В социально-экономическом учении К. Маркса

Тема классов и классовой борьбы занимает центральное место в марксизме. А.Б. Гофман обращает внимание на то обстоятельство, что деление общества на классы и рассмотрение социального развития с точки зрения классовой борьбы существовали и до К. Маркса. Еще А.Р.Ж. Тюрго различал внутри «земледельче­ского класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников по признаку собственности на средства производства. А. Смит в современном ему обще­стве выделял три класса: наемных рабочих, капиталистов и земельных собственников, противопоставляя первый класс двум остальным. Французские историки-романтики (Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер, О. Тьерри) рассматривали классовую борьбу как главную дви­жущую силу истории.

Сам К. Маркс признавал, что не он открыл существование классов в современном обще­стве и обратил внимание на их противостояние. Вклад К. Маркса в разработку этой про­блемы заключается в доказательстве следующих положений:

1) существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства;

2) классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата;

3) сама диктатура пролетариата составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

Понятие класса занимает центральное место в доктрине К. Маркса. Тем не менее, общего определения этого понятия Маркс не дает ни в одной из своих работ. В.И. Ленин в статье «Великий почин» дает развернутое определение понятия «класс» с использованием марксовых признаков классов. Классы – «большие группы лю­дей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в зако­нах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следова­тельно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе при­сваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе обществен­ного хозяйства».[46]

К. Маркс отмечал, что классовое деление общества отсутствовало в первобытной фор­мации, в которой существовала коллективная собственность на средства производства. Оно возникает в антагонистических формациях в результате развития разделения труда и появления частной собственности на средства производства.

В широком смыслеклассы, по К. Марксу, – это любые социальные группы, находя­щиеся по отношению друг к другу в неравном экономическом положении и политически борющиеся между собой. В этом смысле классы включают в себя различные сословия и любые более или менее социальные категории, находящиеся на различных стадиях соци­ально-экономического и политического развития.

В более узком смысле К. Маркс понимает под классами такие социальные группы, ко­торые различаются по их отношению к средствам производства. Так как основа классового деления общества лежит в производственных отношениях, то классы являются выражением этих отношений. Глав­ными критериями классообразования выступают различные формы собственности на средства производства, наличие или отсутствие этой собственности у конкретной соци­альной группы.

К. Маркс считал, что в своем историческом становлении класс проходит два этапа:

1) «класс в себе» – социальная группа, не осознающая себя как имеющую специфи­ческие интересы и потребности.

2) «класс для себя» – социальная группа, осознавшая свои особые интересы и потому противостоящая другой социальной группе, другим классам.

Наряду с отношением к средствам производства, важными признаками классов яв­ляются особенности образа жизни, уровень образования, противостояние данной социаль­ной группы определенной другой группе и т.д. Последний признак особенно подчеркивается К. Марксом. Он считает, что в любой ан­тагонистической формации существуют два основных класса. То есть имеет место дихотоми­ческое деление общества на классы. К. Маркс выделял две формы классовой дихотомии:

1) сквозное противостояние, характерное для всех антагонистических формаций, где на одном полюсе сосредотачиваются непроизводительные, господствующие политически, угнетающие экономически, эксплуатирующие классы (рабовладельцы, феодалы, капита­листы), а на другом – производительные, подчиненные политически, угнетаемые эконо­мически, эксплуатируемые классы (рабы, крестьяне, пролетариат).

2) специфические пары классов, выражающие определенный способ производства. Каждый класс предполагает своего антипода, с которым он находится в противоборстве. Это противоборство может быть явным или скрытым, осознанным или неосознанным, ре­альным или потенциальным. К. Маркс приводит следующие примеры таких классов: свободные – рабы; патриции – пле­беи; помещики – крепостные; буржуа – пролетарии и т.п.

Борьба между классами, по К. Марксу, – это, в конечном счете, выражение борьбы ме­жду развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. В определенный исторический пе­риод один класс («реакционный») воплощает отжившие производственные отношения, другой («прогрессивный») – нарождающиеся производственные отношения, соответствующие развивающимся производительным силам. Один и тот же класс на раз­ных фазах развития общественной формации бывает и прогрессивным, и реакционным. Так, буржуазия, которая на ранней стадии капиталистической формации была прогрес­сивным классом, на завершающей стадии становится реакционным классом. Пролетариат и буржуазия, по К. Марксу, – последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация – это бесклассовое общество.

К. Маркс не ограничивался дихотомическим делением общества на классы. Он видел более сложную социально-классовую структуру общества. В каждой формации сущест­вуют, помимо основных классов, образующих дихотомию, неосновные классы, различные социальные группы, социальные слои. Также в рамках одного класса, по Марксу, сущест­вуют прослойки, так называемые промежуточные классы, отношения между которыми нельзя на­звать гармоничными.

Идеи К. Маркса о социальной структуре общества, о социальных изменениях оказали существенное влияние на последующее развитие социологического знания. К. Маркса счи­тают родоначальником конфликтной парадигмы в социологии.

Вопросы и задания по теме

1. Какие из нижеперечисленных работ принадлежат перу К. Маркса?

а) «Святое семейство»;

б) «Курс позитивной философии»

в) «Основания социологии»;

г) «Восемнадцатое брюмера Луи Бона­парта»;

д) «Критика Готской программы»;

е) «Человеческая природа и социальный порядок.

2. Какое понятие у К. Маркса обозначает социальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и находящуюся в состоянии неустойчивого равновесия?

а) способ производства;

б) общественно-экономическая формация;

в) базис;

г) надстройка.

3. Какие две стороны К. Маркс выделял в способе производства?

а) базис и надстройку;

б) физическую и органическую;

в) производительные силы и производственные отношения;

г) генезис и телезис.

4. Что такое производительные силы, по К. Марксу?

5. Что такое производственные отношения, по К. Марксу?

6. К. Маркс выделял в структуре каждой общественной формации базис и надстройку. Что, по его мнению, относится к надстройке?

а) способ производства, экономическая подсистема;

б) юри­дические и политические отношения и институты, а также все остальные сферы общественного сознания: мораль, рели­гию, искусство, науку и т.д.

в) определенный уровень развития производительных сил, земля, капитал, труд, средства производства;

г) основные психологические характеристики человека (его характер, потребности и т.д.).

7. Укажите общественные формации, выделенные К. Марксом в работе «Капитал».

а) теологическая;

б) коммунистическая;

в) буржуазная;

г) постиндустриальная;

д) первобытная;

е) феодальная;

ж) метафизическая;

з) рабовладельческая.

8. Что, по мнению К. Маркса, является причиной социального развития?

а) постепенное накопление знаний, капитала и ресурсов;

б) постоянно возникающее противоречие между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и консервативными производственными отношениями, с другой;

в) стремление людей к господству, к власти, желание поработить другие сословия;

г) развитие религии, науки, искусства и других форм общественного сознания.

9. Что, по мнению К. Маркса, происходит, когда существующие производственные отношения исчерпали свой потенциал и превратились в препятствие для развития производительных силы?

10. Как К. Маркс относился к социальным реформам?

11. Какие классы, по мнению К. Маркса, являются основными в капиталистической формации?

а) феодалы и зависимые крестьяне;

б) рабы и рабовладельцы;

в) буржуазия и пролетариат;

г) ученые и промышленники.


Наши рекомендации