Компетентностный подход ФГОС.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция – способность, готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В образовательной науке и практике России понятие компетентности (компетенции) ранее широко не использовалось. Больше преобладал «ЗУНовский» подход (знания, умения, навыки). Однако не следует противопоставлять компетентность знаниям или умениям и навыкам. Это понятие иного смыслового ряда. Понятие компетенции базируется на знаниях, умениях и навыках полученных в процессе обучения и, кроме того, включает в себя еще и личностные качества (инициативность, целеустремленность, способность к корректному целеполаганию, ответственность, толерантность и т.п.), социальную адаптацию (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, соотносить планирование и результаты своей деятельности с потребностями общества и т.п.), а также опыт профессиональной деятельности.
В педагогической практике единое понятие «компетентность» обычно заменяется системой специальных «компетенций», которые должны, в перспективе, перерасти в компетентность специалиста; т.е. компетенции выпускника следует рассматривать как некоторый потенциал (базу) его компетентности в будущей, послевузовской деятельности.
Доктор педагогических наук А. В. Хуторской рассматривает понятия «компетенция» и «компетентность» следующим образом: компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере; компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Одной из основных новаций образовательных стандартов 3-го поколения является то, что компетенции можно рассматривать как дополнительный (вспомогательный) язык общения заказчика специалистов (работодателя) с вузом, который берётся за подготовку специалистов с качествами, заданными (описанными) заказчиком (работодателем) с помощью компетенций.
ФГОС и ОС НИЯУ МИФИ предусматривают формирование следующих групп компетенций:
- общекультурные компетенции
- общепрофессиональные компетенции
- профессиональные компетенции
- профессионально-прикладные компетенции
Подробно по каждой специальности можно посмотреть: https://mephi.ru/about/govrn-state/educational-standards.php.
Образовательный стандарт НИЯУ МИФИ разработан на основании положений статьи 2 п.7, статьи 11 п. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии с требованиями международных стандартов инженерного образования Всемирной инициативы CDIO и лучших практик отечественных и зарубежных университетов, основными положениями Болонской декларации, требованиями профессионально-общественной, в том числе международной аккредитации образовательных программ (FEANI и др.), требованиями профессиональных отраслевых стандартов, требованиями работодателей, требованиями стандарта ГОСТ ISO 9001-2011.
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоении знаний», предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях.
Компетентностный подход подразумевает, что перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами работодателей (требованиями рынка труда), требованиями со стороны академического сообщества и широкого общественного обсуждения на основе серьезных социологических и психологических исследований.
Общекультурные компетенции.
Модернизация современного российского высшего образования подразумевает, что главная цель образования – трактуемое в широком смысле обучение навыкам социальной и культурной жизни, которые лишь впоследствии преобразуются в конкретно-профессиональные знания и навыки. К общекультурным компетенциямотносятся те навыки, которые связаны с социальной и культурной жизнью в целом, не имея «прямой» связи с профессиональной деятельностью, если последнюю трактовать в узкотехническом смысле слова. Среди них особую роль играют компетенции, ассоциирующиеся с наличием коммуникативных навыков и пониманием многообразной информации, рост количества которой является одним из базовых признаков современного информационного общества. В целом, общекультурные компетенции ориентированы на формирование способностей к логическому, упорядоченному мышлению и работе с информацией – к ее получению и систематизации.
Общекультурные компетенции - компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера.
Формирование общекультурных компетенций представляет собой комплексный процесс, опосредованный социокультурной средой вуза, необходимой для всестороннего развития личности и направленной на развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ (ФГОС, п.7.2).
В соответствии с идеологией новых образовательных стандартов общекультурные компетенции являются базовыми, универсальными, в интегрированном виде отражающими требования современного общества, предъявляемые к высшему образованию, а именно: умение жить в определенном обществе; выступают инструментом для повышения способности будущего выпускника к трудоустройству. Общекультурные компетенции в отличие от других компетенций носят более устойчивый и неугасаемый характер. Термин общекультурные компетенции указывает на то, что они являются основанием для других, более конкретных, предметно-ориентированных, профессиональных. В то же время владение ими позволяет выпускнику быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в т.ч. и личной жизни, так как, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными (в силу нарастающей смены технологий деятельности, устаревания прикладных знаний и пр.), то базовые (общекультурные) компетенции человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на их основе свой новый профессиональный облик. Общекультурные компетенции содействуют достижению результатов в неопределенных, проблемных ситуациях, решению вопросов, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств. Тем самым общекультурные компетенции являются основой для формирования профессиональной мобильности специалиста.
Принцип перечня общекультурных компетенций ФГОС российского высшего профессионального образования основываются на идее ключевых компетенций европейской системы образования.
На симпозиуме Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» (Швейцария, Берн, 1996) был определен примерный перечень ключевых компетенций для выпускника образовательного учреждения:
Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения — улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.
В современной отечественной педагогической практике выделяются следующие группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; компетенции личностного самосовершенствования, которые формируются на всех ступенях образования:
Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции отражают готовность и способность студента к освоению наследия национальной и общечеловеческой культуры; духовно- нравственных основ жизни человека и человечества и отдельных народов; культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роли науки и религии в жизни человека. Сюда же относятся компетенции, формирующиеся в бытовой и досуговой сфере, например, овладение целесообразными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной и творческой познавательной деятельности. Они формируются на основе приобретения опыта целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В свою очередь, положительный и разнообразный опыт учебно-познавательной деятельности обеспечивает развитие способности к критическому рефлексивному творческому мышлению. В сферу учебно-познавательных компетенций входит также овладение разнообразными техническими приемами, обеспечивающими процесс познания, и основами научного исследования.
Информационные компетенции включают, с одной стороны, способность к поиску, осознанию, анализу и отбору научно, социально и личностно значимой информации, а с другой – разнообразные технические навыки, подразумевающие свободное владение современными информационными и интерактивными технологиями и соответствующими техническими средствами.
Коммуникативные компетенции подразумевают овладение современными школьниками и студентами родным и иностранными языками, практическое овладение способами межличностного общения и взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Уже школьник должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции подразумевают овладение уже школьниками ролями гражданина, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи и т. д. Современный выпускник школы должен знать и уметь реализовывать свои права и обязанности в сфере экономики, права, в области профессионального самоопределения. Для успешной социализации умения ему необходимо уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, овладеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям также относятся владение основами здорового образа жизни, экологической культуры, способами безопасной жизнедеятельности.
На основании анализа содержания компетенций можно выделить наиболее существенные функции, отражающие их роль в процессе социализации личности:
– отражать социальную востребованность молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
– быть условием реализации личностных смыслов школьника и студента в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
– обеспечивать формирование опыта предметной деятельности школьника и студента, необходимого для формирования готовности и способности к взаимодействию с природной и социальной средой;
– быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
– соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
– представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
Компетентностная модель подготовки выпускника ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса. Компетентностный подход ориентирует на детерминированность целей образования рынком труда. Поэтому компетенции, прежде всего, общекультурные, охватывают способность, готовность к познанию и образы поведения, необходимые для выполнения той или иной будущей профессиональной деятельности. Под общекультурными компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции, формирование которых осуществляется в рамках каждого учебного предмета, т.е. они надпредметны. Общекультурные компетенции выпускника-бакалавра представляют способность устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности, являющиеся основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных составляющих; выступают в роли количественного и качественного эквивалентов оценки результатов образования с ориентацией на современные требования к качеству подготовки выпускника.
Интерактивные образовательные технологии.
Интерактивные технологии организуют учебный процесс таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в познавательную деятельность, имея возможность осуществлять рефлексию полученных знаний и умений. При этом преподаватель выступает в роли помощника, выполняет задачу фасилитации (поддержка, облегчение), заключающуюся в направлении и помощи процессу обмена информацией: выявляет многообразие точек зрения, обращает внимание студентов на личный опыт, поддерживает их активность, соединяет теорию и практику, обогащает опыт участников при их взаимодействии, упрощает процесс восприятия, поощряет творчество студентов, создает условия для проявления их инициативы, побуждает к самостоятельному поиску информации.
Можно выделить следующие концептуальные положения интерактивных педагогических технологий:
1. Усваивание новой информации должно происходить в активном режиме с применением проблемных ситуаций и интерактивных циклов.
2. Интерактивное взаимодействие способствует умственному развитию личности.
3. В условиях обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями.
4. Оценка знаний предполагает сформированность умений применять полученные знания на практике.
Эффективность использования интерактивных технологий зависит от особенностей конкретных учебных ситуаций, целевых аудиторий, что является одним из ключевых элементов в реализации идеи личностно-ориентированного обучения, управляющего процессом получения знаний, формирования умений и навыков индивидов с целью их активной самореализации.
Преимущества использования интерактивных технологий обучения:
· позволяют интенсифицировать такие процессы, как понимание, усвоение и творческое применение знаний при решении практических задач в каждой отдельной предметной, межпредметной и метапредметной области;
· активно включают студентов ВУЗа в процесс непосредственного использования знаний;
· систематическое использование интерактивных технологий формируют у студентов продуктивные подходы к овладению знаний;
· повышают мотивацию и вовлеченность субъектов образовательного процесса в решение обсуждаемых проблем, что влияет на поисковую активность студентов, побуждает их к конкретным действиям;
· формируют способности творчески мыслить, видеть проблемную ситуацию и решения выхода из нее, обосновывать свою позицию и жизненные ценности;
· развивают такие личностные качества, как умение выслушивать любую точку зрения, сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам;
· позволяют осуществлять перенос способов организации деятельности, получать новый опыт деятельности и ее организации;
· являются необходимым условием при формировании профессиональных компетенций студентов через включение субъектов образовательного процесса в индивидуальную и коллективную деятельность при накоплении опыта, осознании и принятии ценностей;
· позволяют сделать контроль за усвоением нового материала и умениями применять полученные знания в различных ситуациях более объективным и гибким.
При использовании в образовательном процессе ВУЗа интерактивных технологий студент приобретает опыт активного освоения содержания учебных курсов во взаимодействии с учебным окружением, развивает личностную рефлексию и толерантность. Если при этом студент работает в учебной микрогруппе, то у него развиваются навыки общения и взаимодействия в малой группе, анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии с принятием нравственных норм и правил совместной деятельности; формируются потребности к ценностно-ориентационному единству группы с поощрением гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации; развиваются способности к разрешению конфликтов и к компромиссам. При интерактивном взаимодействии в системе «преподаватель – группа» у студента формируется нестандартное отношение к организации образовательного процесса по многомерному освоению учебного материала и мотивационная готовность к межличностным взаимодействиям не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.
Возможные интерактивные формы проведения занятий:
· проблемная лекция (создание проблемной ситуации и вовлечение студентов в ее анализ и разрешение противоречий);
· лекция с запланированной ошибкой (сообщение студентам о наличии в лекции определенного количества ошибок различных типов: содержательных, методических, поведенческих и др.);
· лекция вдвоем (работа двух преподавателей, которые читают лекцию по одной и той же теме из курса во взаимодействии между собой и с аудиторией с постановкой проблемы и анализом проблемных ситуаций, выдвижением гипотез, их опровержением или доказательством, разрешением возникающих противоречий и поиском решений);
· лекция-визуализация (передача преподавателем информации студентам, которая сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и др. посредством технических средств обучения (слайды, видеозапись, интерактивная доска и др.);
· лекция «пресс-конференция» (чтение лекции преподавателем согласно заданным студентами вопросам по теме лекции);
· лекция-диалог (чтение лекции через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции).
· семинар-дебаты (обсуждение командами студентов проблемы за и против)
· семинар-дискуссия (аргументированное обсуждение студентами спорной проблемы)
· студенческая научно-практическая конференция по актуальным вопросам курса.
Таким образом, организация интерактивного педагогического взаимодействия является одним из важнейших условий становления личности, которая должна иметь опыт решения различных проблем, владеть искусством диалога как конструктивного спора, нести ответственность за актуализацию своей индивидуальности, обладая современными способами накопления и приумножения знаний, то есть сформированными общекультурными компетенциями.
О том, как важны общекультурные компетенции в ИТ-бизнесе можно прочитать интересную статью Джорджа Андерса «Технарям тут не место: как гуманитарии захватывают Кремниевую долину» - http://www.forbes.ru/tekhnologii/internet-i-svyaz/296273-tekhnaryam-tut-ne-mesto-kak-gumanitarii-zakhvatyvayut-kremnievuy.
Список литературы:
1. Баринова О.В. Формирование ключевых компетенций (общекультурные и профессиональные) // http://novainfo.ru/archive/19/formirovanie-klyuchevyh-kompetenciy.
2. Баринова О.В. Понятие и сущность компетенции // http://novainfo.ru/archive/19/ponyatie-i-sushchnost-kompetencii.
3. Бегидова С.Н., Поддубная Т.Н., Агошкова О.В. Классификация общекультурных компетенций бакалавра по направлении подготовки 040400.62 «Социальная работа» как основа реализации компетентностного подхода в образовании // http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-obschekulturnyh-kompetentsiy-bakalavra-po-napravleniyu-podgotovki-040400-62-sotsialnaya-rabota-kak-osnova-realizatsii.
4. Бронзино Л. Ю., Филатова М.Н. Компетентностный подход в образовании: проблема формирования общекультурных компетенций студентов в контексте социокультурной среды ВУЗа // http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-obrazovanii-problema-formirovaniya-obschekulturnyh-kompetentsiy-studentov-v-kontekste-sotsiokulturnoy.
5. Долгушева И.Э., Беккер И.Л. Компетентностный подход как теоретическая и организационная основа современного образования // http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-kak-teoreticheskaya-i-organizatsionnaya-osnova-sovremennogo-obrazovaniya.
6. Игнатьева Е.А. Общекультурные компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в высшей школе // http://www.jurnal.org/articles/2011/ped17.html.
7. Рихтер Т.В. Интерактивные технологии взаимодействия как условие формирования профессиональных компетенций студентов педагогического ВУЗа при обучении информатике // http://novainfo.ru/archive/23/interaktivnye-tehnologii-vzaimodeystviya.