Формирование личности в процессе социализации
Личность не сразу появляется на свет в своем окончательном виде. Родившись, человек продолжает развиваться, формироваться и биологически, и социально. Поэтому, как общество является творением человека, так и человек (личность) является творением общества.
Процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, верований, норм, ценностей, идеалов, образцов поведения, статусно-ролевых стандартов в науке называется социализацией.
Формы социализации:
• направленная – дошкольное, школьное и специальное образование с соответствующим набором педагогических методик и технологий;
• ненаправленная – социализация в семье, кругу друзей, приятелей и сверстников, среди коллег по работе, сотрудников, иными словами везде, где есть формальные или неформальные отношения, в рамках непосредственного контакта между людьми.
Факторы социализации:
• биологические (наследственные признаки, как положительные, так и отрицательные);
• психологические (черты характера, особенности темперамента, качества памяти, интеллектуальные задатки или их отсутствие, сказывающиеся на легком или затрудненном усвоении социальных норм);
• экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, в целом экономическое состояние общества);
• социальные (ближайшее социальное окружение индивида: семья, сверстники, приятели, коллеги, уставные и неуставные отношения в армии и т.д.);
• политические (господство того или иного политического режима; сильная или слабая государственная власть, подкрепленный экономикой или неподкрепленный экономикой демократизм, анархия или насильственный порядок и т.д.);
• культурологические (общее состояние культурной среды как в рамках ближайшего окружения, так и общества в целом, наличие или отсутствие у индивида культуры общения).
Этапы социализации:
• дошкольный (эмоционально-чувственное отношение к миру, к другим людям, овладение через игру практическими действиями и навыками, овладение языком);
• школьный (овладение знаниями, культурой, формирование интеллекта);
• послешкольный (овладение рабочими профессиями, овладение средним или высшим специальным образованием, подготовка к трудовой деятельности);
• период активной трудовой деятельности (вхождение в трудовой коллектив, выработка навыков делового общения, усвоение правил деловой конкуренции, стремление к успеху, повышению своего престижа и материального благополучия);
• период послетрудового существования (переход к более легкому труду или полное освобождение от труда с соответствующими формами общения и поведения).
Основные институты социализации:
• семья, имеющая двойное социализирующее воздействие (не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляют их усваивать новые роли, превращают их из супругов в родителей с соответствующими обязанностями и функциями);
• система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки), в рамках которой осуществляется основной массив социализирующего воздействия, закладываются основы личности как гражданина;
• институты трудовой деятельности (включают сферы материального производства, обслуживания, управления, силовых структур и т.д.), вливаясь в которые человек получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и делового общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя;
• институты духовной сферы (философия, наука, религия, искусство, массовая культура, средства массовой информации).
Выделяют первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию (ресоциализацию), занимающую более длительный временной промежуток и включающую также зрелый и преклонный возраст.
Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудовом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.
Ролевые теории личности
Ролевая теория личности, вклад в которую внесли такие американские социологи, как Ральф Линтон, Джордж Мид, Роберт Мертон, Талкотт Парсонс, Ирвинг Гоффман, оказала значительное влияние на развитие социологии личности. Эта теория базируется на признании того, что личность осуществляет во взаимодействии с другими людьми такие действия, которые отвечают совокупности требований, предъявляемых ей определенной социальной общностью или обществом в целом в зависимости от ее социального статуса. Поведение, ожидаемое социальным окружением от личности, обладающей определенным статусом, и есть ее социальная роль. Однако человек в своей жизнедеятельности взаимодействует не с одним индивидом или одной социальной группой, а с множеством индивидов и групп. Каждая такая общность представляет ей свои, нередко противоречащие друг другу требования. Поэтому, личности приходится выполнять не одну, а несколько, иногда множество социальных ролей. Один и тот же человек, взаимодействуя с различными индивидами и группами, может выполнять в одном случае роль студента, в другом - друга или товарища, в третьем - брата, в четвертом - сына, в пятом - члена футбольной команды, в шестом - участника субкультурной группы и т.п. Именно в процессе усвоения и выполнения различных ролей формируется то важнейшее социальное качество, которое только и делает индивида личностью - самость, т.е. самоидентификация индивида с самим собой.
Как установил Дж. Мид, важнейшую роль в развитии этого процесса в детский период формирования личности выполняет игра, в процессе которой ребенок учится принимать на себя роль другого и воспринимать свое "Я" не только как самого себя, но и как объект чьих-то ожиданий. "Ребенок играет в то, что он - мать, учитель, полицейский, т.е. здесь имеет место принятие различных ролей" - пишет Дж. Мид. Но это только простейшая форма становления самости ребенка. Более сложный характер приобретает этот процесс, когда игра становится соревнованием, где каждый участник должен быть готов принять установку любого другого участника соревнования, причем эти раз личные роли должны находиться в определенной взаимосвязи друг с
другом. В таком соревновании ребенок должен иметь некую организацию этих ролей; в противном случае он не сможет участвовать в этом соревновании. Соревнование представляет собой переход в жизни ребенка от стадии принятия роли других в игре к стадии организованной роли, которая существенна для самосознания".
Становление самосознания, формирование самости личности связано, таким образом, с целою совокупностью выполняемых еюсоциальных ролей. Эти роли определенным образом взаимодействуют друг с другом, образуя, по определению Р. Мертона, своеобразный "ролевой набор", обозначающий совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Вследствие этого социальные по своему генезису требования роли, усвоенные индивидом в качестве норм, диктуемых ему обществом, становятся структурными компонентами человеческой личности. Структура и сущность личности связаны с выполняемыми ею ролями не только внешними, поверхностными связями наподобие маски на лице клоуна, но и весьма глубокими, коренящимися в самости человека. В определенных ситуациях может происходить разрыв роли-маски и сущности человека, в других случаях маска, слишком плотно срастаясь с личностью, способна деформировать, деперсонализировать ее. Это с величайшей глубиной проникновения в хитросплетения человеческой психики показал Ф.М. Достоевский в романе "Бесы" на жизненной судьбе Николая Ставрогина, у которого «каменная маска вместо лица». Скрыв, а затем и подавив человеческий облик, маска в данном случае освобождает героя романа от подлинно человеческих чувств и привязанностей, делает его причастным к бесчеловечному социальному бесовству "вседозволенности", деформирует и деперсонализирует личность, приводит к ее распаду и разрушению.