Общество как динамическая равновесная система

В. Парето рассматривает общество как систему, состоящую из взаимозависимых частей. Он выделяет следующие элементы социальной системы:

1. Природные условия (почва, климат, флора, фауна, географическое положение, богатство полезными ископаемыми и т.д.);

2. Воздействие на общество других обществ (современных в настоящем времени либо прошлых);

3. Внутренние элементы (раса, осадки как проявления чувств, производные, интересы, социальная гетерогенность и циркуляция элит, способность к мышлению, наблюдению, состояние знаний и т.д.).

Основными элементами В. Парето считает осадки, интересы, производные и социальную гетерогенность и циркуляцию элит. К неосновным элементам социолог относит природные характеристики, расовые особенности, а также воздействие на данное общество других обществ (нынешних и прошлых).

В. Парето подчеркивает взаимозависимость всех элементов социальной системы – и основных и второстепенных. Любое общественное явление, таким образом, есть результат взаимодействия всех элементов. Наибольшим значением в общественной жизни, по мнению В. Парето, обладают осадки, которые способны детерминировать другие главные элементы (интересы, производные, социальную гетерогенность и циркуляцию элит). Особо важную роль играют осадки первых двух классов (инстинкт комбинаций и настойчивость в сохранении агрегатов). Интересы, производные, социальная гетерогенность и циркуляция элит также влияют на осадки, однако, их воздействие слабее обратного воздействия осадков.

Таким образом, общество, согласно В. Парето, представляет собой динамическую равновесную систему четырех основных динамических равновесных систем – осадков, интересов, производных и социальной гетерогенности и циркуляции элит. Понятие равновесия, как и понятие системы вообще, В. Парето заимствует из механики, химии и из экономической теории Л. Вальраса.

В. Парето по праву принадлежит к числу классиков социологии. Он внес весомый вклад в формирование представления об обществе как системе. В. Парето разработал концепцию равновесия, взаимодействия и взаимозависимости всех элементов социальной системы. Он критиковал ученых, которые при исследовании социальных явлений устанавливали односторонние и универсальные причинно-следственных связи между элементами. Мысль В. Парето о том, что каждый элемент может быть понят только в свете той роли, которую он играет по отношению к другим частям социальной системы, позволяет считать его одним из основоположников структурно-функционального анализа в социологии.

Важное научное значение имел осуществленный В. Парето анализ человеческих действий и их мотивов. Термины «логические» и «нелогические действия», «осадки» и «производные» впоследствии практически не использовались в социологии. Тем не менее, анализ самих явлений, обозначаемых этими терминами, открыл для социологов существенную роль иррациональных и эмоциональных факторов социального поведения, разного рода предрасположений, установок, предрассудков, стереотипов, сознательно и бессознательно маскируемых и рационализируемых в «идеологиях», «теориях», верованиях и т.п. Тот факт, что именно такого рода эмоциональные факторы часто гораздо эффективнее, чем логическая аргументация, побуждают человека массы к активным действиям, в настоящее время широко признан в политологии, теории пропаганды и массовой коммуникации.

В. Парето одним из первых разработал теорию элиты. В своей концепции циркуляции элит он обосновал необходимость социальной мобильности для поддержания социального равновесия и оптимального функционирования социальных систем.

Вопросы и задания по теме

1. Исследованиями в какой области занимался В. Парето прежде, чем обратиться к социологической проблематике?

а) химия;

б) астрономия;

в) лингвистика;

г) экономика.

2. Чем, по Вашему мнению, В. Парето не устраивала модель человека, предложенная экономистами?

3. В. Парето считал, что социология должна быть «логико-экспериментальной наукой». Что это значит?

а) она должна изучать общество как механизм и постоянно проводить социальные эксперименты;

б) она может основываться только на наблюдении и опыте и строить на этом фундаменте логически безупречные выводы;

в) она должна строиться по образу и подобию естественных наук и рассматривать общество как организм;

г) она должна изучать социальные действия и социальные взаимодействия.

4. На какие виды В. Парето делит все человеческие действия?

а) на социальные и несоциальные;

б) на механические и органические;

в) на логические и нелогические;

г) на культурные и экономические.

5. В. Парето считал, что люди склонны представлять свои нелогические поступки логическими посредством всевозможных теорий. Как он назвал постоянные элементы этих теорий, представляющие собой проявления базовых человеческих чувств и инстинктов?

а) осадки;

б) производные;

в) консеквенты;

г) деривации.

6. В. Парето считал, что люди склонны представлять свои нелогические поступки логическими посредством всевозможных теорий. Как он назвал изменчивые элементы этих теорий, которые люди используют для того, чтобы убедить, увлечь других людей?

а) осадки;

б) производные;

в) резидуи;

г) латераты.

7. Охарактеризуйте теорию элиты В. Парето.

8. Какие элементы выделял В. Парето в обществе как динамической равновесной системе?

Наши рекомендации