Основные теоретические подходы в изучении культуры.
1. Функционализм (Б. Малиновский, А. Ратклифф-Браун). С этой точки зрения каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Культура здесь – важный аспект и характеристика социальной системы.
2. Символизм (Т. Парсонс, К. Гирц). Рассматривает элементы культуры прежде всего как символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т. д.).
3. Адаптивно-деятельностный подход (Э. Маркарян). Он рассматривает культуру как способ деятельности и систему внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.
Культура –это, прежде всего, символическая адаптация человека к окружающим природным и социальным условиям, способ символического, оценочного освоения действительности и ориентации в ней, способ упорядочивания жизненного опыта людей.
Функции культуры: 1. Коммуникативная – накопление и трансляция социального опыта в ходе совместной деятельности и из одного поколения в другое. 2. Регулятивная – создание ориентиров человеческих действий и система контроля за этими действиями. 3. Интегративная – создание системы значений, ценностей и норм, как важнейших условий стабильности социальных систем.
Основными элементами культуры являются язык, нормы (привычки, обычаи, традиции, ритуалы, мода и др.), ценности, мировоззрение (мифы, религии, идеологии), идеи, знания, а также артефакты (вещи). Таким образом, элементами культуры могут быть как плуг или ЭВМ, так и квантовая теория или идея равенства.
Язык – это знаковая система, со знаками которой соотнесены некоторые смыслы и значения, т. е. код, позволяющий передавать информацию (в т. ч. культурные смыслы) от одного человека к другому, достигать взаимопонимания и интерпретировать различные ситуации.
Ценности – это устойчивые абстрактные представления о значимом для человека, понятия об идеалах и критериях оценки в разных областях жизни; это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба, верность и т.п. Другими словами, ценности есть разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым надо стремиться. Выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения описывается в социологии термином «ценностные ориентации».
В основе ценностей лежат идеи.
Знания – это достоверные сведения о чем-либо.
Мифы – это вымышленная картина мира.
Нормы – это формы регуляции поведения в социальной системе, конкретные предписания, правила поведения в типичных ситуациях; это идеальные образцы, предписывающие то, что люди должны делать, думать, чувствовать и говорить в конкретных ситуациях. Нормы – это законы и другие формальные правила, а также мораль, образцы поведения (привычки, обычаи, традиции, этикет, нравы, манеры и т. п.).
Манеры – это основанные на привычках внешние формы поведения человека. Но в отличие от привычек манеры воспитываются. Манеры отличают аристократов от простолюдинов, воспитанных и невоспитанных людей. Манеры бывают светские и повседневные.
В своей совокупности манеры образуют культурный комплекс – этикет. Этикет – это принятая в особых социальных кругах система правил поведения. Он включает особые манеры, нормы, церемонии, ритуалы. Свой особый этикет есть, например, в светских салонах или дипломатических кругах.
Обычаи присущи большим массам людей (в отличие от манер) и представляют собой, традиционно установившийся порядок поведения, одобренные обществом массовые образцы действий.
Традиции – это те обычаи и привычки, которые переходят из поколения в поколение. В качестве традиций могут выступать не только образцы поведения, но и ценности, идеи, общественные установления, вкусы или взгляды.
Нравы представляют собой особо оберегаемые обществом массовые образцы поведения.
Одни элементы культуры существуют в одиночестве, а другие организуют вокруг себя совокупность новых элементов. В последнем случае говорят о культурном комплексе. Например, появление плуга, книгопечатания или паровой машины привело к коренным изменениям в способах хозяйствования и образе жизни.
Все культурные феномены изобретены людьми. При этом определенные явления культуры встречаются у всех народов, независимо от социального устройства, географического места и исторического времени. Они получили название культурных универсалий. К ним относят: образование, системы родства, наличие ритуалов, совместный труд, правила взаимоотношения полов, язык, спорт, танцы, запрет кровосмешения, гостеприимство, право наследования, жестикулирование, игры, семья, ухаживание, календарь, этика, торговля и др. На разных стадиях развития человеческого общества их набор менялся. Дж.Мердок в 1959 году выделил более 70 культурных универсалий.
Вместе с тем, несмотря на определенное сходство, каждая культура уникальна. Например, даже такие, казалось бы, близкие культуры, как английская и американская, имеют разные системы поощрений и стимулов к карьерному продвижению. Это объясняется тем, что реакция людей на те или иные сигналы зависит от типа культуры, ее особенностей.
Единство данных реакций выступает условием того, чтобы действия людей оказались взаимоожидаемыми. Без общности правил, норм, представлений, образов деятельности и других символических элементов социальная связь была бы невозможна. В этом состоит интегративная социальная функция культуры. Социология изучает, прежде всего, роль культуры в социальных взаимодействиях, символические механизмы самоорганизации общества из физически изолированных индивидов, регуляцию их совместной деятельности и социализацию новых поколений.
Культура является сложным динамическим образованием. Тем не менее, рассматривая культуру в статике, т. е. изучая её внутреннее строение, социологи выделяют в ней три элемента: материальную, социальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся предметы (физические объекты), созданные руками человека (здания, сооружения, орудия труда, одежда и т. д.). Эти материальные предметы называются артефактами. В отличие от природных вещей артефакты выполняют ту или иную функцию, несут на себе определенное символическое значение и представляют для человека известную ценность. Социальная культура включает правила, нормы, ритуалы, традиции взаимоотношений между людьми. Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и идей (символов, образов, представлений, оценок, мифов, знаний и т. д.). Если первая объективируется в вещественно-предметных формах, то вторая и третья – в знаково-символических формах (книги, чертежи и др.). Они тоже являются результатом деятельности людей, но созданы не руками, а их разумом и чувствами. Эти объекты нельзя увидеть, потрогать и т. п., но они реально существуют. Способ их существования принципиально отличается от существования материальных вещей. Они существуют в нашем сознании и благодаря человеческому общению. Однако для своего существования они нуждаются также и в материальном посреднике (в храмах, картинах, книгах и т. д.). Например, символическим действием является ношение галстука. Этого требует светский этикет. Сам же галстук является артефактом.
Культура фиксирует исторический опыт народа и передает его следующим поколениям. В этом состоит еще одна из важнейших функций культуры – функция социализации.
В зависимости от источника и носителя той или иной культуры, в ней часто выделяют три формы: элитарную, народную и массовую, а также две разновидности: субкультуру и контркультуру.
Элитарная (высокая) культура создается привилегированными слоями населения, профессиональными творцами. Она включает прежде всего изящное искусство, классическую музыку и литературу. Потребителями элитарной культуры является высокообразованная часть общества. Эта культура трудна для понимания неподготовленного человека. Ее расцвет обычно связывают с эпохой становления наций и национального самосознания.
Народная культура создается исторически более ранним, этническим сознанием, народными массами. Она включает мифы, легенды, сказания, песни, танцы, карнавалы и т. п. Народная культура создается анонимными творцами, которые не имеют профессиональной подготовки. По своему духу эта культура коллективна. Ее создание и функционирование практически не отделимо от повседневной жизни.
Массовая культура появилась только в середине XX века в связи с индустриализацией, развитием средств массовых коммуникаций (кино, печать, поп-музыка, мода и др.), урбанизацией городской жизни, увеличением плотности контактов. Она оказалась понятной и доступной широким слоям населения, однако обладает гораздо меньшей художественной ценностью, чем народная и элитарная. Массовая культура не связана национальными или этническими ценностями. Она полиэтнична и, в значительной мере, космополитична. Это авторская культура. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей. Образцы массовой культуры быстро устаревают. Разновидностью массовой культуры является кич.
Поскольку общество неоднородно, в нем могут выделяться относительно небольшие группы, в которых формируется своя особая культура. Субкультура – это культура отдельных групп населения (национальных, демографических, профессиональных и т. д.), составляющих то или иное общество. Она может значительно отличаться от доминирующей культуры. Язык в ней принимает форму жаргона. Примером здесь является молодежная субкультура. Ведущими формами жизни современной молодежи, ее главными ценностями все больше становятся досуг и отдых, которые противостоят трудовой этике старших поколений.
Контркультура – это та субкультура, которая противостоит по своим фундаментальным принципам доминирующей культуре. Наиболее распространенной контркультура оказалась в молодежной среде. Например, культура хиппи, панков и др.
Та часть культуры, которая относится к настоящему времени, характеризуется понятием образ жизни. Это понятие включает язык, верования, установки, ценности, манеры, обычаи, нравы, этикет, а также такие элементы культуры, как условия труда, характер проведения свободного времени, фасон одежды, качество жилья. Существенно различается, например, образ жизни охотников и земледельцев, горожан и сельских жителей, рабочих и буржуа.
Эта неоднородность, разнообразие культуры выражается понятием культурное разнообразие. Культурное разнообразие проявляется, в частности, в том, что одни и те же символы, нормы, правила, и ценности приобретают в различных культурах разное значение. Культурное разнообразие способствует развитию культур, их взаимному обогащению.
Важным аспектом изучения культуры выступает культурная динамика.
Культура постоянно движется. Этот раздел социологии культуры изучает изменения культуры в пространстве и во времени. Механизмами, движущими силами изменений в культурах являются открытия и изобретения.
Открытие – это получение нового знания о мире. Изобретение – это новая комбинация известных культурных элементов. Изобретения делятся на материальные (научные или технические) и духовные (социальные, например, изобретение новых форм государственного устройства, новых форм денег). Эти открытия и изобретения так или иначе становятся достоянием других культур. Процесс взаимного проникновения культурных черт и комплексов из одного общества в другое называется культурной диффузией.
* * *
Культура – это важнейший регулятор поведения людей. Культурные ценности обладают уникальной способностью регулировать поведение человека вне системы управленческого воздействия. Ценности, наличествующие в обществе, формируют целевую ориентацию людей. Культурная регламентация поведения человека имеет место и в рамках социального института.
Поскольку практически все люди функционируют в рамках того или иного социального института, большое значение имеет формирование соответствующего институционального поведения. Это поведение определяется набором специфических ценностей-целей, на которые ориентированы люди, включенные в деятельность данного социального института. Цели задают образ результата, на который мы ориентированы. Чтобы люди не отклонялись от рамок институционального поведения, обществом задаются социокультурные нормы, т. е. нормативно закрепленные образцы поведения. Следование нормативным образцам поддерживается механизмом санкций. Культура, следовательно, управляет поведением человека обезличенно и без использования управленческих воздействий. Тем самым культура экономит на управлении. Однако этот механизм управления очень инертен и может тормозить общественный прогресс. Эта особенность культуры подробно будет рассмотрена в следующей главе.
Глава 4.
Социализация
Известно, что человеческий индивид не обладает каким-либо врожденным опытом, знаниями и навыками, делающими его способным жить и действовать в обществе. Личность и сознание возникают в процессе взаимодействия человека с другими людьми, а не даны от природы. Социализация представляет собой естественный, во многом стихийный процесс формирования социальных качеств, освоения индивидом социальных ролей, культурных норм, приобретения циркулирующих в обществе знаний и умений, ценностей и идеалов.
В отличие от обучения социализация не ограничена ни временными, ни пространственными рамками и практически не поддается искусственному управлению или манипуляции. Социальной роли невозможно обучиться по книгам или, например, методом деловой игры. Каждая роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. Она связана с множеством других ролей. Вместе с тем, процесс социализации тесно связан с процессом образования.
Процесс социализации происходит непрерывно с раннего детства и до глубокой старости, а "учителями" выступают все люди, вступающие в контакт с данным индивидом. Тем не менее, детство – особо значимый для социализации период жизни человека. В ходе социализации, в общении с другими людьми формируется личность человека, человеческое «Я». Формы и механизмы социализации определяются социальной организацией общества и его ценностями.
Агентами социализации выступают не только отдельные люди, но и целые учреждения, ответственные за обучение культурным нормам. Различают агентов первичной социализации (ближайшее окружение человека: родители, родственники, знакомые и др.) и агентов вторичной социализации (его широкое окружение: администрация учебных заведений и предприятий, представители милиции, судов, армии, государства, партий, СМИ и т. п.). Соответственно, социализация делится на первичную (раннюю) и вторичную.
Первичная социализация связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особенно она важна на ранних этапах жизни. Вторичная социализация связана с овладением специальных знаний и навыков (прежде всего связанных с профессиональной деятельностью), с приобщением к определенной субкультуре.
Одним из механизмов социализации выступает идентификация. Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «Я-концепцию». Эта концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.). Действие идентификации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Действия людей во многом определяются их самооценкой и групповым членством.
Процесс социализации в каждом конкретном случае опосредуется индивидуально-психологическими чертами человека и его личностными качествами.
Процесс социализации протекает под непрерывным контролем общества, получившим название социального контроля. Его задача поддерживать принятые в обществе стандарты поведения. Агентами такого контроля выступают все окружающие. Социальный контроль выполняет охранительные функции в обществе, выступает как фундамент его стабильности. Если бы не было социального контроля, люди делали бы всё, что им заблагорассудится. Наступил бы общественный хаос. Этот особый механизм поддержания общественного порядка включает в себя ценности, нормы и санкции.
Нормами называются предписания, требования, пожелания и ожидания от индивида определенного поведения. "Нормируются" не только действия, но и чувства, слова и даже мысли. Другими словами, нормы – это идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать или делать в конкретных ситуациях.
Свои нормы существуют как в обществе в целом, так и в малых группах (в семье, в круге друзей, в местах отдыха и т. п.). В качестве норм выступают обычаи, традиции, нравы, законы, манеры, этикет и др. Выступая как обязанности одного лица по отношению к другим и как взаимные ожидания, они связывают людей в единую общность, формируют сеть социальных отношений.
На язык предписаний переводится всё то, что ценится обществом. Например, даже привычка соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок) в широком смысле выступает как ценность и переводится на язык предписаний. Нормы выступают как стражники ценностей.
Санкции – это формы наказания (замечание, выговор, телесное наказание и др.) или поощрения (благодарность, премия и др.) за отклонения от принятого поведения. Санкции стимулируют людей соблюдать нормы, что делает их поведение предсказуемым. Санкции бывают не только позитивными и негативными, но и формальными (орден, выговор) и неформальными (похвала, обидное высказывание). Каждой норме должна соответствовать определенная санкция.
Если санкция применяется человеком к самому себе, то принято говорить о самоконтроле. Его проявлением выступает совесть. Самоконтроль в условиях современного общества оказывается ведущей, а в некоторых сферах и единственно возможной формой социального контроля. Самоконтроль основывается на волевом усилии. Он означает, что индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывает его с общепринятыми нормами. (Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью называется инфантилизмом.)
Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Один из недостатков внешнего контроля – он тормозит развитие самосознания и волеизявления.
Внешний контроль бывает формальным и неформальным, общим и детальным (надзором).
Методы контроля могут быть жесткими (репрессии) и мягкими, прямыми и косвенными (влияние СМИ). В организациях контроль бывает также общим или детальным.
Разновидностью социального контроля является общественное мнение. Это совокупность оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения, либо его частью. Оно есть в производственном коллективе, поселке, у социального класса, этнической группы или общества в целом. Воздействие общественного мнения может быть очень сильным.
Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется отклоняющимся, или девиантным. Формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, азартные игры, уголовная преступность, психические расстройства и др. С точки зрения Р. Мертона отклоняющееся поведение – следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения. Проблема состоит, прежде всего, в неодинаковых возможностях использования нормативных средств у различных социальных групп и в разном к ним отношении.
С другой стороны, и в самом обществе иногда происходят резкие изменения в нормах и ценностях. Это случается в периоды трансформации общества. Данный процесс получил в социологии название аномия (от «номос» - норма). Аномия общества наступает тогда, когда старые нормы уже разрушились, а новые еще не сформировались. Например, при переходе от традиционного общества к современному обществу. Любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм.
Глава 5.