Тема 1. Социология как наука
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2015 г.
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Социология»
Для студентов всех форм обучения
Направление подготовки 22.03.02 (150400.62) Металлургия
профиль подготовки «Технология литейных процессов»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплексдисциплины «Социология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 19 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 22.03.02 (150400.62) Металлургия
Автор: | канд. пед. наук, доцент каф. Социологии и социальной работы | Н.Б. Титова |
Рецензент: | канд. пед.наук, доцент каф. | И.Е. Семенко |
управления в социальных и экономических
системах УрГУПС
Одобрен на заседании кафедры социологии. Протокол от 15.05.2015 г. №10.
Заведующая кафедрой социологии | Н.Ю. Масленцева |
Рекомендован к печати методической комиссией Факультета социологии и права РГППУ. Протокол от 18.06_2015 г. № 10
Председатель методической комиссии ФСП | М.Б. Ларионова | |
Декан ФСП | А.Г. Кислов |
© | © ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015
|
1. Цели освоения УЧЕБНОЙ дисциплины
Учебная дисциплина «Социология» является необходимым компонентом теоретической и практической подготовки бакалавра.
Целью изучения курса, соотнесенной с общими целями ООП ВО, является формирование у студентов общего представления о социологии как науке, навыков научного осмысления сложных явлений и процессов современной общественной жизни. Для этого необходимо понимание сущности общества как социальной реальности, особенностей его структуры, функционирования и развития.
Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Социология» преследует решение следующих задач:
1) обучение особенностям функционирования и закономерностям развития общества и его основных подсистем – экономической, политической, социальной и духовной;
2) овладение социологическими методами изучения различных сфер жизнедеятельности общества;
3) формирование навыков социологического видения и анализа актуальных проблем и противоречий современного общества, потребностей и интересов различных социальных групп.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социология» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) и является вариативной дисциплиной по выбору студента.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из школьного курса «Обществознание»:
Знания: биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений; тенденций развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
Умения: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов. Осуществлять поиск социальной информации, систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Владения: навыкамиуспешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
2.2. Из школьного курса «История»:
Знания: различных научных точек зрения на интерпретацию исторических событий.
Умения: оперировать базовыми понятиями курса, его теоретическими и ценностными конструктами; выявлять причинно-следственные связи исторических событий ориентироваться в хронологической последовательности исторических событий, выделять основные этапы их развития.
Владения: навыками исторического анализа социальных явлений и процессов.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Философия;
· Экономика
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВО:
общекультурные компетенции:
владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);
логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-4);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-5);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-10);
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
В результате усвоения дисциплины студент должен:
Знать:
- ключевые понятия социологии; особенности функционирования и развития социальных процессов и явлений основных сфер (подсистем) жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной, духовной.
Уметь:
- анализировать и критически оценивать тенденции, противоречия и проблемы различных сфер жизнедеятельности общества, потребности различных социальных групп в той или иной сфере общественной жизни;
- пользоваться понятийным и категориальным аппаратом социологии и применять его к анализу реальных социальных процессов и явлений;
- подкреплять теоретические положения конкретными примерами из повседневной практики и социального опыта жизнедеятельности общества.
Владеть:
- социологическими методами изучения различных сфер жизнедеятельности общества;
- навыками предупреждения и регулирования конфликтов, возникающих в трудовом коллективе;
- навыками анализа культурно-исторических особенностей различных обществ.
4. структура и Содержание учебной дисциплины «Социология»
Общая трудоемкость составляет 2 з.е. (72 часа)
Аудиторная работа – 30 ч.
Самостоятельная работа – 42 ч.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 2 (72) | ||
Формы обучения | Очная | Заочная с полным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения |
Семестр | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | Перезачет в 1 семестре | ||
практические занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
изучение теоретического курса | |||
курсовая работа | - | - | |
домашние задания | - | ||
контрольная работа | - | ||
подготовка к зачёту | |||
Контроль | |||
Вид промежуточного контроля | зачёт | зачёт |
4.2. Структура учебной дисциплины
Таблица № 1.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа. | консультации | |||||
1. | Социология как наука | 2,3 | Еженед. | Участие в групповой дискуссии | ||||
2. | Возникновение и развитие социологии | 4,5 | Еженед. | Подготовка докладов. Участие в обсуждении | ||||
3. | Общество как система | 6,7 | Еженед. | Участие в групповой дискуссии | ||||
4. | Культура и общество | 8,9 | Еженед. | Работа в микрогруппах | ||||
5. | Социальная структура и социальная стратификация | 10,11 | Еженед. | Выполнение инд. и групповых творческих заданий | ||||
6. | Социальные институты. Социальные изменения и процессы | 12,13 | Еженед. | Участие в групповой дискуссии Выполнение инд. и групповых творческих заданий | ||||
7. | Личность как социологическая проблема. Девиантное поведение и социальный контроль | 14,15 | Еженед. | Письменная контрольная работа. Выполнение инд. и групповых творческих заданий | ||||
8. | Методы социологических исследований | - | Еженед. | Письменная контрольная работа | ||||
Итого по видам занятий: | зачет | |||||||
Всего по дисциплине: |
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины «Социология»
Тема 4. Культура и общество
Культура как базис общества. Взаимодействие культуры и социальной системы. Культурное измерение социальных процессов. Культура и цивилизация. Компоненты культуры (символы, язык, ценности, нормы, “идеальная” и “реальная” культура, материальная культура и технология). Структура и функции культуры. Субкультура. Контркультура. Культурные изменения. Культура как человеческая свобода.
Образовательные технологии
В процессе обучения используются различные образовательные технологии, как традиционные (лекции и практические занятия), так и инновационные. Лекционные занятия строятся на диалоговой основе, используются электронные презентации, что способствует активизации внимания студентов и лучшему усвоению изучаемого материала. На практических занятиях используются технологии групповых дискуссий по актуальным социальным проблемам, методы проблематизации сознания студентов, направленные на формирование способности видеть, самостоятельно анализировать и находить пути решения социальных проблем. Важным аспектом работы выступают индивидуализация и персонификация учебного материала, позволяющая студентам увидеть и понять не только общественный смысл социальных явлений и процессов, но и их «бытовое» повседневное существование.
Необходимым элементом учебной работы является консультирование студентов по вопросам учебного материала.
Самостоятельная работа студентов включает подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий для групповой работы, написание докладов, подготовку к текущему и промежуточному контролю.
Для текущего контроля знаний студентов используются письменные контрольные работы, домашние и аудиторные творческие задания, для итогового – тест.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает тематику и перечень вопросов для подготовки к практическим занятиям, творческие задания и задания для групповой работы, вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену) по итогам освоения дисциплины, темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения.
Оценочными средствами для текущего контроля успеваемостиявляются проверочные задания по темам дисциплины, тест для итогового контроля.
6.1. Вопросы для подготовки к практическим занятиям
Тема 3. Общество и культура
Вопросы для обсуждения
1. Что такое культура? Что понимает под культурой социология? Перечислите основные признаки культуры и охарактеризуйте основные её функции.
2. Охарактеризуйте основные виды культуры.
3. Раскройте понятия субкультуры и контркультуры, приведите примеры.
4. Охарактеризуйте основные элементы культуры.
5. Какова роль культуры в социальных изменениях? Назовите известные Вам из повседневной жизни проявления глобализации культуры.
Задание для микрогрупп
Прокомментируйте строчку из стихотворения Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Как вы сами относитесь к проблеме взаимоотношений культур Востока и Запада? Обоснуйте свою точку зрения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для бакалавров и магистров по направлению подготовки 040100 "Социология" / Ж. Т. Тощенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
Павленок П.Д. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие [для вузов] /П. Д. Павленок, Л. И. Савинов, Г. Т. Журавлев. - 3-е изд. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К°, 2013 Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/56300/
Социология : основы общей теории: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Г. В. Осипов [и др.] ; под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева ; Акад. учеб.-науч. центр РАН-МГУ им. М. В. Ломоносова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : НОРМА, 2008.
Дополнительная литература:
Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.
Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.
Волков Ю.Е. Социология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов /Ю.Е. Волков. - Москва: Дашков и К°, 2012. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/3940/.
Гидденс Э. Социология / Под ред. В.А. Ядова. М.: Эдиториал УРСС, 2005.
Давыдов А.А. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем. М.: Эдиториал УРСС, 2005.
Добреньков В И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии: Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2005.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2010.
Добреньков В И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М.: Инфра-М, 2004.
Западно-европейская социология XIX – начала ХХ века: Тексты. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996.
Западно-европейская социология XIX века: Тексты. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996.
Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005.
Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007.
Карцева Л.В. Социология культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Дашков и К, 2007.
Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.
Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учеб. пособие. 3-е изд., исправ., доп. М.: КДУ, 2009.
Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. М.: Дашков и К, 2008.
Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги. М.: Интерпракс, 1996.
Полякова Н. Л. ХХ век в социологических теориях общества. М.: Логос, 2004.
Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.
Самыгин С.И., Гулиев М.А. Социология: история и современность. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Социология: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А.И.Антонова. 2-е изд., перераб. и доп.М.: ИНФРА-М, 2005. (Классический университетский учебник).
Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Фролов С.С. Общая социология: Учебник. М.: Велби, 2008.
Филатова О.Г. Общая социология: Учебник. М.: Гардарики, 2005.
Черняк Е.М. Социология семьи: Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.
Журналы «Социологические исследования», «Социологический журнал», «Социология: 4М» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru
Социальная реальность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fom.ru
Независимый институт социальной политики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socpol.ru
Современные исследования социальных проблем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sisp.nkras.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ « СоЦИОЛОГИЯ»
Учебные аудитории, оборудованные в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы; компьютерный класс, мультимедийная техника для демонстрации презентаций, оргтехника для тиражирования материалов для слушателей.
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Социология»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2015 г.
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Социология»
Для студентов всех форм обучения
Направление подготовки 22.03.02 (150400.62) Металлургия
профиль подготовки «Технология литейных процессов»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплексдисциплины «Социология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 19 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 22.03.02 (150400.62) Металлургия
Автор: | канд. пед. наук, доцент каф. Социологии и социальной работы | Н.Б. Титова |
Рецензент: | канд. пед.наук, доцент каф. | И.Е. Семенко |
управления в социальных и экономических
системах УрГУПС
Одобрен на заседании кафедры социологии. Протокол от 15.05.2015 г. №10.
Заведующая кафедрой социологии | Н.Ю. Масленцева |
Рекомендован к печати методической комиссией Факультета социологии и права РГППУ. Протокол от 18.06_2015 г. № 10
Председатель методической комиссии ФСП | М.Б. Ларионова | |
Декан ФСП | А.Г. Кислов |
© | © ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015
|
1. Цели освоения УЧЕБНОЙ дисциплины
Учебная дисциплина «Социология» является необходимым компонентом теоретической и практической подготовки бакалавра.
Целью изучения курса, соотнесенной с общими целями ООП ВО, является формирование у студентов общего представления о социологии как науке, навыков научного осмысления сложных явлений и процессов современной общественной жизни. Для этого необходимо понимание сущности общества как социальной реальности, особенностей его структуры, функционирования и развития.
Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Социология» преследует решение следующих задач:
1) обучение особенностям функционирования и закономерностям развития общества и его основных подсистем – экономической, политической, социальной и духовной;
2) овладение социологическими методами изучения различных сфер жизнедеятельности общества;
3) формирование навыков социологического видения и анализа актуальных проблем и противоречий современного общества, потребностей и интересов различных социальных групп.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социология» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) и является вариативной дисциплиной по выбору студента.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из школьного курса «Обществознание»:
Знания: биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений; тенденций развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
Умения: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов. Осуществлять поиск социальной информации, систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Владения: навыкамиуспешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
2.2. Из школьного курса «История»:
Знания: различных научных точек зрения на интерпретацию исторических событий.
Умения: оперировать базовыми понятиями курса, его теоретическими и ценностными конструктами; выявлять причинно-следственные связи исторических событий ориентироваться в хронологической последовательности исторических событий, выделять основные этапы их развития.
Владения: навыками исторического анализа социальных явлений и процессов.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Философия;
· Экономика
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВО:
общекультурные компетенции:
владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);
логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-4);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-5);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-10);
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
В результате усвоения дисциплины студент должен:
Знать:
- ключевые понятия социологии; особенности функционирования и развития социальных процессов и явлений основных сфер (подсистем) жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной, духовной.
Уметь:
- анализировать и критически оценивать тенденции, противоречия и проблемы различных сфер жизнедеятельности общества, потребности различных социальных групп в той или иной сфере общественной жизни;
- пользоваться понятийным и категориальным аппаратом социологии и применять его к анализу реальных социальных процессов и явлений;
- подкреплять теоретические положения конкретными примерами из повседневной практики и социального опыта жизнедеятельности общества.
Владеть:
- социологическими методами изучения различных сфер жизнедеятельности общества;
- навыками предупреждения и регулирования конфликтов, возникающих в трудовом коллективе;
- навыками анализа культурно-исторических особенностей различных обществ.
4. структура и Содержание учебной дисциплины «Социология»
Общая трудоемкость составляет 2 з.е. (72 часа)
Аудиторная работа – 30 ч.
Самостоятельная работа – 42 ч.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 2 (72) | ||
Формы обучения | Очная | Заочная с полным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения |
Семестр | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | Перезачет в 1 семестре | ||
практические занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
изучение теоретического курса | |||
курсовая работа | - | - | |
домашние задания | - | ||
контрольная работа | - | ||
подготовка к зачёту | |||
Контроль | |||
Вид промежуточного контроля | зачёт | зачёт |
4.2. Структура учебной дисциплины
Таблица № 1.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа. | консультации | |||||
1. | Социология как наука | 2,3 | Еженед. | Участие в групповой дискуссии | ||||
2. | Возникновение и развитие социологии | 4,5 | Еженед. | Подготовка докладов. Участие в обсуждении | ||||
3. | Общество как система | 6,7 | Еженед. | Участие в групповой дискуссии | ||||
4. | Культура и общество | 8,9 | Еженед. | Работа в микрогруппах | ||||
5. | Социальная структура и социальная стратификация | 10,11 | Еженед. | Выполнение инд. и групповых творческих заданий | ||||
6. | Социальные институты. Социальные изменения и процессы | 12,13 | Еженед. | Участие в групповой дискуссии Выполнение инд. и групповых творческих заданий | ||||
7. | Личность как социологическая проблема. Девиантное поведение и социальный контроль | 14,15 | Еженед. | Письменная контрольная работа. Выполнение инд. и групповых творческих заданий | ||||
8. | Методы социологических исследований | - | Еженед. | Письменная контрольная работа | ||||
Итого по видам занятий: | зачет | |||||||
Всего по дисциплине: |
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины «Социология»
Тема 1. Социология как наука
Социология как наука о системном понимании общества, взаимодействии социальных общностей, социальных процессах, поведении людей. Объект и предмет социологии.
Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теоретическая и эмпирическая социология, фундаментальная и прикладная социология, отрасли социологии.
Основные функции социологии в обществе как теории и практики: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные.
Взаимосвязь социологии с другими науками. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.