Практические теории в мире повседневности


Этнометодология о методах

наружение имплицитных правил, которые струк­турируют социальное взаимодействие и тем самым обеспечивают его стабильность».1

К имплицитным правилам повседневного взаи­модействия относится допущение возможности вза­имопонимания с другими людьми. Оно само по себе должно вызвать у социологов удивление, так как феноменология показала, что значительная часть нашего конструирования реальности осуществляет­ся весьма индивидуальным образом. Однако, по мысли представителей этнометодологии2, на этот вопрос всегда можно ответить, что «в социальных науках еще не решена проблема того, как в сущно­сти люди понимают мир других людей».3 Как уже подчеркивалось, взаимопонимание людей является бесспорным жизненным фактом, причем человек с абсолютной уверенностью считает, что может по­нять другого человека, и на самом деле понимает его. Как пишет Псадас, человек исходит из того, «что может понять субъективный "мир" другого че­ловека» или хотя бы знать «о нем то, что важно».4

В начале главы уже приводилась характеристи­ка познавательного интереса этнометодологии со ссылкой на Дж. Псадаса. Познавательный интерес, как уже отмечалось, направлен на обнаружение «методов, которые применяют люди в повседнев­ной жизни для конструирования социальной реаль­ности».1 Эти методы обеспечивают действия в по­вседневной жизни, что дает основание вслед за Гарфинкелем говорить о «практических теориях в мире повседневности». Целью анализа является «об-

1 dcourel A. Sprache in der sozialen Interaktion. Mun-chen, 1975. S. 271.

1 Legnaro A. Wenn einer neben dem common sense her-lauft. S. 630.

2 Эта проблема ставится и в других теоретических направлениях в социологии, например, Дж. Хоманс тоже сформулировал ее, см.: Homans G. Elementarformen sozi­alen Verhaltens Opladen, 1972 S. 1. Конечно, все поста­новки вопроса об условиях возможности социального по­рядка сходны, однако благодаря особо выразительной и изящной его постановке в этнометодологии интерес к со­циологии в целом возрос.

3 Psathas G. Ethnotheone, Ethnomethodologie, Phano-menologie. S. 277.

4 Ibid.

156 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

Возможность взаимопонимания людей является конститутивным ожиданием действующего челове­ка.1 Научное объяснение методов, которыми мы пользуемся для взаимопонимания с другими людь­ми, является центральной темой этнометодологии. Их объяснение противоположно социологической теории Парсонса. Немецкий исследователь И. Берг­ман в одном из своих произведений так подытожил критику Парсонса Гарфинкелем: «В теории Пар­сонса отдельный индивид... является "оценивающим простофилей", который действует в квазинеосознан­ном согласии с наличными альтернативами дей­ствий, заранее заданными "общей культурой", и не имеет ни возможности, ни способности осмысленно структурировать, то есть интерпретировать ценнос­ти культуры и социальные нормы применительно к ситуации».2 Здесь уместно вспомнить, что Гарфин-кель защитил диссертацию под руководством Пар­сонса, то есть критиковал Парсонса, опираясь на «интимное» знание его теории. В чем заключается эта критика?

Гарфинкель утверждает, что мы не просто реа­лизуем ценности и нормы, а конструируем тем са­мым друг для друга общую реальность. Гарфинкель называет такую деятельность «практической актив­ностью». Этнометодология начинается с изучения практической активности.3 Понятие «практическо-

1 LegnaroA. Wenn einer neben dem common sense herla-uft. S. 630.

2 Bergmann J. Ethnomethodologie und Konversation-sanalyse. Kurseinheit 1. Hagen, 1988. S. 20.

3 Во введении к книге «Studies in ethnomethodology» Гарфинкель пишет на первой странице: «В настоящем исследовании рассматривается практическая активность».


Этнометодология о методах ...

го» является «ключевым понятием творчества Гар-финкеля». Гарфинкель говорит о «практическом» тогда, «когда нужно обозначить неизменные усло­вия реализации социальных действий в повседнев­ных ситуациях и контекстах».1 Это означает, что каждое действие является выбором из множества возможностей. Действующий поставлен перед «не­обходимостью принятия решения о том, как про­должать действовать дальше. Именно эту проблему Гарфинкель называет "практическим вопросом par excellence: Как поступить дальше?"»2

Все множество альтернатив действия не исчер­пывается действующим, так как он руководствует­ся прагматическим мотивом и должен принимать решения в разумное время.3 Метод, с помощью ко­торого люди создают предпосылки деятельности перед лицом сложной действительности, называет­ся документальным методом интерпретации.

Наши рекомендации