Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

6.1. Исторически сложившиеся системы социальной
стратификации

Десятки тысяч лет люди жили небольшими сообществами охотников и собирателей. Хотя члены этих групп выбирали кого-либо сильнейшего в различных видах деятельности, каждый занимал примерно одно и то же социальное положение. Но с усложнением обществ, некоторые категории людей начали возвышаться над другими, что позволило им захватить больше денег, власти и авторитета. Это послужило толчком к развитию социального неравенства, которое описывается таким понятием, как социальная стратификация(от лат. stratum - слой, пласт и facere - делать).

Иисус Христос предложил человечеству наилучший моральный кодекс, основанный на любви к ближним, справедливости, бескорыстии и равенстве. Однако оказалось, что люди не могут справиться с такой вечной проблемой, как социальное неравенство, и даже если они действительно стремятся ко всеобщей любви и справедливости, то прежде всего осуществляют эти принципы в отношении индивидов своей группы, будь то семья, замкнутый социальный слой или класс. Все благородные порывы разбиваются о естественную эгоистичность людей, видящих в своей группе центр вселенной и игнорирующих нужды и потребности других людей, других групп.

Независимо от форм, которые принимает социальная стратифи­кация, ее существование универсально. Известны четыре основ­ные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Рабство– экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в наиболее развитых торгово-ремесленных центрах Древней Греции. Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс. По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны) в Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения. Преобладали рабы-мужчины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь). Раб рассматривается и законодательством, и общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек.

Обычно указывают на три причины рабства.

ü Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоя­нии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору.

ü Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или гра­бителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали постра­давшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб.

ü В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна груп­па людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Хотя рабовладельческая практи­ка была различной в разных регионах и в разные эпохи, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба.

Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод.

В Древней Греции рабы занимались физи­ческим трудом, благодаря чему свободные граждане имели воз­можность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотни­ков и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Касты. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Достиг­нутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратифика­ции, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собст­венной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чисто­ты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Рабство в Соединенных Штатах было отменено 1 января 1863 г. Его «заменили» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на него пожизненную метку, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение со­хранялось даже в первой половине XX в., спустя много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые — представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздель­ных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.

Кланы. Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами.

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников — кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принад­лежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязаннос­тью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану опреде­ляется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст, в них практикуется экзогамия, допускающая браки между различными кланами.

Классы. Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кла­нах, являютсязакрытыми. Границы, разделяющие людей, на­столько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система го­раздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Классовая система оставляет возможности для социаль­ной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социаль­ной лестнице.

Классовая система возникла благодаря развитию индустриального производства и представляет собой систему социальной стратификации, основанной как на происхождении человека, так и на индивидуальных достижениях.

По сравнению с аграрными обществами, где касты – норма жизни, индустриальные общества движутся к меритократии (от англ. merit – заслуга) – социальной стратификации, основанной на личных заслугах.

Современные подходы к социальной классификации чаще всего выделяют четыре класса: высший класс (Upper Class), отличающийся высоким уровнем благосостояния и власти; средний класс (Middle Class), который образуется пестрым конгломератом большого числа социальных групп; рабочий класс (Working Class), объединяющий всех работников физического труда, независимо от сферы занятости; низший класс (Underclass), включающий в себя, как правило, представителей этнических меньшинств, а также людей, занятых на наиболее низкооплачиваемых и наименее привлекательных рабочих местах.

В основе всех стратификационных систем лежит социальная дифференциация. Социальная дифференциация - различия между индивидами и группами, выделяемые по ряду признаков.

Наши рекомендации