Глава 8. Т. Парсонс: общая теория действия и социальные системы

Толкотт Парсонс (1902—1979), выдающийся американский социолог, создатель социологической доктрины структурно-функционального анализа, считал, что основной проблемой социологии является исследование процессов интеграции социальных систем. С его точки зрения, социальная система состоит из взаимодействий индивидов, каждый из которых одновременно является и действующим лицом (актором), имеющим определенные цели, установки, стремления и т.п., и объектом ориентации как для других действующих лиц, так и для себя самого. Социальная система функционирует как «открытая», взаимодействующая с окружающей средой.

Любую социальную систему, считал Т. Парсонс, можно представить в двух неразрывных аспектах: 1)как структуру, выступающую в совокупности единиц или компонентов со стабильными свойствами (статика системы); 2)как ряд событий, процессов, в ходе которых изменяются свойства и отношения между структурными единицами (динамика системы), причем сами эти изменения связаны с действиями. Из этого следует, что социальные системы рассматриваются как сложные совокупности социальных действий людей, отсюда вытекает определение рассматриваемого феномена «социальные системы – это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами» ( ; 18).

Общая модель действия называется «единичным актом» и включает в себя, согласно Т. Парсонсу, два основных компонента: 1)действующее лицо (актор), т.е. субъекта действия, наделенного стремлением действовать, имеющего определенные цели, способного описать способы их достижения и осуществить их; 2)ситуационное окружение – изменяемые и неизменные факторы окружения, по отношению к которым оно зависит. Таким образом, действие предстает как определенный процесс в системе «субъект действия – ситуация», имеющий мотивационное значение для действующих лиц и коллективов.

Различные элементы ситуации, в которой действуют индивиды и коллективы, имеют для действующих субъектов специальные значения в качестве «знаков» или «символов», приобретающих общее значение и являющихся элементами культуры. Следовательно, социальная система состоит из множества индивидуально действующих лиц и их коллективов, взаимодействующих друг с другом в определенной ситуации, а их отношения к ситуации, включая отношения друг к другу, определяются и опосредуются системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры «Наличие высокодифференцированной культурной системы со сложной сетью взаимосвязей, -- подчеркивает Т. Паросонс, -- является отличительной чертой современных, модернизированных обществ» (...; 29).

Ситуационное окружение действующих субъектов, согласно Т. Парсонсу, состоит из четырех факторов: 1)биологический организм; 2)личностная подсистема; 3)культурная подсистема; 4)социальная подсистема. Эти четыре фактора в своем взаимодействии образуют структурную иерархию систем, приводящую в процессе своего функционирования к «интегративному состоянию» общества.

Система действий, согласно Т. Парсонсу, выполняет четыре взаимосвязанные функции: 1)адаптация нацелена на установление благоприятных отношений между системой действия и окружающей ее средой и на приспособление к среде; 2)целедостижение заключается в определении целей системы и мобилизации энергии и ресурсов для их достижения; 3)мотивация направлена на воспроизводство образца, т.е. на сохранение верности акторов нормам и ценностям системы, и на то, чтобы акторы продолжали ориентироваться на них; 4)интеграция направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности и целостности, на защиту ее от резких изменений и крупных потрясений, на стабилизацию системы.

Если сопоставить рассмотренные ранее четыре подсистемы (биологический организм, личность, культуру, социальную систему) с четырьмя функциями системы действия, то окажется, что биологический организм соответствует функции адаптации, личностная подсистема связана с функциями целеполагания и целедостижения, культурная подсистема соответствует функции воспроизводства образца, а социальная система выполняет функцию интеграции, приводит общество к интегративному состоянию.

Раскрыв сущность и значимость каждого из четырех компонентов структурной иерархии систем, Т. Парсонс особо выделил системообразующую роль культуры. Свойственная ей система культурных идеалов, ценностей, образцов создает устойчивые связи для структурирования индивидов в единую социальную систему, структурирует обязательства личностей перед социальной реальностью в значимые ориентации по отношению к социальному окружению и системам действия. В кибернетическом смысле именно она занимает высшее место в системе действия, выполняя роль регулятора по отношению ко всем остальным системам – организму, личности и социальной системе.

В результате включенности индивидуальных действий многих акторов в единую действующую систему личности, взаимодействуя с другими личностями, приходит к ожиданию определенных действий от других индивидов в определенных ситуациях. Такое ожидание (экспектация) во взаимодействии с другими акторами и их экспектациями приводит к возникновению определенных правил, норм, образцов поведения, помогающих регулировать и гарантировать характер ответных реакций. Все это вместе взятое «создает сложную сеть позиций», систему «ролевых статусов». Каждому из этих статусов приписывается определенное ожидаемое поведение, а также поощрение или наказание за соответствие или несоответствие этим ожиданиям. Решающим же фактором упорядочения и организации совместной деятельности индивидов являются идеалы, ценности и нормативные образы культуры.

Переход от одного состояния общества к другому, более высокому, считал Т. Парсонс, обусловлен возникновением и усиливающимся действием в социальной системе, в поведении индивидов новых кодовых элементов нормативных структур, воплощаемых в системе культуры.

Наши рекомендации