Научной деятельности П.А. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин родился 21 (23) января 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии (ныне республика Коми). Жителями этой деревушки были не русские, а коми (зыряне) – народность угро-финской группы. Всю территорию занимали леса, простиравшиеся во все стороны на сотни километров. Коми говорили на своем родном языке, однако, практически все свободно изъяснялись по-русски.
Родителями П.А. Сорокина были Александр Прокопьевич – «золотых, серебряных и чеканных дел мастер», бродячий ремесленник, занимавшийся церковно-реставрационными работами, уроженец г. Великий Устюг (центр народных искусств и ремесел) и Пелагея Васильевна – дочь коми-крестьянина. Помимо Питирима у них было еще два сына – Василий и Прокопий. Питирим был средним братом.
Детство П.А. Сорокина прошло в странствиях в поисках работы по Коми краю вместе с семьей. Когда Питириму было пять лет, его мать умерла. Отец стал много пить, у него случались запои. Известен случай, когда он во время одной из своих пьяных вспышек, будучи в состоянии аффекта, схватил молоток и ударил Василия и Питирима. Глубоко оскорбленные братья покинули отца и самостоятельно стали заниматься ремеслом. В то время Питириму было 10 лет, а Василию – 14. Дела шли довольно успешно – им удалось получить несколько заказов на роспись и украшение церквей, на золочение и серебрение икон, светильников, изготовление медных и золотых окладов для икон.
Питирим с братьями подолгу жили у своей тетки (сестры матери) – Анисьи Васильевны Римских – в деревне Римья. В возрасте 12 лет П.А. Сорокин лишился отца. В 1901 г. он поступил в двухклассную церковно-учительскую школу в селе Гам, а в 1904 г. после ее окончания был направлен на учебу в церковно-учительскую семинарию в селе Хреново Костромской губернии. Эту школу он не закончил, так как в 1906 г. был арестован за политическую деятельность как социалист-революционер и отчислен после трехмесячного заключения в г. Кинешме. В тюрьме П.А. Сорокин начал изучать труды К. Маркса, В.И. Ленина, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Л.Н. Толстого, Ч. Дарвина, Г. Спенсера, О. Конта. Можно сказать, что пребывание в камере за нелегальную деятельность стало исходной точкой отсчета в биографии П.А. Сорокина-социолога.
В 1907 г. он уезжает в столицу для продолжения образования и по протекции известного просветителя коми, профессора К.Ф. Жакова, поступает на общеобразовательные курсы А.С. Черняева для подготовки к экзамену на аттестат зрелости по гимназической программе. Этот экзамен он сдает в 1909 г. в Великоустюжской мужской гимназии.
Именно в этот период развивается и крепнет его интерес к социологии, к наукам о поведении вообще. Большое внимание П.А. Сорокин уделяет изучению истории коми, этнографии, краеведения и археологии. Он принимает участие в экспедициях по изучению Печорского края и других полевых исследованиях, накапливает эмпирические данные.
Первая научная статья П.А. Сорокина вышла в 1910 г. и называлась «Пережитки анимизма у зырян». Она написана в духе классического эволюционизма. В этой статье автор анализирует семейные обряды, охотничий кодекс, народную медицину, представления о порче и колдовстве и приходит к выводу о том, что анимизм является основой верований современных зырян. В том же году публикуются еще две его статьи: «Историко-статистический очерк зырян» (совместно с Жаковым) и «К вопросу об общине у зырян». В 1911 г. выходят статьи «Современные зыряне» и «К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян». Таким образом, начало научного творчества П.А. Сорокина связано с этнографическими исследованиями коми.
В 1909 г. П.А. Сорокин поступает в Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге. Ректором института был выдающийся российский физиолог В.М. Бехтерев. Именно в Психоневрологическом институте Е.В. Де Роберти и М.М. Ковалевский открыли первую кафедру социологии в России. В 1910 г. П.А. Сорокин переводится на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где обучается под руководство известного российского правоведа начала ХХ века Л.И. Петражицкого. П.А. Сорокин окончил университет в 1914 г., после чего остался на кафедре уголовного права для подготовки к профессорству. В этот период социолог пишет статьи на самые разные темы: о предмете социологии, теории прогресса и эволюции, философии Л.Н. Толстого, преступности и ее социальных корнях, самоубийстве, символах в общественной жизни, институтах брака и семьи, социальной роли войны и др.
В конце 1913 г. выходит его книга «Преступление и кара, подвиг и награда» (это дипломная работа П.А. Сорокина). В ней автор подразделяет все человеческое поведение на «должное», «рекомендованное» и «запрещенное». Должное воспринимается окружающими эмоционально нейтрально, запрещенные (преступление) поступки порождают неприязнь и враждебность, а рекомендованные (подвиг) строятся на симпатии и любви. «Преступление и кара…» с одобрением встречается академической общественностью. Отмечается солидная теоретическая подготовка автора. Так, например, М.М. Ковалевский в предисловии к этой книге написал: «В этой будущей русской социологической библиотеке не один том будет принадлежать перу автора “Преступлений и кар…”».
В 1915 г. П.А. Сорокин сдает магистерские экзамены, а с января 1917 г. числится в звании приват-доцента Петроградского университета. Революционные события 1917 г. помешали защите его магистерской диссертации и стали причиной двухлетнего перерыва в его академической карьере. П.А. Сорокин вновь обращается к политической деятельности. Он принимает участие в работе Временного правительства, редактирует эсеровские газеты «Дело народа» и «Воля народа», некоторое время работает личным секретарем А.Ф. Керенского. В 1917 г. П.А. Сорокин, главным образом, пишет статьи, посвященные различным политическим вопросам: «Автономия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблема социального равенства», «Основы будущего мира», «Сущность социализма», «Кому и как выбирать в Учредительное собрание?» и др.
В переполненном событиями 1917 г. в мае П.А. Сорокин женится на Е.П. Баратынской. 2 января 1918 г. П.А. Сорокина в очередной раз арестовывают, в этот раз уже большевистское правительство по обвинению в покушении на В.И. Ленина. П.А. Сорокин, встретив Октябрьскую революцию в штыки, вынужден скрываться в лесах севера России. Вскоре он понял, что новая власть крепка, а идеи, которые он разделял, утопичны. Эту мысль П.А. Сорокин выражает в своем знаменитом открытом письме, которое было опубликовано в ряде центральных газет и в котором автор отрекается от эсеровской программы и заявляет о своем уходе из партии. На это письмо В.И. Ленин отозвался статьей «Ценные признания Питирима Сорокина».
Покончив с политикой, П.А. Сорокин возобновляет преподавательскую и научную деятельность. Работает в Петроградском университете, читает лекции на всеобучах и ликбезах. В 1919 г. П.А. Сорокин создает первый в России социологический факультет и становится его первым деканом. В 1920 г. выходит знаменитая «Система социологии» (в 2-х т.) – венец русского периода творчества ученого.
В 1922 г. положение дел в сфере образования усугубляется. В.И. Ленин ставит вопрос о необходимости коммунистического контроля над программами и содержанием курсов по общественным наукам. Летом 1922 г. прокатилась волна массовых арестов представителей научной и творческой интеллигенции. В августе 1922 г. П.А. Сорокин находится в Москве по приглашению известного экономиста Н.Д. Кондратьева. В это время сотрудники ЧК посещают его квартиру в Петрограде. Тем временем газета «Правда» публикует статью Л. Троцкого, в которой говорится о том, что арестованных не казнят, а лишь выдворят за пределы страны. Прежде чем их отпустить, с каждого была взята расписка в том, что он обязуется в течение десяти дней покинуть страну, а в случае несанкционированного возвращения его ждет смертная казнь. П.А. Сорокин принимает решение присоединиться к тем, кто подлежит депортации. И уже в сентябре 1922 г. социолог с семьей и небольшим имуществом покидает страну навсегда.
После непродолжительного пребывания в Берлине П.А. Сорокин по приглашению президента Чехословакии Т. Масарика переезжает в Прагу. Там он участвует в организации новых журналов, читает лекции, работает над книгами. Осенью 1923 г. П.А. Сорокин по приглашению американских социологов Э. Хайеса и Э. Росса прочесть серию лекций о русской революции решает покинуть Чехословакию и обосноваться в США. С этого момента начинается новая страница его биографии, и Сорокин-социолог приобретает мировую славу.
П.А. Сорокин достаточно быстро адаптировался к новым условиям (академической среде, языку и т.п.) и уже в 1924 г. начал читать лекции в Миннесотском университете. В 1925 г. выходит первая «американская» книга П.А. Сорокина – «Социология революций». В 1927 г. он издает «Социальную мобильность», а в 1928 – «Современные социологические теории». В 1929 г. вышла в свет работа «Основы сельской и городской социологии» (совместно с К. Циммерманом).
В 1930 году Гарвардский университет учреждает социологический факультет и предлагает П.А. Сорокину возглавить его. Ученый обретает всемирную известность, его труды и лекции пользуются большой популярностью. В 1937-1941 гг. выходит фундаментальный научный труд «Социальная и культурная динамика» (в 4-х т.), который вызвал противоречивые отклики. По масштабу замысла эту работу можно сравнить с «Капиталом» К. Маркса и с «Трактатом по общей социологии» В. Парето.
Последние два десятилетия своей жизни П.А. Сорокин посвящает созданному им центру по изучению альтруизма на базе Гарвардского университета. В 1964 г. его избирают председателем Американской социологической ассоциации. П.А. Сорокин умер 11 февраля 1968 г. в своем доме в Винчестере. В том же году Американская социологическая ассоциация утвердила ежегодную премию за лучшую книгу по социологии имени Питирима Сорокина.
Основные работы П.А. Сорокина: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Система социологии» (1920, в 2-х т.), «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Голод как фактор» (1921), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Социальная и культурная динамика» (1937-41, в 4-х т.), «Кризис нашего времени» (1941), «Человек и общество в условиях бедствия (в опасности)» (1942), «Причуды и заблуждения современной социологии» (1956), «Социологические теории современности» (1966).