Структура социального действия
Конкретизацией категории социального выступает понятие социального действия. При этом отнюдь не всякое действие индивида можно рассматривать как социальное. Социальным действием называется преднамеренное, мотивированное поведение, направленное на других людей и учитывающее их действия, в том числе ответные. С точки зрения многих современных социологов, социальными действиями не являются, например, познавательные действия ученых, поведение людей в условиях паники или связанное с прямым воздействием на них природных явлений и т. п., поскольку они не направлены на других людей.
Структура социального действия, по Т. Парсонсу, складывается из следующих элементов: 1. Деятель (Актор); 2. Цель (то, что необходимо деятелю); 3. Ситуация (то, с чем деятель вынужден считаться). Ситуация включает в себя контролируемые (методы, средства, сценарии достижения цели и т. д.) и неконтролируемые (природные, технические и иные материальные и нематериальные условия, например, способности деятеля, финансовую ситуацию, географию и т. п.) элементы. В ходе взаимодействия деятеля с его потребностями и с ситуацией формируется мотивация деяния. Мотив, согласно М. Веберу, это подвижное смысловое единство действия, включающее осознание цели, средств и сценария действия, в той или иной мере, основанное на рациональном рассмотрении (анализе) последствий этого действия, а также на принятых деятелем и его окружением ценностях, предпочтениях и культурных нормах. Установлено, что варианты действия и даже сама цель выбираются деятелем на основе имеющихся культурных образцов, т. е. обусловлены наличной культурой. Результат же действия всегда отличается от того, что было замыслено деятелем. Это обусловлено, прежде всего, встречными действиями других деятелей.
Возникающее на основе взаимных социальных действий социальное взаимодействие, в свою очередь, начинает функционировать как механизм воспроизводства устойчивых социальных действий и ожиданий, т. е. институционализируется.
Социальное взаимодействие людей осуществляется с использованием специфических средств обмена. Прежде всего, это обмен определенными ресурсами и другими средствами, играющими роль ресурсов, значимыми для субъектов взаимодействия. Средствами обмена выступают материальные (деньги, товары, сила и т. д.), социальные (безопасность, стабильность, комфортабельность и т. п.) или моральные (уважение и т. д.) ценности, интеллектуальные ресурсы (знания, опыт, навыки и т. д.), а также уступки (согласно П. Блау). В ходе обмена имеют место затраты на взаимодействие и вознаграждение тех субъектов, которые участвуют во взаимодействии. Затраты – это обязанности в процессе взаимодействия. Вознаграждение – это право влиять, манипулировать и т. п.
Наряду с концепцией социального обмена Дж. Хоманса, согласно которой в поведении человека преобладает рациональное начало, а социальное взаимодействие сводится к обмену между людьми различными выгодами (обменные сделки рассматриваются как элементарные акты общественной жизни по схеме «стимул-реакция»), существуют и другие концепции социального взаимодействия. К ним можно отнести символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер)и концепция управления впечатлениями (Э. Хоффман).
С позиции интеракционизма человеческое общество состоит из индивидов, обладающих «личностным Я», т. е. способностью самостоятельно соотносить выделяемые предметы со своими ценностями, придавать им определенное значение, истолковывать действия других людей и действовать в соответствии со своим пониманием. Индивидуальное действие здесь не просто совершение, а результат оценивания и истолкования индивидом выделенной ситуации. Объект – не внешний стимул, а то, что выделяется человеком из окружающего мира и наделяется определенными значениями.
Концепция управления впечатлениями (социодраматический подход) рассматривает человека как художника, творца образов, а жизнь как производство впечатлений, спектакль, в котором люди исполняют свои «партии», создают тот или иной образ. Управление другими людьми рассматривается как умение управлять впечатлениями и котролировать их с помощью вербальных и невербальных средств общения (создания имиджа, рекламы и т.п.).
Глава 2.