Теория социальной и культурной динамики

П.А. Сорокин определяет культуру как «некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознатель­ной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимо­действующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведе­нием».[64] Существуют разные формы культурной интеграции, которые в значительной сте­пени отличаются друг от друга. Все их многообразие социолог сводит к четырем основным типам:

1. Пространственное, или механическое соседство. Сюда относится любой конгломерат культурных элементов на данном участке социального и физического пространства, имеющий в качестве единственной объединяю­щей основы пространственное или механическое соседство.

2. Ассоциация под воздействием внешнего фактора. Объединение яв­ляется более тесным в тех случаях, когда два (или более) элемента культуры, граничащие в пространстве, но не имеющие функциональной или логической связи, оказываются все-таки связанными друг с другом благодаря тому, что каждый из них соединен с неким общим фактором, внешним по отношению к ним обоим.

3. Причинная, или функциональная, интеграция. Таким единством на­зывается комбинация элементов культуры, при которой они образуют единое причинное целое. Любой культурный синтез следует считать функциональ­ным, когда, с одной стороны, устранение одного из важных элементов за­метно влияет на его функции в целом, а с другой стороны, отдельный элемент, будучи перенесенным в совершенно иную комбинацию элементов, либо не может существовать вообще, либо должен радикально измениться, чтобы стать ее частью.

4. Внутреннее, или логико-смысловое единство. Это высшая форма ин­теграции. Если единообразие является основой интеграции причинной, то при логико-смысловом единстве такой основой служит главный смысл, или идея.

Проанализировав развитие различных сфер западного общества – религию, экономику, политику, этику, право, мораль – за последние 2500 лет, П.А. Сорокин пришел к выводу о том, что можно выделить довольно длительные периоды истории, в течение которых проявляются относительно близкие культурные образцы, включающие в себя различные формы интеграции (интегрированные культурные суперсистемы). Он полагает, что существуют два глубоко различных типа ин­тегрированной культуры, каждый из которых:

– обладает собственной менталь­ностью;

– собственной системой истины и знания;

– имеет собственную филосо­фию и мировоззрение;

– особый тип религии и образцы «святости»;

– свое соб­ственное представление о правильном и неправильном;

– особые формы ис­кусства и литературы;

– нравы, законы, правила поведения;

– собственную эко­номическую и политическую организацию;

– специфический тип человеческой личности.

Это идеациональная (умозрительная) и чувственная (сенсативная) системы культуры. П.А. Сорокин полагает, что ни идеациональный, ни чувственный типы куль­тур никогда не существовали в чистом виде, но все интегрированные куль­туры состоят из различных соединений этих двух чистых логико-смысловых форм. В некоторых преобладает первый тип, в некоторых – второй; в каких-то формах они смешаны в равных пропорциях и на одинаковом основании. Соот­ветственно одни культуры ближе к идеациональному типу, другие – к чувст­венному, а некоторые представляют собой сбалансированный синтез обоих чистых типов, так называемый идеалистический тип культуры.

Характеристику вышеназванных типов культуры П.А. Сорокин начинает с описания посылок их ментальностей (внутренних аспектов). Эти посылки со­стоят из четырех пунктов:

1. Природа реальности. Один и тот же комплекс материальных объек­тов, которые составляют окружающую среду, воспринимается и интерпрети­руется разными индивидами по-разному. Та ментальность, которая воспри­нимает окружающую среду в ее чувственной и материальной реальности, бу­дет делать акцент на удовлетворении чувственных телесных потребностей. Те, кто смотрят на нее лишь как на видимость, будут стремиться к удовле­творению главным образом духовных потребностей посредством взаимодей­ствия с последней реальностью. Те, кто занимает промежуточную позицию, испытывают потребности и чувственные, и духовные.

2. Природа целей и потребностей, которые должны быть удовлетво­рены. Потребности можно рассматривать как чисто плотские или чувствен­ные (жажда, голод, секс, жилье), как чисто духовные (спасение души, испол­нение священного долга, служение Богу), как смешанные, или телесно-ду­ховные (стремление к первенству в области научных, художественных, мо­ральных, общественных и других творческих достижений).

3. Степень удовлетворения потребностей и целей. Каждая потреб­ность может удовлетворяться в разной степени или на разном уровне. Это утверждение справедливо в отношении всех видов потребностей.

4. Способы удовлетворения потребностей. Их можно разбить на три класса:

1) изменение окружающей среды с тем, чтобы создать средства для удовлетворения данной потребности;

2) изменение себя, своего тела и души таким образом, чтобы стать фак­тически свободным от данной потребности или чтобы сублимировать ее бла­годаря этому «самосовершенствованию»;

3) частичное изменение среды и себя самого.

С точки зрения вышеупомянутых четырех пунктов посылками идеациональной культуры явля­ются:

1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чув­ственными проявлениями (Бог, нирвана, Дао, Брахма). Она вечна и неиз­менна;

2) цели и потребности в основном предстают как духовные (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);

3) степень их удов­летворения – максимальная и на высочайшем уровне;

4) способом их удовлетворения является добровольная мини­мизация большинства физических потребностей, причем в макси­мальной степени, вплоть до полного отказа от них.

Эти посылки – общие для всех разновидно­стей идеациональной культурной ментальности. Но на основе вариаций чет­вертого пункта можно выде­лить два основных подвида идеациональной мен­тальности и свя­занной с ней системы культуры.

A. Аскетический идеационализм. Он ищет удовлетворения потреб­но­стей и реализации целей путем чрезмерной минимизации плот­ских потреб­ностей и даже отказа от них, что сопровождается полной отрешенностью от чувственного мира и собственного тела, рассмат­риваемых всего лишь как иллюзия, нечто нереальное, несуществу­ющее. Чувственная среда и даже ин­дивидуальная «самость» це­ликом растворяются в сверхчувственной, послед­ней реальности.

B. Активный идеационализм. Идентичный с общим идеационализмом по своим посылкам, он ищет удовлетворения по­требностей и реализации це­лей не только путем минимизации теле­сных потребностей индивидов, но также и путем преобразования чувственно воспринимаемого, особенно со­циокультурного мира в направлении духовной реальности и целей, избран­ных в качестве основной ценности. Его носители не «бегут от мира иллюзии» и не растворяют целиком его и собственные свои души в последней ре­ально­сти, но стремятся приблизить их к Богу, спасти не только свои души, но и души других людей.

Основные характеристики чувственной культуры, по П.А. Сорокину:

1) реальностью является только то, что дано ор­ганам чувств. Не существует никакой сверхчувственной реальности. Даже в своем ослабленном вари­анте самое большее, что может чувственная культура – это занять агностическую позицию по отношению ко всему миру, лежа­щему по ту сторону ощущений. Чувственная реальность мыслится как ста­новление, процесс, изме­нение, течение, эволюция, прогресс, преобразование.

2) потребности и стремления носителя чувственной ментальности – в основном физические;

3) все делается для того, чтобы эти потребности были макси­мально удовлетворены.

4) способ их реализации заключается не в преобразова­нии или эксплуатации духовного мира индивидов, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира.

Короче говоря, чувственная культура по своим основным посылкам противополож­на культуре идеациональной. Эти черты свойственны всем разновидностям чувственной куль­турной ментальности, но на основе вариаций четвертого пункта (то есть способа реализации) можно выделить три основные разновид­ности этого типа.

A. Активная чувственная культурная ментальность (активное «эпи­курейство»). Разделяя с другими формами чувственной менталь­ности все че­тыре сформулированные выше предпосылки, она ищет удовлетворения своих потребностей и достижения целей на пути наиболее «эффективного» преоб­разования, настройки, перестрой­ки и реконструкции внешней среды. Преоб­разование неорганиче­ского и органического мира (технология, медицина и прикладные науки), культуры и общества, рассматриваемое главным образом внешне, является орудием этого вида ментальности. Великие исто­рические деятели, великие завоеватели и основатели империй – вот ее воплощения.

B. Пассивная чувственная ментальность (пассивное «эпикурей­ство»). Характеризуется стремлением удовлетворять потребности и дости­гать целей не путем внутреннего преобразования «себя» и не путем эффек­тивного реконструирования внешнего мира, а путем паразитической экс­плуатации и утилизации внешней реальности в том виде, как она есть, и рас­сматриваемой всего лишь как средство для получения удовольствий.

C. Циничная чувственная ментальность (циничное «эпикурей­ство»). Цивилизация, где преобладает этот тип ментальности, в по­исках средств удовлетворения своих потребностей использует своеобразную технику попе­ременного надевания тех идеациональных масок, которые сулят принести материальную выгоду. Образцами этой ментальности являются все, кто при­вык менять свои ценности для того, чтобы плыть по течению.

Все другие культурные ментальности по своим главным посыл­кам представляют собой смесь идеациональной и чувственной форм в разных со­четаниях и пропорциях. За одним бесспорным исклю­чением, они являются, следовательно, эклектичными, внутренне противоречивыми и логически слабо интегрированными. Таким исключением становится идеалистическая культурная ментальность. Это единственная форма смешанного типа, которая является логически интегрированной. В ко­личественном отношении это более или менее сбалансированное соединение иде­ациональных и чувственных элементов с преобладанием, однако, эле­ментов идеациональных. В качественном отношении она синте­зирует по­сылки обоих типов в одно внутренне согласованное и гар­моничное единство.

Реальность для нее многогранна, имеет аспекты и непреходящего Бытия, и вечно изменяющегося Становления – духовного и материального. Ее потреб­ности и цели – духовные и материальные, однако материальные подчинены духовным. Спосо­бы их реализации заключаются и в самосовершенствовании, и в пре­образовании внешнего чувственно воспринимаемого мира.

Далее П.А. Сорокин обращается к проблеме исторического развития. Он полагает, что любое яв­ление имеет уникальную сторону, но у него также есть и повторяющиеся черты и свойства, которые присущи другим явлениям. В каком-то смысле социокультурная жизнь и история никогда не повторяют себя, и все же в дру­гом смысле они до некоторой степени повторяются всегда.

Иными словами, исторический процесс, по П.А. Сорокину, представляет собой флуктуацию (колебание) трех основных типов социокультурных суперсистем – идеациональ­ной, идеалистической и чувственной. П.А. Сорокин реконструировал исторические «волны» и «флуктуации» внутри греко-римской и западной культур, охватывая своим исследованием диапазон в более чем 2500 лет.

Таблица 1. П.А. Сорокин о периодизации западной истории.

Временной интервал Социокультурная система
Греция, VIII-VI века до н.э. Идеациональная
Греция, V век до н.э. Идеалистическая
Рим, IV век до н.э. – IV век н.э. Чувственная
Европа, IV-VI века н.э. Идеалистическая
Европа, VI-XII века н.э. Идеациональная
Европа, XII-XIV века н.э. Идеалистическая
Европа, XIV век н.э. по настоящее время Чувственная

Циклы означают не полное повторение, а новое воплощение лежащих в их основе принципов. Они не следуют постоянному ритму и не имеют рав­ной длительности. История повторяется, но ее темы выступают во все новых вариациях, когда изменяются не только содержание, но ритм и темп.

Причинный механизм, лежащий в основе суперритма идеациональной – идеалистической – чувственной фаз в греко-римской и западной системах культуры, состоит в исчерпании возможностей, истощении творческого по­тенциала каждой последующей системы. Исчерпав свой творческий фонд по­знавательных, моральных, эстетических, политических и других ценностей, система продолжает доминировать уже не благодаря творческому дару, а просто по инерции. Она должна прийти в упадок, будучи выхолощенной, часто вредной и бесполезной для ее членов и человечества в целом. Это от­крывает возможности для возникновения альтернативных систем, которые используют собственные потенциалы до того момента, пока они также не бу­дут исчерпаны. Затем весь процесс повторяется.

Раскрытие потенциалов каждой системы зависит в первую очередь от действий ее членов, она трансформируется изнутри силой человеческой дея­тельности. П.А. Сорокин выдвинул принцип имманентной причинности. Однако внешние факторы также могут играть определяющую роль, ускоряя или за­медляя, облегчая или затрудняя внутреннее развитие культурных систем.

Вот как П.А. Сорокин характеризует современное ему западное общество:

«Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы жи­вем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее раз­личать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение – людей будущего».[65]

Вопросы и задания по теме

1. В какое учебное заведение поступил П.А. Сорокин в 1909 году?

а) в Лондонскую школу экономики;

б) в Казанский университет;

в) в Психоневрологический институт;

г) в Московский университет.

2. Как называлась первая крупная работа П.А. Сорокина, вышедшая в 1913 году?

а) «Социальная мобильность»;

б) «Преступление и кара, подвиг и награда»;

в) «Социальная и культурная динамика»;

г) «Голод как фактор»;

д) «Система социологии»;

е) «Социология революции».

3. Сторонником какой политической партии являлся П.А. Сорокин?

а) эсеры;

б) кадеты;

в) РСДРП(б)

г) октябристы.

4. Укажите выделенные П.А. Сорокиным в работе «Система социологии» принципы построения социологического материала.

а) социология должна строиться по типу естественных наук;

б) социология должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть;

в) социология не имеет своего особого предмета и поэтому может существовать только как метод;

г) социология должна быть объективной дисциплиной;

д) социология должна изучать общество по аналогии с биологическим организмом;

е) социология должна быть опытной и точной наукой;

ж) социология должна признать материальное производство системообразующим фактором;

з) в социологии не должно быть идеи монизма;

5. Соотнесите раздел социологии и его характеристику (по П.А. Сорокину).

1. Социальная генетика. а) прикладная дисциплина, которая, на основе сформулированных теоретической социологией законов, дает людям возможность управлять обществом;
2. Социальная пол­итика. б) изучает строение (структуру) социального явления и его основных форм;
3. Социальная аналитика. в) исследует процессы взаимодействия людей, т.е. поведения лю­дей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется;
4. Социальная механика. г) изучает происхождение и развитие всей социальной жизни и ее отдельных сторон или институтов.

6. Как П.А. Сорокин определял социальную стратификацию?

7. Назовите основные формы социальной стратификации, по П.А. Сорокину.

а) этическая;

б) политическая;

в) профессиональная;

г) биологическая;

д) экономическая;

е) механическая.

8. Приведите определение социальной мобильности, данное П.А. Сорокиным.

9. Разновидностями какого типа социальной мобильности являются территориальная, религиозная, семейная и политическая мобильность (по П.А. Сорокину)?

а) вертикальной мобильности;

б) горизонтальной мобильности;

в) индивидуальной мобильности;

г) групповой мобильности.

10. Что такое интенсивность вертикальной социальной мобильности (по П.А. Сорокину)?

а) вертикальная социальная дистанция или количество слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени;

б) число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени;

в) количество лет, требующихся одному человеку для изменения своего социального положения;

г) отношение количества людей, изменивших свое социальное положение за определенный период времени к количеству лет, которые они затратили на это.

11. Что такое всеобщность вертикальной социальной мобильности?

а) вертикальная социальная дистанция или количество слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени;

б) число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени;

в) количество лет, требующихся одному человеку для изменения своего социального положения;

г) отношение количества людей, изменивших свое социальное положение за определенный период времени к количеству лет, которые они затратили на это.

12. Назовите основные каналы социальной мобильности, выделенные П.А. Сорокиным.

а) армия;

б) школа;

в) церковь;

г) профессиональные организации;

д) экономические организации;

е) политические организации;

ж) брак с представителем другого социального слоя;

13. Какие типы интегрированных культурных суперсистем выделял П.А. Сорокин?

а) идеациональная;

б) поллуниальная;

в) сенсативная;

г) идиллическая;

д) идеалистическая;

е) левитативная.

14. Характеристика какого типа интегрированной культурной суперсистемы приведена ниже (по П.А. Сорокину): реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чув­ственными проявлениями; она вечна и неиз­менна; цели и потребности в основном духовные; степень их удов­летворения – максимальная и на высочайшем уровне; способом их удовлетворения является добровольная мини­мизация большинства физических потребностей?

а) идеационального;

б) поллуниального;

в) сенсативного;

г) идиллического;

д) идеалистического;

е) левитативного.

15. Характеристика какого типа интегрированной культурной суперсистемы приведена ниже (по П.А. Сорокину): реальностью является только то, что дано ор­ганам чувств; не существует никакой сверхчувственной реальности; реальность мыслится как ста­новление, процесс, изме­нение, течение, эволюция, прогресс, преобразование; потребности и стремления в основном физические; все делается для того, чтобы эти потребности были макси­мально удовлетворены; способ их реализации заключается в преобразовании или эксплуатации внешнего мира?

а) идеационального;

б) поллуниального;

в) сенсативного;

г) идиллического;

д) идеалистического;

е) левитативного.

16. Характеристика какого типа интегрированной культурной суперсистемы приведена ниже (по П.А. Сорокину): реальность многогранна, имеет аспекты и непреходящего Бытия, и вечно изменяющегося Становления – духовного и материального; потреб­ности и цели – духовные и материальные, однако материальные подчинены духовным; спосо­бы их реализации заключаются и в самосовершенствовании, и в пре­образовании внешнего чувственно воспринимаемого мира?

а) идеационального;

б) поллуниального;

в) сенсативного;

г) идиллического;

д) идеалистического;

е) левитативного.

17. Как П.А. Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика» охарактеризовал современную эпоху?


Наши рекомендации