Криминальная личность как субъект преступления
Проблема криминальной личности исследуется сразу несколькими дисциплинами — уголовным правом, криминологией, юридической психологией и социологией права. Исследование криминальной личности имеет большое значение не только для теории, но и для практики права. Изучение личности преступника помогает раскрыть мотивы преступления, мировоззрение преступника, общие закономерности преступлений. Личность — индивид с характерной социальной ориентацией и системой потребностей. Как пишет, анализируя духовно-личностные и социальные основания криминального поведения, Л.В. Кондратюк, «человек, как существо не только материальное, но и духовное, обладает определенной самостоятельностью, авторством в причинном «обеспечении» своих действий. Эта способность быть основанием причинения независимо от среды обусловлена духовной потенцией человека, которая имеет собственные законы эволюции, предопределяющие деструктивные (в том числе криминальные) исходы или возможности жизни. Строго говоря, нет «личности пре-стугшика», потому что нет «личности не-преступника»^. Однако социальные ориентации и потребности наполняют человеческую жизнь ценностями и смыслом, без которых нормальный человек не может существовать. Применительно к нормам права социальная ориентация может быть законопослушной или криминальной. Повеление индивида зависит от его социальной ориентации. Поэтому в судебном процессе учитывается степень антисоциальных ориентации подсудимого. Согласно Уголовному кодексу РФ, суд обязан учитывать не только характер и степень опасности совершенного преступления, но и личность подсудимого. Детальное изучение личности преступника помогает следствию в раскрытии преступления. Эксперты составляют особые психологические портреты подозреваемых, которые помогают в розыске преступника. Так было во многих известных делах, особенно в расследовании преступлений, совершаемых серийными маньяками.
На вопрос о том, что же все-таки влияет на становление криминальной личности в современной науке существует три варианта ответа — антропологический, психологический и социологический подходы.
Антропологический подход был выработан известным итальянским психиатром Чезаре Ломброзо (1835— 1909). В результате многолетнего наблюдения за заключенными в Туринской тюрьме Ломброзо выдвинул теорию врожденного преступника. В психологии преступника наблюдается сдвиг назад, к качествам, свойственным первобытному человеку. Под этими качествами он подразумевал нарушение равновесия между интеллектом и инстинктами, доминирование агрессивных действий, низкую ступень развития личности. В силу закона наследственности предрасположенность к преступному поведению передается из поколения в поколение. Многие индивиды от рождения имеют криминальные наклонности, и никакое воспитание не в силах их исправить. Преступные наклонности проявляются часто и во внешнем облике человека. Ломброзо перечислил ряд внешних признаков, характерных для преступников. Это: низкий, покатый, срезанный лоб; скуластость; выпуклые надбровные дуги; большая и выступающая нижняя челюсть; бугры на черепной коробке; длинные руки; низкое и мускулистое тело. Итальянский психиатр отмечал, что уровень образования и благосостояние влияет на виды преступлений. Среди неграмотных наиболее распространены кражи, грабежи и детоубийства, среди малограмотных— шантажи, грабежи и нанесение побоев, среди лиц со средним образованием — взяточничества, угрозы и подлоги. Хищения денег и документов, подлоги и политические преступления наиболее распространены среди людей с высшим образованием. Что касается материального положения, то преступления часто совершают не только нищие и люмпены, но и представители самой богатой прослойки общества: «...влияние экономических факторов на преступность населения зависит не только от бедности, но и от богатства...» Ломброзо внес немалый вклад в дело изучения криминальной личности, хотя многие ученые и критикуют егоза преувеличение роли наследственных факторов.
Психологический подход. Австрийский психолог Зигмунд Фрейд видел причину преступного поведения в присущем человеку инстинкте разрушения и агрессии. Его ученик Альфред Адлер на первое место поставил «комплекс превосходства» и «комплекс неполноценности». Чувство собственной неполноценности толкает многих людей на преступления. При этом установки личности меняются и на смену комплексу неполноценности приходит комплекс превосходства, заключающийся в стремлении возвысить себя над другими. Американский психолог Джон Доллард причиной преступного поведения считал агрессию, возникающую на почве фрустрации. Фрустрация — это реакция инди-вида на невозможность реализации своих целей, неудовлетворенность желаний. Фрустрация может получить разрядку в любой момент. Такой разрядкой может быть бессмысленная агрессия в отношении других людей. Но фрустрация может привести и к депрессии, уходу в себя, к употреблению наркотиков и алкоголя, а также к самоубийству. Таким образом, становится ясной природа жестоких и немотивированных преступлений, например, беспорядочной стрельбы по прохожим.
В настоящее время разработана психологическая типология криминальных личностей. Как указывает В.Г. Харчева, существует три типа личности, наиболее склонные к совершению преступлений:
Глобальный преступный тип, для которого характерна «полная преступная заряженность». К нему относят бандитов, особо опасных рецидивистов и т.д.
Парциальный тип, т.е. с «частичной преступной заряженностью». Зтн лица нравственно «раздвоенные», в которых соседствуют черты нормального типа личности и типа личности преступника. Например, люди, систематически совершающие хищения на производстве.
Предкриминальный тип — характерен для лиц, которым присуща большая эмоциональная возбудимость, недостаточное самообладание и т.д. В конфликтной ситуации они способны па преступление, хулиганство, убийство из ревности и т.д.
Как и у антропологического подхода, у психологической концепции есть свои недостатки. Это прежде всего преуменьшение роли социальных факторов в появлении криминальной личности, недооценка потребностей и социальных ориентации личности. Тем не менее, вклад психологической концепции в изучение антисоциальной и преступной личности значителен и помогает в детальном изучении причин преступного и агрессивного поведения.
Социологический подход не ограничивается исследованием биологических или психологических особенностей криминальной личности, а соотносит ее с социальным фактором. Социологический анализ преступной личности получил распространение в конце Х1Хвека. У его истоков стоял французский криминалист и социолог Габриэль Тард. Основную причину преступного поведения он видел в общественных факторах, в условиях жизни людей.
Современный психолог и философ Эрих Фромм предложил классификацию типов человеческого насилия. Он выделил семь таких типов — реактивное насилие, фрустрация, зависть и ревность, насилие из мести, компенсаторное насилие, садизм, архаическая жажда крови' . Каждая форма насилия проявляется в результате установок и направленности личности. Под реактивным насилием Фромм понимал насилие при защите своей или чужой жизни или собственности, а также достоинства. Это насилие охраняет жизнь и не является опасным для окружающего мира, если он не угрожает сам безопасности индивида. Насилие из мести, по Фромму, свойственно примитивным людям, не способным другим способом восстановить справедливость. Компенсаторное насилие представляет собой стремление неудачников мстить миру.
Фромм говорил о двух орнентациях — на добро и на зло. Эта направленность зависит от происхождения личности, воспитания личности, окружающего мира, уровня образования, профессии, возраста и пола. Американский социолог Роберт Мертон предложил теорию о типах личности и способов адаптации к обществу. Всего он насчитывает пять типов: конформистская личность, инновационная личность, ритуалистская личность, ретретистская личность и мятежная личность. Конформистская личность принимает образцы духовных норм и стандартов и ценностей, полностью адаптируясь к условиям жизни в обществе. Инновационная личность принимает господствуюн1,ие ценности, но отрицает традиционные пути их достижения. Ритуалист отвергает господствующие ценности, но старается соблюдать нормы поведения и традиции, не противопоставляя им свое поведение. Ретретистская личность отвергает господствующие цели и средства их достижения (например, наркоманы или алкоголики). Наконец, мятежник отвергает традиционные цели и средства их достижения, предлагая взамен новые. Именно такая личность, в случае невозможности удовлетворения своих потребностей законным путем, встает на путь преступной деятельности. Девиантное поведение индивида проявляется при ситуации, когда устремления завышены, а реальные возможности ограничены.
Опыт практических и теоретических исследований криминальной личности свидетельствует о том, что при анализе этой личности следует исходить из двух основных факторов — биологической предрасположенности и влияния общества. Однако споры насчет преступной наследственности продолжаются и наука не имеет единой точки зрения на эту проблему. Ряд отечественных исследователей, в том числе генетик Н.П. Дубинин, юристы И.И. Карпец и В.Н. Кудрявцев, говорят о значительной роли наследственной предрасположенности. Академик П.Н. Федосеев отрицает биологические корни преступного поведения, с ним солидарны Н.П. Бочков и Н.А. Стручков. Предпочтительное отношение к социальным факторам как к решающим в формировании личности преступника берет начало в советском правоведении, которое рассматривало преступное поведение как продукт социальных и экономических условии И верило в возможность перевоспитания и исправления правонарушителя. Исследования личности преступника проводились в Советском Союзе начиная с первых лет советской власти. Значительный вклад в исследование личности правонарушителя внес социолог М.И. Гернет, проводивший исследование личности преступника по следующим факторам: социальное положение, пол, возраст, национальность, воспитание и образование осужденных, жилищные и семейные условия, происхождение из города или из села, отношение к алкоголизму. В 60-х годах изучением личности преступника занимался А. Б. Сахаров. Он связывал индивидуальные черты преступной личности с социальными явлениями и процессами, основополагающим ядром такой личности Сахаров полагал ее антиобщественную установку. В коллективной работе «Личность преступника» дается обобщенный социально-демографический портрет правонарушителя 70-х годов. Авторы указывали на то, что 85% преступников составляют мужчины, преимущественно, с незаконченным средним образованием, представители малоквалифицированных профессий. Наиболее активное преступное поведение приходилось на возраст 25-29 лет. Глубокие исследования преступности молодежи и подростков провел проф. К-Е. Игошев. Он проанализировал мотивацию правонарушений и пришел к выводу, что около половины (48,9%) преступлений и правонарушений имеют в своей основе неосознанные мотивы, что свидетельствует о непредумышленности и импульсивности преступных действий, совершаемых подростками и молодежью.