Схема 1. Принцип кибернетической иерархии Т. Парсонса

Таким образом, можно выделить следующие основные положения системного подхода Т. Парсонса:

1. Социальные системы должны быть структурированы таким образом, чтобы функционировать совместно с другими системами.

2. Для выживания социальной системе требуется поддержка со стороны других систем.

3. Система должна удовлетворять значительную часть потребностей своих акторов.

4. Система должна вызывать достаточное участие со стороны своих членов.

5. Она должна иметь, по меньшей мере, минимальный контроль над потенциально деструктивным поведением.

6. Если конфликт приобретает достаточно деструктивный характер, его необходимо контролировать.

7. Чтобы выжить, социальной системе необходим язык.

Как уже было сказано, социальная система включает в себя четыре подсистемы: экономическую, политическую, систему социетальной общности и систему социализации. Экономика – подсистема, выполняющая в обществе функцию адаптации к внешней среде через труд, производство и распределение. Экономика приспосабливает внешнюю среду к общественным потребностям. Политическая система выполняет функцию целедостижения путем преследования общественных целей и мобилизации для этого акторов и ресурсов.

Социетальное сообщество координирует различные элементы социальной системы. Это система нормативных образцов, посредством которых упорядочивается и организуется совместная жизнедеятельность индивидов. Главными чертами этой системы выступают, по Т. Парсонсу, упорядоченность отношений между индивидами и коллективность существования людей. Как упорядоченная система социетальная общность содержит ценности, нормы и правила. Как коллективная система она выражает закрепленные в образцах представления о членстве в данной общности, определяющие, какие индивиды принадлежат ей, а какие – нет. Система социализации (фидуциарная система) выполняет латентную функцию, передавая акторам культурные образцы (нормы и ценности) и разрешая их усвоение. Социализация рассматривается Парсонсом как со­вокупность процессов, посредством которых люди становятся членами системы социетальной общности и устанавливают опре­деленный социальный статус.

Таблица 2. Модель социальной системы, по Т. Парсонсу

Подсистемы Функции Структурные компоненты Социальные институты Акторы
Экономическая Адаптация Роли Заводы, банки Предприниматель – работник
Политическая Целедостижение Коллективы Партии, движения Функционер – рядовой член
Социетальная общность Интеграция Нормы Государственный аппарат Чиновник – гражданин
Социализация Поддержание ценностного образца Ценности Семья, школа, религия Учитель – ученик

Окружением социальной системы являются три других системы действия: культура, личность и поведенческий организм. Культура, по Т. Парсонсу, оказывает наибольшее влияние на социальную систему, т.к. она находится на вершине системы действия. Т. Парсонс рассматривал культуру как главную силу, связывающую различные элементы социального мира. Культура служит посредником при взаимодействии акторов и объединяет личность с социальными системами. Культура, имея символический и субъективный характер, обладает особой способностью становится, по крайней мере, частично элементом других систем. Так, в социальной системе культура воплощена в нормах и ценностях, а в системе личности она усваивается актором. Также культура существует отдельно в форме социального запаса знаний, символов и понятий. Эти аспекты системы культуры доступны социальной и личностной системам, но не становятся их частью. Символический характер культуры (и как следствие самый высокий информационный потенциал) позволяет ей контролировать другие системы действия.

Система личности контролируется системой культуры и социальной системой. Однако, несмотря на это Парсонс рассматривал личность как относительно независимую систему. Личность определяется как организованная система ориентации и мотивации к действию индивидуального актора. Основным элементом личности является «потребностная диспозиция», которую Т. Парсонс и Э. Шилз рассматривали как важнейшие элементы мотивации к действию. Потребностные диспозиции отличаются от побуждений, представляющих собой врожденные тенденции и являющихся, по сути, частью биологического организма. Потребностные диспозиции не имеют врожденного характера, а приобретаются в процессе действия. Иными словами, это побуждения, формируемые социальным окружением.

Потребностные диспозиции побуждают акторов к принятию или отрицанию объектов внешней среды или к поиску новых объектов, если доступные недостаточно удовлетворяют им. Т. Парсонс различал три основных типа потребностных диспозиций. Первый тип побуждает акторов к поиску в социальных отношениях любви, одобрения и т.п. Второй тип включает ценности, склоняющие акторов соблюдать различные культурные нормы. Третий тип представляет собой ролевые ожидания, благодаря которым акторы дают и получают адекватные ответы.

Поведенческий организм является источником энергии для остальных систем. Хотя он основан на генетическом строении, на его организацию влияет культура и социализация.

Наши рекомендации