Критика «социологической ортодоксии»: М. Манн.
Британский социолог М. Манн предпринимает попытку представить свое видение “общества” и соотнести это видение с “теоретико-социологической ортодоксией”. Манн заявляет о том, что намерен руководствоваться “особым общим подходом к рассмотрению человеческих обществ, расходящимся с теми моделями общества, которые господствуют в социологии и в историографии”[3].
Смысл данного утверждения раскрывается прежде всего через указание Манна на то, чем общества не являются. Общества не являются чем-то унитарным. Общества не представляют собой социальные системы — закрытые или открытые. Невозможно найти какое-либо общество, полностью ограниченное в географическом или социальном пространстве. Поскольку нет системы, нет тотальности, то не может быть “подсистем”, “измерений” или “уровней” у такой тотальности. Поскольку нет целого, то социальные отношения нельзя свести “в конечном счете” к какому-то системному свойству этого целого — будь то способ материального производства, культурная или нормативная система. В силу того что нет ограниченной тотальности, нет смысла делить изменения или конфликты на “эндогенные” и “экзогенные”.
Социальной системы не существует еще и потому, что нет внутренне присущего ей “эволюционного” процесса. Несуществующая тотальность не может быть социальной структурой, которая как целое ограничивает социальное действие. И вообще бесполезно членение на “социальное действие” и “социальную структуру”. Кроме того, в основе системной или унитарной концепции общества лежит, как утверждает Манн, теоретическая посылка о том, что люди как социальные животные нуждаются в обществе как ограниченной и структурированной социальной тотальности. Это неверно, подчеркивает Манн. Люди нуждаются в социальных властных отношениях, но не нуждаются в социальных тотальностях.
Собственный подход Манна, согласно его собственным словам, можно резюмировать в двух утверждениях. Первое утверждение состоит в том, что “общества конституируются множеством накладывающихся друг на друга и пересекающихся социопространственных сетей власти”[4]. Второе утверждение вытекает из первого. Самым лучшим общим объяснением обществ, их структуры и истории будет объяснение в терминах взаимоотношений “четырех источников социальной власти — идеологических, экономических, военных и политических отношений”. В рамках этого видения особый интерес представляет рассмотрение вопроса о том, возможно ли наделение какого-то источника власти первичностью по отношению к другим источникам власти. Наделение какой-то функциональной подсистемы общества, какого-то измерения, источника власти и т.п. статусом первичности, тем более в плане определяющего, детерминирующего воздействия или отрицание наличия чего-либо с таким статусом, несомненно, обладает первостепенным методологическим значением. По мнению Манна, указанные четыре источника социальной власти представляют собой: 1) накладывающиеся друг на друга сети социальной интеракции, а не измерения, уровни или факторы какой-то единой социальной тотальности; 2) организации, институциональные средства достижения определенных человеческих целей.
Четыре источника социальной власти, продолжает Манн, связаны с различными организационными средствами осуществления социального контроля. В разные времена и в разных обстоятельствах тот или иной источник превосходил другие по своим организационным возможностям, и форма организации этого источника социальной власти определяла форму соответствующего общества в целом.
Отношения между четырьмя указанными источниками социальной власти не являются сугубо внешними, поскольку они не отделены жестко и четко друг от друга. Вообще эти источники следует рассматривать как идеальные типы, существование которых носит прерывистый характер, как отдельные организации в рамках разделения труда.
В то же время многие “сети практики”, интеракционные сети располагаются как бы в промежутках основных четырех источников социальной власти и не вписываются полностью в наличные “господствующие конфигурации” социальной жизни. Кроме того, в эти господствующие конфигурации не полностью интегрированы в институциональном отношении и некоторые, причем весьма важные, моменты указанных четырех источников. “Эти два ресурса интеракции в промежутках” и ведут в конечном счете к появлению “эмерджентной властной сети, центрирующейся на одном или более четырех основных источниках социальной власти, а также приводят к реорганизации социальной жизни и новой господствующей ее конфигурации. Таким образом осуществляется исторический процесс”[5], — делает вывод Манн.
Продолжая сопоставлять свой теоретический подход с “социологической ортодоксией”, Манн отмечает, что ортодоксальные воззрения предполагают абстрактное, почти геометрическое рассмотрение общества как унитарного образования. Уровни или измерения выступают как составные элементы какого-то большего целого. Многие предлагают даже диаграммное изображение общества. Общество предстает как большая коробка или окружность N-мерного пространства, разделенного на меньшие коробки, секторы, уровни, векторы, измерения.
В соответствии с подобной позицией каждое измерение или уровень можно разложить далее на какое-то число “факторов”. В связи с этим в свое время и развернулась дискуссия между сторонниками “многофакторного” и “однофакторного” подходов. Первые стремились обосновать, что идейные, культурные, идеологические, символические факторы являются автономными и не сводимы к материальным или экономическим факторам. Одно- факторый подход всегда отстаивали марксисты.
При этом обе стороны разделяют посылку, заключающуюся в представлении о “факторах” как о компонентах функциональных, организационных измерений, или уровней, которые являются независимыми подсистемами какого-то всеохватного социального целого. А это понятие всеохватного социального целого и связано с использованием основного понятия социологии — “общество”. В общем термин “общество” чаще всего применяется для обозначения всякой стабильной человеческой группы и в этом плане мало отличается от таких выражений, как “социальная группа” или “ассоциация”. Сам Манн также намеревается использовать термин “общество” в таком значении. Однако в более строгом или более амбициозном смысле “общество” применяется к стабильной социальной группе, понимаемой как унитарная социальная система. В таком смысле использовали этот термин О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, антропологи-классики. Только М. Вебер, отмечает Манн, относился настороженно к такому подходу, а Т. Парсонс вступил с Вебером в открытый спор. Определение Парсонса — “общество — это определенный тип социальной системы во всяком универсуме социальных систем, который достигает наивысшей степени самодостаточности как система по отношению к своей среде”, — приемлется Манном, но при этом отвергается чрезмерно жесткое употребление слова “система”. В итоге он предлагает свое определение: “Общество — это сеть социальной интеракции, на границах которой существует определенного уровня интеракционный зазор между нею и ее средой”[6]. Общество представляет собой известное единство со своими пределами, оно воплощает относительно плотную и стабильную интеграцию. Это означает, что такая интеракция является внутренне структурированной, если сопоставлять ее с какой-либо интеракцией, пересекающей ее пределы.
Оценивая концепцию Манна в перспективе методологической проблематики, можно констатировать прежде всего, что им предложено предельно общее определение предметной сферы социологии, причем на основе пересмотра фундаментальных принципов социологической ортодоксии. Это определение (подчеркнем значение данного обстоятельства) фактически проверено и обосновано Манном на обширнейшем историческом материале.