Практические теории в мире повседневности
Этнометодология о методах
наружение имплицитных правил, которые структурируют социальное взаимодействие и тем самым обеспечивают его стабильность».1
К имплицитным правилам повседневного взаимодействия относится допущение возможности взаимопонимания с другими людьми. Оно само по себе должно вызвать у социологов удивление, так как феноменология показала, что значительная часть нашего конструирования реальности осуществляется весьма индивидуальным образом. Однако, по мысли представителей этнометодологии2, на этот вопрос всегда можно ответить, что «в социальных науках еще не решена проблема того, как в сущности люди понимают мир других людей».3 Как уже подчеркивалось, взаимопонимание людей является бесспорным жизненным фактом, причем человек с абсолютной уверенностью считает, что может понять другого человека, и на самом деле понимает его. Как пишет Псадас, человек исходит из того, «что может понять субъективный "мир" другого человека» или хотя бы знать «о нем то, что важно».4
В начале главы уже приводилась характеристика познавательного интереса этнометодологии со ссылкой на Дж. Псадаса. Познавательный интерес, как уже отмечалось, направлен на обнаружение «методов, которые применяют люди в повседневной жизни для конструирования социальной реальности».1 Эти методы обеспечивают действия в повседневной жизни, что дает основание вслед за Гарфинкелем говорить о «практических теориях в мире повседневности». Целью анализа является «об-
1 dcourel A. Sprache in der sozialen Interaktion. Mun-chen, 1975. S. 271.
1 Legnaro A. Wenn einer neben dem common sense her-lauft. S. 630.
2 Эта проблема ставится и в других теоретических направлениях в социологии, например, Дж. Хоманс тоже сформулировал ее, см.: Homans G. Elementarformen sozialen Verhaltens Opladen, 1972 S. 1. Конечно, все постановки вопроса об условиях возможности социального порядка сходны, однако благодаря особо выразительной и изящной его постановке в этнометодологии интерес к социологии в целом возрос.
3 Psathas G. Ethnotheone, Ethnomethodologie, Phano-menologie. S. 277.
4 Ibid.
156 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
Возможность взаимопонимания людей является конститутивным ожиданием действующего человека.1 Научное объяснение методов, которыми мы пользуемся для взаимопонимания с другими людьми, является центральной темой этнометодологии. Их объяснение противоположно социологической теории Парсонса. Немецкий исследователь И. Бергман в одном из своих произведений так подытожил критику Парсонса Гарфинкелем: «В теории Парсонса отдельный индивид... является "оценивающим простофилей", который действует в квазинеосознанном согласии с наличными альтернативами действий, заранее заданными "общей культурой", и не имеет ни возможности, ни способности осмысленно структурировать, то есть интерпретировать ценности культуры и социальные нормы применительно к ситуации».2 Здесь уместно вспомнить, что Гарфин-кель защитил диссертацию под руководством Парсонса, то есть критиковал Парсонса, опираясь на «интимное» знание его теории. В чем заключается эта критика?
Гарфинкель утверждает, что мы не просто реализуем ценности и нормы, а конструируем тем самым друг для друга общую реальность. Гарфинкель называет такую деятельность «практической активностью». Этнометодология начинается с изучения практической активности.3 Понятие «практическо-
1 LegnaroA. Wenn einer neben dem common sense herla-uft. S. 630.
2 Bergmann J. Ethnomethodologie und Konversation-sanalyse. Kurseinheit 1. Hagen, 1988. S. 20.
3 Во введении к книге «Studies in ethnomethodology» Гарфинкель пишет на первой странице: «В настоящем исследовании рассматривается практическая активность».
Этнометодология о методах ...
го» является «ключевым понятием творчества Гар-финкеля». Гарфинкель говорит о «практическом» тогда, «когда нужно обозначить неизменные условия реализации социальных действий в повседневных ситуациях и контекстах».1 Это означает, что каждое действие является выбором из множества возможностей. Действующий поставлен перед «необходимостью принятия решения о том, как продолжать действовать дальше. Именно эту проблему Гарфинкель называет "практическим вопросом par excellence: Как поступить дальше?"»2
Все множество альтернатив действия не исчерпывается действующим, так как он руководствуется прагматическим мотивом и должен принимать решения в разумное время.3 Метод, с помощью которого люди создают предпосылки деятельности перед лицом сложной действительности, называется документальным методом интерпретации.