Социологическая концепция Р. Парка
Роберт Эзра Парк родился 14 февраля 1864 г. в Харвивилле, штат Пенсильвания. Вскоре после его рождения семья переехала в Ред Уинг, штат Миннесота, где на берегах Миссисипи и вырос будущий социолог. Отец Р. Парка был процветающим бизнесменом. После окончания местной средней школы Роберт, несмотря на возражения отца, отправился в университет Миннесоты на факультет естественных наук, а спустя год перевелся в Мичиганский университет на факультет филологии.
В Энн-Арборе Р. Парк встретился с Дж. Дьюи и стал членом группы студентов, которые обсуждали злободневные социальные проблемы и пути их решения. После окончания университета в 1897 г. Р. Парк решил не участвовать в отцовском бизнесе, а выбрать себе такую профессию, в которой он смог бы выразить себя, свои интересы к социальному преобразованию. Он понимал, что прежде, чем осуществить реформу, надо получить основательные знания о современном обществе. Единственной профессией, которая, как казалось Р. Парку, создает благоприятные условия для наблюдения, была профессия журналиста-обозревателя.
С 1897 по 1898 гг. Р. Парк писал для ежедневных газет в Миннесоте, Детройте, Денвере, Нью-Йорке и Чикаго. Вскоре он получил специальное задание освещать городские события. Р. Парк отличался аналитическим складом ума, что позволяло ему создавать глубокие, вдумчивые статьи. Постепенно будущий ученый стал рассматривать город как особую естественную лабораторию для изучения нового типа городского человека, сформировавшегося под влиянием индустриального общества. Последующие научные работы Р. Парка во многом основываются на его журналистском опыте. В 1894 г. Р. Парк женился на дочери известного мичиганского адвоката К. Кэгилл. У супружеской пары родилось четверо детей.
Спустя четыре года Р. Парк пришел к заключению, что его знания о том, как создаются новости, необходимо расширить, продолжив университетское образование. Он отправился в Гарвард изучать философию. В 1899 г. Р. Парк получил степень магистра гуманитарных наук и поехал в Германию для дальнейшего обучения. Сначала он слушал лекции Г, Зиммеля в Берлинском университете, затем обучался в университет г. Страсбург и, наконец, в Гейдельбергском университете. В Гейдельбергском университете Р. Парк начал писать диссертацию на тему «Масса и публика» под руководством известного философа-неокантианца В. Виндельбанда. Завершил он эту работу уже в Гарварде в 1903 г.
После «повышения квалификации» Р. Парк несколько лет сотрудничал с Б. Вашингтоном, ректором Таскеги-института. Р. Парк сопровождал Б. Вашингтона как его неофициальный секретарь в поездках. Вместе с Б. Вашингтоном Р. Парк объездил многие южные штаты, записал сотни биографий. В 1910 г. Б. Вашингтон и Р. Парк посетили Европу с тем, чтобы сравнить положение чернокожих фермеров Алабамы с положением беднейших классов в Европе. Позже Р. Парк некоторое время работал в Таскеги.
В 1914 г., когда Р. Парку было 50 лет, началась его академическая карьера. По приглашению У. Томаса он прибыл на период летнего семестра на факультет социологии Чикагского университета для прочтения курса лекций на тему «Негры в Америке». Вскоре после этого он стал преподавателем факультета социологии и продолжал вести занятия вплоть до 1936 г.
Р. Парк принес в университет свой интерес к городу, который он рассматривал не просто как географический объект, а как «особого рода социальный организм». Именно детальное изучение этого организма он рекомендовал своим студентам. Город Чикаго превратился в огромную естественную лабораторию для изучения городского жителя в его естественной среде обитания.
Р. Парк был не очень плодовитым автором. Кроме своей диссертации он написал только одну книгу, посвященную роли иммигрантской прессы («Иммигрантская пресса и ее роль», 1922). Его вклад заключается в ряде серьезных статей и введениях к книгам его учеников, которые были объединены в три тома его «Собрания сочинений». Одним из наиболее значимых его произведений был учебник «Введение в науку социологию», написанный совместно с Э. Бёрджессом в 1921 г.
Еще при жизни Р. Парк добился полного профессионального признания. Он был президентом Американского социологического общества в 1925 году, членом многих научных обществ, соредактором нескольких академических журналов, а также первым президентом Городского союза Чикаго.
Парк посетил много стран и городов во время исследовательских поездок и чтения лекций. Он был в Германии, провел целый год в университете на Гавайях, читал лекции в Пекине, посетил Индию, Японию, Филиппины, Яву, Южную Африку и Бразилию. После выхода в отставку из Чикагского университета Р. Парк работал в университете Фиска, где почти до 80 лет обучал студентов и руководил их исследовательской деятельностью. Умер знаменитый социолог 7 февраля 1944 г. в Нашвилле, штат Теннеси.
Р. Парк определял социологию как науку о коллективном поведении. Общество, по его мнению, следует рассматривать как продукт взаимодействий между составляющими его индивидами, поведение которых регулируется совокупностью традиций и норм, возникающих в процессе взаимодействия. Социальный контроль является «главной функцией и главной задачей общества». Общество представляет собой по сути «контрольную организацию». Его функция заключается в том, чтобы организовывать людей, объединять их энергию в единое целое и направлять ее в русло коллективного действия. Социология дает «концепцию и метод для исследования процессов, посредством которых индивиды вовлекаются в совместные действия и побуждаются к взаимодействию в своего рода объединенном существовании, которое мы называем обществом».
Социальный контроль имеет отношение к целому ряду различных механизмов, посредством которых организуется, сдерживается и направляется в нужное русло коллективное поведение. Социальный процесс включает в себя разные формы конфликта и сотрудничества, и социальный контроль служит для упорядочивания этих процессов. Однако, социальный контроль не в состоянии обеспечить равновесие в обществе на долгое время. Конечно, посредством механизмов социального контроля возможно регулирование противоречий, складывающихся в обществе. Но полностью устранить эти противоречия невозможно, можно лишь направить их в социально допустимое русло или сделать их латентными, скрытыми.
Для Р. Парка относительно устойчивым социальным порядком является такой, при котором механизмам социального контроля удается сдерживать противостоящие силы таким образом, что между ними достигается приспособление. Это приспособление, по мнению Р. Парка, является временным. В будущем появятся новые силы (группы и индивиды) и потребуют своей доли ценностей, существующих в ограниченном количестве, тем самым ставя под сомнение порядок, сложившийся в результате предыдущих приспособлений.
Р. Парк выделял четыре основных социальных процессов: конкуренцию, конфликт, аккомодацию и ассимиляцию. Конкуренция – «это начальная универсальная и основная форма» социального взаимодействия. Это взаимодействие без непосредственного контакта. Это может быть соревнование между представителями мира растений за свою долю солнечного света или между людьми, соперничающими за обладание благами или ценностями. При этом каждая отдельная особь не знает своих конкурентов.
Когда намерения и помыслы конкурирующих субъектов сталкиваются, когда они осознают противоположность своих интересов, на место неосознанной конкуренции приходит осознанный конфликт. Конкуренты начинают рассматривать друг друга как соперников или врагов. Если конкуренция определяет место индивида в экологической (и экономической) системе, то конфликт закрепляет его место в обществе. Если основными характеристиками экологической системы являются ареал, экологическая взаимозависимость, то характеристиками общества как системы являются понятия статуса, подчинения, превосходства, контроля.
Аккомодация предполагает прекращение конфликта, которое происходит, когда система установления статуса и власти, положения господствующих по отношению к подчиненным временно закрепляется и контролируется посредством законов или норм морали. Аккомодация является нестабильным состоянием и легко нарушается. Она в любой момент может быть разрушена «оживлением» латентных конфликтов.
Ассимиляция – это процесс взаимопроникновения и синтеза, при котором участвующие в нем отдельные личности и группы усваивают воспоминания, чувства и установки других лиц и групп, и, разделяя их опыт и историю, объединяются с ними в общей культуре. Когда процесс ассимиляции завершен, это вовсе не означает, что индивидуальные различия исчезают, или что конкуренция и конфликт становятся невозможными. Это значит, что возникает единство опыта и общая символическая ориентация, достаточные для того, чтобы могло возникнуть «сообщества цели и действия».
Р. Парк разработал концепцию социальной экологии. Ее основная идея состоит в том, что общество следует изучать в соотнесении с его средой. Каждое социальное образование (общество, сообщество, институт и др.) так или иначе размещено в физической среде, локализовано и конфигурировано в пространстве. Р. Парк отмечает, что помимо социальной организации существует «система жизненных функциональных связей между людьми, которая может быть описана как симбиотическая, или экологическая». Ее фундаментальными понятиями являются «биотическая основа жизни», «симбиоз», «сеть жизни», «социальное равновесие», «конкуренция» и др.
Исходным в социальной экологии является представление об обществе как о «естественном», «глубоко биологическом феномене». Это означало, что, помимо культурного, социального уровня, общество имеет еще биотический уровень, лежащий в основе всего социального развития и, в конечном счете, определяющий социальную организацию общества. На этом уровне люди функционируют как обособленные живые организмы, передвигающиеся в пространстве, конкурирующие друг с другом за те или иные ресурсы и связываемые в результате этой конкуренции узами взаимозависимости.
Силой, социализирующей и организующей людей на биотическом уровне, является конкуренция, принимающая форму борьбы за выживание. Живые организмы в ходе конкуренции приспосабливаются к среде и друг к другу: они занимают в среде определенные «ниши», их притязания на ресурсы среды уравновешиваются и на основе естественного разделения труда между ними образуется целостная территориально закрепленная единица, называемая сообществом. Элементами этого сообщества являются отдельные организмы. Изменение одного из них влечет цепочку изменений во всех остальных элементах. Такое естественное сообщество, прототипом которого служит природный ареал как целостная экосистема, является биотической основой для развития более сложных форм социальной жизни.
Над биотическим уровнем общества возвышается культурный уровень. Он характеризуется иными закономерностями. Его основу составляет коммуникация, или осмысленное взаимодействие, общение. На этом уровне люди действуют как личности, обладающие способностью к воображению и целеполаганию. Они выстраивают свои действия на основе интерпретации реакции других и выполняют определенные социальные роли. Культурный уровень общества – это сфера действия обычаев, норм, ценностей, конвенций. Именно на нем становится возможной самая сложная форма человеческого поведения – коллективное действие, основывающееся на принципе кооперации (сотрудничества). Главная функция культурных конвенций – социальный контроль, регулирование биологических импульсов человека. Человек, таким образом, имеет двойственную природу. С одной стороны, он выступает как обособленный от других организм, а, с другой, – он является личностью и тесно связан с другими людьми.
Несмотря на то, что биотический и культурный уровни общества подчиняются разным законам, на обоих уровнях действуют механизмы конкуренции, господства и последовательности. Господство является результатом борьбы между различными видами за ограниченные ресурсы. В каждом природном сообществе разные сосуществующие виды территориально распределяются по иерархическому принципу, и какой-то из видов занимает господствующее положение. Например, растения в природных ареалах распределяются по нескольким ярусам. Самые высокие деревья, имеющие наибольший доступ к свету как жизненно необходимому ресурсу, становятся господствующим видом.
Так и в человеческих сообществах индивиды и группы иерархически дифференцируются по доступу к значимым ресурсам и ценностям, и какие-то начинают доминировать над другими. Р. Парк сравнивал конкурентную борьбу между людьми за экономические преимущества имеет с борьбой за существование между животными. Последовательность означает смену различных стадий, которые проходит биотическое сообщество в ходе своего развития. Цикл развития начинается с нарушения достигнутого ранее равновесия («вторжением» дестабилизирующего фактора извне или изнутри сообщества) и завершается восстановлением равновесия на новом уровне, иногда с перераспределением элементов внутри сообщества и установлением новой иерархии. Такая преемственность, или последовательность прослеживается и в развитии общества. Это позволяет лучше понять территориальную преемственность иммигрантских групп в «естественных зонах» большого города (по аналогии с чередованием поколений в развитии сообществ животных и растений).
Процесс перехода от биотического уровня к социальному длительный. Парк выделяет четыре фазы в этом процессе: экологический, экономический, политический и культурный порядки.
Экологический (территориальный) порядок первичен. Это основа, на которой строятся более сложные формы совместной жизни людей. Экологический порядок предполагает закрепление сообщества на территории и пространственное упорядочивание образующих его элементов. На базе экологической организации общества складывается определенный тип экономической организации. Сложные формы хозяйствования могут развиться только в условиях оседлого образа жизни. Местоположение первых оседлых сообществ определяется факторами жизнеобеспечения. Они возникают там, где есть доступ к воде, и где среда обитания обеспечивает человека достаточным количеством пищи. В таких сообществах существует натуральное хозяйство.
Движущей силой дальнейшего экономического развития становится формирование центров торговли и обмена. Первые такие центры возникают, как правило, в местах пересечения естественных маршрутов транспортировки (на пересечении рек, троп, в устьях рек, вблизи отмелей, в морских бухтах и т.п.). На определенном этапе происходит отделение торговых сообществ от производящих сообществ, что свидетельствует о развитии разделения труда. Торговля позволяет раздвинуть узкие рамки традиционной социальной жизни (в деревнях, поселках) до уровня мирового экономического сообщества. Расширение системы экономических связей сопровождается на экологическом уровне развитием и совершенствованием транспорта и коммуникаций. Кроме того, торговля закладывает основу для становления и роста городов.
Следующий уровень организации – политический – складывается как следствие высвобождения человека из плена родовых связей. Решающую роль в этом переходе играет развитие торговли и расширение социальных контактов. Основой политического порядка является подчинение индивида государству, которое определяет его права и обязанности и обеспечивает их реализацию посредством различных средств принуждения (от формального законодательства до применения насилия).
Культурный уровень – это высший уровень организации общества. Он формируется и поддерживается коммуникацией. В процессе коммуникации человек приобретает способность «принимать установки и точку зрения другого». Эта способность позволяет людям выстраивать коллективное действие через постоянное взаимное соотнесение своих индивидуальных желаний. Такое соотнесение является принудительным и поддерживается различными санкциями. В результате, принятые в обществе образцы поведения становятся обязательными для действующего индивида.