Социальная стратификация и социальная мобильность. Социальные изменения. Социальное управление. Современные социологические концепции развития мировой цивилизации, политики и экономических реформ.
Понятие социальной стратификации, ее виды: классовая, имущественная, наследственная. Теоретическое содержание понятия социальной стратификации. М. Вебер о трех аналитических разделяемых аспектах (ярусах) стратификации: социальном, экономическом, юридическом. П. Сорокин.
Доход, образование, социальный престиж как показатели социоэкономического статуса субъекта, основные концепции классовой структуры общества; их связь с политическими системами.
Понятие социального неравенства, его показатели, маргинальная личность. Средний класс.
Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная, ее движущие силы. Возможности институционального регулирования процессов социальной мобильности.
Сфера изучения теории социальных изменений. Теории стадиальности социального развития. Концепции социального конфликта. Дихотомические типы социальных изменений. Природа и уровни социальных изменений. Стратегии социальных изменений как формы оптимизации проведения социальных перемен. Управление изменениями.
Понятие социального управления. Кризис систем и управленческие инновации. Антикризисные стратегии управления. Социальное управление производством. Информатизация управления. Проблемы социализации менеджмента. Проблема реформирования в России. Безопасность социальной системы. Социальная безопасность населения. Управление безопасностью.
Исторические, социально-экономические и политические условия модернизации традиционных и формирование новых подходов в развитии мировой социологической мысли.
Основные факторы, определяющие характер, направления и динамику общественных процессов 20 века: индустриализация, научно-технический прогресс, обострение социальных и национальных конфликтов, экология, социокультурная динамика и др.
Формационный (одновариантный) и цивилизационный (поливариантный) подходы к оценке качественного состояния общественной системы. Пути преодоления пережитков социологического натурализма. Роль политики, экономики, идеологии, культуры, геополитического пространства, национальных традиций и менталитета, науки, человеческого фактора на формирование конкретных программ и моделей современного общественного устройства. Теория конвергенции традиционных форм развития и проблема «третьего пути».
Теории социальной общности: социальной мобильности (П. Сорокин), классовой дифференциации (В.И. Ленин, К. Каутский, Л.Д. Троцкий), среднего класса (Р. Дарендорф, Ф. Кронер, Д. Гэлбрейт), элиты (Дж. Бернхэм, Р. Уильямс, Г. Джильберт, А. Тойнби).
Технократические концепции: стадии экономического роста (У. Ростоу), единого индустриального общества (Р. Арон), нового индустриального общества (Д. Гэлбрейт), постиндустриального общества (Д. Бэлл, Г. Кан, З. Бжезинский и др.), информационного общества (А, Тоффлер).
Политические модели: тоталитарная (СССР, Восточная Европа, Китай, Куба), социал-демократическая (Швеция, Австрия, Германия), неоконсервативная (США, Англия, Германия), посттоталитарная (РФ, СНГ).
Будущее мировой цивилизации. Футурология конца 20 – 21 вв. Глобальные проблемы современности и социального прогресса.
Вопросы для самоподготовки:
1. Какие социальные состояния описывает социальная стратификация?
2. Что такое социальное неравенство? В чем оно проявляется?
3. Раскройте понятие «социальная позиция».
4. Что такое статус? Чем различаются аскриптивный и достигаемый статусы? Что такое личностный статус?
5. В каких направлениях могут происходить индивидуальные перемещения и в каких – групповые?
6. Какие количественные и качественные методы исследования социального расслоения Вы знаете?
7. Назовите функции неравенства в создании и поддержании общественной организации.
8. Перечислите основные показатели социального расслоения. По каким признакам конкретного человека можно отнести к определенному классу и страте?
9. Как связаны социальное положение индивида и его социальная идентичность? В каких случаях они противоречат друг другу? Как называется такое социальное состояние?
10. Чем различаются естественная, вынужденная и насильственная маргинализация? Приведите примеры.
11. Чем характеризуются разные виды социальной мобильности?
12. Что такое средний класс?
13. В чем состоят предпосылки формирования среднего класса в России? Какова социальная структура российского общества?
14. Расскажите о типах социальной мобильности.
15. Какие теории социальных изменений Вы знаете?
16. Что такое социальное управление? Каковы его объекты, субъекты и методы?
17. Каковы особенности «кризисного управления»?
18. Что такое инновационное управление? Всегда ли оно связано с кризисом в управляемой системе?
19. Что такое социальная безопасность?
20. Как связаны качество управления и безопасность социальной системы?
21. Какие современные концепции развития мировой цивилизации Вы знаете? В чем их методологические особенности?
№ п/п | Темы семинарских занятий | Кол. часов |
Предмет и методы социологии. | ||
История европейской и американской социологии. | ||
История российской социологии | ||
Понятие общества, социального института. | ||
Количественные и качественные методы социологии. | ||
Социология культуры. Структура национального характера. | ||
Социология личности. | ||
Социология религии, науки, образования, искусства, спорта. | ||
Современные социологические концепции развития мировой цивилизации, политики и экономических реформ. |
Краткая программа курса «Социология».
Социология как наука. Объект, предмет, метод социологии. Методология. Теоретический и эмпирический уровни в социологии.
Краткая история социологии. Парадигмы классики. Позитивизм О. Конта. Парадигма модерна. М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма». Ценности. Парадигма постмодерна. Современные концепции здоровья как социокультурного феномена.
Социальный прогресс. Современное информационное общество. Ценности инновационного развития.
Личность и общество. Социальный контроль. Эффективное действие – результат цели, поставленной на основе ценности. Аксиологические основы мотивации. Признаки зрелой личности.
Структура общества. Статусы и роли. Стратификация. Богатые и бедные. Законы богатства. Средний класс как основа современного общества. Мобильность. Миграция. Маргинал.
Социальные институты. Наука как социальный институт. Особенности институционализации в современной России.
Социология культуры. Культура – система ценностей. Социология религии. Идентификация. Социальная, культурная и конфессиональная идентификация. Толерантность как диалог зрелых личностей. Структура русского национального характера. Концепция К. Касьяновой.
Гендер – социальный пол. Гендерный конфликт в современном российском обществе. Семья и брак. Семейные ценности русской культуры.
Социологические практикумы – анализ генеалогических деревьев, составленных самими студентами на первом курсе, проведение опросов.
Аксиологические практикумы – анализ интервью с пожилыми людьми, составленными самими студентами на первом курсе, аксиологический анализ художественных произведений, составление пирамид ценностей и.д.