Хладнокровная разметка» (1952)


Ирвинг Гофман: Техники презентации

альным положением, которое предоставляет им об­щество и предусмотренные для них социальные институты.

Под неудачей Гофман понимает потерю роли, которая считается у окружающих важной, или не­возможность достичь хорошего положения в обще­стве. Процесс примирения с этой ситуацией он на­зывает «охлаждением».1 Тем самым речь идет о формировании идентичности в ситуации, которая рассматривается как несправедливая. С точки зре­ния Гоулднера, «охлаждение» выполняет функцию «примирения проигравшего со своим поражением».2 С точки зрения структурно-функциональной теории социального порядка, эта функция обеспечивает равновесие личных притязаний с общественными ожиданиями и целями.

Однако «охлаждение» является не просто про­цессом последующей корректировки, посредством которого, например, плохо успевающий ученик приспосабливается к своему положению, а еще и процессом подготовки. Например, молодой человек может длительное время исподволь готовить своих родителей к тому, что он рано или поздно покинет их дом и расстанется с ролью ребенка. «Охлажде­ние» — это процесс смягчения притязаний. Он слу­жит предотвращению разрушения идентичности.3

Статья Гофмана «Хладнокровная разметка» («On cooling the mark out»), опубликованная в журнале «Psychiatry» в 1952 году, посвящена проблеме при­нуждения людей с теми или иными недостатками к примирению с неудачами и с тем скромным соци-

1 Oswald H. In memoriam Erving Goffman. S. 212.

1 Ср.: Goffman E. On cooling the mark out // Human behavior and social processes. Boston, 1962. P. 493.

2 GouldnerA. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 461.

3 Goffman E. Techniken der Imagepflege // Interaktions-rituale. Frankfurt am Main, 1994. S. 485.


I

 

206 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация

Создание имиджа» (1955)

В сочинении под названием «Face-work» (1955), написанном еще в Чикаго, речь идет о стратегиях сохранения и поддержания своего «лица». Они вклю­чают в себя приемы создания у окружающих благо­приятного впечатления о себе и коррекцию небла­гоприятного. В социальном взаимодействии эти уси­лия направлены на кооперацию с окружающими людьми. При этом «лицо» (face) лишь отчасти являет­ся образом собственного Я, оно является еще и тем образом, который, по убеждению индивида, скла­дывается о нем у окружающих.1 В переводах произ­ведений Гофмана на другие языки этот «второй об­раз» обозначают термином «имидж». Поэтому ста­тья, посвященная «созданию лица», и озаглавлена в переводе «Создание имиджа». Образ себя и имидж у окружающих могут противоречить друг другу, по­этому индивид должен стремиться замаскировать то, что противоречит образу, ему желательному. Сюда относится техника, которую Гофман в даль­нейшем назвал различением сцены и кулис.




Ирвинг Гофман. Техники презентации

татом многолетней работы автора в качестве при­глашенного исследователя в психиатрической кли­нике. В этой книге Гофман описывает жизнь лю­дей в институтах, в которых им недоступны сред­ства для выражения своей идентичности. Книга посвящена не только психиатрической клинике как «тотальному институту», но и вполне обычному «от­ключению» идентичности персоналом и попыткам обитателей клиники вопреки всему сохранить свою идентичность или придать ей новое выражение. Отчасти это удается сделать в рамках института, отчасти вопреки официальным правилам, когда, например, возникает «подпольная жизнь» — так называемые «неформальные отношения». Как это удается и в чем заключается этот второй срез пове­дения в тотальных институтах — хорошо видно из рассказов узников концлагерей. Правдивое изобра­жение подпольной, неформальной жизни, которая лишь на первый взгляд кажется веселой, дается в фильме «Полет над гнездом кукушки».

Ролевая дистанция» (1961)

Сумасшедший дом» (1961)

Книга «Сумасшедший дом. Об обращении с на­рушенной идентичностью» (1961) является резуль-

1 Здесь заметно, что на Гофмана сильно повлиял те­зис Мида о принятии роли другого.

Статью о ролевой дистанции, написанную в 1961 го­ду, можно с полным основанием включить в список обязательной литературы по социологии. Интерес­но, что Гофман едва коснулся понятия ролевой ди­станции в своем главном произведении «Представ­ление себя другим в повседневной жизни», которое вышло в свет лишь на два года раньше. Идея роле­вой дистанции настолько захватила автора, что он


208 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация

посвятил ей отдельное сочинение. С точки зрения центральной темы творчества Гофмана — т£мы_угоо-зьх_щгчд2С^пи^в__общестде^ ррлевую-ДайТШЩию луч­ше jscerjQ „рассматривать при исследовании страте-гиЦ доведения людей на,житейской сцене. Поэтому здесь речь пойдет лишь о лапидарном изложении центрального тезиса этого широко известного сочи­нения Гофмана.

В статье «Ролевая дистанция» речь идет о леги-тимности ожиданий индивида, сопряженных с испол­нением определенной социальной роли. Для Парсон-са, например, такой вопрос был бы второстепенным, так как успешная социализация является предпо­сылкой добровольного исполнения человеком своих обязанностей. Для Гофмана, наоборот, центральным является вопрос о том, насколько требования обще­ства сковывают развитие идентичности. Оказывает­ся, чтобы показать, что личность представляет со­бой нечто большее, чем это предписано ролью (или хотя бы претендовать на это), индивид вынужден дистанцироваться от социальной роли. Ролевая ди­станция не означает отказ или неспособность к ис­полнению роли, а, наоборот, свидетельствует о вы­сокой компетенции, проявляющейся в обращения с социальной ролью по своему усмотрению.

Стигма» (1963)

Книга «Стигма» имеет подзаголовок «Заметки об управлении ущербной идентичностью». Стигма — греческое слово, обозначающее метку, тавро. В со-

Ирвинг Гофман: Техники презентации

циологии под стигмой понимают очевидные соци­альные признаки, при наличии которых люди исклю­чаются из числа нормальных. Примерами явной стигмы могут быть заметная инвалидность или за­нятие проституцией. Что может быть стигмой — зависит от конкретного общества, но стигма везде связана с дискриминацией человека. Стигматизи­рованные люди стремятся положить конец своей дискриминации. Для этого они применяют различ­ные техники поведения. Можно скрывать свою инва­лидность, но можно, наоборот, выставлять ее напо­каз, так что она становится нормальным условием нормального поведения. Примером такой, на пер­вый взгляд, парадоксальной поведенческой страте­гии может служить желание инвалида за рулем специального автомобиля для инвалидов, чтобы его пропускали на красный свет, потому что его авто­мобиль не такой быстроходный, как обычный! Этот пример иллюстрирует двойственную функцию тех­ник восстановления ущербной идентичности: они укрепляют и восстановливают собственную идентич­ность и создают предпосылки другим людям для «совершенно нормального» поведения. Действитель­но, очень часто люди с физическими недостатками вынуждены вести себя так, как будто они являют­ся совершенно нормальными для того, чтобы те, кто не знает, как следует обращаться с инвалида­ми, могли бы вести себя с ними как с обычными людьми. Замысловатая грамматическая конструк­ция с множеством «как» косвенно демонстрирует, какую большую работу нужно проделать человеку для поддержания своей идентичности и откуда ис­ходит перманентная угроза ей. Дело обстоит ни­чуть не проще, когда речь идет о неявной социаль-

210 Х.Абвлъс. Интеракция, идентичность, презентация

ной стигме. Например, если кто-нибудь имеет сек­суальные ориентации, которые не одобряются в его окружении, то он сочтет за благо поискать их удов­летворения подальше от среды своих знакомых, может быть, даже в другом городе, иначе его иден­тичность будет под угрозой, так как в своем городе его репутация может скорее пострадать. Для того чтобы избежать наихудшего развития событий, че­ловеку приходится осуществлять тщательный кон­троль за информацией и порой пускаться на обман.

Наши рекомендации