Промежуточны й контроль по разделу 1.
ЗАДАНИЕ 1. КРОССВОРД ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ТЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА, ЕГО ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
Примечание: «в» = «вертикаль»; «г» = «горизонталь».
1в | 2в | ||||||||||||||||||
1г | 4в | х | х | ||||||||||||||||
3в | х | х | х | х | х | х | 2г | х | х | х | х | х | х | х | |||||
х | х | 5в | х | х | |||||||||||||||
3г | х | х | х | х | х | х | х | 4г | х | х | х | х | х | х | х | х | |||
х | х | 6в | х | х | х | х | |||||||||||||
5г | х | х | х | х | х | х | х | 7г | х | х | х | х | х | х | х | ||||
х | х | 7в | х | х | х | х | 9в | х | |||||||||||
х | 6г | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |||||
х | х | х | х | х | х | 10в | х | х | х | ||||||||||
8г | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |||||
х | х | х | х | х | |||||||||||||||
х | х | 9г | х | х | х | х | |||||||||||||
х | х | х | |||||||||||||||||
10г | х | х | х | х | х | х | |||||||||||||
х | |||||||||||||||||||
По горизонтали
1г. Положение субъекта в обществе, определяющее доступ к информационным ресурсам.
2г. Социокоммуникативный институт, призванный блокировать нежелательную информацию.
3г. Тип дискурса в социальных сетях.
4г. Важная функция защиты информационных ресурсов государством с военно-политической точки зрения.
5г. Автор «Третьей волны».
6г. С точки зрения психологических исследований компьютеромании, повсеместное распространение компьютерных технологий – это «…» общества.
7г. Ощущение, передача которого, согласно логике развития семиотических систем, должна стать следующим достижением новых информационных и телекоммуникационных технологий.
8г. Компонент процесса информатизации.
9г. Сущностная черта современных (постиндустриальных) обществ, согласно У.Беку.
10г. Профессор, один из отечественных основоположников теорий информатизации.
По вертикали
1в. Предмет обмена в социальной коммуникации.
2в. Американский политолог, предсказавший информационный характер третьей мировой войны.
3в. Набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата.
4в. Канал связи в телемаркетинге.
5в. Функция стереотипа с точки зрения восприятия объекта и поведения по отношению к нему.
6в. Отечественный ученый, автор работы «Философия компьютерной революции».
7в. Часть света, в которой расположена одна из наиболее «информатизированных» стран мира.
8в. Знание, представленное в виде понятий и отношений между ними; выраженный в «словаре» понятийно-категориальный аппарат некоторой сферы общественной практики.
9в. Поисковая система.
10в. Геймер.
ЗАДАНИЕ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРИЗНАКУ РЕШАЕМЫХ ИМ ЗАДАЧ (ОПИСАТЕЛЬНОЕ, АНАЛИТИЧЕСКОЕ, ПРОГНОЗНО-МОДЕЛИРУЮЩЕЕ). НАВЫКИ НАУКОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
А) Найти в системе РИНЦ (http://elibrary.ru) в рубриках ГРНТИ Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации, тематическое направление - Media and communication по две статьи каждого из перечисленных видов. Определить, какие маркеры позволяют классифицировать статьи как описательные, аналитические или прогнозно-моделирующие.
Б) С помощью фильтра по тематическому направлению создать персональную подборку публикаций, посвященных современным отечественным исследованиям в области социологии массовой коммуникации. Воспользоваться функцией Анализ публикаций в данной подборке . С опорой на частотность ключевых слов, используемых авторами, перечень персоналий, журналов, времени выхода статей охарактеризовать основные направления исследований и проблематику современных эмпирических исследований. Определить степень совпадения с собственными результатами, полученными из других источников, в ходе выполнения задания 3 в пункте «Отчетные материалы» комплекта домашних заданий № 1. Как называется способ верификации данных за счет их сопоставления с данными, полученными из других источников?
В) Определить, какие типы выборок используют авторы в каждом случае и почему.
Д) Какую информацию об исследовании авторы обязаны указать до изложения его результатов? Без каких элементов читатель оказывается не в состоянии сделать вывод о надежности исследования и возможности распространения его результатов на более широкий, чем отражено в исследовании, круг наблюдений?
ЗАДАНИЕ 3. ТИП И ОБЪЕМ ВЫБОРКИ
А) Заполните пропуски словами «больший» или «меньший», «большая» или «малая»
При расчете выборки, независимо от метода, учитываются основные правила:
· Чем более однородна генеральная совокупность (ГС), тем _______________ объем выборки требуется;
· Чем меньше объем ГС (или какой-то страты внутри ГС), тем ______________ объем выборки требуется;
· Если выборка составляет менее пяти процентов от совокупности, то совокупность считается _________ … Если же объем выборки превышает пять процентов от совокупности, то последняя считается __________
· «Качественные методы не ставят целью проследить количественные закономерности, не опираются на статистические процедуры, носят нестандартизированный характер /…/ рассматривают единичные случаи и «штучные ситуации, тогда как количественные – основываются на __________ выборках и массовых тенденциях. Для качественных методов совершенно нормально отсутствие гипотез в отличие от количественных, где проверка гипотез является одной из основных задач исследования. И наконец, выводы качественного исследования всегда основаны на конкретном материале, в то время как выводы количественного исследования требуют обобщения и абстрагирования от конкретных результатов»[1]. Выборка в качественном исследовании, соответственно, также достаточно сильно отличается от выборки в исследованиях количественных. В общем и целом это всегда выборка ___________ Она либо выделяется из общего количества опрошенных в ранее проведенном количественном исследовании по типологическому (целевому) принципу, причем возможность делать на ее основании некие выводы и обобщения определяется максимальной однородностью отбираемых объектов (респондентов) по максимуму социальных характеристик. Общая выборка качественного исследования, а также (с некоторыми поправками) предназначенная для экспертного опроса, панели или эксперимента может строиться и без опоры на ранее проведенное количественное исследование и формироваться квотным, типологическим или снежного кома методами как серия ____________выборок.
Б) Выбрать нужный вариант ответа:
Б.1. Люди, дозвонившиеся в прямой эфир, где проводится голосование, чтобы поддержать определенную точку зрения, представляют собой выборку:
· Механическую
· Стихийную
· Случайную вероятностную
· Методом «снежного кома»
Б.2. Часть знакомых интервьюеру жителей села, согласившихся принять участие в опросе, сгруппированные по полу, возрасту и продолжительности проживания в селе, будут представлять собой выборку:
· Квотную
· Стихийную
· Случайную вероятностную
· Методом «снежного кома»
Б3. Если вы намерены определить, вызывает ли смена места жительства в юношеском возрасте в связи с получением профессионального образования изменение коммуникационных предпочтений, и опрашиваете среди студентов первого курса только студентов, не являющихся уроженцами того места, где расположено учебное заведение, - это выборка:
· Методом основного массива
· Тотальная (сплошная)
· Гнездовая
· Стратификационная
Б4. Если в поисках коммуникационных лидеров («лидеров мнений») в студенческой среде мы формируем выборку для проведения социометрии не из отдельных студентов, а из совокупности учебных групп на всех факультетах, мы получаем выборку:
· Квотную
· Стратификационную
· Гнездовую
· Механическую
В) Рассчитать минимально необходимый объем выборки для приведенных ниже ситуаций.
При выполнении заданий В.2., В.3., В.4. используйте следующие формулы расчета объема выборки:
Таблица 1. Численность выборки