Делинквентное и криминальное поведение
Под делинквентным поведением (от лат. delinquens - совершающий проступок) понимают не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, а чаще расцениваемые как правонарушения, за которые наступает административная ответственность. Сюда можно было бы отнести: мелкое хулиганство, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обсчет продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы в неположенном месте и др. К числу делинквентных поступков школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие поступки: невозвращение ночью домой, употребление алкоголя, незаконное хранение оружия, прогулы школьных занятий и т.д.
Нарушения молодежью социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и несознательными. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.
Случается, что принятие в стране определенных законодательных актов приводит к тому, что девиантное поведение начинает квалифицироваться как делинквентное.
Так, в 2004 году во Франции был принят закон, запрещающий ношение студентами национально-религиозной одежды и атрибутики в светских учебных заведениях. За это студентов могут не допустить к занятиям и даже привлечь к административной ответственности. Пример трансформации делинквентного поведения в девиантное – легализация проституции в Париже и Амстердаме.
Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется еще и законом, - делинквентным. Возможность применения наказания проводит границу между делинквентным и преступным поведением.
Профессиональная преступность. Когда мы вступаем в сферу криминального поведения, то речь, как правило, идет о профессиональной преступности. Под профессиональной преступностью понимается совершение преступлений с целью извлечения средств к существованию, получения основного или дополнительного дохода. Профессиональная преступность представляет собой относительно замкнутую общественно опасную систему, обладающую рядом признаков и характеристик, способную к самовоспроизводству криминальной деятельности.
Данные социологических исследований позволяют охарактеризовать профессиональную преступность следующим образом:
ü Совершение преступлений является одним из основных или основным способом добычи средств к существованию.
ü Совершение преступлений включает предварительную подготовку, обучение, овладение профессиональными навыками и секретами.
ü Профессиональный преступник выбирает преступную карьеру в качестве жизненной цели.
ü В рамках профессиональной преступности существует четкая иерархическая внутриклановая градация.
ü Профессиональной преступности свойственны свои традиции, обычаи, жаргон и другие элементы преступной контркультуры.
ü Профессиональные преступники способны готовить криминальную смену, передавать навыки и приемы совершения противоправных деяний начинающим преступникам.
Характерной чертой роста криминального профессионализма является появление активно действующих организованных преступных сообществ. Организованная преступность обладает следующими признаками:
ü Наличие двух или более человек, которые объединились для совершения преступлений материально-корыстной направленности.
ü Внутри группы имеется иерархия и действуют определенные нормы поведения, чаще всего жесткие. Отдельные элементы структуры выполняют охранительные функции, функции разведки и контрразведки с тем, чтобы эта структура могла выжить.
ü Имеется своя материально-техническая база, куда входят денежные средства, автотранспорт, средства связи, вооружение.
ü Существуют каналы для «отмывания» денег.
ü Наличие признаков коррупции, связей с представителями органов власти и управления, которые либо действуют, либо бездействуют в интересах данной группировки.
ü Раздел сфер влияния между отдельными группировками либо по территориальному, либо по отраслевому признаку.
На высшей стадии своего развития организованная преступность ставит перед собой политические цели: проникновение в органы государственной власти и управления. Это еще более опасно для стабильного существования социума.
Разновидностью организованной преступности считается рэкет(от англ. racket - шумиха). Рэкет – это организованная деятельность, направленная на понуждения лица к выполнению действий имущественного характера в интересах криминальных объединений. Рэкет имеет следующие характерные черты:
ü Рэкетиры действует не от своего имени, а от имени какой-то преступной организации.
ü Рэкету присущ фактор организованности, парализующий волю человека – жертвы посягательства. Именно этот фактор заставляет жертву уступить притязаниям рэкетиров.
ü Как социальный феномен он возникает тогда, когда складываются отношения между «данниками» и теми, кто взимает эту дань.
ü В отличие от простых вымогателей рэкетиры имитируют продажу некой услуги, в качестве которой обычно представляется покровительство, защита, и своего рода налог на то, чтобы заниматься определенной деятельностью.
Рэкет как масштабное явление возникает, когда государство не обеспечивает функций социального контроля за различными видами отклоняющегося поведения.
Должностные, хозяйственные и финансовые преступлениянаносят существенный ущерб экономике страны. Они включают в себя: систематические уклонения от уплаты налогов, крупномасштабные банковские аферы, создание «финансовых пирамид», хищения, взяточничество и т.д.
Политическая преступность – это злоупотребления властей или политических соперников влияющие на расстановку политических сил в стране или политические настроения в обществе. Против политических противников организуются террористические акты, заказные убийства, иные насильственные посягательства. Самым страшным для общества проявлением политической преступности выступает сращивание государственного аппарата с организованной преступностью.
Процесс профессионализации и интеллектуализации преступности в России объясняется тем обстоятельством, что ряды преступного мира стали пополняться за счет квалифицированных специалистов из госсектора, оказавшиеся вследствие падения уровня жизни и растущей безработицы на «социальном дне». В криминальной среде появились хозяйственные руководители, офицеры, специалисты по технологиям, анализу информации, владеющие оружием и т.д.
Социальные эффекты девиации
Девиация может иметь как отрицательные, так и положительные или интеграционные последствия для социальной жизни.
Дисфункции девиации. Большинство членов общества за всю свою жизнь многократно нарушало различные социальные нормы. Однако постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организованную жизнь общества или даже подорвать ее.
Во-первых, девиантное поведение подрывает стабильность общества. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнить свои действия в надлежащее время и в соответствии с общественными ожиданиями, институциональной жизни может быть нанесен урон.
Например, когда один из родителей уходит из семьи, такой поступок обычно усложняет задачу обеспечения и воспитания ребенка. Когда в ходе сражения боевой расчет перестает выполнять приказы командира и бежит с поля боя, это может повлечь за собой поражение целой армии.
Во-вторых, примеры девиантных поступков, оставшихся безнаказанными, санкционируют подобное поведение среди других членов общества. Девиация подрывает их готовность выполнять свои социальные роли и вносить вклад в функционирование социальной системы.
Например, если спортсмен добивается успеха и получает большие вознаграждения «играя» не по правилам, у других, «честных» спортсменов возникает чувство обиды и горечи. У них тоже появляется искушение выбрать более легкий путь. Когда на перекрестке кто-то начинает движение, не дождавшись зеленого света, другие, глядя на него, часто следуют его примеру.
Человек должен иметь уверенность, что другие тоже живут по принятым нормам. Но если эти другие не оправдывают доверия, человек ощущает, что его усилия бессмысленны и наивны, и уже не так стремиться «играть по правилам».
Функции девиации. В своих исследованиях Э. Дюркгейм высказал поразительную идею: в девиантности нет ничего аномального. По сути, она выполняет четыре важнейших функции:
Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей социальным нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителя.
Характерный пример – сталинские репрессии. Общество удерживалось в жестком подчинении авторитарной власти с помощью репрессивной политики: расстрелами за малейшее подозрение в «ненадежности» и ссылками в лагеря. Идея Сталина заключалась в том, чтобы, объявив одну часть людей - «врагами народа», другую - держать в страхе и повиновении. Таким образом, в огромной, многонациональной стране обеспечивались «стабильность и порядок» и незыблемость тоталитарного режима.
Во-вторых, реакция на девиантность уточняет границы морального. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Американский социолог К.-Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственных органам контроля, является реклама их деятельности.
Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у всей толпы народа. Сейчас, для достижения максимального социального эффекта, следственные действия и судебные процессы широко освещаются средствами массовой информации.
Один из примеров – широко освещаемые следственные действия над совладельцем нефтяной компании «ЮКОС» М. Ходорковским в 2004г. После этого процесса российские «олигархи» принялись различными способами демонстрировать лояльность существующей власти и начали оказать помощь родине (И. Вексельберг, к примеру, приобрел и передал в дар государству пасхальные яйца Фаберже за 30 млн. долларов).
В-третьих, реакция на девиантность способствует социальному единению. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. Трения и антагонизмы между ин- и аутгруппами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность.
Кампании против ведьм в средние века, предателей во время войн, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между «хорошими людьми». К примеру, Эриксон показал, что члены пуританской общины, почувствовав угрозу своей безопасности, намерено инициировали «волны преступлений» и истерию «охоты на ведьм», чтобы отвести беду от своей общины и заново очертить групповые границы.
Сторонники теории социальной солидарности Дюркгейма полагают, что девиация вообще и преступность в частности объективно необходимы: они выполняют особую функцию, поскольку способствуют усилению социальной интеграции. Эта интеграция возникает из большей или меньшей степени единодушия, с каким «нормальная» часть общества осуждает девиантные поступки людей, нарушающих общепринятые нормы.
В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно.
Например, высокий уровень подростковой преступности дает сигнал общественным властям о том, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре.