Глава 4. Становление социологии как науки: О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер.

Первые теоретические представления об обществе, месте и роли в нем человека, различных социальных общностей появились в самом начале возникновения и развития человеческой цивилизации, примерно 8—10 тысяч лет тому назад. Первые более или менее развитые системы таких теоретических воззрений первоначально формировались в философских школах, существовавших в Древних Индии, Китае, Вавилоне, Греции, Риме. Наиболее известными из них являются учения Сократа , Платона, Аристотеля. В Средние века в Западной Европе получают широкое распространение взгляды на предназначение и роль государства, разработанные Аврелием Августином (Блаженным). Дальнейшее развитие обществоведческие концепции получили в эпоху Возрождения и Нового времени в трудах Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, М. Вольтера, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Ламетри, Ж, Руссо, Г. Гегеля и др.

Однако в качестве самостоятельной науки об обществе социология начала формироваться только в 30-40-е годы XIX в. Ее «крестным отцом» стал О. Конт (1792—1857), который впервые употребил термин «социология», обозначив им специфическую науку об обществе. В выдвинутой и обоснованной О. Контом концепции социология трактовалась в качестве единой общественной науки, призванной выявить особенности и закономерности социального организма или целостной развивающейся системы. По его утверждению, в своем историческом развитии человечество приводится в движение соответствующими импульсами согласно закону, столь же неотвратимому, как закон гравитации. Цель же социологии состоит в том, чтобы на основе познания социальных законов облегчить развитие человечества, просвещая его. А отсюда вытекает, что главным источником и движущей силой исторического процесса являются прогресс человеческого разума, научной мысли. Именно «идеи, - считал он, - управляют и переворачивают мир».

Первая часть социологической доктрины О. Конта – «социальная статика» призвана, по его мысли, выявить и объяснить особенности основных компонентов социальной системы – семью, собственность, разделение труда, государства, а также язык и религия. Среди этих элементов важнейшую роль выполняет разделение труда, приводящее к внушительной дифференциации общества на различные группы и классы, между которыми возможно возникновение конфликтов. Конфликты способны привести к революции, а последняя может разрушить гармони., «социальный порядок», составляющий высшее достижение человечества. Поэтому важнейшее значение в развитии общества придается О. Контом социальному консенсусу, на котором должен базироваться социальный порядок.

Если социальная статика изучает, согласно О. Конту, законы функционирования общества как единой и целостной системы, то социальная динамика призвана исследовать и объяснять законы изменения и развития социальной системы.

Краеугольным камнем контонвской социальной динамики является его пресловутый закон трех стадий. Согласно этому закону, общество в своем развитии походит три стадии. Первая из них - теологическая, охватывающая древность и раннее средневековье (до 1300 г.). В эту эпоху теологическое состояние умов, объясняющих природные и социальные явления господством сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм), приводят к господству духовенства и военно-авторитарных режимов. Вторая стадия - метафизическая, охватывающая 1300-1800, - разрушает фундамент ранее господствующего общественного порядка - религиозные убеждения и достигает апогея в господстве абстрактных философских доктрин (метафизических) и революционных концепциях. Последние подталкивают общество к революционным кризисам, нравственной испорченности и общественным беспорядкам. На смену ей приходит третья, высшая стадия - позитивная. На этом этапе происходит широкое распространение науки, возникновение новых научных дисциплин, в том числе и социологии, а военная система уступает место "промышленному и мирному обществу".

О. Конт считал, что в обществе существует прогресс, который понимался им как развитие и упрочение в обществе социального порядка. Отсюда его знаменитый лозунг: «Прогресс ради порядка». Решающей движущей силой общественного прогресса, считал он, является развитие человеческого духа. История в таком случае должна представлять собой такую картину общественного развития, где осуществляется стабилизация общества без стагнации, а его эволюция – без революции.

Подвергая критике теологическую (и монархическую) стадию развития общества, О. Конт проявил непоследовательность и призывал к созданию некоей новой религии человечества. Такой религией должна стать сочиненная им социократия – такое состояние общества, которое управляется промышленниками и банкирами, обучаемыми и управляемыми социологами. Такое обществе основано на социократии, т.е. на культе человечества как единого «Великого существа».

Один из основателей социологии Герберт Спенсер (1820-1903) стал родоначальником эволюционно-органистского направления, который характеризуется последовательным применением аналогии общества с биологическим организмом. Как и в организме, развитие и рост общества, считал Г. Спенсер, сопровождается увеличением сложности его органов и частей.

Г. Спенсер первым ввел в научное словоупотребление применительно к социальному организму общеупотребимые в современной социологии категории «структура» и «функция». Подобно организму, утверждал он, прогрессивная дифференциация структуры общества связана с усложнением и дифференциацией его функций. В обществе, как и в организме, в процессе эволюции происходит специализация составляющих его структур.

Однако общество, по мнению Г. Спенсера, не только имеет общие черты с организмом, но и отличается от него. В обществе существует меньшая зависимость части, т.е. индивида, от целого (общества). Если в организме часть существует ради целого, то в обществе, наоборот, -- оно существует ради блага своих членов, индивидов.

Г. Спенсер подчеркивал, что любое развитое общество располагает тремя системами органов: 1) поддерживающей или производственной функцией которой является производство необходимых продуктов; 2) распределительной, обеспечивающей связь между отдельными частями социального организма посредством разделения труда; 3) регулятивной, обеспечивающей главным образом деятельностью государства, координацию частей и их подчинение целому. Решающими факторами действия этих трех систем, обеспечивающих существование социального организма, его развитие и регулирование, по его мнению, являются социальная борьба и соперничество. Победители в этой борьбе, являющейся по существу конкуренцией, образуют класс собственников, а побежденные - наемных работников. Эти идеи были позднее использованы в развитии социально-экономических теорий конкуренции.

Важный вклад в развитие мировой социологии внес К. Маркс (1818—1883). Исходная идея его состоит в том, что люди в процессе своего взаимодействия друг с другом вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие общественные отношения. Основой всей совокупности общественных отношений являются экономические отношение, составляющие базис общества. Базис общества включает в себя производственные отношения, которые неразрывно связаны с производительными силами, созидающими все материальные и духовные блага.

Структуру производительных сил составляют люди, прежде всего рабочие, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, а также сами эти средства производства. Но трудящиеся объединяются со средствами производства не прямо, поскольку они не являются их хозяевами, а через владельцев этих средств, их собственников, в частности, капиталистов, которые нанимают рабочих, предоставляют им работу и тем самым соединяют их с орудиями труда. Отношения, складывающиеся в процессе производства между владельцами орудий труда и трудящимися, называются производственными отношениями, которые характеризуются в основном отношениями собственности между теми, кто собственностью владеет, и теми, кто ее лишен.

Единство производительных сил и производственных отношений образует способ производства материальных благ, который не остается раз и навсегда данным, неизменным, а, напротив, постоянно изменятся, развивается. Движущей силой его развития, а вместе с тем и развития всего общества выступает проявляющееся на определенных этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями. В таком случае из форм развития производительных сил производственные отношения превращаются в их оковы. Это приводит к социальному, классовому конфликту, действующими субъектами которого становятся рабочий класс и капиталисты.

Поскольку коренные интересы рабочих и капиталистов антагонистичны, непримиримы, классовый конфликт между ними на высоком уровне конфликтного противостояния при наличии высокого уровня сознания рабочих и их организованности (наличие мощной пролетарской партии) неизбежно подталкивает общество к социальной революции.

Таким образом, сами объективные законы развития материального производства, считал К. Маркс, не только создают экономическую основу революционного ниспровержения капитализма, но и формируют субъекта такого ниспровержения, могильщика капитализма – рабочий класс. По мере возрастания масштабности и остроты его конфликтов с классом капиталистов вызревают экономические, социальные, политические условия свершения социальной революции, в результате которой разрешаются все антагонистические противоречия и конфликты и совершается переход к новому социальному устройству – коммунистическому.

Такой революционный переход, по мысли К. Маркса, свершиться очень нескоро, в отдаленной исторической перспективе, когда объединенными усилиями всех народов или, по крайней мере, передовых, наиболее развитых в экономическом, социально-политическом и духовном отношении стран будет сделан реальный шаг к гармоничному социальному развитию, в котором свободное развитие каждого станет условием развития всех.

Переворот в способе производства, в экономическом базисе общества, по утверждению К. Маркса, неизбежно сопровождается коренными изменениями в надстройке общества, которую составляют юридические, политические, религиозные, философские взгляды людей.

Интегральная картина изложенной марксовой концепции динамики социального развития воплощена в концепции общественно-экономической формации, структурно-логическая схема которой имеет следующий вид:

4.1. Контовская модель структуры социологии.

Социология

изучает общество как

целостную систему

 
 


Социальная статика изучает структурные элементы социальной системы – семью, государство, религию, их взаимодействие, обеспечивающее общественный консенсус и порядок Социальная динамика исследует последовательность этапов, которые общество проходит в процессе социальных изменений и развития

4.2. Контовский «закон трех стадий».

Название стадии Основной фактор, определяющий содержание развития
Теологическая Господствующее положение в обществе, определяющее его развитие, занимает религия.
Метафизическая Главенствующую роль в развитии общества играет философия
Позитивная Решающую роль в развитии общества занимает наука, конкретное положительное знание, которое необходимо использовать практически для совершенствования общества.

4.3. Методы социологии (по О. Конту).

Наблюдение
Социологические Эксперимент
методы Сравнение
Исторический метод

4.4. Эволюционно-органистическое направление в социологии.

Человеческое общество развивающийся, эволюционизирующий организм.
В обществе в процессе эволюции происходит специализация и дифференциация его структур, органически связанная с усложнением и дифференциацией его функций.
В обществе, в отличие от организма существует гораздо меньшая зависимость части, т.е. индивида, от целого, в силу того, что общество существует ради блага своих членов, индивидов.
Основным изменением социального прогресса является переход человечества от общества, в котором личность целиком подчинена целому, к такому состоянию, при котором социальный организм станет служить составляющим его личностям.
Критерий социального прогресса есть повышение уровня индивидуальной свободы личности.

4.5. Общий каркас марксовой концепции общественно-экономической формации.


  Надстройка: государство, право, философия, религия, искусство    
  Социально-классовая структура общества    
  Производительные силы: 1)люди; 2)средства производства Производственные отношения (экономический базис общества)  
  Способ производства материальных и духовных благ    
Технологические основы общества  
               

Наши рекомендации