Социологические концепции личности. Социализация личности.

Под личностью понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.

В социологии выделяется несколько подходов к изучению личности:

Диалектико-материалистический

Антропологический

Нормативный

Социологический

Персоналистический

Теория «зеркального Я»

Биолого-генетический.

Диалектико-материалистический подход: к концу 20-х годов ХХ века практически сформировалась данная концепция. Она оставалась доминирующей в СССР до конца 80-х гг. Согласно этой концепции развитие личности – диалектический процесс, он обусловлен 4-мя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием. Биологическое и социальное рассматривалось в пользу последнего, т.е. то, что дано природой, не является фатальной детерминантой. Биологическое – потенциальная возможность, которая реализуется в способностях при содействии 3-х основных факторов. Акцент делался на социальном, пренебрежение к биологическому привело к гонению на педагогику. В 30-е гг. она была объявлена лженаукой.

Антропологический подход: в нем личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида. Классический антропологический подход нашел отражение в работах Фейербаха. Он рассматривает человека как продукт природы, игнорируя социальный контекст в развитии личности. В настоящее время в чистом виде практически не встречается. На позиции абсолютного антропологизма стоит классический бихевиоризм. Он отождествляет понятие индивид, личность, человек. Он игнорирует определяющую роль социальной среды в развитии личности.

Нормативный подход: в нем личность определяется набором положительных качеств, признаков. Следовательно, личность характеризуется такими положительными качествами как высокая сознательность, ответственность, соц. Активность, нравственность.

Социологический подход: личность рассматривается прежде всего как объект и продукт соц. отношений. Личность – конкретное выражение сущности человека, реализация в нем системы социальных черт и качеств данного общества.

Персоналистический подход: в определенной мере он выступает в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам. Личность рассматривается как абсолютно самостоятельная и индивидуально неповторимая целостность. Наиболее полное выражение этого подхода проявилось в экзистенциализме. Согласно данной концепции сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Окружающая человека среда, т.е. природа и соц. отношения, мешают ей уйти в неповторимый внутренний мир. В современном индустриальном обществе, в мире вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяет свое «Я» в массе. Крупными представителями экзистенциализма являются Хайдегер, Сартр.

Теория «зеркального Я»: ее автором является американский социолог, основоположник теории «малых групп» Кули. Он считает признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознать свое Я. Обязательным условием этого является общение с другими людьми.

Биолого-генетический подход: предполагает, что поведение человека заложено в биопрограмме, примитивный детерминизм. При таком подходе игнорируется роль соц. среды, культуры в становлении человека как соц. существа. Вместе с тем исследования социобиологов и этнологов выделяют такие поведенческие стереотипы, которые ранее были достоянием человеческого существа, а именно, склонности к межличностному общению, особенности сексуального поведения мужчины и женщины, агрессивность и др. Учет биологических и генетических качеств не означает отрицания роли соц. среды.

За последнее время многие исследователи при изучении личности делают попытки совместить несколько подходов, тем самым пытаются избежать односторонности.

Человек с самого начала взаимодействует с соц. средой, с обществом. Процесс этого взаимодействия характеризуется понятием социализация.

Социализация – процесс освоения человеком окружающей соц. среды и превращение его в личность, т.е. соц. качество.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные задатки. Общество при этом создает условия для саморазвития личности. Процесс социализации проходит ряд этапов. В современной литературе в качестве основного критерия социализации бралась трудовая деятельность, в соответствии с этим выделяли 3 основных этапа социализации: дотрудовой; трудовой; послетрудовой (связанный с выходом на пенсию). Однако эти этапы не учитывали особенности первой и последней стадий. Третий этап не учитывал процесс ресоциализации, т.е. освоения человеком новых ролей.

В западной литературе выделяют 2 этапа социализации: первичная (от рождения до формирования зрелой личности); вторичная или ресоциализации. Под последним этапом понимается своеобразная перестройка личности в период ее соц. зрелости.

Социализация происходит под влиянием соц. окружения условий и соц. институтов. К соц. институтам социализации относят семью (родителей), школу (в широком плане), СМИ, формальные и неформальные организации.


Наши рекомендации