Жизнь и творчество М. Вебера
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 г. в Эрфурте. Его отец, также Макс Вебер, был юристом, выходцем из семьи промышленников и купцов, занимавшихся в Вестфалии текстильным делом. Он занимал должность первого городского советника в Берлине, куда семья переехала спустя пять лет после рождения первенца. Мать М. Вебера, Елена Фалленштайн, происходила из интеллигентной семьи. Ее отец был преподавателем и переводчиком.
В салоне своих родителей М. Вебер познакомился со многими видными политиками и учеными Германии, среди которых можно выделить Г. Трейчке, Г. Зибеля, В. Дильтея и Т. Моммзена. М. Вебер много читал. Уже в подростковом возрасте он был хорошо знаком с творчеством И.В. Гете, Б. Спинозы, И. Канта и А. Шопенгауэра.
В 1882 г. М. Вебер поступил на факультет права в Гейдельбергский университет, считавшийся одним из лучших в Германии. Помимо юриспруденции, он изучал философию, экономику, историю, теологию. Будучи студентом, М. Вебер принимал активное участие в общественной жизни университета. По окончании трех семестров М. Вебер был призван на военную службу в Страсбурге. В 1884 г. он возобновляет учебу – сначала в Берлинском, а затем в Геттингенском университетах. В 1886 г. он сдает первые университетские экзамены по юриспруденции. В это время М. Вебер проявляет интерес к политической деятельности. Он вступает в Общество социальной политики, куда входили многие представители университетской интеллигенции.
В 1890-92 гг. по просьбе Общества М. Вебер проводит эмпирическое социологическое исследование – опрос о положении крестьян и сельскохозяйственных рабочих в Восточной Пруссии. Опрос показал, что крупные землевладельцы ради сокращения расходов на заработную плату ввозили в свои поместья работников из России и Польши, принуждая тем самым к миграции в западные земли и в индустриальные города коренных немцев. В 1894 г. материалы исследования вышли в работе под названием «Тенденции к изменению положения сельскохозяйственных рабочих Восточной Германии».
В 1889 г. он защищает в Берлине докторскую диссертацию по истории торговых обществ в средние века. Спустя два года М. Вебер защищает еще одну серьезную работу по римской аграрной истории. Это была конкурсная работа, которая позволила ему получить должность университетского преподавателя. В 1893 г. М. Вебер женится на Марианне Шнитгер. Их брак был счастливым. Между супругами установились близкие интеллектуальные и духовные отношения. В 1894 г. Вебер становится профессором кафедры политической экономии Фрайбургского университета. В 1896 г. принимает руководство кафедрой в Гейдельбергском университете.
В 1897 г. многообещающая карьера ученого оборвалась в связи с тяжелой болезнью, вызванной переутомлением и перенапряжением. Несколько лет М. Вебер не мог работать. В эти годы он много путешествовал, ездил по Европе, что несколько облегчало течение заболевания. Постепенно состояние М. Вебера улучшалось. К 1903 г. он уже мог работать по несколько часов в день. В том же году М. Вебер совместно с В. Зомбартом и Э. Яффе создает журнал «Архив социальной науки и социальной политики».
В 1904 г. м. Вебер посещает США, где выступает с докладом на Конгрессе искусств и наук в Сент-Луисе, а затем в течение трех месяцев путешествует по Америке, которая произвела на него глубокое впечатление. В том же году в созданном им журнале выходит первая часть одной из самых главных работ М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Через год вышла вторая часть. В 1905 г. внимание социолога привлекает первая русская революция. Спустя некоторое время выходит в свет серия его работ, посвященных политическим событиям в России. В 1908-09 гг. он проводит эмпирическое исследование по социальной психологии фабричных рабочих.
В 1910 г. вместе с Ф. Тённисом и Г. Зиммелем М. Вебер занимается созданием и организацией работы Немецкого социологического общества. Накануне Первой мировой войны дом семьи Веберов стал центром разнообразных активных интеллектуальных собраний. В их салоне частыми посетителями были Г. Зиммель, Р. Михельс, В. Зомбарт, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Ласк, К. Ясперс и др.
Когда началась война, М. Вебер добровольно поступил на военную службу. Ему было поручено организовать работу нескольких военных госпиталей в районе Гейдельберга. Он ушел в отставку с этой должности в конце 1915 г. Несмотря на первоначальное восторженное отношение к войне, М. Вебер быстро утратил свои иллюзии и значительную часть своего времени посвятил написанию писем чиновникам, пытаясь убедить их воздержаться от расширения войны.
В годы войны научная деятельность М. Вебера отличалась необычайной интенсивностью. Вышли в свет такие его работы, как «Хозяйственная этика мировых религий» (1915), а также изданное посмертно «Хозяйство и общество» (1922). Зимой 1918 г. Вебер получает приглашение сделать два доклада в Мюнхенском университете на темы «Политика как призвание и профессия» и «Наука как призвание и профессия». В 1919 г. он принимает кафедру общественно-экономических наук того же университета и руководит ею до середины 1920 г. В начале июня 1920 г. М. Вебер сильно заболел, а 14 июня скончался.
Основные работы М. Вебера: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), Хозяйственная этика мировых религий» (1915), «Хозяйство и общество» (1922).
На формирование социологической концепции М. Вебера оказали существенное влияние представители Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт, а также философ и историк культуры В. Дильтей, то есть ярые антипозитивисты. У неокантианцев М. Вебер позаимствовал представление о роли ценностей в научном познании, которое в последующем развил, сформулировав в виде принципов «отнесения к ценности» и «свободы от оценки». У В. Дильтея М. Вебер воспринял концепцию понимания, идею о различной природе понимания и объяснения. Также на формирование взглядов социолога повлияли представители исторического направления в политической экономии В. Рошер, К. Книс, Г. Шмоллер и др. Из современных ему социологов наибольшее влияние на М. Вебера оказали Ф. Тённис и Г. Зиммель. Помимо вышеназванных мыслителей на формирование взглядов М. Вебера оказали определенное влияние Ф. Ницше и К. Маркс. Ф. Ницше в большей степени повлиял на политическую социологию М. Вебера, К. Маркс – на экономическую.