Учение Т. Парсонса о социальном действии
Толкотт Парсонс родился 13 декабря 1902 г. в г. Колорадо-Спрингс (США) в профессорской семье. Его отец был президентом колледжа. Детство провел в спокойной атмосфере Среднего Запада, где господствовали протестантизм и пуританство. В 1920-1924 гг. получил образование в Амхертском колледже (Гарвард), затем в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете (1925-1926). В Гейдельбергском университете защитил докторскую диссертацию по экономике. С 1927 г. преподавал экономику в Гарвардском университете. В 1931 г. перешел работать на социологический факультет. В 1944 г. Т. Парсонс назначается деканом социологического факультета Гарвардского университета. В 1949 г. он избирается президентом Американской социологической ассоциации. Т. Парсонс проработал в Гарварде 42 года и в 1973 г. вышел на пенсию.
Жизнь Парсонса не очень богата событиями. Почти всю свою жизнь он провел в Гарвардском университете. Он прошел испытание славой, когда считался ведущим теоретиком не только в США, но и во всем мире (послевоенные годы), а также ощутил на себе не всегда конструктивную критику (конец 1960-х – 1970-е годы).
Основные работы Т. Парсонса: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «К общей теории действия» (совместно с Э. Шилзом, 1951), «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы» (1966), «Социологическая теория и современное общество» (1967), «Социальная структура и личность» (1970), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977).
Характеризуя свою научную биографию, Т. Парсонс отмечал, что все его работы представляют собой развертывание одной и той же совокупности идей вне зависимости от того, когда они были написаны. Т. Парсонс занимался общей теорией. Работы социолога пользуются славой «трудных для понимания». Его концепция была названа коллегами «великой», или «большой», теорией. Реальный мир, по мнению Т. Парсонса, будучи чрезвычайно сложным и запутанным, представляет собой систему, поэтому для того, чтобы получить адекватное представление об этом мире, необходимо разработать систему абстрактных понятий.
Т. Парсонс начинал свою карьеру как экономист. Находясь в Англии, он познакомился с трудами А. Маршалла, а обучаясь в Германии, – с работами Ф. Тённиса, Г. Зиммеля, М. Вебера, оказавших на него большое влияние. Кроме того, на воззрения Т. Парсонса повлияли такие ученые, как В. Парето, Э. Дюркгейм, а также представители британской социальной антропологии, основоположники функционального анализа Б. Малиновский и А. Радклифф-Браун. Сам Т. Парсонс определял свою социологическую теорию как синтез трех направлений: структурно-функционального анализа Э. Дюркгейма, теории социального действия М. Вебера, социальной антропологии Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна.
Теория социального действия излагается Т. Парсонсом в работе «Структура социального действия» (1937). Автор предпринимает попытку объединить в своей концепции идеи В. Парето, Э. Дюркгейма, М. Вебера и других социальных теоретиков. Он стремится найти баланс между двумя противоположными подходами. Сторонники первого подхода рассматривают социальный порядок как результат добровольного и сознательного договора индивидов, а приверженцы второго считают, что индивиды координируют свои действия под влиянием «внешних» по отношению к ним факторов. Теория Т. Парсонса предполагалась как компромисс между этими крайностями. Не отрицая сознательности и разумности поведения индивидов, она должна указать на условия и возможность социального порядка.
Парсонс разработал общую модель действия («единичный акт»), которая представляет собой аналитическую абстракцию, обобщенную схему действия любого человека, взятую в ее сущностных чертах. Эта модель включает в себя:
1) действующее лицо (актора) – человека, наделенного стремлением действовать;
2) цель, на достижение которой направлено действие актора – «предполагаемое будущее состояние вещей»;
3) нормативная ориентация, т.е. усвоенные стандарты поведения;
4) ситуационное окружение состоит из определенного числа социальных, культурных и физических факторов, делающих возможным существование действия и ограничивающих пространство выбора. Ситуационное окружение включает изменяемые и неизменяемые факторы. Изменяемые – это такие факторы, которые могут быть изменены человеком, и, следовательно, могут быть представлены как средства достижения цели. Неизменяемые факторы – это условия, определяющие действие.
Парсонс выделяет следующие факторы в ситуационном окружении:
1. Биологический организм – это совокупность биологических характеристик, формирующих видовое отличие homo sapiens. Эти видовые характеристики не существуют сами по себе, а проявляются в уникальном и неповторимом сочетании в каждом отдельном представителе вида. Они выступают отвлеченной, абстрактной биологической моделью человека. Однако, если индивидуальные биологические характеристики могут влиять на действие конкретного человека в конкретной ситуации, то в качестве фактора, влияющего на обобщенную модель действия, берутся характеристики вида как такового. Например, фундаментальное биологическое разделение на два пола выступает фактором, влияющим на все человеческие действия.
2. Культурные системы – символические организованные образцы, основанные на способности человека говорить и передавать опыт негенетическим путем. Эти способности человека в определенной степени зависят от его биологического строения. Однако, биологический уровень определяет лишь возможность речи, а не наличие особых символических систем, создаваемых, используемых и передаваемых человеком. Т. Парсонс отмечает, что особенностью культурных систем является то, что они не создаются одним человеком и потому не могут быть поняты на индивидуальном уровне. Основные образцы культурных систем изменяются в течение многих поколений и всегда используются достаточно большими группами людей.
3. Система личности. В пределах, ограничиваемых, с одной стороны, генетическим кодом, а с другой – культурными образцами, лежит возможность индивидов и групп развивать свою собственную поведенческую систему, структурно независимую от органического строения и культурных систем. Каждый индивид обладает генетически определенным биологическим организмом, и каждый индивид усваивает что-то из общей с другими индивидами культурной среды. В то же время его биологическое строение и его окружение являются в определенном смысле уникальным, и, следовательно, его система поведения является уникальным вариантом общей системы действия. Таким образом, полученная негенетическим путем система поведения индивида (система личности) не сводима ни к биологическому организму, ни к культурной системе.
4. Социальная система. Влияние социальной системы на социальное действие связано, по мнению Парсонса, с тем, что в ситуационном окружении индивида, кроме физических тел и культурных образцов, имеются также и другие индивиды. Социальная система является средством интеграции социальных отношений, подверженных конфликту и дезорганизации.
Все эти факторы представляют собой системы действия, влияющие на «единичный акт»: биологическую, культурную, личностную и социальную.
По отношению к общей системе действия (единичному акту) есть две системы реальности, являющиеся ее средой:
1) Физическая среда – окружающий мир живых организмов;
2) «Высшая реальность» – смысл человеческих действий.
Т. Парсонс рассматривает отношения между актором и ситуацией. Эти отношения подвижны и обусловлены двумя факторами – наличием мотивационной и ценностной ориентаций у актора.
Мотивационная ориентация относится к «энергии», употребляемой на удовлетворение конкретных потребностей, это культурный аналог понятию природной энергии. Мотивация ориентирует актора на улучшение баланса между удовлетворенностью и неудовлетворенностью. Парсонс выделяет три ориентации в рамках мотивации:
а) когнитивная (познавательная) мотивация нацеливает на удовлетворение потребности в знании ситуации, ее элементов и отношений между ними (расположение физических и социальных объектов, определение их специфики, в особенности их функций в контексте цели, поставленной индивидом);
б) катектическая (эмоциональная) мотивация проявляется в положительной или отрицательной установке по отношению к некоторому объекту, в эмоциональной тяге к удовлетворению какой-либо потребности;
в) оценочная ориентация предполагает выбор из множества альтернатив, чтобы оптимизировать свои усилия по удовлетворению потребностей. Иными словами, актор не может сразу направлять энергию на удовлетворение широкого круга потребностей. Ему приходится делать выбор.
Ценностная ориентация предполагает выбор и соблюдение актором определенных норм, стандартов поведения в различных ситуациях. Она также включает в себя три аспекта:
а) когнитивная (познавательная) ориентация опирается на нормы (логики, наблюдения и др.), по которым оценивается общезначимость познавательных суждений;
б) эмоциональная ориентация предполагает эмоциональную оценку значимости того или иного объекта для удовлетворения потребности на основе оценочных стандартов;
в) моральная ориентация осуществляет синтез ранее вынесенных суждений о способе действия. Она, по Парсонсу, является «высшим апелляционным судом», выносящим вердикт о направленности действия в контексте сложившихся моральных стандартов.
В зависимости от соотношения мотивационной и ценностной ориентаций Т. Парсонс выделяет четыре типа социальных действий:
1. Интеллектуальное действие, которое включает в себя когнитивную мотивационную ориентацию и когнитивные ценностные стандарты;
2. Экспрессивное действие, предполагающее единство эмоциональной ориентации и оценочных стандартов;
3. Моральное действие, включающее мотивационную оценочную ориентацию и моральные стандарты;
4. Инструментальное действие включает в себя будущие цели, обусловленные катектической мотивационной ориентацией и оценочными стандартами, и средствами достижения этих целей, определенные когнитивными стандартами. Дж. Ритцер полагает, что инструментальное действие есть, по существу, аналог веберовского ценностно-рационального действия.