Концепция аксиологической безопасности в яок и яэк

КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

Кафедра теологии СарФТИ НИЯУ МИФИ (создана в 2001 г., зав. кафедрой с 2001 г. – О.В. Савченко) разрабатывает проект «Аксиологическая безопасность в ЯОК и ЯЭК» с 2007 г. Концепция аксиологической безопасности рассматривается как основа социализации будущих работников атомной отрасли и ответственных граждан России и состоит из двух содержательных направлений: духовное наследие отечественной культуры (Православный Саров) и корпоративная культура атомной отрасли (Саров - Ядерный центр России: нравственное наследие советского атомного проекта, ценности ГК «Росатом»).

Работа по этим направлениям предполагает организацию образовательного процесса на основе ценностного ориентирования на занятиях по гуманитарным, социальным и экономическим дисциплинам, проведения студенческих научно-практических конференций по гуманитарным и социальным наукам, встречи с духовенством РПЦ и ветеранами атомной отрасли, культурно-просветительские мероприятия, экскурсии по святым местам Сарова и Дивеево, в музее ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ и других музеях города, региона, страны, связанные с тематикой отрасли.

Благодаря организации на базе кафедры теологии курсов повышения квалификации для педагогов города «Педагогический потенциал духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в условиях введения ФГОС» и городских педагогических конференций этот опыт распространяется на единое образовательное пространство ЗАТО г. Саров (за семь лет работы курсов обучено 574 педагога, это более, чем каждый четвертый педагог города).

Структура компетентности специалиста представлена когнитивным, мотивационным, деятельностным, аксиологическим и социальными аспектами, т.е. профессиональные компетентности многоаспектны, сложны по структуре, поэтому их эффективное формирование невозможно в рамках и средствами традиционного объяснительно-иллюстративного типа обучения.. Все компетентности социальны и аксиологичны, они формируются в едином процессе обучения и воспитания совместной деятельности субъектов образовательного процесса.

В курсе изучения гуманитарных и социальных дисциплин важно так организовать образовательный процесс, чтобы изучение предмета было переведено с уровня потребления зрелища на уровень синергетически построенного исследования. Студент должен иметь возможность получить навыки такого исследования для того, чтобы лучше понимать, как получается научное знание.

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ТЕХНОЛОГИИ

Цель образовательного процесса в условиях модернизации системы высшего образования – это приобретение студентами компетенций в ходе особым образом организованного образовательными технологиями взаимодействия студента и преподавателя (технологии интерактивных форм обучения, проектные, проблемные технологии, контекстное и дифференцированное обучение как стимулирование познавательной активности студентов). Инновационная образовательная технология в условиях антропологического контекста ФГОС должна выступать как средство дифференциации и индивидуализации учебной деятельности студентов, что значительно повышает эффективность образовательного, учебного и воспитательного, процесса. Основная цель воспитательной работы в ВУЗе – создание условий для формирования студентов как деятельных участников духовной, политической, социальной и экономической жизни города, региона и страны. Таким образом, студенческая научно-исследовательская конференция представляется одной из наиболее эффективных инновационных технологий современного образовательного процесса.

Многолетние исследования студентов по истории атомной отрасли и города Сарова (история семьи, интервью с ветеранами отрасли, социологические опросы горожан) сделали необходимым презентацию результатов на студенческих конференциях по гуманитарным и социальным наукам в рамках проекта «Ядерный университет и духовное наследие Сарова». Научный руководитель проекта – О.В. Савченко, к.и.н., доцент, зав. кафедрой теологии (с 2001 г.). В ходе подготовки конференции на протяжении семестра команды студентов готовят на конкурс доклады с презентациями. Работы выполняются на основе интервью с учеными, ветеранами атомной отрасли, священниками, на основе социологических опросов горожан. Конференция проходит как праздник общения представителей разных поколений, с чаепитием, с последующими статьями в газетах города и на сайтах, подготовленными самими студентами. Организация студенческих конференций направлена на духовно-нравственное развитие студентов, повышение личностной и профессиональной мотивации выпускников СарФТИ.

С ноября 2010 г. по декабрь 2015 г. прошло 17 студенческих конференций по истории, социологии, экономике: «Россия в ХХ веке – советский проект: за и против» (12 05 2011г.), «Русская интеллигенция: за и против» (22 05 2012г.), «Ядерный университет и духовное наследие Сарова: знаменательные даты года» (23,24 04 2013г.), онлайн-конференция НИЯУ МИФИ «К 400-летию Дома Романовых» (15 05 2013г.), «Ядерный университет и духовное наследие Сарова: 260 лет преподобному Серафиму Саровскому, 60 лет городу Сарову, 65 лет испытанию РДС-1» (22,23 04 2014г.), онлайн-конференция НИЯУ МИФИ «Год культуры в России» (22 05 2014г.), «Россия – 2030: как мы будем жить через 20 лет» (8 11 2010г.), «Ядерный университет и духовное наследие Сарова: 60 лет СарфТИ и 70 лет МИФИ» (29 11 2011г.), «Личность, свобода, ответственность в эпоху высоких технологий» (11 12 2012г.), «Наука, религия, безопасность» (26 11 2013г.), «Социальная справедливость и рыночная экономика» (4 12 2013г.), «Человек в закрытом городе» (26 11 2014г.), «Социальная справедливость и рыночная экономика» (2 12 2014г.), онлайн-конференция НИЯУ МИФИ «Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. в памяти народа»(9 04 2015г.), «Ядерный университет и духовное наследие Сарова: 70 лет Победе» (21,22 04 2015г.), «Институциональная среда и модернизация РОссии» (25 11 2015 г. – по экономике, 1 12 15 г. – по социологии). В конференциях приняло участие более 1000 студентов, более 200 команд. Традиционными стали онлайн-конференции, организуемые кафедрой истории НИЯУ МИФИ (зам. зав. кафедрой, д.и.н., профессор В.А. Македонская) и СарФТИ НИЯУ МИФИ.

Историческое сознание является важной составляющей общественного сознания, занимает самостоятельное и ответственное место в системе мировоззрения общества и индивида. В условиях современного транзитивного состояния российского общества и аксиологического кризиса значение исторического сознания возрастает. Сегодня мы все более понимаем важность значения системы представлений о прошлом для патриотического и гражданского воспитания молодежи.

В курсе изучения истории Отечества, социологии, аксиологии отечественной культуры, экономики важно так организовать образовательный процесс, чтобы изучение предмета было переведено с уровня потребления зрелища на уровень синергетически построенного гуманитарного исследования. Студент должен иметь возможность получить навыки такого исследования для того, чтобы лучше понимать, как получается гуманитарное и социальное знание. Цель такого исследования - развитие самостоятельного критического мышления, способности самостоятельного восприятия научных знаний.

Опыт показывает, что результативным является изучение персональной истории. Через исследование судеб простых людей молодой человек лучше понимает великие события, происходившие в нашей стране за последнее столетие и коренным образом изменившие жизнь россиян. Изучение личного опыта людей старшего поколения (желательно, в процессе живого диалога) способствует личностному росту студентов, помогает сформировать верную идентичность и адекватную самооценку. Это способствует формированию у молодого поколения чувства сопричастности, и через это - гуманистического отношения к культурно-историческому наследию предыдущих поколений, преодолению максимализма идеологического отношения, и, в конечном счете, эффективному историческому сознанию.

История атомного проекта СССР – история одного из самых уникальных проектов в истории нашего Отечества. Такой курс должен содержать не только историю науки и техники. Современная гуманитарная наука выдвигает на первый план изучение истории людей, их производственной и повседневной жизни. Это обусловлено, во-первых, тем, что в современном информационном обществе неизмеримо повышается роль компетентных решений на основе прошлого опыта. Во-вторых, сегодня появляется особый интерес к конфессиональным, социально-экономическим, политическим и культурным особенностям российской модернизации, аксиологическим проблемам транзитивного общества.

Молодое поколение должно знать те ценности отечественной культуры, которые помогли выстоять нашему народу в ХХ веке. Особенно ярко это проявилось в период Великой Отечественной войны и в истории советского атомного проекта. Очень важно, чтобы современная молодежь имела возможность научного освоения наследия отечественной культуры.

Изучение жизненного и профессионального опыта людей старшего поколения (в процессе живого, зафиксированного на видео диалога), работа в команде, выступление на конференции, подготовка публикаций способствует эффективному процессу формирования общекультурных компетенций, т.е. личностному росту студентов, помогает сформировать верную идентичность и адекватную самооценку, патриотическую и гражданскую позицию, повышает личностную и профессиональную мотивацию выпускников НИЯУ МИФИ.

ТРАДИЦИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Наши рекомендации