Отношения на публике» (1971)

«Исследования социального порядка на микро­уровне» (терминология Гофмана), которые он опуб­ликовал в 1971 году в книге «Отношения на публи­ке», дополняют рассмотренные выше аспекты его творчества темой социального пространства. Каж­дый человек претендует на социальное простран­ство, хозяином которого себя ощущает. Например, это расстояние, которое должны держать по отно­шению к нам пассажиры лифта, или письменный стол, на котором никто, кроме нас, не имеет права наводить порядок. «Территория» является симво­лическим пространством для создания и укрепле­ния идентичности. Она необходима как для вы­ступления человека перед другими людьми, так и для его «ухода» от других. Территория создает одно­временно дистанцию и близость между людьми, поэтому ей нужны четкие границы. Если границы

_____ Ирвинг Гофман: Техники презентации 211

нарушены, нужно уметь исправить ситуацию, на­пример с помощью извинений и объяснений.

Анализ рамок взаимодействия» (1974)

Последняя книга, которую Гофман опубликовал в 1974 году, называется «Анализ рамок взаимодей­ствия». Многие исследователи усматривают в этом произведении перелом в социологии Гофмана, од­нако детальный анализ Р. Хеттлэджа, показывает, что Гофман опирается здесь сразу на все то, к чему привели его более ранние размышления, и включа­ется на этой основе в актуальную социологическую дискуссию, которую он же обогатил своим творче­ством.1 Гофман дал своей книге подзаголовок «Essay on the organization of experience», что можно пере­вести как «Очерк по организации жизненного опы­та». Формулировка подзаголовка является весьма удачной, она наглядно подтверждает, что Гофман продолжает полемику, связанную с феноменологи­ческой социологией А. Шюца2 и этнометодологией

1 Hettlage R. Rahmenanalyse oder die innere Organisa­tion unseres Wissens um die Ordnung der Wirklichkeit // Erving Goff man — em soziologischer Klassiker der zweiten Generation. Bern, 1991.

2 Goffman E. Rahmen-Analyse. Frankfurt am Main, 1993. S. 15.



212 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

Ирвинг Гофман: Техники презентации



Г. Гарфинкеля.1 Для того чтобы кратко подыто­жить содержание этого богатого мыслями произве­дения, можно воспользоваться собственными сло­вами Гофмана, который пишет: «Для меня здесь речь идет о том, к кому человек может обратиться в определенный момент времени в определенных ситуациях. Сюда обычно относятся другие люди, в том числе и те, которых в данный момент нет на житейской сцене. Я исхожу из того, что люди, ко­торые находятся в определенной ситуации, долж­ны прежде всего решить для себя вопрос: что здесь происходит? Неважно, возникает ли этот вопрос в явном виде, когда действительно непонятно, что происходит вокруг, или он существует в неявном виде на фоне обычной уверенности в жизни. Ответ на него возникает из самих действий людей в ситу­ации. Исходя из такой постановки вопроса написа­на настоящая книга, в которой развивается систе­ма, на которую можно опереться при ответе на этот вопрос».2 Под «рамками» понимаются имплицитно следующие или эксплицитно заданные определения ситуации.3 У Макса Вебера этот вопрос обсуждает­ся в понятии ориентации на совместно подразуме­ваемый смысл, у Альфреда Шюца — в понятии мотивации социального действия.

Немецкий социолог Зефнер понимает под рам­ками «формы социальных представлений, с помо­щью которых члены общества указывают друг дру-

* Об этой связи см.: Eberle T. Rahmenanalyse und Lebensweltanalyse // Erving Goffman — em soziologischer Klassiker der zweiten Generation. Bern, 1991; Widmer J. Goffman und die Ethnomethodologie // Ibid.

2 Goffman E. Rahmen-Analyse. S. 16.

3 Ibid.

гу, в каких узнаваемых (следовательно, и типизи­руемых) поведенческих комплексах они находят­ся вместе со своими партнерами по социальному взаимодействию».1 Гофман рассматривает партне­ров социального взаимодействия с точки зрения того, как они определяют друг перед другом и друг для друга рамки взаимодействия. Эти стратегии, которые, конечно, редко кем осознаются, служат для того, чтобы каждый мог реализовать свою иден­тичность и предотвращают ее неправильное пони­мание. Поэтому «внутренняя организация нашего знания о социальном порядке»2 является в то же время организацией идентичности в повседневной жизни.

Наши рекомендации