Социализации личности в современных условиях.

Почему возможно преступление? Как становится возможным переступить черту и использовать ближнего в своих интересах, причинив ему боль, страдания, горе? Почему возможно подобное бесчувствие? Мы не видим Другого. Ближний нам даже не дальний, он вообще не человек, а предмет удовлетворения наших возросших непомерно потребностей. Поведение преступника аморально, он нарушает все возможные представления о нормах, которые пытается сохранить культура. Преступник находится вне общества и культуры, он асоциален. В психиатрии даже есть такой термин – «моральная тупость», характеризующий поведение закоренелых преступников.

Социализация – это и есть процесс освоения ценностей и норм культуры общества, в котором мы живем. Но как реализовывать этот процесс, сделать его эффективным? Современное подрастающее поколение пугает нас своей некультурностью, необразованностью. Мне кажется, что это требует от нас, преподавателей и воспитателей поиска новых «современных» методов работы, привлекательных и понятных молодежи.

С другой стороны, мы должны помочь подростку увидеть Другого, принять его как Ближнего, что, вообще, кстати, в этом возрасте очень сложно. Человек еще не понимает себя, а ему нужно научиться учитывать интересы других людей. Но просто учитывать интересы других – этого мало для того, чтобы стать культурным человеком. Необходимо научиться Диалогу. Основа диалога – это понимание себя, другого, культуры и т.д. А понимание - это знание языка. Поиск языка как посредника и представляется одной из важных основ процесса социализации.

В современной культуре возросло значение кинематографического языка. Хорошо это или плохо, покажет время, но это дает возможность использовать привлекательный, «современный», и даже «модный» язык в процессе социализации. Наша задача – освоить этот язык и с его помощью научить наших учеников тем вещам, которые мы считаем важными.

Развитие технических средств кино, которому визуальная антропология обязана своим появлением, оказало несомненное влияние на применение киноматериалов в образовательном процессе.

Сегодня визуальная антропология из метода исследования постепенно превращается в самостоятельную дисциплину со своим объектом, проблемами, методами, стратегиями и тактиками исследования и своей же интерпретацией полученный данных. Визуальная антропология есть выражение диалога культур, это ее главная теоретическая и методологическая основа.

Сферы применения современной визуальной антропологии различны.

Во-первых, это (уже ставшее традиционным) использование визуальных материалов для иллюстрации лекций, посвященных культуре того или иного этноса (региона).

Во-вторых, это использование визуальных материалов для обучения студентов-этнографов, филологов, теологов и студентов других специальностей методам полевой работы.

В-третьих, что важно для нашей темы, другой сферой применения этих материалов является подготовка специалистов в области визуальной антропологии. Образовательный процесс в данном случае имеет свою специфику: это обучение скорее уже не “фактам культуры”, а методам работы с этими фактами — от выбора объекта фиксации до интерпретации полученных данных. Учебный процесс включает в себя научение навыкам операторской работы и приемам монтажа; кроме того, большое значение придается теоретическим и методологическим аспектам визуальноантропологического исследования. Научение умению вести диалог составляет неотъемлемую часть подготовки специалистов в области визуальной антропологии.

В-четвертых, сегодня появляется новая сфера применения методов визуальной антропологии в процессе социализации подрастающего поколения.

Социальная актуальность визуальной антропологии заключается в том, что ее проблематика теснейшим образом связана с проблемой постижения мировоззрения, картины мира носителей иной культуры. Диалог, неизбежно возникающий между исследователем и исследуемым, субъектом и объектом меняет местами участников и делает их активными субъектами диалога, что, в свою очередь, имеет результатом влияние на исследователя мировоззренческой позиции объекта. Исследователь не остается равнодушным наблюдателем. Субъект приступает к съемке как Посторонний (посюсторонний), но в процессе исследования-съемки научается воспринимать Другого, погружается в культуру объекта, иначе невозможно понимание, которое является целью съемки. Но, даже если эта цель не осознана участниками, она выполняется все равно, так как превращение субъекта в объект есть объективный и неизбежный результат диалога. Этот результат достигается на этапе съемки и закрепляется на этапах обработки, интерпретации, хранения и дальнейшего использования визуального материала.

Русский мыслитель о. Павел Флоренский в своей работе «Столп и утверждение истины» писал: «Познание есть реальное выхождение познающего из себя, или – что то же – реальное единение познающего и познаваемого, реальное вхождение познающего в познаваемого». И «таким образом безличное не-Я делается лицом, другим Я, то есть Ты»[29]. Процесс исследования-съемки и предполагает такое «выхождение-вхождение». В процессе социализации, построенном таким образом, актуализируется основной принцип всякой морали: относись к ближнему, как к самому себе. «Чтобы так относиться, нужно так именно ощущать, другими словами – ощущать так же хорошо, как самого себя, или – еще точнее – самим собой» (К. Касьянова «О русском национальном характере»[30]).

Уча воспринимать другого как себя, мы сосредотачиваем молодого человека на Другом. В результате этого диалога возникает чувство, «симпатия», а затем и единомыслие. Все это последовательные этапы усвоения культуры, т.е. социализации, возможной только в живом общении, «хиротонии». «Любовь взаимная одна только и бывает условием единомыслия, единой мысли любящих друг друга, в противоположность с внешним отношением друг к другу» (о. Павел Флоренский[31]).

Цели понимания Другого, постижению ценностей отечественной культуры должна способствовать и тематика исследований. Безусловно, что воспитательный эффект усиливается при работе над проектами на тему «Наши ветераны», «Святые подвижники родного края», но важны и полезны и такие темы: «Моя семья», «Мои соседи», «Мои друзья». Можно начать с простого, а затем усложнять тематику и проблематику исследовательских программ.

В заключении хочется сказать несколько слов об исследовательском проекте «Духовное наследие Сарова», который реализуется уже много лет совместными усилиями преподавателей и студентов СарФТИ, ННГУ и Фонда преподобного Серафима Саровского и святого Франциска Ассизского» (институт Православия, Кембридж). Ребята, участвующие в этом проекте, не просто снимают многочисленные интервью с разными людьми, задавая им вопросы о православии, жизни преподобного Серафима Саровского. Они постепенно постигают основы православной культуры, ее смыслы и ценности, то, что невозможно выучить по учебнику, что можно узнать только от других людей и усвоить в постоянном живом общении.

Это и есть, на мой взгляд, такая социализация, которая помогает молодому человеку понять Себя, Другого как себя, принять его как Ближнего, постичь основы неведомой прежде Культуры и самому стать культурным человеком, творческой личностью. В этом, мне кажется, и заключается важная составляющая процесса преодоления аморальности и асоциальности нашего подрастающего поколения.

О.В. Савченко

ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

(на примере СарФТИ НИЯУ МИФИ).

Автор анализирует опыт теоретической и практической разработки концепции аксиологической безопасности в ЯОК и ЯЭК как основы социализации будущих работников атомной отрасли. Подчеркивается важность православной теологии образования для современного образовательного пространства. Рассматриваются аксиологические и акмеологические принципы духовно-нравственного воспитания в современном техническом ВУЗе.

Ключевые слова: православная теология образования, аксиология, акмеология, духовно-нравственное воспитание, профессиональные компетенции, личностное развитие.

Требования, предъявляемые к подготовке кадров для атомной отрасли сегодня, предполагают не только высокий уровень научно-технического образования, т.е. формирование узкопрофессиональных компетенций. В современной России одним из важнейших направлений в развитии атомной отрасли становится социальное строительство, то есть, целенаправленное формирование социального слоя специалистов с высоким творческим потенциалом и устойчивыми позитивными ценностными ориентациями, высоким уровнем развития личности. Все компетентности социальны и аксиологичны, они формируются в едином процессе обучения и воспитания совместной деятельности субъектов образовательного процесса.

В условиях модернизации современной российской системы образования мы видим, что федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней значительное внимание уделяют вопросам воспитания, духовно-нравственного развития, формирования личности и российской гражданской идентичности обучающихся. Определяя личностные характеристики и компетенции выпускников, стандарты подчеркивают необходимость осознания и принятия целого ряда ценностей. Таким образом, антропологический контекст ФГОС ставит серьезные аксиологические задачи перед современным ВУЗом.

Особое внимание должно уделяться подготовке профессионалов отраслей, связанных с национальной безопасностью. Поэтому образовательный процесс, направленный на формирование профессиональной компетентности будущих работников атомной отрасли, должен опираться на такую систему ценностей, которая проверена временем и отечественной культурой. «Если говорить о системе образования, то мы все больше понимаем, что образование, оторванное от воспитания, от нравственности, не принесет тех плодов, которые от него ожидают. Ведь задача образования – не просто дать человеку некую сумму знаний, но воспитать его как личность… В этой сфере как раз религия может стать мощной союзницей системы образования, потому что она помогает наполнить образовательный процесс высшим смыслом» .

Модернизация требует ценностной мобилизации, особенно в условиях современного демографического кризиса. Многие эксперты сегодня говорят о ХХI веке как о веке аксиологических, информационных, психологических, религиозных войн, подчеркивая, что основой национальной безопасности в современном мире является система духовно-нравственных ценностей.

В связи с этим разработка православной теологии образования представляется важным направлением в современной отечественной теологической и педагогической теории и практике . «Мы исходим из идеи, которую трудно отрицать: религия и образование составляет основание культуры. Образование играет ключевую роль в становлении личности и общественном развитии, религия же содержит выверенное, отточенное традицией ценностно-мировоззренческое ядро культуры, основоположения нравственности и социальных устоев» .

В Саровском физико-техническом институте НИЯУ МИФИ с 2001 г. действует кафедра теологии. С 2007 г. научно-методическая деятельность кафедры осуществляется в рамках концепции аксиологической безопасности в ядерном оружейном комплексе и ядерном энергетическом комплексе. Суть проекта заключается в разработке аксиологических и акмеологических принципов духовно-нравственного воспитания в современном отечественном образовательном пространстве технического ВУЗа. Аксиологические и акмеологические подходы разрабатываются в рамках православной теологии образования.

Концепция аксиологической безопасности рассматривается как основа социализации будущих работников атомной отрасли и ответственных граждан России и состоит из двух содержательных направлений: духовное наследие отечественной культуры (Православный Саров) и корпоративная культура атомной отрасли (Саров - Ядерный центр России: нравственное наследие советского атомного проекта, ценности ГК «Росатом»).

Одним из основных аксиологических принципов нашего проекта является принцип организации исследовательской работы в рамках изучения духовных и витальных ценностей отечественной культуры. Именно эти аксиологические уровни позволяют через исследование культурного наследия формировать гармоничную личностную аксиосферу выпускника. Личностное развитие является определяющим фактором формирования и развития профессионализма , в этом основной акмеологический принцип концепции.

Отсутствие в учебном плане современного технического ВУЗа теологических дисциплин может быть скомпенсировано введением таких дисциплин (в СарФТИ, например, это элективный курс «Духовно-нравственные ценности отечественной культуры»), которые позволяли бы изучение духовных и витальных ценностей на примере местной истории Русской Православной Церкви и отрасли ВУЗа. Саров в этом отношение представляет собой очень успешный и эффективный пример. Конкретные примеры необходимы для организации эффективного воспитательного процесса. В то же время и преподавание гуманитарных и социальных курсов может быть выстроено на подобном аксиологическом и акмеологическом подходе, чем обеспечивается целостность, системность и последовательность воспитательного процесса.

Работа в рамках концепции аксиологической безопасности в СарФТИ предполагает организацию образовательного процесса на основе ценностного ориентирования на занятиях по гуманитарным, социальным и экономическим дисциплинам, проведения студенческих научно-практических конференций по гуманитарным и социальным наукам, встречи с духовенством РПЦ и ветеранами атомной отрасли, культурно-просветительские мероприятия, экскурсии по святым местам Сарова и Дивеево, в музее ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ и других музеях города, региона, страны, связанных с тематикой отрасли. Молодое поколение должно знать те ценности отечественной культуры, которые помогли выстоять нашему народу в ХХ веке. Особенно ярко это проявилось в период Великой Отечественной войны и в истории советского атомного проекта.

Благодаря организации на базе кафедры теологии курсов повышения квалификации для педагогов города «Педагогический потенциал духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в условиях введения ФГОС» и городских педагогических конференций этот опыт распространяется на единое образовательное пространство ЗАТО г. Саров (за семь лет работы курсов обучено более 500 педагогов, это каждый четвертый педагог города).

Структура компетентности специалиста представлена когнитивным, мотивационным, деятельностным, аксиологическим и социальными аспектами, т.е. профессиональные компетентности многоаспектны, сложны по структуре, поэтому их эффективное формирование невозможно в рамках и средствами традиционного объяснительно-иллюстративного типа обучения. В курсе изучения гуманитарных и социальных дисциплин важно так организовать образовательный процесс, чтобы изучение предмета было переведено с уровня потребления информации на уровень синергетически построенного исследования. Студент должен иметь возможность получить навыки такого исследования для того, чтобы лучше понимать, как получается научное знание. Аксиологические и акмеологические принципы такого исследования позволяют обеспечивать личностный и профессиональный рост будущих работников атомной отрасли.

Многолетние исследования преподавателей и студентов по истории атомной отрасли и города Сарова (история семьи, интервью с ветеранами отрасли, социологические опросы горожан) сделали возможным презентацию результатов на студенческих конференциях по гуманитарным и социальным наукам в рамках проекта «Ядерный университет и духовное наследие Сарова». Научный руководитель проекта – О.В. Савченко, к.и.н., доцент, зав. кафедрой теологии (с 2001 г.).

Проект направлен на духовно-нравственное воспитание будущих работников атомной отрасли и будущих жителей нашего города. В последние годы в СарФТИ увеличивается набор иногородних студентов (почти половина поступивших), многие из которых нацелены на работу в РФЯЦ-ВНИИЭФ, и очень важно познакомить ребят с традициями отрасли и города. В ходе подготовки к конференции ребята готовят доклады, снимают фильмы (например, фильмы студентов о Ю.Б. Харитоне, А.Д. Сахарове, Саровском монастыре, ветеранах ликвидации Чернобыльской аварии, о кризисе во ВНИИЭФ в 1990-е годы можно посмотреть - http://serafim.sarfti.ru/viii-studencheskaya-konferentsiya-po-istorii/ , авторы фильмов почти все - иногородние студенты). Такая работа позволяет ребятам погрузиться в особую атмосферу нашего города, где гармонично соединяются духовно-нравственные традиции преподобного Серафима Саровского и атомного проекта. Организация студенческих конференций направлена на духовно-нравственное развитие студентов, повышение личностной и профессиональной мотивации выпускников СарФТИ. С ноября 2010 г. по апрель 2017 г. проведено 22 студенческие конференции по истории, социологии, экономике. В конференциях приняло участие более 1200 студентов.

Опыт показывает, что результативным является изучение персональной истории – всякое системное и последовательное антропологическое размышление приводит к богословской постановке вопроса. Применение биографического исследовательского метода эффективно организовывает учебный процесс по гуманитарным дисциплинам. Через исследование судеб простых людей молодой человек лучше понимает великие события, происходившие в нашей стране за последнее столетие и коренным образом изменившие жизнь россиян. Изучение биографий выдающихся и рядовых работников атомной отрасли помогают осваивать систему ценностей научных и инженерных работников, эффективно способствуя формированию профессиональной компетентности. В то же время надо подчеркнуть важность рассмотрения биографии отдельного человека как малую священную историю, представляющую собой экклезиологическую модель . Житие насельников Саровского и Дивеевского монастырей, духовные подвиги преподобного Серафима Саровского ярко показывают молодому поколению жизнь Церкви в своем движении к Богу. Акмеологический потенциал святоотеческого наследия высок, и его применение в воспитательном процессе очень эффективно. Не менее поучительна история возвращения в Церковь/воцерковления известных и неизвестных ученых, инженеров и других участников атомного проекта.

Результативность применения биографического метода усиливается работой в рамках методологии и методики визуальной антропологии. Изучение личного опыта людей старшего поколения, в процессе живого зафиксированного на видео диалога, способствует личностному росту студентов, помогает сформировать верную идентичность и адекватную самооценку. Это способствует формированию у молодого поколения чувства сопричастности, и через это - гуманистического отношения к культурно-историческому наследию предыдущих поколений, преодолению максимализма, идеологического отношения, и, в конечном счете, патриотическому сознанию.

Многолетний опыт по ценностному ориентированию показывает, что важно научиться верно выбирать систему духовно-нравственных ценностей. В этом нам помогает духовное наследие преподобного Серафима Саровского. Наставления преподобного задают верный вектор размышлениям об отечественной истории и проблемах современного российского общества. Преподобный Серафим Саровский сегодня многими работниками атомной отрасли считается небесным покровителем работающих в этой отрасли. Наши студенты даже сделали фильм об этом – «Дорога к батюшке» (https://www.youtube.com/watch?v=v9rOBF7InnM ). Среди работников отрасли есть понимание того, что Саров был выбран не случайно.

Современные многочисленные исследования истории советского атомного проекта показывают, что у истоков отрасли стояли выдающиеся профессионалы, люди с крепкими, по сути – христианскими, нравственными устоями . Поэтому одна из важнейших задач образовательного процесса СарФТИ НИЯУ МИФИ – ориентирование студентов как будущих работников атомной отрасли на высокие духовно-нравственные ценности отечественной культуры, в которой духовное наследие Сарова занимает достойное место.

Таким образом, концепция аксиологической безопасности в ЯОК и ЯЭК, разрабатываемая на кафедре теологии СарФТИ НИЯУ МИФИ, может стать значительным вкладом в развитие православной теологии образования, опирающейся на святоотеческую традицию, религиозно-педагогический опыт и актуальные современные педагогические идеи.

Источники и литература

1. Егоров Г., протоиерей, Меланина Т.В. Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.

2. Иларион (Алфеев), митр. Церковь и мир: Диалоги о временном и вечном. М., 2014.

3. Легеев М.. свящ. Малая священная история отдельного человека как экклезиологическая модель // Христианское чтение. 2016. № 2.

4. Савченко О.В. Концепция аксиологической безопасности в ЯОК и ЯЭК как основа социализации будущих работников атомной отрасли // Социально-психологические аспекты духовно-нравственного воспитания личности. Материалы Пятой межрегиональной научно-практической конференции. Дивеево, 2013.

5. Шмонин Д.В. Богословие образования: контекстный поиск // Христианское чтение. 2014. № 5.

6. Шмонин Д.В., Вдовина Г.В. Католическая теология образования: концепция Джузеппе Гроппо // Христианское чтение. 2016. № 3.

Oksana Savchenko Orthodox Theology in educational space of technical higher education ((on the example of SarPhTI NRNU MEPhI).

The author analyzes the experience of theoretical and practical development of the concept of axiological safety in nuclear weapons and nuclear facilities as the basis for the socialization of future workers in the nuclear industry. The importance of Orthodox Theology of Education for the modern educational space is underlined. The axiological and acmeological principles of spiritual and moral education in the modern technical university are considered.

Keywords: Orthodox Theology of Education, axiology, acmeology, spiritual and moral education, professional competence, personal development.

Oksana Savchenko - Candidate of historical sciences, Head of the Theology Department SarPhTI NRNU MEPhI ([email protected]).

Шкала перевода баллов в международные буквенные оценки и их числовые эквиваленты

Оценка ECTS
Градация Сумма баллов Числовой эквивалент Буквенное обозначение
отлично 90-100 A
очень хорошо 85 – 89 B
хорошо 75 – 84 С
удовлетворительно 70-74 D
удовлетворительно 65-69 D
посредственно 60-64 Е
неудовлетворительно 0 – 60 F
Общая посещаемость Максимальный балл
100-90%
90-80% 9-8
80-70 8-7
70-60 7-6
60-50 6-5
Менее 50%

[1] Типология (от греч. typos – отпечаток, форма, образец и logos – слово, понятие, учение) – научный метод, основа которого – расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов; основные логические формы, используемые типологией – тип, классификация, систематика, таксономия. (Советский энциклопедический словарь. М., 1989, с. 1344).

[2] Дихотомическое деление (дихотомия) (от греч. dichotomia – разделение надвое) – способ классификации: классы, множества, понятия, термины и др. разбиваются на пары «соподчиненных» элементов (подклассов, подмножеств и др.) (Советский энциклопедический словарь. М., 1989, с. 402).

Классификация - (от лат. classis – разряд, класс и …фикация) – система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает системы законов, присущих отображенной в ней области действительности. (Советский энциклопедический словарь. М., 1989, с. 592).

[3] Никифорова Н.И. Ценностные ориентации населения монопромышленного города. Казань, 2005, с.92.

[4] Там же, с. 98. (Если автор диссертации ссылается на другие работы, ссылку нужно делать на его работу)

Москва – М., 2000. Санкт-Петербург – СПб., 2000. Другие города не сокращаются.

[5] Аксиология – учение о ценностях

[6] [6] Подробнее см.: Савченко О.В. Визуальная антропология как метод социализации в современном обществе //Материалы ХVI Адлеровских чтений «Личность. Общество. Государство» Сочи, 2009.

[7] Подробнее см.: Савченко О.В. История Отечества. Методические рекомендации по курсу. СарФТИ, 2009.

[8] Подробнее см.: Савченко О.В. Социология. Методические рекомендации по курсу. СарФТИ, 2009.

[9] Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993, с.39.

[10] Булгаков С.Н. Агнец Божий. М., 2000, с. 121.

[11] Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994, с.13.

[12] Лихачев Д.С. Культура как целостная среда. - Новый мир, 1994, № 10, с.3-4.

[13] Ермишина С.А. Национальное самосознание и национальная безопасность. – Социальная и духовная безопасность России. М., МГУ, 1995, с.145.

[14] Ермишина С.А. Ук. соч., с.148.

[15] Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Выпуск первый. – Соловьев В.С. Сочинения в 2х тт. М., 1988, т.1,с.430.

[16] Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. – Достоевский Ф.М. Собраник сочинений в 15 тт. СПб., 1994, т.13, с.49.

[17] Ильин И.А. О монархии и республике. - Вопросы философии, 1991, № 4, с.127.

[18] Соловьев В.С. Что требуется от русской партии? – Соловьев В.С. Сочинения в 2х тт.. М., 1989, т.1, с.329 – 330.

[19] Соловьев В.С. Предисловие ко второму изданию первого выпуска сборника статей «Национальный вопрос в России». – Соловьев В.С. Сочинения в 2х тт. М., 1989, т. 1, с. 262, 260.

[20] Ильин И.А. Ук. соч., с.131.

[21] Митрополит Иоанн Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб, 1995, с.31.

[22] Ермишина С.А. Ук. соч., с.150.

[23] Цит. по: Ермишина С.А. Ук. соч. , с.150.

[24] Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Выпуск первый. – Соловьев В.С. Сочинения в 2х тт. М., 1989, т.1, с.329-331.

[25] Вдовин А.И. «Российская нация». Национально-политические проблемы ХХ века и общенациональная российская идея. М., 1995, с.187.

[26] Ильин И.А. Опасности и задачи русского национализма. – Ильин И.А. Наши задачи. Париж-Москва, 1992, с.228.

[27] Цит. по: Епископ Варнава (Беляев) Основы искусства святости. Т.3, Нижний Новгород, 1997, с.242.

[28] Феофан Затворник «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев» Изд. Афонского Русского Пантелеиймонова монастыря. М., 1882. – Цит. по: Православный календарь для семейного чтения на 1995 год. СПб., 1994, с.18,16.

[29] Флоренский П. Столп и утверждение истины. М, 2000, с.73.

[30] Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994, с.28.

[31] Флоренский П. Там же, с.87.

Наши рекомендации