Отношения на публике» (1971)
«Исследования социального порядка на микроуровне» (терминология Гофмана), которые он опубликовал в 1971 году в книге «Отношения на публике», дополняют рассмотренные выше аспекты его творчества темой социального пространства. Каждый человек претендует на социальное пространство, хозяином которого себя ощущает. Например, это расстояние, которое должны держать по отношению к нам пассажиры лифта, или письменный стол, на котором никто, кроме нас, не имеет права наводить порядок. «Территория» является символическим пространством для создания и укрепления идентичности. Она необходима как для выступления человека перед другими людьми, так и для его «ухода» от других. Территория создает одновременно дистанцию и близость между людьми, поэтому ей нужны четкие границы. Если границы
_____ Ирвинг Гофман: Техники презентации 211
нарушены, нужно уметь исправить ситуацию, например с помощью извинений и объяснений.
Анализ рамок взаимодействия» (1974)
Последняя книга, которую Гофман опубликовал в 1974 году, называется «Анализ рамок взаимодействия». Многие исследователи усматривают в этом произведении перелом в социологии Гофмана, однако детальный анализ Р. Хеттлэджа, показывает, что Гофман опирается здесь сразу на все то, к чему привели его более ранние размышления, и включается на этой основе в актуальную социологическую дискуссию, которую он же обогатил своим творчеством.1 Гофман дал своей книге подзаголовок «Essay on the organization of experience», что можно перевести как «Очерк по организации жизненного опыта». Формулировка подзаголовка является весьма удачной, она наглядно подтверждает, что Гофман продолжает полемику, связанную с феноменологической социологией А. Шюца2 и этнометодологией
1 Hettlage R. Rahmenanalyse oder die innere Organisation unseres Wissens um die Ordnung der Wirklichkeit // Erving Goff man — em soziologischer Klassiker der zweiten Generation. Bern, 1991.
2 Goffman E. Rahmen-Analyse. Frankfurt am Main, 1993. S. 15.
212 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
Ирвинг Гофман: Техники презентации
Г. Гарфинкеля.1 Для того чтобы кратко подытожить содержание этого богатого мыслями произведения, можно воспользоваться собственными словами Гофмана, который пишет: «Для меня здесь речь идет о том, к кому человек может обратиться в определенный момент времени в определенных ситуациях. Сюда обычно относятся другие люди, в том числе и те, которых в данный момент нет на житейской сцене. Я исхожу из того, что люди, которые находятся в определенной ситуации, должны прежде всего решить для себя вопрос: что здесь происходит? Неважно, возникает ли этот вопрос в явном виде, когда действительно непонятно, что происходит вокруг, или он существует в неявном виде на фоне обычной уверенности в жизни. Ответ на него возникает из самих действий людей в ситуации. Исходя из такой постановки вопроса написана настоящая книга, в которой развивается система, на которую можно опереться при ответе на этот вопрос».2 Под «рамками» понимаются имплицитно следующие или эксплицитно заданные определения ситуации.3 У Макса Вебера этот вопрос обсуждается в понятии ориентации на совместно подразумеваемый смысл, у Альфреда Шюца — в понятии мотивации социального действия.
Немецкий социолог Зефнер понимает под рамками «формы социальных представлений, с помощью которых члены общества указывают друг дру-
* Об этой связи см.: Eberle T. Rahmenanalyse und Lebensweltanalyse // Erving Goffman — em soziologischer Klassiker der zweiten Generation. Bern, 1991; Widmer J. Goffman und die Ethnomethodologie // Ibid.
2 Goffman E. Rahmen-Analyse. S. 16.
3 Ibid.
гу, в каких узнаваемых (следовательно, и типизируемых) поведенческих комплексах они находятся вместе со своими партнерами по социальному взаимодействию».1 Гофман рассматривает партнеров социального взаимодействия с точки зрения того, как они определяют друг перед другом и друг для друга рамки взаимодействия. Эти стратегии, которые, конечно, редко кем осознаются, служат для того, чтобы каждый мог реализовать свою идентичность и предотвращают ее неправильное понимание. Поэтому «внутренняя организация нашего знания о социальном порядке»2 является в то же время организацией идентичности в повседневной жизни.