание динамизма и открытости обществ европейского типа и мудрости обществ традиционных.

Особую актуальность приобретают такие задачи регулирования общественных отношений, как обеспечение социальной стабильности, общественного компромисса, в частности, на основе рационального сочетания свободы рыночного механизма и направляющего воздействия общества, социальной защищенности, смягчения противостояния, рожденного углублением социального неравенства. Неотъемлемым свойством рационально, гуманно организованного общества является забота о раскрытии творческого потенциала каждого человека, о гармонизации отношений общества и личности.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность процесса управления? Каковы его цели, функции, принципы?

2. По каким признакам проводится классификация методов управления?

3. В чем состоит системный характер управления?

4. Раскройте понятия «объект» и «субъект» управления?

5. Охарактеризуйте кибернетический, синергетический и системно-информационный подходы к решению управленческих проблем.

6. Какие Вы знаете уровни социального управления?

7. Какова роль социологии в управлении?


Наши рекомендации