Теория социальной и культурной динамики
П.А. Сорокин определяет культуру как «некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведением».[64] Существуют разные формы культурной интеграции, которые в значительной степени отличаются друг от друга. Все их многообразие социолог сводит к четырем основным типам:
1. Пространственное, или механическое соседство. Сюда относится любой конгломерат культурных элементов на данном участке социального и физического пространства, имеющий в качестве единственной объединяющей основы пространственное или механическое соседство.
2. Ассоциация под воздействием внешнего фактора. Объединение является более тесным в тех случаях, когда два (или более) элемента культуры, граничащие в пространстве, но не имеющие функциональной или логической связи, оказываются все-таки связанными друг с другом благодаря тому, что каждый из них соединен с неким общим фактором, внешним по отношению к ним обоим.
3. Причинная, или функциональная, интеграция. Таким единством называется комбинация элементов культуры, при которой они образуют единое причинное целое. Любой культурный синтез следует считать функциональным, когда, с одной стороны, устранение одного из важных элементов заметно влияет на его функции в целом, а с другой стороны, отдельный элемент, будучи перенесенным в совершенно иную комбинацию элементов, либо не может существовать вообще, либо должен радикально измениться, чтобы стать ее частью.
4. Внутреннее, или логико-смысловое единство. Это высшая форма интеграции. Если единообразие является основой интеграции причинной, то при логико-смысловом единстве такой основой служит главный смысл, или идея.
Проанализировав развитие различных сфер западного общества – религию, экономику, политику, этику, право, мораль – за последние 2500 лет, П.А. Сорокин пришел к выводу о том, что можно выделить довольно длительные периоды истории, в течение которых проявляются относительно близкие культурные образцы, включающие в себя различные формы интеграции (интегрированные культурные суперсистемы). Он полагает, что существуют два глубоко различных типа интегрированной культуры, каждый из которых:
– обладает собственной ментальностью;
– собственной системой истины и знания;
– имеет собственную философию и мировоззрение;
– особый тип религии и образцы «святости»;
– свое собственное представление о правильном и неправильном;
– особые формы искусства и литературы;
– нравы, законы, правила поведения;
– собственную экономическую и политическую организацию;
– специфический тип человеческой личности.
Это идеациональная (умозрительная) и чувственная (сенсативная) системы культуры. П.А. Сорокин полагает, что ни идеациональный, ни чувственный типы культур никогда не существовали в чистом виде, но все интегрированные культуры состоят из различных соединений этих двух чистых логико-смысловых форм. В некоторых преобладает первый тип, в некоторых – второй; в каких-то формах они смешаны в равных пропорциях и на одинаковом основании. Соответственно одни культуры ближе к идеациональному типу, другие – к чувственному, а некоторые представляют собой сбалансированный синтез обоих чистых типов, так называемый идеалистический тип культуры.
Характеристику вышеназванных типов культуры П.А. Сорокин начинает с описания посылок их ментальностей (внутренних аспектов). Эти посылки состоят из четырех пунктов:
1. Природа реальности. Один и тот же комплекс материальных объектов, которые составляют окружающую среду, воспринимается и интерпретируется разными индивидами по-разному. Та ментальность, которая воспринимает окружающую среду в ее чувственной и материальной реальности, будет делать акцент на удовлетворении чувственных телесных потребностей. Те, кто смотрят на нее лишь как на видимость, будут стремиться к удовлетворению главным образом духовных потребностей посредством взаимодействия с последней реальностью. Те, кто занимает промежуточную позицию, испытывают потребности и чувственные, и духовные.
2. Природа целей и потребностей, которые должны быть удовлетворены. Потребности можно рассматривать как чисто плотские или чувственные (жажда, голод, секс, жилье), как чисто духовные (спасение души, исполнение священного долга, служение Богу), как смешанные, или телесно-духовные (стремление к первенству в области научных, художественных, моральных, общественных и других творческих достижений).
3. Степень удовлетворения потребностей и целей. Каждая потребность может удовлетворяться в разной степени или на разном уровне. Это утверждение справедливо в отношении всех видов потребностей.
4. Способы удовлетворения потребностей. Их можно разбить на три класса:
1) изменение окружающей среды с тем, чтобы создать средства для удовлетворения данной потребности;
2) изменение себя, своего тела и души таким образом, чтобы стать фактически свободным от данной потребности или чтобы сублимировать ее благодаря этому «самосовершенствованию»;
3) частичное изменение среды и себя самого.
С точки зрения вышеупомянутых четырех пунктов посылками идеациональной культуры являются:
1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (Бог, нирвана, Дао, Брахма). Она вечна и неизменна;
2) цели и потребности в основном предстают как духовные (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);
3) степень их удовлетворения – максимальная и на высочайшем уровне;
4) способом их удовлетворения является добровольная минимизация большинства физических потребностей, причем в максимальной степени, вплоть до полного отказа от них.
Эти посылки – общие для всех разновидностей идеациональной культурной ментальности. Но на основе вариаций четвертого пункта можно выделить два основных подвида идеациональной ментальности и связанной с ней системы культуры.
A. Аскетический идеационализм. Он ищет удовлетворения потребностей и реализации целей путем чрезмерной минимизации плотских потребностей и даже отказа от них, что сопровождается полной отрешенностью от чувственного мира и собственного тела, рассматриваемых всего лишь как иллюзия, нечто нереальное, несуществующее. Чувственная среда и даже индивидуальная «самость» целиком растворяются в сверхчувственной, последней реальности.
B. Активный идеационализм. Идентичный с общим идеационализмом по своим посылкам, он ищет удовлетворения потребностей и реализации целей не только путем минимизации телесных потребностей индивидов, но также и путем преобразования чувственно воспринимаемого, особенно социокультурного мира в направлении духовной реальности и целей, избранных в качестве основной ценности. Его носители не «бегут от мира иллюзии» и не растворяют целиком его и собственные свои души в последней реальности, но стремятся приблизить их к Богу, спасти не только свои души, но и души других людей.
Основные характеристики чувственной культуры, по П.А. Сорокину:
1) реальностью является только то, что дано органам чувств. Не существует никакой сверхчувственной реальности. Даже в своем ослабленном варианте самое большее, что может чувственная культура – это занять агностическую позицию по отношению ко всему миру, лежащему по ту сторону ощущений. Чувственная реальность мыслится как становление, процесс, изменение, течение, эволюция, прогресс, преобразование.
2) потребности и стремления носителя чувственной ментальности – в основном физические;
3) все делается для того, чтобы эти потребности были максимально удовлетворены.
4) способ их реализации заключается не в преобразовании или эксплуатации духовного мира индивидов, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира.
Короче говоря, чувственная культура по своим основным посылкам противоположна культуре идеациональной. Эти черты свойственны всем разновидностям чувственной культурной ментальности, но на основе вариаций четвертого пункта (то есть способа реализации) можно выделить три основные разновидности этого типа.
A. Активная чувственная культурная ментальность (активное «эпикурейство»). Разделяя с другими формами чувственной ментальности все четыре сформулированные выше предпосылки, она ищет удовлетворения своих потребностей и достижения целей на пути наиболее «эффективного» преобразования, настройки, перестройки и реконструкции внешней среды. Преобразование неорганического и органического мира (технология, медицина и прикладные науки), культуры и общества, рассматриваемое главным образом внешне, является орудием этого вида ментальности. Великие исторические деятели, великие завоеватели и основатели империй – вот ее воплощения.
B. Пассивная чувственная ментальность (пассивное «эпикурейство»). Характеризуется стремлением удовлетворять потребности и достигать целей не путем внутреннего преобразования «себя» и не путем эффективного реконструирования внешнего мира, а путем паразитической эксплуатации и утилизации внешней реальности в том виде, как она есть, и рассматриваемой всего лишь как средство для получения удовольствий.
C. Циничная чувственная ментальность (циничное «эпикурейство»). Цивилизация, где преобладает этот тип ментальности, в поисках средств удовлетворения своих потребностей использует своеобразную технику попеременного надевания тех идеациональных масок, которые сулят принести материальную выгоду. Образцами этой ментальности являются все, кто привык менять свои ценности для того, чтобы плыть по течению.
Все другие культурные ментальности по своим главным посылкам представляют собой смесь идеациональной и чувственной форм в разных сочетаниях и пропорциях. За одним бесспорным исключением, они являются, следовательно, эклектичными, внутренне противоречивыми и логически слабо интегрированными. Таким исключением становится идеалистическая культурная ментальность. Это единственная форма смешанного типа, которая является логически интегрированной. В количественном отношении это более или менее сбалансированное соединение идеациональных и чувственных элементов с преобладанием, однако, элементов идеациональных. В качественном отношении она синтезирует посылки обоих типов в одно внутренне согласованное и гармоничное единство.
Реальность для нее многогранна, имеет аспекты и непреходящего Бытия, и вечно изменяющегося Становления – духовного и материального. Ее потребности и цели – духовные и материальные, однако материальные подчинены духовным. Способы их реализации заключаются и в самосовершенствовании, и в преобразовании внешнего чувственно воспринимаемого мира.
Далее П.А. Сорокин обращается к проблеме исторического развития. Он полагает, что любое явление имеет уникальную сторону, но у него также есть и повторяющиеся черты и свойства, которые присущи другим явлениям. В каком-то смысле социокультурная жизнь и история никогда не повторяют себя, и все же в другом смысле они до некоторой степени повторяются всегда.
Иными словами, исторический процесс, по П.А. Сорокину, представляет собой флуктуацию (колебание) трех основных типов социокультурных суперсистем – идеациональной, идеалистической и чувственной. П.А. Сорокин реконструировал исторические «волны» и «флуктуации» внутри греко-римской и западной культур, охватывая своим исследованием диапазон в более чем 2500 лет.
Таблица 1. П.А. Сорокин о периодизации западной истории.
Временной интервал | Социокультурная система |
Греция, VIII-VI века до н.э. | Идеациональная |
Греция, V век до н.э. | Идеалистическая |
Рим, IV век до н.э. – IV век н.э. | Чувственная |
Европа, IV-VI века н.э. | Идеалистическая |
Европа, VI-XII века н.э. | Идеациональная |
Европа, XII-XIV века н.э. | Идеалистическая |
Европа, XIV век н.э. по настоящее время | Чувственная |
Циклы означают не полное повторение, а новое воплощение лежащих в их основе принципов. Они не следуют постоянному ритму и не имеют равной длительности. История повторяется, но ее темы выступают во все новых вариациях, когда изменяются не только содержание, но ритм и темп.
Причинный механизм, лежащий в основе суперритма идеациональной – идеалистической – чувственной фаз в греко-римской и западной системах культуры, состоит в исчерпании возможностей, истощении творческого потенциала каждой последующей системы. Исчерпав свой творческий фонд познавательных, моральных, эстетических, политических и других ценностей, система продолжает доминировать уже не благодаря творческому дару, а просто по инерции. Она должна прийти в упадок, будучи выхолощенной, часто вредной и бесполезной для ее членов и человечества в целом. Это открывает возможности для возникновения альтернативных систем, которые используют собственные потенциалы до того момента, пока они также не будут исчерпаны. Затем весь процесс повторяется.
Раскрытие потенциалов каждой системы зависит в первую очередь от действий ее членов, она трансформируется изнутри силой человеческой деятельности. П.А. Сорокин выдвинул принцип имманентной причинности. Однако внешние факторы также могут играть определяющую роль, ускоряя или замедляя, облегчая или затрудняя внутреннее развитие культурных систем.
Вот как П.А. Сорокин характеризует современное ему западное общество:
«Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение – людей будущего».[65]
Вопросы и задания по теме
1. В какое учебное заведение поступил П.А. Сорокин в 1909 году?
а) в Лондонскую школу экономики;
б) в Казанский университет;
в) в Психоневрологический институт;
г) в Московский университет.
2. Как называлась первая крупная работа П.А. Сорокина, вышедшая в 1913 году?
а) «Социальная мобильность»;
б) «Преступление и кара, подвиг и награда»;
в) «Социальная и культурная динамика»;
г) «Голод как фактор»;
д) «Система социологии»;
е) «Социология революции».
3. Сторонником какой политической партии являлся П.А. Сорокин?
а) эсеры;
б) кадеты;
в) РСДРП(б)
г) октябристы.
4. Укажите выделенные П.А. Сорокиным в работе «Система социологии» принципы построения социологического материала.
а) социология должна строиться по типу естественных наук;
б) социология должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть;
в) социология не имеет своего особого предмета и поэтому может существовать только как метод;
г) социология должна быть объективной дисциплиной;
д) социология должна изучать общество по аналогии с биологическим организмом;
е) социология должна быть опытной и точной наукой;
ж) социология должна признать материальное производство системообразующим фактором;
з) в социологии не должно быть идеи монизма;
5. Соотнесите раздел социологии и его характеристику (по П.А. Сорокину).
1. Социальная генетика. | а) прикладная дисциплина, которая, на основе сформулированных теоретической социологией законов, дает людям возможность управлять обществом; |
2. Социальная политика. | б) изучает строение (структуру) социального явления и его основных форм; |
3. Социальная аналитика. | в) исследует процессы взаимодействия людей, т.е. поведения людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется; |
4. Социальная механика. | г) изучает происхождение и развитие всей социальной жизни и ее отдельных сторон или институтов. |
6. Как П.А. Сорокин определял социальную стратификацию?
7. Назовите основные формы социальной стратификации, по П.А. Сорокину.
а) этическая;
б) политическая;
в) профессиональная;
г) биологическая;
д) экономическая;
е) механическая.
8. Приведите определение социальной мобильности, данное П.А. Сорокиным.
9. Разновидностями какого типа социальной мобильности являются территориальная, религиозная, семейная и политическая мобильность (по П.А. Сорокину)?
а) вертикальной мобильности;
б) горизонтальной мобильности;
в) индивидуальной мобильности;
г) групповой мобильности.
10. Что такое интенсивность вертикальной социальной мобильности (по П.А. Сорокину)?
а) вертикальная социальная дистанция или количество слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени;
б) число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени;
в) количество лет, требующихся одному человеку для изменения своего социального положения;
г) отношение количества людей, изменивших свое социальное положение за определенный период времени к количеству лет, которые они затратили на это.
11. Что такое всеобщность вертикальной социальной мобильности?
а) вертикальная социальная дистанция или количество слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени;
б) число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени;
в) количество лет, требующихся одному человеку для изменения своего социального положения;
г) отношение количества людей, изменивших свое социальное положение за определенный период времени к количеству лет, которые они затратили на это.
12. Назовите основные каналы социальной мобильности, выделенные П.А. Сорокиным.
а) армия;
б) школа;
в) церковь;
г) профессиональные организации;
д) экономические организации;
е) политические организации;
ж) брак с представителем другого социального слоя;
13. Какие типы интегрированных культурных суперсистем выделял П.А. Сорокин?
а) идеациональная;
б) поллуниальная;
в) сенсативная;
г) идиллическая;
д) идеалистическая;
е) левитативная.
14. Характеристика какого типа интегрированной культурной суперсистемы приведена ниже (по П.А. Сорокину): реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями; она вечна и неизменна; цели и потребности в основном духовные; степень их удовлетворения – максимальная и на высочайшем уровне; способом их удовлетворения является добровольная минимизация большинства физических потребностей?
а) идеационального;
б) поллуниального;
в) сенсативного;
г) идиллического;
д) идеалистического;
е) левитативного.
15. Характеристика какого типа интегрированной культурной суперсистемы приведена ниже (по П.А. Сорокину): реальностью является только то, что дано органам чувств; не существует никакой сверхчувственной реальности; реальность мыслится как становление, процесс, изменение, течение, эволюция, прогресс, преобразование; потребности и стремления в основном физические; все делается для того, чтобы эти потребности были максимально удовлетворены; способ их реализации заключается в преобразовании или эксплуатации внешнего мира?
а) идеационального;
б) поллуниального;
в) сенсативного;
г) идиллического;
д) идеалистического;
е) левитативного.
16. Характеристика какого типа интегрированной культурной суперсистемы приведена ниже (по П.А. Сорокину): реальность многогранна, имеет аспекты и непреходящего Бытия, и вечно изменяющегося Становления – духовного и материального; потребности и цели – духовные и материальные, однако материальные подчинены духовным; способы их реализации заключаются и в самосовершенствовании, и в преобразовании внешнего чувственно воспринимаемого мира?
а) идеационального;
б) поллуниального;
в) сенсативного;
г) идиллического;
д) идеалистического;
е) левитативного.
17. Как П.А. Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика» охарактеризовал современную эпоху?