Тема 1. Предмет и методы социологии

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Выполнение контрольной работы по социологии является одной из форм самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.

В целом структура контрольной работы включает в себя следующие части: титульный лист, содержание, три вида заданий.

Задания:

1 – работа с понятиями, краткий ответ на вопрос; (2-3 стр.)

2 – реферативный развернутый ответ по предложенной теме (10-12страниц);

3 – работа с тестами.

Задания предполагают работу с понятийным аппаратом социологии, освоение основных разделов теории социологии, позволяют оценивать уровень сформированности общекультурных компетенций

Контрольная работа выполняется на листах формата А 4. (размер шрифта – 14, интервал – 1). Нумерация страниц сквозная для всей работы. После выполнения каждого вида задания необходимо указать использованную литературу.

Нельзя изменять формулировку вопросов. Для ответа на вопрос следует изучить несколько источников. Цитаты нужно приводить дословно и заключать в кавычки, в скобках после цитаты указать её источник (номер в списке литературы, страницы).

Контрольные работы должны доставляться в сроки, указанные в учебном графике.

Вариант 1.

1. Какова суть понятий «десоциализация», «ресоциализация»?

2. Конт как основатель социологии. Объект, предмет и методы социологии

3. Тест № 2, 3

Вариант 2

1. Раскройте содержание понятий: «позитивизм», «социальный факт», «стратификация».

2. Становление «науки об обществе»: социальные условия и теоретические предпосылки.

3. Тест № 3, 5

Вариант 3

1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Эволюционизм Г.Спенсера, его типология общества (военный и промышленный тип)

3. Тест № 2, 8

Вариант 4

1. Раскройте содержание понятия «социальный статус». Чем отличаются предписываемые и достигаемые статусы?

2. Социальная статика и социальная динамика в учении О.Конта (Структура общества, социальный консенсус, «закон трех стадий»)

3. Тест № 1, 3

Вариант 5

1.Что означает понятие «девиация»? Назовите типы девиации.

2. Общество как система (определение общества, его признаки, сферы)

3. Тест № 2, 7

Вариант 6

1.Кто ввел термин «аномия», какова суть этого понятия?

2. «Понимающая» социология М.Вебера. Типы действия по М.Веберу.

3. Тест № 3, 6

Вариант 7

1. Дайте определение понятию «общество» в контексте социологии.

2. Проблема личности в социологии: социально-психологические теории, бихевиоризм, концепция «зеркального Я» ч. Кули.

3. Тест № 4, 8

Вариант 8

1.Модернизация как фактор развития. Дайте определение органической и неорганической модернизации.

2.Глобализация. Мировая система в концепции И.Валлерстайна.

3. Тест № 2, 9

Вариант 9

1. Дайте определение малой группы (ее признаки); первичной, вторичной группы.

2. Гендерный аспект социализации. Гендерные роли.

3. Тест № 4, 6

Вариант 10

1. Раскройте содержание понятий «социальный статус», «социальная роль».

2.Этапы и фазы социализации. Агенты и институты социализации.

3. Тест № 2, 3

Вариант 11

1. Как соотносятся между собой понятия «общество», «социальная система» и «социальная структура»?

2. Теории конфликта Р.Дарендорфа и Л.Козера (сравнительный анализ).

3. Тест № 2, 9

Вариан 12

1.Раскройте содержание понятий «социализация», «десоциализация», «ресоциализация»

2.Теория социокультурной динамики П.Сорокина.

3. Тест № 3, 6

Вариант 13

1.Раскройте содержание понятий: «стратификация», «социальное неравенство», «класс», «социальная мобильность»

2.Социальные институты: определение, характеристика, общие признаки.

3. Тест № 2, 4

Вариант 14

1.Назовите типы стратификационных систем, охарактеризуйте их.

2.Эволюционные и революционные теории развития общества.

3. Тест № 1, 7

Вариант 15

1.Раскройте содержание понятий «девиация», «деликвенция».

2.Статусно-ролевая теория личности в социологии.

3. Тест № 5, 8

Вариант 16

1.Дайте определение понятий: «личность», «индивид», «индивидуальность». Кто такие «фералы»?

2.Модель общества по К.Марксу

3. Тест № 5, 7

Вариант 17

1. Дайте определение понятий: «интеракция», «паттерн поведения», «социальная роль».

2. Социальный конфликт: определение, типы, стратегии разрешения.

3. Тест № 2, 8

Вариант 18

1. Какие основные типы поведения называет в своей концепции Р. Мертон?

2. Социальные и протестные движения, типы движений.

3. Тест № 4, 6

Вариант 19

1. Дайте определение понятиям: аккультурация, инкультурация, ассимиляция.

2. Институт семьи и брака: традиция и современность.

3. Тест № 2, 8

Вариант 20

1. Раскройте содержание понятий: эндогамия, экзогамия, полиандрия, полигиния.

2. Культура как социальное явление. Доминантная культура, субкультура, контркультура.

3. Тест № 1, 5

Вариант 21

1. Соотнесите понятия «социальное изменение» и «социальное развитие».

2. Мировая система и процессы глобализации: современные теории глобализации.

3. Тест № 3, 6

Тема 2. История социологии

1. Социология как наука возникла:

А. После Второй мировой войны.

В. В первой половине XIX века.

С. В XVIII веке.

2. Кто ввёл в научный оборот термин «социология»?

А. М. Вебер.

В. К. Маркс.

С. О. Конт.

3. Кому из перечисленных авторов: (1) Дюркгейм, 2) Вебер, 3) Маркс, 4)

Конт) принадлежат следующие определения социологии?

А. Это позитивная наука об обществе.

В. Это наука о социальных фактах.

С. Это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и ис-

толковать.

4. Кто из названных учёных представлял социал-дарвинистскую традицию

в социологии?

А. Л. Гумплович.

В. З. Фрейд.

С. Ч. Дарвин.

5. Кто из социологов исследовал проблему группового поведения?

А. Г. Спенсер.

В. Г. Лебон.

С. Т. Парсонс.

6. Центральным понятием в социологии К. Маркса является:

А. Общественно-экономическая формация.

В. Социальное действие.

С. Социальное пространство.

7. «Идеальный тип» в социологии М. Вебера – это:

А. Эмпирическая реальность.

В. Утопия.

С. Теоретическая конструкция.

8. Какой методологический подход к изучению общества в социологии осно-

вывается на таких методах, как эксперимент и наблюдение?

А. Феноменологический.

В. Деятельностный.

С. Позитивистский.

9. К какому из основных направлений современной социологии относятся

следующие принципы: натурализм, сциентизм, методологический объек-

тивизм, бихевиоризм, операционализм, квантификация?

А. Феноменологическая социология.

В. Неопозитивизм.

С. Структурно-функциональный анализ.

10. Кому из перечисленных авторов (1) О. Конт, 2) К. Маркс, 3) М. Вебер)

принадлежат следующие положения?

А. Сформулировал закон социальной гармонии.

В. Подчёркивал важность понимания субъективного смысла, который вкладывается в действие индивида.

С. Обосновал закон соответствия производительных сил характеру произ-

водственных отношений.

Тема 5. Этносоциология

1. В современной науке нацией называется:

А. Совокупность граждан государства.

В. Этнос.

С. Большая и устойчивая группа людей, имеющих общность языка, территории, самосознания и самоназвания.

2. Этнос – это:

А. Устойчивая группа людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, обладают мифом об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности.

В. Феномен биосферы, всегда связанный с вмещающим его ландшафтом.

С. Интеллектуальный конструкт, воображаемая общность, результат социализации человека.

3. Расы – это:

А. Подразделения вида «человек разумный» с закреплёнными наследственными физическими признаками и с определённым ареалом расселения.

В. Человеческое сообщество, объединённое общностью языка, обычаев,

судьбы.

С. Общность людей, объединённых территорией, обычаями, хозяйственной жизнью и сознания.

4. Субэтнос представляет собой:

А. Часть этноса.

В. Совокупность нескольких этносов.

С. Нацию.

5. Как называется идеология родоплеменного деления и розни?

А. Шовинизм.

В. Расизм.

С. Трайбализм.

6. Какие из предложенных определений характеризуют понятия: 1) «ра-

сизм», 2) «этноцентризм», 3) «ассимиляция»?

А. Постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей группой.

В. Положение, при котором группа, принадлежащая к другой расе, подвергается дискриминации, эксплуатации, угнетению.

С. Тенденция оценивать другие культуры сквозь призму собственной.

Тема 6. Социология личности

1. Что понимается в социологии под термином «личность»?

А. Всякий человек с момента своего рождения.

В. Каждый, живущий в обществе и соблюдающий его нормы.

С. Выдающийся деятель.

2. Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отра-

жающая его социальную сущность:

А. Индивидуальность.

В. Личность.

С. Индивид.

3. Какие из определений характеризуют понятия: 1) «социальная роль», 2)

«социальный статус», 3) «ролевая система»?

А. Ранг или позиция индивида во взаимоотношениях с другими, связанная с определёнными правами и обязанностями.

В. Поведение, ожидаемое от того, кто имеет определённый социальный статус.

С. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу.

4. Социализация – это:

А. Обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам.

В. Подготовка детей к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни.

С. Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей и культурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

5. Кто из названных лиц является агентом социализации?

А. Продавец.

В. Врач.

С. Диктор телевидения.

6. При социальной мобильности социальные качества личности:
А. остаются в неизменном виде;
Б. со временем обязательно меняются;
В. со временем могут измениться;
Г. с изменением статуса личность сразу же меняет и свои социальные качества.
7. Что является предметом социологии личности?
А. познание сущности человека;
Б. изучение социальных типов;
В. изучение внутреннего мира личности;
Г. исследование экономического поведения.
8. Социальная адаптация характеризуется тем, что:
А. социальные ожидания являются основным регулятором социального поведения;
Б. превращение ролевого поведения в мотивы личности;
В. превращение ролевого поведения в установки личности;
Г. формирование внутренних регуляторов поведения.
9. Длительность вторичной социализации (ресоциализации):
А. она осуществляется до наступления социальной зрелости личности;
Б. совпадает с периодом активной трудовой деятельности;
В. совпадает с обретением устойчивого социального статуса;
Г. продолжается в течение всей жизни личности.
10. С каким этапом в эволюции общества связано появление специализированной отрасли социальной практики – педагогики:
А. с периода перехода к индустриальному обществу;
Б. с традиционным обществом;
В. стадией постиндустриального общества;
Г. педагогика зародилась еще в архаичном обществе.
11. Инкультурация личности в социологии означает:
А. характеристику усвоения личностью культуры общества;
Б. формирование культурной личности;
В. процесс усвоения социальной культуры;
Г. формирование социально стандартных способов поведения и качеств личности.
12. Модальная личность – это:
А) эталон воспитания поведения человека;
Б) эталон формирования внутреннего мира личности;
В) индивид с типичными социальными качествами;
Г) желательный образец личности.


Тема 7. Социология культуры

1. Культура – это:

А. Всё, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами общества.

В. Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов поведения, присущих определённой группе людей.

С. Некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.

2. Какие из приведённых определений характеризуют понятия: 1) «обы-

чаи», 2) «традиции», 3) «церемонии»?

А. Последовательность действий, имеющих символическое значение и посвящённых празднованию каких-либо событий или дат.

В. Традиционно установившийся порядок поведения.

С. Всё то, что унаследовано от предшественников.

3. Непрерывное образование – это:

А. Постоянное обучение, начиная со школы и до пенсии.

В. Периодическое участие в мероприятиях по повышению квалификации

(курсах, семинарах, конференциях).

С. Регулярное привлечение к специальной учёбе с целью обновления устаревших знаний и восполнения пробелов.

4. Функции образования:

А. Формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, идеалов, господствующих в данном обществе.

В. Воспитание детей в духе беспрекословного подчинения власти.

С. Укрепление социального и экономического неравенства.

5. Кому из указанных авторов: (1) К. Маркс, 2) Э. Дюркгейм, 3) З. Фрейд)

принадлежат следующие высказывания:

А. Религия защищает людей от страха беспомощности, испытанного в детстве.

В. Религия укрепляет положение господствующих групп общества.

С. Религия укрепляет общество, концентрируя внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения.

Тема 8. Социология семьи

1. Какой из предложенных подходов к определению семьи является специ-

фически социологическим?

А. Семья – это малая группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, чувств и стремлений.

В. Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

С. семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства.

2. Какие из названных функций семьи являются неспецифическими?

А. Биологическое воспроизводства общества.

В. Передача социального статуса.

С. Социализация молодого поколения.

3. Что из перечисленного является признаком эндогамной семьи?

А. Партнёр избирается только из чужой группы.

В. Партнёр избирается только из своей группы.

4. Каков наиболее распространённый тип современной семьи по критерию

лидерства (власти)?

А. Патриархальный.

В. Матриархальный.

С. Эгалитарный .

5. Расширенное воспроизводство обеспечивается семьёй, состоящей из:

А. Двух детей.

В. Трёх детей.

С. Четырёх и более детей.

6. Нуклеарная семья – это:

А. Семья, включающая два поколения (родители и дети).

В. Семья, состоящая из родительской и новообразованной семьи (три поколения).

С. Сообщество родственников, принадлежащих к разным поколениям, проживающих в разных местах.

7. Брак – это:

А. Совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения между мужчиной и женщиной.

В. Совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношению к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.

С. Социально одобряемый союз одного и более мужчин с одной или более женщинами.

8. Что, на ваш взгляд, является важным критерием успешности брака?

А. Способность супругов приспособиться друг к другу.

В. Количество детей в семье.

С. Сильная власть мужа.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Выполнение контрольной работы по социологии является одной из форм самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.

В целом структура контрольной работы включает в себя следующие части: титульный лист, содержание, три вида заданий.

Задания:

1 – работа с понятиями, краткий ответ на вопрос; (2-3 стр.)

2 – реферативный развернутый ответ по предложенной теме (10-12страниц);

3 – работа с тестами.

Задания предполагают работу с понятийным аппаратом социологии, освоение основных разделов теории социологии, позволяют оценивать уровень сформированности общекультурных компетенций

Контрольная работа выполняется на листах формата А 4. (размер шрифта – 14, интервал – 1). Нумерация страниц сквозная для всей работы. После выполнения каждого вида задания необходимо указать использованную литературу.

Нельзя изменять формулировку вопросов. Для ответа на вопрос следует изучить несколько источников. Цитаты нужно приводить дословно и заключать в кавычки, в скобках после цитаты указать её источник (номер в списке литературы, страницы).

Контрольные работы должны доставляться в сроки, указанные в учебном графике.

Вариант 1.

1. Какова суть понятий «десоциализация», «ресоциализация»?

2. Конт как основатель социологии. Объект, предмет и методы социологии

3. Тест № 2, 3

Вариант 2

1. Раскройте содержание понятий: «позитивизм», «социальный факт», «стратификация».

2. Становление «науки об обществе»: социальные условия и теоретические предпосылки.

3. Тест № 3, 5

Вариант 3

1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Эволюционизм Г.Спенсера, его типология общества (военный и промышленный тип)

3. Тест № 2, 8

Вариант 4

1. Раскройте содержание понятия «социальный статус». Чем отличаются предписываемые и достигаемые статусы?

2. Социальная статика и социальная динамика в учении О.Конта (Структура общества, социальный консенсус, «закон трех стадий»)

3. Тест № 1, 3

Вариант 5

1.Что означает понятие «девиация»? Назовите типы девиации.

2. Общество как система (определение общества, его признаки, сферы)

3. Тест № 2, 7

Вариант 6

1.Кто ввел термин «аномия», какова суть этого понятия?

2. «Понимающая» социология М.Вебера. Типы действия по М.Веберу.

3. Тест № 3, 6

Вариант 7

1. Дайте определение понятию «общество» в контексте социологии.

2. Проблема личности в социологии: социально-психологические теории, бихевиоризм, концепция «зеркального Я» ч. Кули.

3. Тест № 4, 8

Вариант 8

1.Модернизация как фактор развития. Дайте определение органической и неорганической модернизации.

2.Глобализация. Мировая система в концепции И.Валлерстайна.

3. Тест № 2, 9

Вариант 9

1. Дайте определение малой группы (ее признаки); первичной, вторичной группы.

2. Гендерный аспект социализации. Гендерные роли.

3. Тест № 4, 6

Вариант 10

1. Раскройте содержание понятий «социальный статус», «социальная роль».

2.Этапы и фазы социализации. Агенты и институты социализации.

3. Тест № 2, 3

Вариант 11

1. Как соотносятся между собой понятия «общество», «социальная система» и «социальная структура»?

2. Теории конфликта Р.Дарендорфа и Л.Козера (сравнительный анализ).

3. Тест № 2, 9

Вариан 12

1.Раскройте содержание понятий «социализация», «десоциализация», «ресоциализация»

2.Теория социокультурной динамики П.Сорокина.

3. Тест № 3, 6

Вариант 13

1.Раскройте содержание понятий: «стратификация», «социальное неравенство», «класс», «социальная мобильность»

2.Социальные институты: определение, характеристика, общие признаки.

3. Тест № 2, 4

Вариант 14

1.Назовите типы стратификационных систем, охарактеризуйте их.

2.Эволюционные и революционные теории развития общества.

3. Тест № 1, 7

Вариант 15

1.Раскройте содержание понятий «девиация», «деликвенция».

2.Статусно-ролевая теория личности в социологии.

3. Тест № 5, 8

Вариант 16

1.Дайте определение понятий: «личность», «индивид», «индивидуальность». Кто такие «фералы»?

2.Модель общества по К.Марксу

3. Тест № 5, 7

Вариант 17

1. Дайте определение понятий: «интеракция», «паттерн поведения», «социальная роль».

2. Социальный конфликт: определение, типы, стратегии разрешения.

3. Тест № 2, 8

Вариант 18

1. Какие основные типы поведения называет в своей концепции Р. Мертон?

2. Социальные и протестные движения, типы движений.

3. Тест № 4, 6

Вариант 19

1. Дайте определение понятиям: аккультурация, инкультурация, ассимиляция.

2. Институт семьи и брака: традиция и современность.

3. Тест № 2, 8

Вариант 20

1. Раскройте содержание понятий: эндогамия, экзогамия, полиандрия, полигиния.

2. Культура как социальное явление. Доминантная культура, субкультура, контркультура.

3. Тест № 1, 5

Вариант 21

1. Соотнесите понятия «социальное изменение» и «социальное развитие».

2. Мировая система и процессы глобализации: современные теории глобализации.

3. Тест № 3, 6

Тема 1. Предмет и методы социологии

1. Что является предметом социологии?

А. Человек.

В. Социальная жизнь человека, группы, общества.

С. Общество.

2. Укажите самый распространённый метод социологии:

А. Анализ документов.

В. Наблюдение.

С. Опрос.

3. Какова основная характеристика неальтернативного закрытого вопроса

в социологической анкете?

А. Наличие нескольких вариантов ответа на вопрос.

В. Возможность выбора одного варианта ответа.

4. Что подразумевает социологический термин «выборка»?

А. Отбор объективной информации.

В. Выбор методов исследования.

С. Отбор респондентов.

5. В чём сущность социометрии как метода прикладного социологического

исследования?

А. Изучение товарищества в «малых группах».

В. Целенаправленное систематическое отслеживание и фиксирование значимых социальных фактов.

С. Изучение возможного поведения масс.

6. Прикладная социология – это:

А. Макросоциологическая теория общества, раскрывающая универсальные закономерности и принципы данной области знания.

В. Совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций.

С. Социальная инженерия.

7. О.Конт рассматривал социологию как ...

А. Социальную физику

В. Социальную геометрию

С. Социальную химию

D. социальную биологию

8. Понятие «теория среднего уровня» введено в научный оборот …

А. Р. Мертоном

В. П. Сорокиным

С. О.Контом

D. Э. Дюркгеймом

9. К собственно социологическим методам относятся ...

А. Наблюдение

В. Метод сравнения

С. Контент-анализ

10. Совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных - это ...

А. Объект социологии

В. Метод социологии

С. Предмет социологии

11. К общенаучным методам социологии относится ...

А. Структурно-функциональный метод

В. Метод социометрии Я.Морено

С. Социологический опрос

Тема 2. История социологии

1. Социология как наука возникла:

А. После Второй мировой войны.

В. В первой половине XIX века.

С. В XVIII веке.

2. Кто ввёл в научный оборот термин «социология»?

А. М. Вебер.

В. К. Маркс.

С. О. Конт.

3. Кому из перечисленных авторов: (1) Дюркгейм, 2) Вебер, 3) Маркс, 4)

Конт) принадлежат следующие определения социологии?

А. Это позитивная наука об обществе.

В. Это наука о социальных фактах.

С. Это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и ис-

толковать.

4. Кто из названных учёных представлял социал-дарвинистскую традицию

в социологии?

А. Л. Гумплович.

В. З. Фрейд.

С. Ч. Дарвин.

5. Кто из социологов исследовал проблему группового поведения?

А. Г. Спенсер.

В. Г. Лебон.

С. Т. Парсонс.

6. Центральным понятием в социологии К. Маркса является:

А. Общественно-экономическая формация.

В. Социальное действие.

С. Социальное пространство.

7. «Идеальный тип» в социологии М. Вебера – это:

А. Эмпирическая реальность.

В. Утопия.

С. Теоретическая конструкция.

8. Какой методологический подход к изучению общества в социологии осно-

вывается на таких методах, как эксперимент и наблюдение?

А. Феноменологический.

В. Деятельностный.

С. Позитивистский.

9. К какому из основных направлений современной социологии относятся

следующие принципы: натурализм, сциентизм, методологический объек-

тивизм, бихевиоризм, операционализм, квантификация?

А. Феноменологическая социология.

В. Неопозитивизм.

С. Структурно-функциональный анализ.

10. Кому из перечисленных авторов (1) О. Конт, 2) К. Маркс, 3) М. Вебер)

принадлежат следующие положения?

А. Сформулировал закон социальной гармонии.

В. Подчёркивал важность понимания субъективного смысла, который вкладывается в действие индивида.

С. Обосновал закон соответствия производительных сил характеру произ-

водственных отношений.

Наши рекомендации