Federal state budgetary educational institutuion

OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

«TAMBOV STATE UNIVERSITY

NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN»

A.V. Okatov

THE OUTLINES

OF CLASSICAL

SOCIOLOGY

Course book

Tambov 2014

 
 
 

Recommended for publishing

by the Editorial-Publishing Board

of TSU named after G.R. Derzhavin

Reviewers:

Doctor of Sociology, Professor V.V. Komleva

Candidate of sociology, Associate Professor O.V. Zhulikova

Okatov, A.V.

The outlines of classical sociology: Course Book / A.V. Okatov; Ministry of Education and Science of RF, FSBEI HPE «Tambov State University named after G.R. Derzhavin». Tambov: the Publishing House of TSU named after G.R. Derzhavin, 2014. - pp.

ISBN

Course book includes the characteristics of the classic stage of development of sociology, discusses the major milestones of institutionalization of sociology, and analyzes the specifics of schools and approaches of classical sociology in a broad historical context. It is intended for students, post-graduates and lectures of sociological faculties.

ISBN

© Okatov A.V., 2014

© FSBEI HPE «Tambov State University

 
named after G.R. Derzhavin», 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие..............................................................
   
Глава 1. Предпосылки возникновения социологии. Парадигмы и их роль в развитии социологии..........................  
§ 1. Социально-экономические процессы Нового времени и их роль в формировании социологического знания..........  
§ 2. Идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии.................................................................  
§ 3. Значение открытий в области естественных наук для становления социологии................................................  
§ 4. Понятие парадигмы. Парадигмы в социологии........
Вопросы и задания по теме......................................
   
Глава 2. Социология О. Конта.......................................
§ 1. Жизнь и основные этапы научной деятельности О. Конта. Предпосылки его социологии.............................  
§ 2. О. Конт как основоположник позитивизма.............
§ 3. Классификация наук О. Конта. Место социологии в системе научного знания................................................  
§ 4. Метод социологии...........................................
§ 5. Структура контовской социологии: социальная статика и социальная динамика............................................  
Вопросы и задания по теме......................................
   
Глава 3. Социологическая концепция Г. Спенсера............
§ 1. Жизнь и творчество Г. Спенсера..........................
§ 2. Общество как центральная категория социологии Г. Спенсера................................................................  
§ 3. Г. Спенсер об эволюции и типологии обществ.........
§ 4. Теория социальных институтов Г. Спенсера...........
Вопросы и задания по теме......................................
   
Глава 4. Натурализм в социологии второй половины XIX – начала ХХ веков.........................................................  
§ 1. Предпосылки возникновения натурализма в социологии........................................................................  
§ 2. Социал-дарвинизм...........................................
§ 3. Расово-антропологическая школа в социологии.......
§ 4. Географическое направление в социологии............
Вопросы и задания по теме......................................
   
Глава 5. Психологизм в социологии конца XIX – начала ХХ веков...................................................................  
§ 1. Предпосылки формирования психологического направления в социологии..............................................  
§ 2. Психологический эволюционизм Л. Уорда и Ф. Гиддингса.......................................................................  
§ 3. Инстинктивизм У. Макдугалла............................
§ 4. Немецкая школа психологической социологии. Психология народов В. Вундта.............................................  
§ 5. Групповая психология Г. Тарда и Г. Лебона............
§ 6. Интеракционизм Ч.Х. Кули................................
Вопросы и задания по теме......................................
   
Глава 6. Социологические воззрения К. Маркса...............
§ 1. Биография К. Маркса. Идейные истоки его научных взглядов....................................................................  
§ 2. Концепция общественно-экономических формаций К. Маркса...................................................................  
§ 3. К. Маркс об общественном развитии....................
§ 4. Проблема классов и классовой борьбы в социально-экономическом учении К. Маркса.....................................  
Вопросы и задания по теме......................................
   
Глава 7. Социология Э. Дюркгейма................................
§ 1. Жизнь и основные этапы научной биографии Э. Дюркгейма. Теоретические источники его социологии........  
§ 2. Социологизм Э. Дюркгейма...............................
§ 3. Э. Дюркгейм о социальной солидарности...............
§ 4. Основные проблемы работы Э. Дюркгейма «Самоубийство» (1897) .........................................................  
§ 5. Социология религии Э. Дюркгейма......................
Вопросы и задания по теме......................................
   
Глава 8. Формирование немецкой социологической школы......................................................................  
§ 1. Истоки немецкой социологии.............................
§ 2. Социология Ф. Тённиса.....................................
§ 3. Социологическая концепция Г. Зиммеля................
Вопросы и задания по теме......................................
   
Глава 9. Социологическая концепция М. Вебера...............
§ 1. Жизнь и творчество М. Вебера............................
§ 2. М. Вебер о методологии социологического познания...........................................................................  
§ 3. Теория социального действия М. Вебера................
§ 4. Принцип рациональности и теория капитализма М. Вебера..................................................................  
§ 5. Политическая социология М. Вебера....................
§ 6. Религия в социологической концепции М. Вебера....
Вопросы и задания по теме......................................
   
Глава 10. Социологические взгляды В. Парето.................
§ 1. Общая характеристика научной биографии В. Парето...................................................................  
§ 2. В. Парето о методе социально-гуманитарных наук...
§ 3. Теория человеческого поведения В. Парето. Концепция «осадков» и «производных» ......................................  
§ 4. Теория элиты В. Парето....................................
§ 5. Общество как динамическая равновесная система....
Вопросы и задания по теме......................................
   
Глава 11. Социологическая теория П.А. Сорокина............
§ 1. Жизнь и основные этапы научной деятельности П.А. Сорокина.............................................................  
§ 2. Российский период творчества П.А. Сорокина.........
§ 3. Социология революции П.А. Сорокина.................
§ 4. Учение о социальной стратификации и социальной мобильности...............................................................  
§ 5. Теория социальной и культурной динамики............
Вопросы и задания по теме......................................
   
Глава 12. Чикагская социологическая школа...................
§ 1. Предпосылки возникновения и общая характеристика Чикагской социологической школы...............................  
§ 2. Работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920) ..........................  
§ 3. Социологическая концепция Р. Парка...................
§ 4. Социологическое творчество Э. Бёрджесса.............
Вопросы и задания по теме......................................
   
Глава 13. Структурный функционализм.........................
§ 1. Учение Т. Парсонса о социальном действии...........
§ 2. Теория социальной системы Т. Парсонса...............
§ 3. Т. Парсонс об эволюции и типологии обществ.........
§ 4. Структурный функционализм Р. Мертона..............
§ 5. Концепция аномии Р. Мертона............................
§ 6. Социология науки Р. Мертона. Теории среднего уровня.......................................................................  
Вопросы и задания по теме......................................
   
Словарь основных понятий и терминов..........................
Именной указатель.....................................................
Список использованных источников..............................

CONTENTS





Preface......................................................................
   
Chapter 1. Premises of sociology. Paradigms and their role in the development of sociology...........................................  
§ 1. Socio-economic processes of New time, and their role in the formation of sociological knowledge................................  
§ 2. Ideological and theoretical premises for the genesis of sociology....................................................................  
§ 3. The role of the discoveries in the natural sciences for the development of sociology.................................................  
§ 4. Понятие парадигмы. Парадигмы в социологии........
Questions and tasks on theme.....................................
   
Chapter 2. Sociology of A. Comte......................................
§ 1. Life and milestones of scientific activity of A. Comte. Premises of his sociology.................................................  
§ 2. A. Comte as the founder of positivism......................
§ 3. Classification of sciences of A. Comte. The place of sociology in the system of scientific knowledge..........................  
§ 4. Method of sociology...........................................
§ 5. Structure of A. Comte's sociology: social statics and social dynamics...............................................................  
Questions and tasks on theme.....................................
   
Chapter 3. Sociological concept of H. Spencer......................
§ 1. Life and works of H. Spencer................................
§ 2. Society as the central category of the sociology of H. Spencer......................................................................  
§ 3. H. Spencer about the evolution and typology of societies..................................................................
§ 4. Theory of social institutions of H. Spencer.................
Questions and tasks on theme.....................................
   
Chapter 4. Naturalism in the sociology of the second half of XIX - early XX centuries................................................  
§ 1. Premises of naturalism in sociology.........................  
§ 2. Social Darwinism..............................................
§ 3. The racial anthropological school in sociology............
§ 4. Geographical approach in sociology........................
Questions and tasks on theme.....................................
   
Chapter 5. Psychologism in sociology of late XIX - early XX centuries....................................................................  
§ 1. Premises of forming of psychological approach in sociology.................................................................  
§ 2. Psychological evolutionism of L. Ward and F. Giddings.............................................................  
§ 3. Instinctivizm of W. McDougall.............................
§ 4. German school of psychological sociology. Ethnic Psychology of W. Wundt......................................................  
§ 5. Group psychology of G. Tarde and G. Lebon..............
§ 6. Interactionism of Ch.H. Cooley..............................
Questions and tasks on theme.....................................
   
Chapter 6. Sociological views of K. Marx............................
§ 1. Biography of Karl Marx. Ideological origins of his scientific views................................................................  
§ 2. Concept of socio-economic formations of K. Marx.......
§ 3. K. Marx on social development..............................
§ 4. Problem of classes and class struggle in the socio-economic theory of K. Marx..............................................  
Questions and tasks on theme.....................................
   
Chapter 7. Sociology of E. Durkheim.................................
§ 1. Life and milestones of scientific biography of E. Durkheim. Theoretical sources of his sociology..............................  
§ 2. Sociologism of E. Durkheim.................................
§ 3. E. Durkheim on social solidarity............................
§ 4. Main problems of E. Durkheim’s «Suicide» (1897) ......  
§ 5. Sociology of religion of E. Durkheim.......................
Questions and tasks on theme.....................................
   
Chapter 8. Formation of the German school of sociology.........
§ 1. Origins of German sociology................................
§ 2. Sociology of F. Tönnies......................................
§ 3. Sociological concept of G. Simmel..........................
Questions and tasks on theme.....................................
   
Chapter 9. Sociological concept of M. Weber.......................
§ 1. Life and work of M. Weber..................................
§ 2. M. Weber on the methodology of sociological knowledge..................................................................  
§ 3. Theory of social action of M. Weber........................
§ 4. Principle of rationality and the theory of capitalism of M. Weber...................................................................  
§ 5. Political Sociology of M. Weber............................
§ 6. Religion in sociological concept of M. Weber.............
Questions and tasks on theme.....................................
   
Chapter 10. Sociological views of V. Pareto..........................
§ 1. General characteristics of the scientific biography of V. Pareto....................................................................  
§ 2. V. Pareto about the method of social sciences.............
§ 3. Theory of human behavior V. Pareto. The concept of «residues» and «derivatives».............................................  
§ 4. Theory of elite of V. Pareto..................................
§ 5. Society as a dynamic equilibrium system...................
Questions and tasks on theme.....................................
   
Chapter 11. Sociological theory of P.A. Sorokin....................
§ 1. Life and milestones of scientific activity of P.A. Sorokin................................................................  
§ 2. Russian period of work of P.A. Sorokin....................
§ 3. Sociology of revolution of P.A. Sorokin....................
§ 4. Doctrine of the social stratification and social mobility...
§ 5. Theory of social and cultural dynamics.....................
Questions and tasks on theme.....................................
   
Chapter 12. The Chicago school of sociology........................
§ 1. Premises and general description of the Chicago school of sociology.................................................................  
§ 2. W. Thomas and F. Znaniecki «The Polish Peasant in Europe and America» (1918-1920).........................................  
§ 3.Sociological concept of R. Park.............................
§ 4. Sociological theory of E. Burgess...........................
Questions and tasks on theme.....................................
   
Chapter 13. Structural functionalism.................................
§ 1. Theory of social action of T. Parsons.......................
§ 2. Concept of social system of T. Parsons.....................
§ 3. T. Parsons on the evolution and typology of societies....
§ 4. Structural functionalism of R. Merton......................
§ 5. Concept of anomie of R. Merton............................
§ 6. . Sociology of science of R. Merton. Middle-range theories.....................................................................  
Questions and tasks on theme.....................................
   
Conceptual dictionary and glossary...................................
Author index...............................................................
List of used literature....................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ

В развитии социологии как науки, как правило, выделяют два основных этапа: классический и современный. Классический этап охватывает временной промежуток с XIX века (времени зарождения социологии) до середины ХХ века. Внутри него выделяют раннюю (до Первой мировой войны) и позднюю (период между мировыми войнами) классику. Современными считаются социологические теории, созданные после Второй мировой войны.

Данное учебное пособие посвящено классическому этапу становления социологии. Именно в это время закладывались теоретические и методологические основы социологической науки. Главная заслуга мыслителей этой эпохи заключается в институционализации социологии, то есть в ее полном и окончательном признании в качестве самостоятельной научной дисциплины. В результате социология обрела академический статус, открылись кафедры и факультеты социологии, появились научные журналы и регулярно стали проводится конференции, посвященные социологическим проблемам. Кроме того, были сформулированы основные принципы исследования общества, личности, социальной структуры и социальных процессов, многие из которых актуальны и по сей день.

Описание и характеристика классических социологических теорий является не такой простой задачей, как это может показаться непосвящённому человеку. Иногда бывает проще теоретически обосновать бытие и функционирование какого-либо социального института, чем проанализировать концепции классиков социологии, в которых рассматривается данный институт.

Приведем несколько доводов, которые подчеркивают значимость истории социологии для будущего специалиста в данной отрасли знания. Нам представ­ляется абсолютно обоснованным утверждение авторов учебного пособия по истории западной социологии И.А. Громова, А.Ю. Мацкевича и В.А. Семенова о том, что история социоло­гии представляет собой не просто «музейное собрание», куда мы заглядываем ради любопытства или просто для установле­ния хронологической последовательности возникновения тех или иных концепций, взглядов, идей. История социологии – это важнейший источник развития социологического знания, и основа для ее профессионального самосознания.

Когда мы изучаем теоретическое наследие великих мысли­телей прошлого, мы не просто отдаем им должное, признаем их заслуги и вклад в развитие социологии. Мы приходим к осозна­нию того факта, что величественное здание современной социо­логии без такого мощного фундамента, как классические социо­логические теории, просто развалилось бы и вообще вряд ли бы­ло бы построено.

Ленивый студент может задать вполне резонный, с его точки зрения, вопрос: зачем изучать историю социологии, если можно ограничиться рассмотрением современных теорий, подходов и методов. Ответить такому студенту можно словами выдающегося не­мецкого философа Г. Гегеля, который писал, что голый резуль­тат – это труп человека, о котором мы ничего не знаем. Извест­ный отечественный историк социологии Ю.Н. Давыдов, разви­вая данную мысль, приводит следующий аргумент в пользу изу­чения истории социологии. Нужно ли простому человеку знать, как изобретен выключа­тель, если ему надо просто включить свет? Очевидно, что не нужно. Достаточно нажать кнопку. Однако, это справедливо до тех пор, пока выключатель исправно работает. А что делать, если он сломался? Следует его разобрать и определить, что вышло из строя. То есть теперь нас уже не устраивает готовый результат, хотя мы пользовались им бездумно довольно продолжительное время. Мы начинаем прилагать усилия по выяснению способа достижения этого результата. Иными словами, экстраординарная ситуация заставила нас обратиться к изучению истории создания выключателя. В социологии «голый ре­зультат» также устраивает нас до тех пор, пока нам все ясно и понятно. Но если возникает проблема, наши рассуждения порождают противоречия, то приходится разби­рать механизм, которым мы пользовались. Так как он состоит из научных понятий, его можно «развинтить» только выяснив осо­бенности их возникновения и развития.

При изучении классической социологии необходимо иметь общее представление об особенностях развития социологи­ческой науки. Во-первых, в социологии происходит постоянная актуализация различных теорий, концепций, подходов, а также проблем, сформулированных мыслителями прошлого. В зависимости от социально-политической, экономической, духовной обстановки в обществе на первый план могут выходить разные теоретические конструкты. Подтвер­ждением данного тезиса могут служить «веберовский ренес­санс» в западной социологии 1970-1980-х гг., широкое распространение идей К. Маркса в нашей стране в XX веке.

Во-вторых, в социологии (как и в других социально-гуманитарных науках) новые открытия и знания никогда полно­стью не перечеркивают предшествующие знания и достижения. «Старые» знания остаются в живой ткани современности. Этим социология отличается от большинства естественных наук, в которых появление новой парадигмы почти всегда означает крах предыдущей.

В-третьих, история социологии не является абстрактным космополитическим знанием, как, скажем, история математики или физики. В естественных науках не важно, какой культуре или стране принадлежит исследователь. Важен лишь результат его деятельности. Социология, напротив, всегда формируется на национальной почве под влиянием традиций народа, его норм, ценностей и стереотипов. В качестве иллюстраций можно при­вести Чикагскую социологическую школу, впитавшую в себя практичность и рациональность американского общества, французскую социологическую школу, основанную на концепции социальной солидарности Э. Дюркгейма. Изучая развитие со­циологии в той или иной стране, мы можем понять культуру данного народа, специфику его социальных институтов.

В-четвертых, социология является мультипарадигмальной наукой. Это значит, что в ней, говоря словами известного россий­ско-американского ученого П.А. Сорокина, сосуществует мно­жество равнопорядковых идей, теорий, подходов, среди которых нет главного, доминирующего. Мы полагаем, что наличие мно­жества парадигм в рамках современной социологической науки обусловливает ее громадный потенциал в изучении своего пред­мета.

Предметом истории социологии является становление и развитие социологического знания, формирование парадигм в рамках социологии. Историки социологии пытаются оценить вклад каждого конкретного ученого в становление социологического знания, установить, в какой связи находятся современные представления об обществе со взглядами прошлого, и как используется это «старое» знание в современных условиях. Предмет истории социологии неразрывно связан с предметом самой социологии. Чем конкретнее и ýже определен предмет социологии, тем короче становится ее история. То есть, если мы утверждаем в качестве предмета социологии общество в целом, ее история будет начинаться с античности. Если же мы сформулируем предмет социологии более конкретно и включим в него общество как систему, социальные институты, процессы, социальные группы и общности, отношения между личностью и обществом, закономерности массового поведения людей, то в этом случае история нашей науки окажется значительно короче. Ее истоки будут обнаружены лишь в XIX веке.

Термин «социология» (от лат. societas – «общество» и греч. logos – «слово, учение») был введен французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в 1839 г. в работе «Курс позитивной философии» (в 6 тт., 1830-1842). Этим понятием О. Конт обозначил новую науку об обществе, основателем которой себя считал. Однако, не все специалисты по истории социологии разделяют данное убеждение французского ученого. Уже более полутора веков ведется дискуссия о хронологических границах истории социологии. При этом особо оживленные споры касаются определения ее нижних границ. И даже в начале XXI века у социологов отсутствуют однозначные ответы на, казалось бы, простые вопросы: «когда родилась социология?» и «кого можно считать ее основателем?». В связи с этим рассмотрим наиболее распространенные в научной литературе подходы к данной проблеме.

Ряд исследователей полагает, что элементы социологического знания можно усмотреть уже в трудах античных мыслителей Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Они за две тысячи лет до О. Конта размышляли о структуре общества и особенно­стях его возникновения и развития. Так, Платон одним из первых обратил внимание на проблему социальной поляризации, то есть на расслоение людей на богатых и бедных. Данное обстоятельство, по мнению философа, является причиной многочисленных социальных конфликтов. Аристотель назвал человека общественным, или политическим, животным.

Некоторые историки социологии обнаруживают в творчестве флорентийского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527) атрибуты социологической постановки ряда проблем. В произведении «Государь» (1532) он размышлял о факторах общественного благополучия и формах эффективного управления государством. Н. Макиавелли убедительно доказал, что напряженные отношения между элитой и массами неизбежно присутствуют в любом организованном обществе. Напряженность этим отношением придают, с одной стороны, опасения элиты из-за возможного восстания масс, а с другой, – боязнь тирании, свойственная основной массе населения.

Многие авторы обнаруживают социологическую проблематику в концепциях мыслителей эпохи Просвещения. Так, известный фран­цузский социолог середины XX в. Раймон Арон (1905-1983) посвящает первую главу своей книги «Этапы развития социологической мысли» (1967) взглядам Шарля Монтескье (1689-1755). Ш. Монтескье в работе «О духе законов» (1748) отмечает, что социальный мир, как и мир физический, подчинен действию объективных законов. Иными словами, все, что происходит в мире, имеет свою причину. Если какое-то событие кажется нам случайным, то, вероятно, мы недостаточно глубоко проанализировали обстоятельства, предшествующие ему, и не нашли его причину. Сторонников подобных взглядов называют детерминистами. Социология как наука немыслима без детерминизма, то есть без признания факта существования объективных социальных законов.

Некоторые историки социологии полагают, что ос­нователем социологии является учитель Огюста Конта Анри Сен-Симон (1760-1825). О. Конт в молодости несколько лет служил секретарем у А. Сен-Симона. В служебные обязанности О. Конта входила разработка и дальнейшее развитие идей, которые ум А. Сен-Симона производил в промышленных масштабах. В числе идей, предложенных А. Сен-Симоном и перенятых О. Контом, представление о социальной физике как науке об обществе, основанной на законах и методах естествознания. Следует отметить, что А. Сен-Симон задолго до О. Конта стал использовать термин «позитивная философия» примерно в том же значении, что придавал ему «крестный отец» социологии. У А. Сен-Симона О. Конт также позаимствовал мысль о «критических» и «органических» периодах в развитии общества, а также представление о роле индустриализма и «индустриалов» в функционировании и эволюции социума.

Приверженцы, пожалуй, наиболее распро­страненного подхода убеждены, что настоящим «отцом» социо­логии является автор данного термина О. Конт. В числе аргументов в пользу данной точки зрения, как правило, называют то обстоятельство, что О. Конт не просто дал название новой науке, но и разработал подробную программу социологии. Данная программа включала в себя обоснование предмета социологии, ее метода и структуры. Кроме того, О. Конт определил место социологии в разработанной им иерархии наук. Над реализацией этой программы О. Конт трудился всю жизнь, а после смерти мыслителя его дело продолжили многочисленные ученики и последователи.

Мы полагаем, что все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них есть доля истины. Становление социологии как научной дисциплины – длительный, нелинейный и необычайно сложный процесс при­ращения, совершенствования и развития социально-гуманитарного знания, начавшийся несколько тысячелетий на­зад. Нет никаких сомнений в том, что социология, как и наука в целом, генетически связана с ан­тичной и средневековой культурой, философией, которые ин­тегрировали и аккумулировали в себе накопленные в древнем мире знания о человеке и обществе. Поэтому не совсем правомерно изучать историю социологии начиная с XIX в., не обращаясь при этом к ее социально-историческим и идейно-теоретическим предпосылкам.

ГЛАВА 1.

Наши рекомендации