Психологический эволюционизм Л. Уорда и Ф. Гиддингса

Психологический эволюционизм представляет собой течение социологиче­ской мысли конца XIX – начала XX веков, представители которого рассматри­вали развитие общества как часть космической эволюции, имею­щей направленный характер. Социальная эволюция трактовалась как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала, то есть разумного управления социаль­ными процессами. При этом каждый новый этап вбирает в себя лучшие до­стижения предшествующего благодаря организованной психической дея­тельности человека. Наиболее крупные представители психологического эволюционизма – американские социологи Л. Уорд и Ф. Гиддингс.

Лестер Франк Уорд (1841-1913) родился в небогатой семье выходцев из Англии в шт. Иллинойс. Он участвовал в Гражданской войне в США между Севером и Югом (1861-1865). Значительная часть его жизни связана с работой в различных государственных учреждениях и комиссиях. По специальности Л. Уорд был ботаником. Он обратился к социологии в уже зрелом возрасте. Л. Уорд занял пост профессора в Браунском университете в 1906 году в возрасте 65 лет.

На формирование взглядов исследователя повлияли Г. Спенсер, Э. Геккель, В. Вундт и др. Наиболее известной работой Л. Уорда в области социологии является книга «Динамическая социология» (1883). Среди других его крупных трудов можно назвать «Психические факторы цивилизации» (1893), «Принципы социологии» (1898), «Чистую социологию» (1903) и «Прикладную социологию» (1906). Кроме того, Л. Уорд (совместно с Д. Дили) является автором одного из первых учебников по социологии (1905). Л. Уорд стоял у истоков Американского социологического общества и в 1905 году был избран его первым президентом.

Социология Л. Уорда включает в себя два основных раздела: теоретический и прикладной. Теоретическая (или «чистая») социология изучает устройство и функционирование общества (социальную статику и социальную динамику). Главная задача прикладной социологии, по мысли Л. Уорда, состоит в разработке конкретной программы улучшения общества на основе знаний, добытых в рамках чистой социологии.

Л. Уорд не соглашался с положением позитивизма, согласно которому общество подчиняется законам природы. Американский ученый считал, что в природе действуют физические силы, а в обществе – социальные. Эти социальные силы, по мнению Л. Уорда, имеют психическую природу. Они основываются на потребностях и желаниях индивидов. Л. Уорд делил социальные силы на два вида: физические и духовные. К физическим силам относятся потребность в продолжении рода и потребность в безопасности («сохранении индивидов»). Духовные силы общества базируются на эстетических, нравственных и интеллектуальных потребностях.

Социальная эволюция, по Л. Уорду, включает в себя два аспекта: естественный, природный (генезис) и искусственный, целенаправленный (телезис). Развитие общества может принимать форму либо генетического, либо телеологического (телического) процесса. Генетический процесс является спонтанным, стихийным. Он характерен для природы и первобытного общества. Однако, уже в первобытном состоянии человек благодаря развитию интеллекта стал предпринимать попытки повлиять на естественный ход развития, чтобы удовлетворить свои потребности. Генетический процесс сменяется телеологическим, который предполагает возможность сознательного воздействия на ход социальной эволюции, проектирование идеального общества.

Несмотря на то, что Л. Уорд излишне психологизировал соци­альные процессы, его трактовка социальной эволюции видится нам более гибкой и многомерной по сравнению с позициями сторонников натуралистических концепций по данному вопросу. Американский социолог посредством введения категорий «генезис» и «телезис» предпринял попытку объяснить специфику развития общества, не забывая при этом о естественных закономерностях эволюции.

Франклин Генри Гиддингс (1855-1931), как и Л. Уорд, стоял у истоков американской социологии и считался одним из крупнейших представителей психологического направления. В старших классах школы Ф. Гиддингс ознакомился с работами Г. Спенсера, Ч. Дарвина и Т. Гексли. Труды основоположников теории эволюции оказали существенное влияние на формирование мировоззрения социолога. В 1873 году он поступил в Юнион-колледж в г. Скенектади, шт. Нью-Йорк. Степень бакалавра Ф. Гиддингс получил лишь в 1888 году, так как на время оставил университет, заинтересовавшись журналистикой. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов XIX века он активно сотрудничал в качестве автора и редактора с рядом газет и журналов в Массачусетсе и Коннектикуте.

Работая журналистом, Ф. Гиддингс показал себя как прекрасный аналитик. Кроме того, многие статьи автора были связаны с описанием достижений социальных наук. В 1892 году он становится профессором, а в 1894 году возглавляет кафедру социологии и истории цивилизации в Колумбийском университете в Нью-Йорке, с которым связал свою дальнейшую карьеру вплоть до выхода на пенсию в 1928 году.

Ф. Гиддингс является первым полным профессором социологии в США. Его дважды (в 1910 и 1911 годах) избирали президентом Американского социологического общества. Он внес весомый вклад в разработку количественных методов социологического исследования. Среди его теоретических работ следует особо выделить «Основания социологии: анализ явлений ассоциации и социальной организации» (1896), в которой Ф. Гиддингс излагает свою социологическую концепцию.

Общество, с точки зрения Ф. Гиддингса, представляет собой совокупность взаимодействующих индивидов, соединившихся ради достижения какой-либо общей цели. Главная задача социологии, по мнению ученого, состоит в том, чтобы «понять общество в целом и объяснить его посредством космических законов и причин».[29] Социология, по Ф. Гиддингсу, будучи «обширной наукой об обществе, вмещающей в себя всю область специальных социальных наук»[30], должна выполнять координирующую функцию и быть основанием всех частных общественных дисциплин. Кроме того, социология может выступать посредницей между естественными науками, с одной стороны, и политическими и историческими науками, с другой.[31]

В определении основного объективного фактора общественной жизни Ф. Гиддингс солидарен с большинством последователей Г. Спенсера. Этим фактором он считает эволюцию. Социологии следует выявлять специфику эволюционного процесса в различных сферах общественной жизни. Главным «субъективным фактом» в обществе Ф. Гиддингс считает сознание рода. Американский социолог определяет сознание рода «как такое состояние сознания, в котором всякое существо <…> признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собой».[32] Сознание рода обусловливает духовное единство индивидов. Она делает возможным их сознательное взаимо­действие друг с другом при сохранении индивидуальности каждого.

Сознание рода является чисто социальным явлением, так как оно может возникнуть только в обществе. Именно сознание рода, по мнению Ф. Гиддингса, выступает основой социальной идентичности личности. Сознание рода «приводит к более определенной этнической и политической группировке, являясь основанием классовых различий».[33] Мы подсознательно чувствуем симпатию к представителям своей расы, своей страны, своего социального слоя и т.д. И, напротив, питаем неприязнь к людям другой национальности, гражданства, социального происхождения.

Ф. Гиддингс предпринял попытку выявить и объяснить причины и формы социального расслоения. Одной из главных предпосылок дифференциации людей на классы, по мнению американского социолога, являются индивидуальные различия в физических, умственных и нравственных качествах. Ф. Гиддингс выделяет в структуре населения классы первичного и вторичного порядков. К первичным классам относятся жизненные, личные и социальные классы. Они являются следствием изначального социального неравенства. Вторичные классы (политические, промышленные, экономические) – это результат дальнейшей социальной эволюции и усложнения человеческих ассоциаций. Если первичные классы изучаются в рамках социологии, то вторичные входят в предметы специальных социальных наук.

«Жизненные классы являются самым простым непосредственным результатом ассоциации».[34] Их классификация обусловлена, в основном, демографическими особенностями (уровень смертности и рождаемости) отдельных социальных общностей. Ф. Гиддингс выделяет высоко-жизненный класс, характеризующийся высокой рождаемостью и низкой смертностью. К нему относится преимущественно сельское население. Класс средней жизненности отличается низкой рождаемостью и низкой смертностью. Он состоит, главным образом, из городских торговцев и профессионалов. Низкая рождаемость и высокая смертность являются атрибутами класса низкой жизненности, который практически полностью совпадает с бедными городскими рабочими классами. Классы личности определяются биологической наследственностью и дифференцируется по такому критерию, как степень одаренности. Ф. Гиддингс описывает класс гениев и талантливых, класс нормально одаренных и класс уродов (инвалиды, умалишенные, алкоголики и т.п.).

Социальные классы различаются в зависимости от степени развитости сознания рода. Ф. Гиддингс анализирует собственно социальный класс, несоциальный класс, псевдосоциальный класс и антисоциальный класс. У представителей социального класса сознание рода развито очень высоко. Это благотворители, филантропы, реформаторы. Они стремятся принести пользу обществу и действуют в интересах всех людей. Несоциальный класс состоит из индивидуалистов. Сознание рода развито у них в средней степени. Они самостоятельны, независимы, не желают как оказывать помощь, так и принимать ее. Ф. Гиддингс считает именно этот класс первичным, исходным, из которого впоследствии произошли остальные три класса. Псевдосоциальный класс включает в себя бедняков с «выродившимся» сознанием рода. Это люди, стремящиеся жить за счет других. Они подражают представителям социального класса ради наживы. Ф. Гиддингс сравнивает их с паразитами. И, наконец, антисоциальный класс представлен преступниками, у которых сознание рода отсутствует. Они ненавидят общество и все его институты, открыто выступая против них.

Таким образом, психологический эволюционизм внес определенные уточнения в классическую эволюционную схему Г. Спенсера. Л. Уорд и Ф. Гиддингс акцентировали внимание на сознательных аспектах социальной эволюции, на роли психических факторов в развитии цивилизации. Был сделан шаг вперед в понимании специфики общества и закономерностей его генезиса и функционирования. Общество по-прежнему рассматривалось как часть природы, где действуют механизмы естественного отбора. Однако, наличие разума у людей и их целенаправленная деятельность по улучшению социальных условий существенно скорректировали действие данных механизмов в обществе и изменили характер борьбы за существование.

Инстинктивизм У. Макдугалла

Уильям Макдугалл (1871-1938) – известный английский ученый, переехавший в 1921 году в США. Его считают одним из основоположников социальной психологии. Наиболее известный труд У. Макдугалла – «Введение в социальную психологию» (1908).

У. Макдугалл рассматривал психологию в качестве основания всех общественных наук – социологии, истории, философии, экономики и др. Суть инстинктивизма англо-американского ученого сводится к обоснованию положения о том, что главной причиной социального поведения являются врожденные импульсы, инстинкты. У. Макдугалл развивал свою концепцию в противовес бихевиоризму. Бихевиористы (Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др.) рассматривали поведение как реакцию на внешние раздражители (стимулы). У. Макдугалл утверждал, что поведение – это стремление к цели. Он даже назвал свою психологию целевой, или гормической (от греч. гормэ – стремление, желание, порыв). Гормэ – это главная движущая сила интуитивного характера, обусловливающая социальное поведение. У. Макдугалл полагал, что гормэ реализуется в форме инстинктов, склонностей.

У. Макдугалл определял инстинкт как «врожденное психофизическое предрасположение, которое за­ставляет индивида обращать внимание на определенные объекты и испы­тывать при этом эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, ощущать им­пульс к такому действию».[35] Инстинкты обусловлены наследственностью. Они связаны с наличием у человека определенных каналов разрядки нервной энергии. Инстинкты принадлежат сфере бессознательного и полностью определяют наши мысли и действия. Свое выражение инстинкты находят в эмоциях. Каждому инстинкту соответствует та или иная эмоция. Так, У. Макдугалл утверждает, что инстинкт борьбы проявляется в эмоциях гнева и страха, инстинкт бегства – в чувстве самосохранения, инстинкт воспроизведения рода – в ревности, инстинкт приобретения – в чувстве собственности, инстинкт строительства – в чувстве созидания, инстинкт стадности – в чувстве принадлежности.

Особое значение У. Макдугалл придавал инстинкту стадности, поскольку именно он выступает ведущей предпосылкой социальной солидарности. В сочетании с другими инстинктами инстинкт стадности является движущей силой многих социальных процессов (конфликт, конкуренция, война и др.) и основой различных социальных институтов (семья, торговля, промышленность и др.). Стадный инстинкт проявляется в коллективном производстве, в совместном проведении свободного времени, в росте горо­дов, в массовых сборищах, де­монстрациях, толпах и т.д.

Очевидно, что инстинктивизм является формой психологического редукционизма. Учение У. Макдугалла рассматривает социальную жизнь как простое проявление врожденных импульсов, что, по нашему мнению, значительно упрощает действительность. С другой стороны, инстинктивизм стимулировал изучение внутренних, психологических аспектов человеческого поведения – таких, как установки, аффекты, потребности, интересы, привычки и др.

Наши рекомендации