Типы вероятностной выборки и их реализация.
Модель вероятной (случайной) выборки связана с понятием вероятности. В самом общем случае вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа ожидаемых событий к числу всех возможных. При этом число событий должно быть достаточно большим:
Р=а/n, где р - вероятность события, а - ожидаемое число, n - общее число
В прикладной социологии широко применяются методы собственно случайного отбора. Все респонденты пофамильно заносятся на карточки, после чего последние перемешиваются в ящике, из которого и проводится отбор по случайно-повторному отбору (когда фамилия отобранного респондента записывается, а карточка возвращается обратно в ящик), либо по случайно-бесповторному (когда отобранная карточка откладывается в сторону).
Хотя подобный способ описан в литературе (смотри Ф.Э.Шереги и др. "Как провести социологическое исследование"), сегодня исследователи предопчитают использовать таблицу случайных чисел для построения выборки методом случайного отбора. Для этого все представители генеральной совокупности нумируются (им присваивается определенный код), методом случайного попадания выбирается число из таблицы, затем соответствующий данному числу, элемент генеральной совокупности заносится в список выборочной.
Данные методы возможны, если генеральная совокупность не превышает 500-1000 единиц.
Для больших генеральных совокупностей удобнее применять метод систематической (механической) выборки. Все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список, и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Шаг отбора (К) рассчитывается по соответствующей формуле: K=N/n, где N - величина генеральной совокупности, n - величина выборочной совокупности.
Например, необходимо опросить 30 студентов из 100. Шаг отбора равен 100/30=3,3. Т.е. K=3. Округление может быть произведено в любую сторону - в зависимости от величины десятых долей. Начинать отбор необходимо с единицы равной половине шага, поэтому в приведенном примере начинаем с номера 2 в списке. Для практического использования необходимо выписывать предыдущего и последующего элемента генеральной совокупности, предлагаемого в списке. Это необходимо для составления дополнительного списка выборки (на случай замены: респондент болен, в командировке и т.д., т.е. недоступен).
Суть серийной выборки заключается в возможности разбить генеральную совокупность на серии (группы) по заданному признаку и производить отбор респондентов из каждой серии отдельно путём механической или случайной выборки. Данный вид используется в дескриптивном исследовании для изучения проблем на крупных предприятиях и организациях.
Метод гнездовой выборки довольно часто применяется на практике. Она предполагает отбор в качестве единиц не отдельных респондентов, а групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах.
Целенаправленный отбор.
Для этого наряду с вероятностной выборкой в социологическом исследовании применяется также и целенаправленная выборка, к которой не применимы правила теории вероятности. Данный вид предполагает использование стихийного метода, основного массива и квотной выборки.
В случае стихийной выборки заранее предопределить структуру массива респондентов невозможно. Выводы исследования, как правило, распространяются лишь на опрошенную совокупность. Примером стихийной выборки служит почтовый опрос читателей журнала или газеты.
Mетод стихийного отбора внешне очень похож на случайный.
Критерии отбора: принадлежность респондента к проектируемой генеральной совокупности. Чаще всего в данном случае допускаются неконтролируемые систематические ошибки. Существенную роль играет взаимное расположение при встрече респондента и интервьюера. Особенно это относится к уличным опросам, когда фиксируется мнение тех, кто имеет возможность и желание поговорить с интервьюером. Оценить репрезентативность выборочных средних при стихийном отборе невозможно.
К стихийному отбору относится и метод основного массива, преимущество которого состоит в том, что выборочная совокупность составляет значительную долю генеральной совокупности и перекрывает возможное смещение. При обследовании коллектива предприятия вполне достаточно опросить "большинство" работников и это обеспечит близость выборочной и генеральных средних переменных.
Метод основного массива применяется в разведывательных исследованиях для "зондажа" какого-нибудь контрольного вопроса.
При квотной выборке (применяется в опросах общественного мнения) респонденты отбираются интервьюерами целенаправленно с соблюдением параметров квот. В качестве квоты выступают все данные о том или ином контрольном признаке элементов генеральной совокупности. Как правило, число признаков, определяющих квоты не превышает четырех.
Квотный основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Квотная выборка используется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования и примения вероятностных процедур.
Признаки: территория, социальный статус, возраст, пол.
При соблюдении квот остается много возможностей для систематикеских ошибок. Интервьюер разыскивает респондента определенного пола, возраста, статуса в заданном районе и предпочитает беседовать с более привлекательными коммуникабельными людьми.
Дж. Гэлап отмечал, что в квотных выборках в США обнаруживается слишком много людей, окончивших колледж, с доходами выше среднего, республиканцев по политическим ориентациям. Поэтому вероятностный отбор обладает немалым преимуществом перед квотным: выборка меньше зависит от инициативы интервьюера.
24. Особенности выбора респондентов, "ключевых информантов" в качественном исследовании. Понятие "теоретическая выборка".
Знание, получаемое в качественной парадигме, носит интерпретивный характер. Здесь, на смену научному объяснению приходит понимание (интерпретация). Исследовательская интерпретация – это субъективная версия изучаемого явления, которая с одной стороны само явление, с другой стороны отражение исследователя (его ценностных ориентаций, стереотипов), с третьей стороны интерпретация интерпретации опыта других людей (конструкт II порядка).
Таким образом, социолог-качественник не имея доступа к опыту других людей, в лучшем случае имеет дело с репрезентацией (представлением) опыта. В такой ситуации существует опасность, что в итоге исследователь получит не какое-либо новое знание, а лишь симулякр изучаемой действительности. Во избежание этого, социолог должен очень осторожно подходить к изучаемому явлению:
4. Использовать соответствующие природе объекта методы исследования;
5. Использовать адекватные процедуры анализа полученных данных;
6. Опираться на “правильные” критерии, используемые для отбора информантов (то есть людей, предоставляющих необходимую исследователю, чёткую, полную, максимально приближенную к реальности информацию).
Нахождение именно такого информатора, или актора, является одной из наиболее важных проблем в качественном исследовании.
Говоря о поиске информанта, следует отметить, что данный термин не является новым и в англоязычных странах используется уже давно. Однако многих зарубежных исследователей “отталкивает этот термин ввиду того, что он негативно окрашен” (informant – информатор, доносчик (англ.)). Поэтому, некоторые учёные называют таких людей либо ключевой участник(key actor), либо ключевой фигурой(key insider), понимая под этими терминами человека, как “включённого члена изучаемой ситуации, который добровольно действует как гид и помощник исследователя внутри социальной структуры”. В России же используется не перевод термина, а лишь его калька, поэтому он не имеет подобного окраса и используется свободно.
Совершенно очевиден тот факт, что не всякий член изучаемой общности может быть информантом: с одной стороны, не каждый человек готовый к сотрудничеству обладает необходимой информацией во всей полноте, а с другой стороны, человек знающий всё, что необходимо исследователю не всегда готов поделиться информацией. Кроме того, не стоит забывать об эффекте наложения. Один из возможных способов его избежать – “выбирать респондентов, лично знакомых интервьюеру”, но иногда этот подход “доводится до крайности: врач должен опрашивать врача, студент – студента, безработный – безработного и т.д.”, но в таком случае имеет место эффект обратный наложению. “Опрашивающий и опрашиваемый имеют между собой слишком много общего, так, что критическое осмысление происходящего становится затруднительным”.
В подобной ситуации встаёт вопрос о критериях выбора “наилучшего эксперта”. Всё многообразие способов отбора можно условно разделить на выбор (отбор) основанный:
на количественных данных (социо-демографические характеристики);
на качественных данных (формальное/неформальное лидерство, роль в общности, степень включённости и т.п.);
многоступенчатый отбор.
В первом случае (отбор на основе количественных данных), “при поиске объектов” определяют некоторые формальные параметры: пол, возраст, образование, национальность и другие характеристики, которыми могут обладать “нужные” информанты. Таким образом, если социолог имеет первоначально скудные знания об объекте исследования, то количественная (строго вероятностная или нестрого вероятностная) выборка может оказаться весьма полезной.
В ином случае, на помощь социологу приходит “этнографический отбор” (который, не смотря на название, отражающее его истоки, используется и в других областях качественных исследований).
Пять критериев отбора, два из которых являются наиболее важными:
6. роль в общности;
7. знание, которым обладает информант в результате занимаемой им в общности позиции;
Оставшиеся три критерия, являются менее значимыми, но часто решающими:
8. готовность к общению;
9. готовность сотрудничать;
10. беспристрастность в оценках.
Единственным значимым фактором при этом можно считать лишь роль в социуме, так как лишь она заранее определена. А оставшиеся критерии использовать как дополнительные для разграничения уже найденных информантов на “хороших” и “плохих”.
В любом случае, выбор сделанный на основе формальной роли, позиции или статуса не всегда способен обеспечить лучших, или самых “осведомлённых” информантов. Эту позицию подтверждают, к примеру, классические исследования лидерства проведённые Фрименом, Фараром, Блумбергом и Саншайном (1963). Они выделили три категории лидеров и лидерства.
ü Лидерство, основанное на “социальной активности”. (В данном случае, по-видимому, в качестве информанта может выступать личность, член коллектива, социальной группы… так как именно они являются субъектами социальной активности).
ü Лидерство, основанное на репутации. (В качестве информанта выступает конкретное лицо).
ü Титулованное лидерство. (Здесь информант – формальный лидер, то есть, к примеру, руководитель звена, подразделения, предприятия, управленец и т.д. и т.п.).
Исследователи обнаружили, что параметры лидерства основанного на “социальной активности” частично совпадает с параметрами лидерства основанного на репутации. Кроме того, подобные лидеры лучше осведомлены и более доступны, чем титулованные лидеры. Поэтому Фримэн со своими коллегами говорит о том, что “потенциальные информанты должны быть рассмотрены с точки зрения формальных и неформальных ролей, позиций и статусов”. Однако случается и так, что неформальные сообщества являются единственно доступным источником выбора информантов. Это становится тем более очевидным в исследованиях субкультур (в том числе с делинквентным и девиантным поведением).
Ещё один тип отбора основан на приоритете структуры. Для его применения на практике необходимо иметь точные, чёткие представления об изучаемой соц. общности и её структуре. Вероятно, поэтому именно данный отбор широко применяется в исследованиях различных организаций, где хорошо видна, по крайней мере, формальная структура, где каждый член организации рассматривается как исполнитель определённых социальных ролей, наделённый статусом и занимающий какую либо позицию в социальной структуре. Исходя из этих ролей, статуса и позиций социолог выбирает нужных ему информантов: либо типичных представителей данной социальной структуры, либо маргиналов. В зависимости от целей и задач исследования. Главное для исследователя в подобной ситуации быть “отгороженным” и в тоже время объективным.
В случаях, когда особенно необходима отстраненность, следует использовать многоступенчатый отбор, говоря о том, что “фактически, каждый индивид может рассматриваться как эксперт в области каждодневного опыта повседневной жизни”. Поэтому, после выбора “любого” человека, готового сотрудничать, следующим шагом должно стать “следование данному сообществу”. То есть необходимо опрашивать “легкодоступных” информантов, а затем использовать их помощь для расширения круга связей в изучаемом сообществе и, следовательно, получать новых информантов. Уорнер и Шофл определили это как “путь определения экспертов” в интересующих исследователя вопросах и называли это теоретическим обоснованием. Придерживаясь этой точки зрения, следует искать эксперта, способного обеспечить нас максимально полной, точной и как можно более объективной информацией. Однако последнее встаёт под сомнение, следовательно, имея дело с небольшим количеством информантов (“экспертов”), исследователю следует быть чрезвычайно осторожным в своих выводах.
Уайт советует также быть более осторожным с выбором информантов лишь на основе их личных качеств и указывает на значимость социальных структур в процессе выбора. Очевидно, что место, занимаемое человеком в социальной структуре, влияет на его знание о ней. Главное, чтобы информант был максимально компетентным в изучаемых вопросах. К сожалению, не всегда возможно найти компетентных информантов вышеупомянутым способом, а, следовательно, невозможно повысить обоснованность информации. Так как сразу найти “эксперта” бывает не легко, исследователи ищут решение вне теоретического обоснования.
Для снижения косвенного влияния в выборе информантов, Майлз и Хуберман предлагают три решения.
1. Увеличение числа случаев. (Здесь следует быть осторожными, так как простое увеличение числа случаев без увеличения “стратегического покрытия системы” может только увеличить шансы для отклонения).
2. Рассмотрение контрастных случаев. (“...маргиналы... - хорошие информанты из-за своих особенных перспектив”).
3. Теоретическое распределение случаев. (Обеспечивает полноту рассмотрения феномена или предмета.)
Итак, в зависимости от исследовательской ситуации, социолог-качественник может выбрать наиболее подходящий для него отбор – основанный на качественных, количественных характеристиках, или многоступенчатый отбор.
Статья Д.А. Лобойко (Самарский госуниверситет)