К) этапы развития цивилизации по маклюэну

  • дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира;
  • письменная культура, завершающаяся «галактикой Гутенберга», эпоха индивидуализма, национализма и промышленных революций;
  • современный этап («электронное общество», «глобальной деревни», задающий посредством электронных средств коммуникации (инфокоммуникаций) многомерное восприятие мира по типу восприятия акустического пространства.

И) Питирим Сорокин, «Современное состояние России» (1922): «Война и революция, пожирая лучших, пожирают и их потомство. Оставляя выживать материал 2-го и 3-го сорта, они ведут к размножению второсортного материала за счет погибшего первосортного. Раз плохи семена, плоха будет и жатва. Не будь войны и революции, "худшие" были бы оттеснены на второй план погибшими "лучшими". Теперь же они занимают первые места и делаются производителями грядущих поколений. Их дети будут творцами нашей истории. Война с революцией сыграли роль огородника, выпалывающего с гряд лучшие овощи и оставляющего размножаться сорную траву. При таком отборе, она, конечно, вытеснит овощи. То же и в истории людей. Войны, и война гражданская в особенности, безжалостно выпалывающие лучших из среды народа, всегда деградировали его в биологически-расовом отношении».

ЗАДАНИЕ 3. ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКИЕ КНИГИ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. СОСТАВИТЬ АННОТАЦИИ К НИМ

Э. Тоффлер. Третья волна.

Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. Почему я не согласен с А. Тойнби

Е. Масуда. Информационное общество как постиндустриальное общество

А.И.Ракитов. Философия компьютерной революции

О.Шпенглер. Закат Европы

Д.Белл. Грядущее постиндустриальное общество

М.Маклюэн. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего

П.А. Сорокин. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор

Карли Ф. Цифровая экосистема

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура

У.Бек. Общество риска. На пути к другому модерну.

Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий

ЗАДАНИЕ 4. СОСТАВИТЬ ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

А) Объясните, как вы понимаете следующее высказывание:

Единственная проблема современности заключается в том, сумеет ли человек пережить свои собственные изобретения.

Луи де Бройль

Б) Сравните концепции общества риска Ульриха Бека и Никласа Лумана. Какая из них принадлежит предметному полю социологии массовой коммуникации? Какая из них характеризует информационное общество, а какая – некую иную фазу?

ЗАДАНИЕ 5. НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ СООТНОШЕНИЕ МАРКСИСТСКОЙ ТЕОРИИ И СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

Спенсер не отрицал понятия класса и возможности революционного перехода к социализму. Волновые теории, в том числе у теоретиков, разработавших современное представление об информационном обществе, как и Маркс, рассматривают экономический фактор как важнейшую основу разграничения стадий на пути движения к информационному обществу. И до некоторого момента их «волны» совпадают с «формациями» с точки зрения характерных признаков обществ, которые существуют в их рамках.

Вопрос: Куда в информационном обществе «девались» классы, классовая борьба и экономическое неравенство?

ЗАДАНИЕ 6. ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РАЙОНАХ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛИТЬ:

А) в какие группы можно объединить выделенные показатели;

Б) наблюдается ли поступательный рост уровня информатизации;

В) насколько равномерны его темпы (абсолютного и относительного роста/ прироста значений);

Г) насколько однородны значения показателей в различных районах Калужской области;

Д) какие показатели тесно связаны друг с другом, какие действуют изолированно;

Е) что представляют из себя муниципальные образования Калужской области и регион в целом – «информационные города», «пригороды» или «деревни».

ЗАДАНИЕ 7. ПОПЫТАЙТЕСЬ СОСТАВИТЬ НАБОР ИНДИКАТОРОВ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЛ БЫ ВЫЯВИТЬ И ИЗМЕРИТЬ МАСШТАБЫ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА НА УРОВНЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ЛИЧНОСТЬ».

Для операционализации использовать приведенный ниже отрывок статьи, где классифицируется информационное неравенство и перечисляются факторы эффективности использования населением ИКТ.

Существует два вида информационного неравенства: технологическое и интеллектуальное.
Технологическое неравенство - раскол, разлом общества по принципу вовлеченности в мир цифровых технологий (digital divide).
Интеллектуальное неравенство – это неравенство, поддающееся изменению за счет развития информационной культуры. Информационная культура, а значит, и информационное неравенство – это широкое понятие, которое кроме владения ИКТ подразумевает и умение обращаться с информацией. К числу основных информационных навыков относятся: способность осознать потребность в информации и определить, как ее можно найти; способность сконструировать стратегию поиска информации и найти нужную информацию; сравнить данные, полученные из разных источников, а также умение применить найденную информацию и передать ее заинтересованным лицам. Информационное неравенство в широком смысле – это, прежде всего, культурное понятие.
Существует разрыв в доступе к ИКТ и разрыв в области информации и знаний, увеличивающийся в эпоху ИКТ. Обеспечение доступа к технологиям – это лишь средство для решения значительно большей проблемы - информационного расслоения общества [8]. Осмысление и использование информации – это закон биологической эволюции. Как угроза информационное расслоение общества была воспринято лишь в связи с массовым распространением ИКТ и возникновением структур информационного общества. Интеллектуальная дифференциация между имеющими и не имеющими доступ увеличивается. Появляется новая социальная дифференциация общества: люди, умеющие пользоваться компьютером и интернетом, и люди, не умеющие ими пользоваться. В современном обществе отсутствие компьютера – это лишение.
В мировой практике «цифровой разрыв» между странами обычно измеряется количеством телефонов, компьютеров и пользователей интернета. Для оценки «цифрового разрыва» между группами людей в одной стране обычно оперируют такими понятиями, как раса, пол, возраст, инвалидность, местонахождение (тип проживания) и доходы [7]. Выделяется 12 взаимосвязанных факторов, которые определяют эффективность использования ИКТ местным населением:
- Физический доступ: Имеются ли в наличии и доступны ли технологии людям и организациям?
- Актуальность: Соответствуют ли имеющиеся технологии местным потребностям и условиям? Какие именно технологии нужны с учетом потребностей людей в их использовании и желания их использовать?
- Финансовая доступность: Доступны ли технологии людям финансово?
- Подготовленность: Обладают ли люди подготовкой и навыками, необходимыми для эффективного использования технологий? Понимают ли они, как можно использовать эти технологии?
- Адекватность информационного наполнения (контента): Доступно ли на местах адекватное информационное наполнение, особенно в языковом плане?
- Интеграция: Становится ли использование технологий обременительным для людей или оно гармонично входит в их повседневную жизнь?
- Социокультурные факторы: Испытывают ли люди ограничения в использовании технологий по половому, расовому или другим социокультурным факторам?
- Доверие: Доверяют ли люди технологиям и понимают ли они их значение, например, в плане неприкосновенности частной жизни, безопасности или киберпреступности?
- Нормативно-правовая база: Ограничивают ли законы и нормативные акты использование технологий? Существует ли потребность в изменениях для создания благоприятных условий их использования?
- Местные экономические условия: Благоприятны ли местные экономические условия для использования технологий? Используются ли ИКТ в развитии местной экономики? Что для этого требуется?
- Макроэкономическая среда: Ограничивает ли использование технологий макроэкономическая среда в стране или регионе, например, в плане государственного регулирования, инвестиций, трудовых споров?
- Политическая воля: Имеется ли у правительства политическая воля к тому, чтобы сделать все необходимое для обеспечения широкой интеграции технологий в общество и общественной поддержки государственных решений?
Эти ключевые факторы универсальны. Ответ на каждый вопрос позволит понять причины успеха или его отсутствия в процессе информатизации. Накопленный в мире опыт может быть использован и Россией.
Для соотнесения информационных возможностей по различным странам разработан «индекс цифровых возможностей» (digital opportunity index), «индекс информационного общества». Он включает 4 группы показателей:
1) Компьютерная инфраструктура: количество ПК на душу населения, количество домашних компьютеров в пересчете на одну семью, соотношение между числом ПК в государственном и коммерческом секторе, количество ПК для учебных целей, процент ПК, объединенных в сети, расходы на компьютерное оборудование и программное обеспечение.
2) Информационная инфраструктура: количество телефонных линий (в пересчете на одну семью), стоимость переговоров на местных телефонных линиях, количество телевизоров на душу населения, количество сотовых телефонов на душу населения, число абонентов кабельного телевидения.
3) Инфраструктура сети Интернет: число подключений на 1000 человек; количество домашних пользователей, пользователей, применяющих интернет для бизнеса, для обучения; объем электронной торговли.
4) Социальная инфраструктура: число учащихся школ, студентов, число читателей прессы, гражданские свободы.
По этому индексу страны делятся на группы.
Существует также Гарвардская методика «Готовность к информационному миру», оценивающая готовность страны по 19 показателям по пятибалльной системе [11].
Кроме цифрового неравенства между странами, существует также поколенческое и культурно-психологическое неравенство между пользователями. Измерение этих видов неравенства находится в стадии разработки.
Активные пользователи новых технологий – это социально активные, легко адаптирующиеся личности, быстро осваивающие все новое. Однако реальностью становятся ситуации, когда человек имеет физическую и материальную возможность пользоваться интернетом, но не делает этого, потому что не понимает, зачем это ему надо. Многим для того, чтобы начать пользоваться компьютером и интернетом, надо преодолевать себя, надо приобретать новые знания и навыки, по-новому выстраивать логику общения, получения и обработки информации. Для многих вопрос коренной переделки сознания, необходимости обрабатывать и фильтровать огромный поток информации становится неразрешимой проблемой [8]. С другой стороны, люди, уже работающие в сети, не хотят отказываться от новых возможностей.
Человеческое поведение определяется во многом индивидуальными предпочтениями, они влияют и на экономический успех. Эти проблемы – предмет нового научного направления, пока мало развитого в нашей стране, – поведенческой экономики [9]. Практическая значимость уже полученных результатов велика:
1) Риск. У людей разное отношение к риску, существуют любящие и не любящие риск люди, чем и определяется их поведение в конкретной ситуации.
2) Взаимность. Часть людей «поощряет» корпоративное поведение окружающих, другая часть стремится «наказывать» плохое к себе отношение.
3) Доверие. Отношения доверия между руководством и подчиненными имеют экономическую значимость. Служащие работают хуже в условиях недоверия.
Изучение информационных предпочтений, влияющих на экономическое поведение, – дело будущих исследований. Сегодня существует несколько методов описания информационных «ножниц» на уровне пользователей. Прежде всего, это методика Евробарометра для измерения готовности человека к жизни и работе в глобальном информационном обществе. Это статистическое исследование, которое ведется с 1995 года. Оно основано на оценке существующего положения и прогнозе будущего по двум ключевым параметрам: наличие дома «систем доступа» и использование электронных услуг из дома.
Интересный подход предлагают отечественные ученые [10-11]:
1. Физический доступ, т.е. наличие потенциальной возможности использовать инфраструктуру, программное обеспечение и оборудование.
2. Финансовый доступ – экономические возможности пользователя регулярно оплачивать услуги интернета.
3. Когнитивный доступ – наличие у пользователя необходимых для работы в сети интеллектуальных способностей и образовательной подготовки. Эта характеристика определяется способностью пользователя осуществлять поиск и получение необходимой информации, обрабатывать и применить ее в рамках своей деятельности. Это означает умение не только воспринимать и обрабатывать информацию, но и распространять собственную информацию с использованием ИКТ.
4. Доступ к значимой информации. Если выход в интернет есть, но пользователь не может найти полезную для него информацию, то будут обесценены три вышеуказанные характеристики.
5. Политический доступ – возможность населения повлиять на политический процесс и процесс распределения общественных благ.

Наши рекомендации