Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС
Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС
Кафедра корпоративного управления
КОРОТКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»
направления подготовки 38.03.03
«Управление персоналом» бакалавриат БкУП-200
Разработчик: Коваленко Н.В., канд. полит. наук, доцент
Волгоград 2017
Тематический план учебной дисциплины «Экономика и социология труда» на 2017 – 2018 учебный год для группы БкУП-200.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов (в академических часах) | |||
Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | Всего часов по теме | ||
Очная форма обучения | |||||
1. | Экономика и социология труда как наука и сфера практической деятельности: методические основы, цели, задачи, связь с другими науками о труде | - | |||
2. | Труд как основа жизнедеятельности человека. Основные характеристики труда | ||||
3. | Рабочая сила, рынок труда и занятость населения | ||||
4. | Социально-трудовые отношения, их виды и способы регулирования в рыночной экономике | ||||
5. | Эффективность труда и ее показатели. Факторы и резервы роста производительности труда | ||||
6. | Организация, нормирование, оплата и материальное стимулирование труда работников | ||||
7. | Труд, социальное развитие и уровень жизни населения | ||||
8. | Социологические исследования в трудовой организации и в сфере труда | ||||
Зачет | |||||
ИТОГО по курсу: |
Содержание учебной дисциплины «Экономика и социология труда»
Тема 1. Экономика и социология труда как наука и сфера практической деятельности: методические основы, цели, задачи, связь с другими науками о труде
Эволюция научных идей о труде в западной и отечественной социологии и экономических науках. Основные теории: теория человеческих отношений и учение о потребностях человека (Э. Мэйо, А. Маслоу, К. Дэвис и др.), мотивации к труду, теории трудового поведения (Ф. Тейлор, Ф. Герцберг и др.), теории жизненного цикла (Ф. Модильяни, Р. Бамберг и др.), социология малых групп, теория коммуникаций и т.д. Становление и развитие научной организации труда (НОТ) в СССР и России (Струмилин, Гастев и др).
Специфика экономического и социологических подходов к изучению процессов труда, предпосылки их объединения в единую дисциплину. Целесообразность их совмещения в теории и практической деятельности. Объект и предмет экономики и социологии труда. Основные задачи изучения дисциплины. Связь экономики и социологии труда с другими науками о труде, использование методов других наук для решения собственных задач.
Лекция 1. Экономика и социология труда как наука и сфера практической деятельности: методические основы, цели, задачи, связь с другими науками о труде (2 часа)
План:
- Эволюция научных идей о труде в западной и отечественной социологии и экономических теориях.
- Специфика экономических и социологических подходов к изучению труда
- Объект, предмет, задачи учебной дисциплины «Экономика и социология труда»
- Связь Экономики и социологии труда с другими науками о труде
Основные понятия
Труд; социология труда; экономика труда; научная организация труда; объект и предмет интегрированной дисциплины «Экономика и социология труда»
Контрольные вопросы для самостоятельной работы по теме:
1. Назовите основные научные школы изучения труда, имена ученых - их основателей. Опишите вклад зарубежных и отечественных ученых в развитие наук о труде.
2. Для чего следует изучать экономику и социологию труда?
3. В чем состоит различие в подходах к изучению труда экономическими науками и социологией?
4. Каковы объект и предмет экономики и социологии труда, ее взаимосвязь с другими науками?
Темы рефератов и сообщений
- Возможна ли жизнь человека без труда?
- Факторы, влияющие на отношение человека к труду.
- Изменения в содержательности труда в постиндустриальном обществе: основные направления.
Примерные вопросы тестового контроля:
- Объектом изучения экономики и социологии труда является:
А – деятельность трудового коллектива в организации
Б – вся совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных), связанных с производством товаров и услуг
В – труд, то есть целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг
2. Предмет экономики и социологии труда – это:
А – социальные отношения, социальные процессы в сфере труда
Б – экономические отношения, возникающие в обществе, в регионах, на конкретных предприятиях в процессе использования труда
В – трудовой потенциал общества, пути его формирования и рационального использования в интересах повышения эффективности национальной экономики
Рекомендуемая дополнительная литература:
- Учебники из списка основной и дополнительной литературы по курсу.
- Волков Ю.Е. К выработке современных представлений о сущности труда // СОЦИС. – 2009. - № 3. – С. 27 - 35
- Дильман Д.А. Удовлетворенность работой в контексте организационного успеха // Государственная служба. – 2007. - № 1. – С. 123 - 127
- Кавецкий С.Т. Э. Дюркгейм о социальной солидарности и аномии // СОЦИС. – 2013. - № 5. – С. 129 -133
- Минюшев, Ф.И. Социальное отчуждение. Опыт нового прочтения // СОЦИС. – 2011. - № 4. – С. 3 - 13
- Монусова Г.А. Удовлетворенность трудом: межстрановые сопоставления // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 12. – С. 74 - 83
- Сидорина Т.Ю. Человек и его работа: из прошлого в информационную эпоху // Общественные науки и современность. – 2007. - № 3. – С. 32 – 43
- Чудинов А.А. Эволюция научных идей в отечественной социологии труда // Социология власти. Научный и общественно-политический журнал. – 2011. - № 8. – С. 154 - 160
- Шевчук А.В. О будущем труда и будущем без труда // Общественные науки и современность. – 2007. - № 3. – С. 44 – 54
Основные понятия
Рынок труда; виды рынков труда; сегментация рынков труда; рабочая сила; человеческий капитал; трудовой потенциал; трудовые ресурсы; экономически активное население; занятость; полная, частичная и скрытая занятость; активная и пассивная государственная политика занятости; безработица и ее виды – структурная, фрикционная и циклическая; уровень (коэффициент) занятости и безработицы.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы по теме:
- Дайте определение рынка труда, перечислите его характеристики.
- Что Вы понимаете под терминами «население» и «трудовые ресурсы». Назовите возрастные границы трудоспособного населения.
- В чем заключается сущность воспроизводства населения.
- Как влияет воспроизводство населения на формирование трудовых ресурсов.
- В чем сущность трудового потенциала и его отличия от трудовых ресурсов.
- Как определяется численность трудоспособного населения, трудовых ресурсов, экономически активного населения, занятых и безработных?
- Как рассчитывается относительный показатель, то есть уровень занятости и безработицы?
- Назовите характерные черты ситуации в сфере занятости и безработицы в России, в Волгоградской области.
Семинар 2. Проблемы рынка труда, трудовых ресурсов и занятости работников в современной России (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Рынок труда и его характеристики. Особенности российского рынка труда в конце ХХ – начале ХХ1 века.
2. Рабочая сила, трудовой потенциал, трудовые ресурсы, экономически активное население: содержание понятий, методы расчета численности.
3. Статистические показатели уровня и динамики занятости и безработицы.
4. Современная ситуация и основные тенденции в сфере занятости в нашей стране.
5. Безработица, ее причины, формы, социальные и экономические последствия
Темы докладов и рефератов:
1. Социальные гарантии государства в области занятости и защиты от безработицы.
2. Государственные федеральные и региональные программы обеспечения занятости населения.
Задание 1.
Составить каждому студенту по 5 вопросов к тестовому контролю по данной теме (вопросы должны быть разными у разных студентов!!).
Задание 2.
Найти на сайте Росстата и Волгоградстата сведения о численности трудовых ресурсов, трудоспособного населения, экономически активного населения, занятых и безработных по России и Волгоградской области.
Рекомендуемая дополнительная литература:
1. Власова Е.А. Анализ показателей движения трудовых ресурсов в российской экономике // Вопросы статистики. – 2010. - № 5
2. Безбородова Т.М. Мигранты на российском рынке труда // СОЦИС. – 2013. - № 5. – С. 66 - 72
3. Герций Ю.В., Малышев М.Л. Российский рынок труда в посткризисный период (2011 – 2012 гг) // Социологическая наука и социальная практика. – 2013. - № 2. – С. 39 - 60
4. Коваленко Н.В., Щеглова Г.Б. Рынок труда и безработица в условиях кризиса: региональный аспект // Журнал Бизнес. Образование. Право.- 2011. - № 1 (14). – С. 90 – 95
5. Козина И.М. Работники заемного труда // СОЦИС. – 2013. - № 5. – С. 19 - 31
6. Курило А.Е. Самозанятость населения как фактор снижения напряженности на рынке труда в регионе // Народонаселение. – 2011. - № 3. – С. 59 - 68
7. Нуреев Р.М. Человеческий капитал и его развитие в современной России // Общественные науки и современность. – 2009. - № 4. – С. 5 - 20
8. Римашевская Н.М. Пути повышения качества трудового потенциала в современной России // Народонаселение. – 2011. - № 4. – С. 25 - 30
9. Узякова Е.С. Анализ спроса и предложения на российском рынке труда // Народонаселение. – 2011. - № 3. – С. 36 - 58
Основные понятия
Социально-трудовые отношения; субъекты СТО; предметы СТО; наемный работник; работодатель; профсоюз; патернализм; партнерство; конкуренция; солидарность; субсидиарность; дискриминация; объединяющая ситуация; социальное партнерство.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы по теме:
- Раскройте сущность понятия «социально-трудовые отношения»
- Назовите основных субъектов социально-трудовых отношений.
- В чем Вы видите роль государства в СТО?
- Коллективный договор, его содержание, стороны, его заключающие.
- Меры общественного и государственного регулирования социально-трудовых отношений.
- Назовите основных участников трехсторонних социально-трудовых отношений на уровне отдельного трудового коллектива, государства в целом. Какую роль выполняют каждый из участников этих соглашений.
- Как вы понимаете справедливость в социально-трудовых отношениях.
- Раскройте основные предпосылки девиантного поведения работников и назовите основные направления профилактики девиантного поведения на предприятии.
- Дайте характеристику таким формам урегулирования споров в сфере СТО, как примирение, посредничество и трудовой арбитраж.
- В каких случаях возникают трудовые конфликты.
- Какая связь между отношением к труду и особенностями конфликтного поведения.
- Поясните, в каких условиях происходило становление социального партнерства в зарубежных странах.
- Дайте характеристику системы социального партнерства в современной России, выделите ее отличия и характерные черты.
- Поясните, что такое государственно-частное партнерство и в каких сферах оно применяется на западе и в нашей стране.
Семинар 3. Социально-трудовые отношения (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность социально-трудовых отношений (СТО). Субъекты, предмет и основные факторы формирования СТО.
2. Характеристика базовых принципов СТО, примеры из реальной практики
3. Основные типы СТО
4. Противоречия и конфликты в СТО: причины, способы разрешения.
5. Социальное партнерство в современном обществе, его трактовка в узком и широком смыслах. Виды социального партнерства, их особенности
Темы докладов и рефератов:
- Социальное партнерство как одна из основных форм реализации внешних для бизнеса социальных программ.
- Развитие механизмов социального партнерства и формирование экономической и социальной политики на федеральном и региональном уровне
- Опыт социального партнерства между властью и бизнесом на федеральном и региональном уровнях
- Роль общественных объединений предпринимателей в согласовании интересов участников трудовых отношений (на примере Российского Союза промышленников и предпринимателей и др.).
- Участие государства и бизнеса в софинансировании общественно-значимых проектов (зарубежный опыт и отечественные попытки).
- Государственно-частное партнерство: суть и сферы применения
Возможна аудиторная контрольная работа или тестирование. Студенты письменно отвечают на 2 теоретических вопроса или на вопросы теста.
Примерные вопросы контрольной работы по теме
Вариант 1.
1. Раскройте понятие и сущность социально-трудовых отношений.
2. Опишите типологию социально-трудовых отношений по организационным формам. Приведите конкретные примеры каждого из выделенных типов СТО
3. Назовите основных участников системы социального партнерства и раскройте функции каждого из них.
Вариант 2.
1. Назовите и охарактеризуйте основные внешние и внутренние факторы формирования социально-трудовых отношений.
2. Поясните содержание таких принципов СТО, как солидарность, патернализм и партнерство. Приведите примеры действия этих принципов из реальной практики.
3. Коллективный договор и его характеристики
Примерные вопросы тестового контроля:
- Выберите из предложенного списка 4 основных типа конфликтов в трудовом коллективе:
А – внутриличностный Г - межличностный
Б – государственный Д - межгрупповой
В – социальный Е – конфликт между личностью и группой
Рекомендуемая дополнительная литература:
1. Учебники из списка основной и дополнительной литературы.
2. Бойко Ю.П. Роль социально-трудовых отношений в формировании здоровья населения // Народонаселение. – 2011. - № 3. – С. 11 - 15
3. Галактионов В.А. Социальное партнерство: сущность и формы реализации // Социология власти. – 2006. - № 5. – С. 5 - 15
4. Гришина Т.В. Социальная ответственность в системе регулирования социально-трудовых отношений: новый концептуальный подход // Народонаселение. – 2011. - № 2. – С. 85 – 89
5. Лобызенкова В.А., Коваленко Н.В. Роль государственно-частного партнерства в повышении эффективности экономической политики региона // Журнал Бизнес. Образование. Право. – 2013. - № 3 (24). – С 164 - 167
6. Нещадин А., Горин Н. Общество, бизнес и власть: условия цивилизованного взаимодействия // Общество и экономика. – 2005. - № 10 – 11. – С. 5 – 41
7. Осипов Е.М. Зарубежный опыт развития социального партнерства // Социология власти. – 2010. - № 5. – С. 149 – 157
8. Осипов Е.М. Социальное партнерство как условие добросовестной конкуренции в малом бизнесе // Социология власти. – 2011. - № 2. – С. 127 – 133
9. Савельева М. Государственно-некоммерческое партнерство в региональном управлении // Проблемы теории и практики управления. – 2012. - № 1. – С. 48 – 55
10. Сидоров С.Н. Социальная ответственность и партнерство как основа взаимодействия бизнеса и власти // Социология. – 2010. - № 3. – С. 225 - 233
Основные понятия
Эффективность труда; производительность труда; трудоемкость; основные методы измерения производительности труда; индексы производительности труда; эффективностьтруда; затраты трудовых ресурсов; затраты на рабочую силу; показатели эффективности труда.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы по теме:
- Что такое производительность труда как показатель его экономической эффективности, ее взаимосвязь с психофизиологической и социальной эффективностью труда.
- Назовите основные методы измерения производительности труда, их достоинства, недостатки, сферы применения.
- Какие материально-технические факторы роста производительности труда и методы расчета их влияния Вы знаете?
- Назовите натуральные, трудовые и стоимостные индек5сы производительности труда и основания их применения.
- Назовите факторы роста производительности труда.
- Есть ли различия во взглядах на окупаемость затрат на рабочую силу с позиций работодателя и государства?
- Что такое фондоотдача и фондоемкость продукции, как они связаны с производительностью труда.
Семинар 4. Производительность труда как главный показатель эффективности труда. Организация и оптимальные условия труда как факторы повышения эффективности труда (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
- Показатели уровня производительности труда, их расчет.
- Факторы и резервы роста производительности труда.
3. Затраты на рабочую силу
4. Понятие эффективности труда, показатели и направления повышения эффективности труда.
5. Организация труда: понятие, элементы, связь с организацией производства.
6. Разделение и кооперация труда
7. Условия труда: специфика, факторы, оценка.
8. Дисциплина труда как обязательный элемент его организации
Практические задания:
Задача 1.
В литейном цехе затраты труда на производство 1т стального литья снизились за год с 40 до 38 человеко - часов. Определите, как изменилась производительность труда.
Примерные вопросы тестового контроля:
- Выберите из предложенного списка только внутренние факторы изменения производительности труда на предприятии:
А – организация труда и производства
Б – уровень кооперации с другими предприятиями
В – надежность материально-технического снабжения
Г – эффективность применяемых технологий
Д – энерговооруженность труда
Е – уровень технической вооруженности предприятия
Ж – действенность применяемых систем стимулирования
З – обучение кадров и повышение их квалификации
И – улучшение структуры кадров
Рекомендуемая дополнительная литература:
- Бикметов Р.И. Изменение подходов к оценке условий труда // Трудовое право. – 2011. - № 2. – С. 73 - 79
- Бойко Ю.Л. Нормирование и производительность труда в России // Народонаселение. – 2011. - № 4. – С. 31 - 37
- Особенности дифференциации характера и условий труда государственных гражданских служащих // Управление персоналом. – 2008. - № 23. – С. 45 - 47
- Ускова Т. Производительность труда – главный фактор роста экономики // Экономист. – 2009. - № 10. – С. 10 - 17
Основные понятия
Организация труда; элементы трудовой деятельности; условия труда; трудовая функция; обогащение труда; организация труда; разделение и кооперация труда; режимы труда и отдыха; охрана и безопасность труда; дисциплина труда; нормирование труда; хронометраж; фотография рабочего времени; метод непосредственных замеров и моментальных наблюдений; заработная плата; формы и системы оплаты труда; денежная и неденежная формы оплаты; тарифная и бестарифная системы оплаты; КТУ; номинальная, реальная и минимальная оплата труда; индексация; премирование; материальное стимулирование труда: дифференциация в оплате труда; показатели дифференциации.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы по теме:
- Дайте определение понятию «организация труда».
- Что такое кооперация труда (приведите примеры)
- Что такое разделение труда (приведите примеры)
- Каково содержание понятия «условия труда»?
- В чем суть научного подхода к организации оптимального режима труда и отдыха работников.
- В чем суть понятия «вредные условия труда»?
- Назовите виды затрат рабочего времени и методы их изучения
- Хронометраж: способы и этапы проведения, использование результатов.
- В чем заключается сущность нормативов, их назначение и место в совершенствовании нормирования труда?
- Какие требования предъявляются нормативам по труду?
- В чем сущность меры и нормы труда в условиях рыночной экономики.
- Какие вы знаете нормы труда?
- Охарактеризуйте состав фонда оплаты труда и заработной платы.
- Что включается в выплаты социального характера и каково их назначение?
- Назовите показатели заработной платы и дайте им характеристику.
- Назовите особенности расчета заработной платы для разных категорий работников.
Семинар 5. Нормирование труда. Проблемы оплаты и стимулирования труда в современной России (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и содержания нормирования труда, его функции и методы.
2. Методы исследования трудовых процессов для нужд нормирования.
3. Рыночная модель организации заработной платы, ее элементы. Тарифное соглашение. Индексация заработной платы.
4. Тарифная система оплаты труда
5. Формы и системы оплаты труда
6. Особенности оплаты труда управленческого персонала.
7. Различные формы стимулирования труда.
Темы докладов и рефератов:
- Сущность заработной платы и поощрительных систем в рыночной экономике.
- Основные проблемы выплаты заработной платы в современной России (по данным экономической статистики)
- Что такое МРОТ? (методика расчета и доля в заработной плате)
- Проблемы невыплат и задержек заработной платы в России: причины, последствия
Рекомендуемая дополнительная литература:
1. Кривозубова А., Малаховская М. Нормирование труда – основа планирования и организации производства // Человек и труд. – 2012. - № 4. – С. 65 - 67
2. Зоткина Н.С. Стимулирующее значение оплаты труда и ее мотивирующая функция // Финансы и кредит. – 2011. - № 48. – С. 21 - 28
3. Приголовко Г.А. Вознаграждение персонала в свете концепции управления человеческими ресурсами // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. - № 1. – С. 108 – 112
4. Сковлень В. Дифференциация заработной платы специалистов // Человек и труд. – 2011. - № 7. – С. 34 - 36
5. Теневые выплаты зарплаты // Человек и труд. – 2009. - № 10. – С. 36 – 40
6. Шумейко М.В. Специфика мотивации трудовой деятельности на современных российских предприятиях // Власть. – 2009. - № 3. – С. 49 – 51
Основные понятия
Социальное развитие; качество жизни; уровень жизни; дифференциация доходов; показатели дифференциации; показатели концентрации доходов.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы по теме:
1. В чем различие между понятиями «уровень жизни», «качество жизни» и «стоимость жизни»?
2. Перечислите основные источники информации для изучения уровня жизни, доходов и расходов населения России.
3. Назовите основные элементы структуры потребления населением товаров и услуг.
4. Назовите факторы, оказывающие влияние на структуру доходов населения.
5. От каких факторов зависит изменение структуры потребительских расходов домохозяйств? Приведите примеры влияния таких факторов.
6. Перечислите наиболее важные показатели дифференциации доходов.
7. Каким образом учитывают в экономике величину «теневых» доходов населения? Какова, на ваш взгляд, доля таких доходов в общем объеме доходов россиян?
8. С какой целью изучаются и учитываются сбережения населения в отечественной экономике и статистике потребления?
9. Какие направления государственной политики доходов вы можете назвать? Какие из них вы считали бы приоритетными для России в настоящее время?
10. В чем разница между понятиями «потребительский бюджет» и «прожиточный минимум»?
11. Что представляет собой прожиточный минимум в России, какова методика его расчета и задачи его использования?
12. Раскройте содержание понятия «потребительская корзина» и перечислите основные виды потребительских корзин, использующихся при изучении уровня жизни населения.
Семинар 6. Уровень жизни населения России (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
- Качество жизни как критерий социального развития государства, его основные показатели.
- Уровень жизни: содержание понятия, индикаторы, показатели, интегральные показатели (ИРЧП и индекс стоимости жизни).
- Доходы и расходы, их виды, источники формирования и структура. Баланс доходов и расходов населения
- Прожиточный минимум: понятие, методика расчета, значение как социального норматива
- Дифференциация доходов населения и ее показатели.
- Направления и возможности повышения уровня жизни населения России, Волгоградской области.
Темы докладов и рефератов:
- Основные показатели качества жизни населения: зарубежный и отечественный подход.
- Роль семьи в повышении уровня жизни населения и преодолении негативных последствий социальных реформ.
- Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП): сущность, методы расчета, значения для России и других стран мира.
- Качество и стоимость жизни в российских регионах.
- Роль государства в повышении уровня и качества жизни населения.
- Динамика доходов россиян за 2000 – 2015 годы: тенденции, оценка
- Динамика потребительских расходов населения РФ за 2000 – 2015 гг и изменения в структуре расходов домохозяйств.
- Теневая экономика в России: сущность, масштаб, источники информации, степень влияния на экономику страны.
- Государственная политика доходов: содержание, основные меры и методы реализации
- Индекс уровня жизни и его использование при анализе стратификации российского общества.
- Уровень доходов как показатель экономической стратификации населения.
- Дифференциация доходов как одна из основных проблем повышения уровня жизни населения.
- Прожиточный минимум: понятие, методика и нормативная база для расчетов.
Возможна аудиторная контрольная работа. Студенты письменно отвечают на 3 теоретических вопроса по вариантам.
Практические задания:
Задание 1.
Используя данные Интернета, подберите цифры, характеризующие распределение различных стран мира по величине ИРЧП за ближайшие 5 лет. Охарактеризуйте изменение положения России в этом рейтинге, поясните причины такого изменения.
Задание 2.
Используя данные Интернета (сайт Федеральной службы государственной статистики или данные Волгоградстата), определите динамику величины прожиточного минимума за последние два года (поквартально). Определите, какова разница прожиточного минимума по Волгоградской области и в целом по стране.
Примерные вопросы контрольной работы по теме
Вариант 1.
1. Дайте определение понятий "уровень жизни" и "стоимость жизни". В чем различия между этими понятиями?
2. Назовите основные элементы структуры доходов и охарактеризуйте их соотношение в примерных цифрах. Как Вы считаете, отличается ли структура доходов в России от этих показателей за рубежом и почему?
3. Основным показателем потребления служит уровень индивидуального потребления как средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения. Поясните, как рассчитывается этот показатель.
Вариант 2.
1. Дайте определение понятия "качество жизни" и поясните, чем оно отличается от понятия "уровень жизни".
2. Как Вы думаете, почему именно средние величины - средняя зарплата, пенсия, стипендия, среднемесячный душевой доход - чаще всего используют в статистике доходов? Обоснуйте свой ответ.
3. Какие элементы входят в структуру потребительских расходов домохозяйств? Приведите примерные цифры, описывающие соотношение элементов структуры потребительских расходов. Как Вы считаете, для нашей страны можно ли считать существующую структуру расходов оптимальной или необходимо внести изменения? Поясните ответ.
Вариант 3.
1. Перечислите основные составляющие уровня жизни. Как Вы думаете, почему свободное время относится к важнейшим составляющим уровня жизни?
2. Каким образом учитывается в статистике доходов величина "теневых" доходов населения. Какова, на Ваш взгляд, доля таких доходов в общей сумме доходов россиян?
3. Что такое "услуги", и какие услуги, оказываемые населению, входят в число объектов исследования в статистике потребления?
Рекомендуемая дополнительная литература:
1. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // СОЦИС. – 2009. – 3 1. – С. 33 – 43
2. Жеребин В.М. Индикаторы качества жизни населения // Вопросы статистики. – 2012. - № 3. – С. 25 - 36
3. Лаврухина Е.А. Качество жизни сельского населения: подходы и измерения // Вопросы статистики. – 2012. - № 1. – С. 29 – 33
4. Мироедов А.А., Кретинин В.А. Качество жизни в современных оценках экономического роста и социального прогресса // Вопросы статистики. – 2012. - № 2. – С. 44 – 49
5. Митюрникова Л.А. Качество жизни как основной механизм регулирования социально-экономических преобразований в стране // Социально-гуманитарные знания. – 2011. - № 5. – С. 39 – 48
6. Ненаблюдаемая экономика (подборка статей) // Вопросы статистики. – 2010.- № 1. – С. 35 – 44
7. Обобщение международного опыта по формированию системы социальных индикаторов условий жизни населения // Вопросы статистики.–2012.- № 7. – С. 10 - 21
8. Олейник О., Еремина Г. Анатомия семейных финансов (бюджеты домашних хозяйств) // Бюджет и финансы. – 2011. - № 3- 4. – С. 24 – 32
9. Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы // СОЦИС. – 2010. - № 1. – С. 5 – 17
10. Чуева Е.В. Экономическая тактика повседневного выживания в условиях бедности // СОЦИС. – 2012. - № 4. – С. 88 - 97
Основные понятия
Трудовая организация; трудовая среда; социальная структура трудовой организации; социальная организация, ее структура; социологическое исследование; программа социологического исследования; анализ документов; анкетирование; интервью; социометрия; метод наблюдения; экспертный опрос; эксперимент; шкалирование; статистические методы обработки результатов социологических исследований.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы по теме:
- Дайте характеристику понятий «трудовой коллектив» и «трудовая организация». Что у них общего и какие различия.
- По каким основаниям можно различать трудовые организации.
- Определите, что понимается под социальной структурой организации.
- В чем специфика исследования проблем трудовой организации социологическими методами?
- Перечислите некоторые исследовательские направления актуальных проблем трудовой организации в условиях рынка.
- Что такое социологическое исследование?
- Какие виды и функции социологических исследований вы могли бы назвать.
- Что такое проблемная ситуация, проблема социологического исследования.
- Как формулируют цель и задачи исследования, определяют его объект и предмет?
- Что такое выборка и ее репрезентативность. Какие методы вероятностного отбора Вам известны?
- Что включается в организационно-технический план социологического исследования?
- Раскройте сущность и методику традиционного анализа документов. Каковы специфика и назначение контент-анализа?
- Дайте подробную характеристику метода анкетирования.
- Что такое интервью? Каковы его виды, требования к интервьюеру и технике проведения.
- Поясните сущность, методику проведения и обработку данных социометрического опроса.
- Что такое экспертный опрос, каковы его назначение и методы проведения. Как отобрать экспертов в группы?
- Поясните особенности использования методов наблюдения и эксперимента в социологии труда.
- Поясните основные этапы обработки первичной социологической информации.
Семинары 7, 8 и 9. Социологические исследования в сфере труда (6 часов)
Вопросы для обсуждения:
- Понятие трудовой организации. Виды трудовых организаций.
- Социальная организация, ее структура
- Специфика социологических исследований в сфере труда (исторический аспект)
- Содержание программы и основные методы социологических исследований в сфере труда.
- Обсуждение социологических исследований в трудовой сфере, которые проводились специалистами-социологами или студентами (по отдельному плану).
Рекомендуемая дополнительная литература:
- Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с. (Главы 10 и 11)
- Гадеа Ш. Социология профессиональных групп во Франции: историческая перспектива и вопросы современного развития// СОЦИС. – 2011. - № 4. – С. 70 - 80
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.
- Козырева П.М. К вопросу о доверии в трудовых коллективах // СОЦИС. – 2008. - № 11. – С. 24 – 33
- Попова, И.П. «Поворотные пункты» в биографии и профессиональные карьеры специалистов // СОЦИС. – 2011. - № 4. – С. 83 - 93
- Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.
- Толстова Ю.Н. Возросла ли эффективность методов социологических исследований в России за последние 100 лет? // СОЦИС. – 2013. - № 7. – С. 59 - 69
- Фомичева Е., Марчук Н. Удовлетворенность работой и формирование симптомов эмоционального выгорания у медицинских работников // Человек и труд. – 2008. - № 1. – С. 38 – 40 (пример социологического исследования)
- Шавель С.А. Личностные качества и человеческий капитал // Народонаселение. – 2012. - № 3. – С. 71 - 78
Список литературы
Основная литература (учебники, монографии)
- Лясников Н.В. Экономика и социология труда: учебное пособие / Н.В.Лясников, М.Н.Дудин, Ю.В. Лясникова. – М. : КНОРУС, 2012. – 288 с.
- Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: электронный учебник. – М.: КНОРУС, 2011.
- Экономика и социология труда: Учебник / Под ред. проф. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 584 с. - (Высшее образование)
Дополнительная литература (учебники, монографии)
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.
2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: НОРМА. – 2009. – 365 с.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.
4. Колосова Р.П., Меликьян Г.Г. Занятость, рынок труда и социально-тредовые отношения. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЕИС. – 2008. - 458 с.
5. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда. Учебное пособие. И.: ИНФРА – М, 2000. – 362 с.
6. Перевозкин Л.М. Основы экономики и социологии труда: учеб. пособие / Л.М.Перевозкин; Орл. регион. акад. гос. службы (ОРАГС). – Орел: изд-во ОРАГС, 2007. – 114 с.
7. Ромашов О.В. Социология труда. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 320 с.
8. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.
9. Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения) : Учебник / Под ред. В.А.Гаги. – Томск: Издательство Томского госуниверситета, 2008. – 324 с.
10. Экономика труда: учебник. – 2-е изд., перераб и доп. / под ред. проф. Ю. П. Кокина, проф. П. Э. Шлендера. – М. : Магис