История европейской и американской социология.
Протосоциология. Возникновение и развитие представлений об устройстве общественной жизни. Античная культура (Платон, Аристотель) и социология. Общественные взгляды гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ю Д. Уинстенли и др.). Становление исторического, теоретического и прагматического методов социального познания. «Естественный порядок» эпохи Просвещения (Дж. Локк, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, И.В. Гете, Т. Джефферсон, Б. Франклин).
Парадигмы социологического знания: классика, модерн, постмодерн. Изменения видения предмета и методов социологии.
Социально-политические, экономические, теоретические предпосылки возникновения социологии как науки. А. Сен-Симон о значении индустриализации для развития общества. О. Конт – основоположник научной социологии. Эволюционный принцип в социологии. Конт о классификации наук. Закон трех стадий. Социальная статика и социальная динамика. Социальный прогресс и социальная гармония в учении Конта. Политическая концепция Конта.
Биологизаторский подход к анализу общественных явлений Г. Спенсера. Основные понятия. Социальная интеграция и социальная дифференциация как выражение внутренней динамики разнообразия форм жизнедеятельности общества.
Натуралистические социологические школы «одного фактора»: механическая, социал-дарвинистская, психологическая.
Социально-политическое учение К. Маркса. Материалистическое понимание истории К. Маркса. Определяющая роль способа материального производства в развитии общества. Революционный принцип в социологии. Проблема социального конфликта и классовой борьбы в марксистской социологии.
Социология Э. Дюркгейма. Критика биологического и психологического редукционизма в социологии. Социальный факт. «Самоубийство». Концепция социальной солидарности.
М. Вебер – основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Концепция «идеального типа». Ценность. Социология религии. Теория типов государства. Классическая теория бюрократии.
Социологическая теория В. Парето. Понимание общества как системы взаимодействия индивидов. Теория элиты. «Львы» и «лисы». Открытые и закрытые элиты. Естественные науки как образец построения социологии. Иррациональность человеческого поведения и его последующая рационализация.
Франкфуртская школа. Основатели: М. Хоркхаймер, Т. Адорно. Проблематика авторитарной личности. Развитие школы в США. Реализация социально-критической функции в социологии (концепция одномерного человека Г. Маркузе, теория отчуждения и «бегства от свободы» Э. Фромма). Современная ветвь школы в Германии. Проблематика коммуникации в трудах Ю. Хабермаса.
Американская социология. Особенности социально-экономического и политического развития США. Характер и влияние западноевропейской мысли на американскую социологию конца 19 – начала 20 вв.: У. Самнер (органическая школа и социальный дарвинизм), Ф. Гидденс (психологическая школа), У. Томас, Ф. Знанецкий (общетеоретическое и эмпирическое направление социологии).
Чикагская школа. Чикагский университет. А. Смолл, У. Томас, Р. Парк. Межэтнические отношения и расовые проблемы. Девиантное и маргинальное поведение. «Введение в науку социологии» Р. Парка и Э. Берджесса. Анализ процессов урбанизации, семейной жизни, дезорганизации. У. Огберн и инструментальная функция социологии. Развитие статических методов. Государственные заказы на социологические исследования. Г. Блумер и послевоенный этап развития школы. Современное состояние школы (М. Яновиц, Дж. Саттлз, У. Кориблум, А. Хантер)
Институционализация «академической социологии» США (американские социологические общества, Гарвардский и Колумбийский университеты).
Зарубежная социология после второй мировой войны. Завершение процесса институционализации социологической науки. Концепция теории среднего уровня и формирование отраслевых социологических дисциплин. Географическая экспансия социологии и деятельность Международной социологической ассоциации. Основные направления зарубежной социологической науки после второй мировой войны.
Структурно-функциональное направление (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер). Т. Парсонс и его теория социального действия. Понятия структуры, функции, адаптации, целеполагания, интеграции, ценностного образца, социального равновесия.
Концепция социального конфликта и «контролируемой эволюции» (Л. Козер, Д. Белл, К. Боулдинг). Гуманистическое направление американсокй социологии. Понятие отчуждения, повседневной реальности, социального взаимодействия.
Эмпирическая социология (Д. Тейлор, Я. Морено). Прагматическая направленность американской прикладной социологии. Социальная инженерия и диагностическая социология как основные исследовательские методы американской прикладной социологии. Индустриальная социология. Теоретико-методологическая основа индустриальной социологии (тейлоризм, доктрина «человеческих отношений» Д. Тейлора). Специфика исследований в американской индустриальной социологии. Понятие менеджмента. Социология и социальная психология. Понятие социометрии. Метод Я. Морено.
Диалектическая социология. Основыне течения европейской диалектической социологии. Вклад Франкфуртской школы. Диалектический гиперэмпиризм Г.Д. Гурвича. Стремление поставить социальный анализ на фундамент бесконечно разнообразного опыта. Генетический структурализм Л. Гольдемана. Америанская ветвь диалектической социологии (Р. Аккельбаум, Д. Уолл).
Символический интеракционизм. Поиск единиц социального действия и социального смысла. Европейские (Э. Дюркгейм) и российские (П. Сорокин) предшественники интеракционизма. Чикагская (Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани) и Айовская (М. Кун, Т. Партленд) школы символического интеракционизма. Теория и метод социодрамы (Дж. Морено, ЕК. Берк, И. Гофман, Х. Данкен). Социоинженерное использование социо- и психодрамы.
Структурно-функциональный анализ. Зарождение метода структурно-функционального анализа в социологии (Г. Спенсер, Б. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун). Т. Парсонс как основатель институциональной школы структурного функционализма. Четыре основных функции социальных систем.
Школа франкфуртского структурализма (И. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида) и современное развитие структурно-функционального метода.
Социологический радикализм. Содержание и периодизация социологического радикализма в западной социологии. Радикализм Франкфуртской школы.
«Новые левые», «социологическое воображение» Ч. Райт Миллса. Акционализм А. Турена. Альтернативная социология А. Гоулднера.
Левое крыло структурного функционализма (Н.Дж. Смелзер) и другие разновидности социологического радикализма.
Психоаналитическое направление в социологии. Психоанализ З. Фрейда как метод познания и как инструмент воздействия. Классификация психоаналических концепций в социологии.
Взаимоотношения личности и среды в трудах К. Хорни, Г. Салливана, Э. Фромма. Фрейдомарксизм В. Райха и Г. Маркузе. Постфрейдизм и фундаментальные законы развития культуры (М. Мид). Д. Рисмен и типология социальных характеров.
Вопросы для самоподготовки:
1. Расскажите о социальных взглядах представителей протосоциологии.
2. Расскажите о социальных взглядах А. Сен-Симона.
3. Каковы были научные и общественные предпосылки появления социологии.
4. Расскажите о социологии О. Конта. Что такое позитивизм?
5. Что такое научная парадигма? Чем отличаются подходы классической, неклассической и постнекласической науки?
6. Каковы особенности познающего субъекта и как он влияют на результаты социологического познания?
7. Попытайтесь дать определение науки социологии.
8. В чем суть социальной философии К. Маркса?
9. Расскажите о социологии Э. Дюркгейма.
10. Расскажите о социологии М. Вебера.
11. Расскажите о социологических концепциях В. Парето.
12. Охарактеризуйте достижения Франкфуртской школы социологии.
13. Каковы были причины успеха социологии в США на рубеже веков?
14. Назовите основные направления зарубежной социологической науки после второй мировой войны. В чем методологические особенности этих направлений?
Тема 3.